Курс «Психолого-педагогические основы интегрированного обучения»

как условие профессиональной подготовки к работе с нормально развивающимися детьми и дошкольниками, имеющими нарушения

в развитии

К.п.н., проф. И.В. Юганова

      В последнее время увеличивается число детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. При этом все чаще поднимаются вопросы о том, что их развитие, воспитание и обучение, обладая специфическими чертами, должно проходить в среде нормально развивающихся сверстников. Такой вариант коррекционно-педагогического воздействия в условиях полной, частичной или смешанной интеграции получил название инклюзивного образования. Готовить педагогов к работе в условиях такого образования очень сложно.

      В Московском гуманитарном педагогическом институте разработан цикл дисциплин по выбору для подготовки организаторов-методистов дошкольного образования. Одна из них носит название «Психолого-педагогические основы интегрированного обучения».

      Дисциплина ориентирует на  подготовку студентов к работе  с детьми, посещающими интегрированные группы ДОУ. Материал содержания дисциплины подготавливает студентов к пониманию возможности воспитания и обучения детей с определенными отклонениями в развитии в массовых дошкольных учреждениях, формирует умение налаживать контакт между различными специалистами ДОУ, оказывать квалифицированную помощь родителям, а также применять на практике комплекс методов психолого-педагогического воздействия, способствующих максимальному развитию способностей всех детей с учетом их возможностей.

      Цель изучения дисциплины «Психолого-педагогические основы  интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста»:  подготовить к работе по квалификации «организатор-методист дошкольного образования» во всех видах ДОУ.

       Дисциплина ориентируется на научно-методический, социально - педагогический и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типов задач профессиональной деятельности:

                 в области   научно-методической деятельности:

-  выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;

-  обеспечение  методического оснащения;

- организация и координация методической работы;

-  анализ собственной деятельности с целью совершенствования и повышения своей квалификации.

                  в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательными программами;

-  использование современных научно- обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- использование технических средств в обучении, информационных и компьютерных  технологи.

                     в области социально- педагогической деятельности:

- оказание помощи в социализации  детей  дошкольного возраста.

        Основной материал  дисциплины представлен в виде лекционных занятий по следующим темам: «Теоретическое обоснование интегрированного воспитания и обучения детей с проблемами в развитии в дошкольных образовательных заведениях», «Организация деятельности педагогического и обслуживающего персонала интегрированной группы дошкольного образовательного заведения», «Виды и формы организации совместного воспитания и обучения детей с  проблемами развития и с нормальным ходом развития в  дошкольных образовательных заведениях (варианты программ)», «Использование игровой терапии в интегрированных группах дошкольного образовательного учреждения», «Психологические основы подготовки  педагогического и обслуживающего персонала к  организации интегрированного воспитания и обучения детей  со сниженным зрением», «Педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения речи», «Основы интегрированного  воспитания и обучения детей с пониженным слухом», «Особенности организации взаимоотношений в интегрированных группах детей с нормальным и нарушенным  интеллектуальным развитием», «Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, по подготовке к школе», «Рекомендации по учету психофизиологических      закономерностей возрастного развития детей  и факторов риска».

        К каждой теме разработан блок практических и контрольных заданий. Например, в Теме 3: «Условия, формы  и виды организации   интегрированного воспитания и обучения   детей с  проблемами развития и с нормальным ходом развития в  дошкольных образовательных учреждениях (варианты программ)» предполагается, что студенты выполняют следующие контрольные вопросы и задания:

·        Какие необходимо создать условия для организации общения взрослого с ребенком с проблемами в развитии?

·        Какие  виды  детской деятельности можно использовать  для развития взаимодействия с ребенком?

·        Охарактеризуйте формы организации занятий с  детьми.

·        Какие виды игры можно использовать для развития адекватного поведения у детей с проблемами в развитии?

·        Какие способы педагогической работы   с родителями необходимо развивать, чтобы формировать у  детей правильное поведение в процессе общения?

·        Какое значение приобретает игра для формирования умений ориентироваться?

·        Какие  технические средства используются для обучения ориентировки в окружающем мире детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи?

