Курс «Психолого-педагогические основы интегрированного обучения»
как условие профессиональной подготовки к работе с нормально развивающимися детьми и дошкольниками, имеющими нарушения
в развитии
К.п.н., проф. И.В. Юганова
В последнее время увеличивается число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. При этом все чаще поднимаются вопросы о том, что их развитие, воспитание и обучение, обладая специфическими чертами, должно проходить в среде нормально развивающихся сверстников. Такой вариант коррекционно-педагогического воздействия в условиях полной, частичной или смешанной интеграции получил название инклюзивного образования. Готовить педагогов к работе в условиях такого образования очень сложно.
В Московском гуманитарном педагогическом институте разработан цикл дисциплин по выбору для подготовки организаторов-методистов дошкольного образования. Одна из них носит название «Психолого-педагогические основы интегрированного обучения».
Дисциплина ориентирует на подготовку студентов к работе с детьми, посещающими интегрированные группы ДОУ. Материал содержания дисциплины подготавливает студентов к пониманию возможности воспитания и обучения детей с определенными отклонениями в развитии в массовых дошкольных учреждениях, формирует умение налаживать контакт между различными специалистами ДОУ, оказывать квалифицированную помощь родителям, а также применять на практике комплекс методов психолого-педагогического воздействия, способствующих максимальному развитию способностей всех детей с учетом их возможностей.
Цель изучения дисциплины «Психолого-педагогические основы интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста»: подготовить к работе по квалификации «организатор-методист дошкольного образования» во всех видах ДОУ.
Дисциплина ориентируется на научно-методический, социально - педагогический и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типов задач профессиональной деятельности:
в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
- анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
- обеспечение методического оснащения;
- организация и координация методической работы;
- анализ собственной деятельности с целью совершенствования и повышения своей квалификации.
в области учебно-воспитательной деятельности:
- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательными программами;
- использование современных научно- обоснованных приемов, методов и средств обучения;
- использование технических средств в обучении, информационных и компьютерных технологи.
в области социально- педагогической деятельности:
- оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста.
Основной материал дисциплины представлен в виде лекционных занятий по следующим темам: «Теоретическое обоснование интегрированного воспитания и обучения детей с проблемами в развитии в дошкольных образовательных заведениях», «Организация деятельности педагогического и обслуживающего персонала интегрированной группы дошкольного образовательного заведения», «Виды и формы организации совместного воспитания и обучения детей с проблемами развития и с нормальным ходом развития в дошкольных образовательных заведениях (варианты программ)», «Использование игровой терапии в интегрированных группах дошкольного образовательного учреждения», «Психологические основы подготовки педагогического и обслуживающего персонала к организации интегрированного воспитания и обучения детей со сниженным зрением», «Педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи», «Основы интегрированного воспитания и обучения детей с пониженным слухом», «Особенности организации взаимоотношений в интегрированных группах детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием», «Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, по подготовке к школе», «Рекомендации по учету психофизиологических закономерностей возрастного развития детей и факторов риска».
К каждой теме разработан блок практических и контрольных заданий. Например, в Теме 3: «Условия, формы и виды организации интегрированного воспитания и обучения детей с проблемами развития и с нормальным ходом развития в дошкольных образовательных учреждениях (варианты программ)» предполагается, что студенты выполняют следующие контрольные вопросы и задания:
· Какие необходимо создать условия для организации общения взрослого с ребенком с проблемами в развитии?
· Какие виды детской деятельности можно использовать для развития взаимодействия с ребенком?
· Охарактеризуйте формы организации занятий с детьми.
· Какие виды игры можно использовать для развития адекватного поведения у детей с проблемами в развитии?
· Какие способы педагогической работы с родителями необходимо развивать, чтобы формировать у детей правильное поведение в процессе общения?
· Какое значение приобретает игра для формирования умений ориентироваться?
· Какие технические средства используются для обучения ориентировки в окружающем мире детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи?
