Подготовительный этап формирования вербальной коммуникации у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями
К.п.н., старший логопед ДПНС №65 г. Москвы, Е.В. Кириллова
В условиях столичного мегаполиса происходят глубокие качественные преобразования, в том числе, деструктивные. Отмечается наиболее высокий процент (по сравнению с другими регионами) употребления наркотиков, неблагоприятная экологическая обстановка. В мегаполисе наиболее ярко проявляются социально-стрессогенные факторы: урбанизация населения, формирование «городского синдрома», повышенная невротизация. В то же время, взаимодействие человека с окружающим миром становится более сложным. В результате активных миграционных процессов образовательные учреждения становятся многонациональными.
Эти перемены охватывают все сферы социальной жизни, в том числе, образование и здравоохранение. Отмечается увеличение количества детей с неврологическими нарушениями – минимальной мозговой дисфункцией, синдромами гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальным и церебрастеническим синдромом. Общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, задержка речевого развития, нарушения развития анализаторной деятельности и межанализаторных ассоциаций, определяют трудности формирования целостных представлений об окружающем и тормозят потребности ребёнка в общении.
В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии как интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания.
Ранняя диагностика и коррекционная работа – один из важнейших факторов успешной адаптации такого ребёнка к жизни, так как у него снижены предпосылки для развития речи. Изменения нервной реактивности в критические периоды онтогенеза определяют характер негативных симптомов в клинической картине психоречевых расстройств. Именно в условиях столичного мегаполиса, где есть база для осуществления этой помощи – специализированные центры восстановительного лечения, психоневрологические санатории, реабилитационные центры, диагностика и ранняя комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям с неврологической патологией должны быть поставлены на поток. В раннем начале помощи заложен значительный потенциал по устранению отягощающих проявлений.
На подготовительном этапе формирования вербальной коммуникации необходимо правильно определить имеющийся у ребёнка с неврологическими нарушениями дефект развития и выбрать нужный путь коррекционного обучения. Кроме того, подготовительный этап позволяет провести качественный анализ структуры дефекта в противовес количественной оценке результатов и избежать диагностических ошибок.
Целью подготовительного этапа формирования вербальной коммуникации у детей раннего возраста с неврологическими нарушениями является формирование эмоциональных и фонических аспектов коммуникации, звуковых вокализаций, содержащих признаки гласных и согласных звуков.
Важная перспективная задача подготовительного этапа: развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования вербальной коммуникации. Существенную роль на этом этапе играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка, развитие основ звуковых ориентировок, выделение лексических единиц из речевого потока. Имеют значение организация зрительного восприятия в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат.
Основные направления работы на подготовительном этапе: установление зрительного и эмоционального контакта, подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляции, настрой ребёнка на эмоциональное сопереживание, повышение уровня общей активности ребёнка, организация произвольного внимания - развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Ситуация общения должна быть комфортной для ребёнка, подкрепляться приятными впечатлениями и не требовать недоступных для него форм взаимодействия. Родителей необходимо учить способам привлечения внимания ребёнка, стимуляции его к развитию активного взаимодействия, что способствует формированию адекватного эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения.
Формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность должно происходить на основе использования различных видов неречевой деятельности. Игра, рисование, лепка развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Задания, основанные на сенсорной стимуляции - раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях - способствуют улучшению эмоционального фона.
На подготовительном этапе формирования вербальной коммуникации происходит стимуляция детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии. Звуковые реакции обыгрываются с помощью эмоционально-смыслового комментария к играм и занятиям.
Построение коррекционных занятий должно отвечать требованиям, диктуемым коммуникативно-деятельным характером обучения: необходимо создавать ситуации общения, осуществлять смену различных видов деятельности, использовать рациональное сочетание различных приёмов, постепенно усложняя формы работы. В рамках одного занятия необходимо решать разноплановые задачи, т.е. занятия должны носить интегративный характер.
На подготовительном этапе необходимо опираться на различные пути и условия, помогающие ребёнку с неврологической патологией овладеть предпосылками общения. При показе предмета решаются задачи привлечения внимания к объекту и развития восприятия речи. При выполнении действий с предметами – происходит развитие понимания слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Обучение выполнению поручений способствует формированию умения самостоятельно выражать просьбу. Опосредованное общение через куклу (игрушку) содействует появлению инициативности у детей, обогащает их невербальные средства коммуникации. Приём комментирования действий, помимо развития восприятия речи, подготавливает следующую ступень речевого развития, предваряет употребление необходимых жестов и слов для коммуникации.
После подготовительного этапа у детей появляется положительное отношение к занятиям, улучшается эмоциональный фон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулирует возникновение активной избирательности детей. Улучшается ориентировочно-поисковая и эмоциональная реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка. Совершенствуется слуховое восприятие, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Приток положительных сенсорных ощущений - тактильных, вестибулярных, слуховых – расширяет стереотип взаимодействия с окружающим миром.
В большинстве реакций на предъявляемые задания отмечается адекватность. Реже проявляются элементы «полевого» поведения. Поведение детей становится более ровным, деятельность - целенаправленной. Уменьшаются явления истощаемости. Расширяется поле зрения, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве, проводить анализ зрительного образа.
Расширяются рамки слухового восприятия, что даёт возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки. Улучшается подражание неречевым и речевым звукам.
Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития после подготовительного этапа формирования вербальной коммуникации свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы.
Своевременная диагностика и раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми с неврологической патологией поможет выработать систему эффективной помощи, осуществить ряд профилактических мероприятий и создать оптимальные условия для вхождения в социум, что отвечает требованиям времени.