А)   звуковые;

Б)    трость для передвижения в пространстве;

В)   тактильные и световые  коммуникаторы;

Г)    слуховые аппараты;

Д)    оптические приборы.

·        Какие наглядные методические пособия может рекомендовать методист для воспитателей с учетом дифференцированного подхода к детям?

        На  занятиях, связанных с самостоятельной работой,  у студентов

- формируются навыки анализа и обобщения практики воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, изложенной в специальной литературе;

- выявляются недостатки в работе педагогов с такими детьми в связи с несовпадением программ развития, воспитания и обучения;

- активизируется учебно-познавательная деятельность студентов по поиску путей решения выявленных психолого-педагогических проблем в воспитании и обучении как отстающих, так и нормально развивающихся детей.

        К каждой теме даются вопросы и задания для самостоятельной работы. Так, по теме  6: «Особенности работы с детьми, имеющими нарушения слуха» - студенты самостоятельно знакомятся с опытом работы по интеграции детей с нарушенным слухом (И.И.Дорофеева, Е.А.Гиндина, Н.Д. Шматко и др.) и описывают формы такой интеграции в виде домашних контрольных работ. В частности, сегодня можно наблюдать три  формы интегрированного обучения: комбинированная (1-2 реб. с высоким уровнем развития); частичная (1-2 реб., еще не способные овладеть образовательным стандартом); временная (2 раза в месяц вне зависимости от уровня развития все воспитанники объединяются при проведении различных мероприятиях воспитательного характера). Новая модель интеграции (или условно 4-я форма) - смешанная группа при соотношении детей - 10 слышащих и 6 с разной степенью нарушения слуха (вне зависимости от уровня речевого развития  детей с нарушенным слухом). При обсуждении результатов выполнения данных контрольных работ студентами преподавателю необходимо обратить внимание на характерные  особенности работы с детьми по этим формам интеграции детей с нарушенным слухом, условия преодоления дискомфорта у «неслышащих» и включения в детское сообщество с первых дней пребывания в учреждении.

Вопросы, которые при этом могут быть заданы в ходе возникшей дискуссии:

1. Что означает комбинированная интеграфия детей с нарушенным слухом?

2. Какие преимущества имеет частичная интеграция детей с нарушенным слухом?

3. Охарактеризуйте  значение временной интеграции детей см нарушенным слухом?

4.  Какую работу ведет сурдопедагог в процессе интегрированного обучения детей с нарушенным слухом?

5. Какие  взаимодействия осуществляются между учителем-дефектологом и другими специалистами?

6. Какое содержание работы проводится в смешанной группе?

      Кроме дискуссий в процессе презентации домашних контрольных работ, студенты изучают литературу, готовят конспекты занятий и портфолио для начинающего специалиста интегрированной группы, обсуждают их на семинарских занятиях. Студенты выбирают предложенные им темы для рефератов, а также и для курсовых работ. Это позволяет им лучше углубиться в изучение дисциплины и в дальнейшем подготовиться к зачету.

     Примерный перечень вопросов к зачету отражает  тематическое содержание  разделов дисциплины и виды занятий.

     Такие формы работы со студентами позволяют не только углубить их знания в области коррекционной педагогики и психологии, но и научиться:

- выявлять способности детей, с учетом которых  возможно  было бы объединять их по интересам  в интегрированной группе;

 - применять на практике теоретические  знания – основы  организации   коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии в соответствии с их возможностями, соблюдая охранительный режим  (охрана зрения и т.д.);

- учитывать индивидуальные особенности детей, формируя представления о характере их межличностных отношений  и различных  уровнях притязаний;                            

- использовать  индивидуально-дифференцированный подход в процессе общего  для всех детей фронтального занятия, выявляя способности детей с учетом их интересов  для объединения в интегрированных группах;

- соблюдать в организации занятий  рекомендации и требования врачей-специалистов (офтальмолога,   психоневролога, психолога) с целью контроля за состоянием ребенка и своевременного оказания медицинской  помощи;            

- подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический  материал  и технические средства с учетом сенсорных и интеллектуальных возможностей детей.