А) звуковые;
Б) трость для передвижения в пространстве;
В) тактильные и световые коммуникаторы;
Г) слуховые аппараты;
Д) оптические приборы.
· Какие наглядные методические пособия может рекомендовать методист для воспитателей с учетом дифференцированного подхода к детям?
На занятиях, связанных с самостоятельной работой, у студентов
- формируются навыки анализа и обобщения практики воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, изложенной в специальной литературе;
- выявляются недостатки в работе педагогов с такими детьми в связи с несовпадением программ развития, воспитания и обучения;
- активизируется учебно-познавательная деятельность студентов по поиску путей решения выявленных психолого-педагогических проблем в воспитании и обучении как отстающих, так и нормально развивающихся детей.
К каждой теме даются вопросы и задания для самостоятельной работы. Так, по теме 6: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения слуха» - студенты самостоятельно знакомятся с опытом работы по интеграции детей с нарушенным слухом (И.И.Дорофеева, Е.А.Гиндина, Н.Д. Шматко и др.) и описывают формы такой интеграции в виде домашних контрольных работ. В частности, сегодня можно наблюдать три формы интегрированного обучения: комбинированная (1-2 реб. с высоким уровнем развития); частичная (1-2 реб., еще не способные овладеть образовательным стандартом); временная (2 раза в месяц вне зависимости от уровня развития все воспитанники объединяются при проведении различных мероприятиях воспитательного характера). Новая модель интеграции (или условно 4-я форма) - смешанная группа при соотношении детей - 10 слышащих и 6 с разной степенью нарушения слуха (вне зависимости от уровня речевого развития детей с нарушенным слухом). При обсуждении результатов выполнения данных контрольных работ студентами преподавателю необходимо обратить внимание на характерные особенности работы с детьми по этим формам интеграции детей с нарушенным слухом, условия преодоления дискомфорта у «неслышащих» и включения в детское сообщество с первых дней пребывания в учреждении.
Вопросы, которые при этом могут быть заданы в ходе возникшей дискуссии:
1. Что означает комбинированная интеграфия детей с нарушенным слухом?
2. Какие преимущества имеет частичная интеграция детей с нарушенным слухом?
3. Охарактеризуйте значение временной интеграции детей см нарушенным слухом?
4. Какую работу ведет сурдопедагог в процессе интегрированного обучения детей с нарушенным слухом?
5. Какие взаимодействия осуществляются между учителем-дефектологом и другими специалистами?
6. Какое содержание работы проводится в смешанной группе?
Кроме дискуссий в процессе презентации домашних контрольных работ, студенты изучают литературу, готовят конспекты занятий и портфолио для начинающего специалиста интегрированной группы, обсуждают их на семинарских занятиях. Студенты выбирают предложенные им темы для рефератов, а также и для курсовых работ. Это позволяет им лучше углубиться в изучение дисциплины и в дальнейшем подготовиться к зачету.
Примерный перечень вопросов к зачету отражает тематическое содержание разделов дисциплины и виды занятий.
Такие формы работы со студентами позволяют не только углубить их знания в области коррекционной педагогики и психологии, но и научиться:
- выявлять способности детей, с учетом которых возможно было бы объединять их по интересам в интегрированной группе;
- применять на практике теоретические знания – основы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии в соответствии с их возможностями, соблюдая охранительный режим (охрана зрения и т.д.);
- учитывать индивидуальные особенности детей, формируя представления о характере их межличностных отношений и различных уровнях притязаний;
- использовать индивидуально-дифференцированный подход в процессе общего для всех детей фронтального занятия, выявляя способности детей с учетом их интересов для объединения в интегрированных группах;
- соблюдать в организации занятий рекомендации и требования врачей-специалистов (офтальмолога, психоневролога, психолога) с целью контроля за состоянием ребенка и своевременного оказания медицинской помощи;
- подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал и технические средства с учетом сенсорных и интеллектуальных возможностей детей.