Методическая работа по изучению и внедрению программы
«Маленькие ступеньки» в коррекционно-педагогический процесс ДОУ
Зав. ГОУ д/с № 281 комбинированного вида г. Москвы,
Щетковская Л.И.
Для успешного включения подрастающего поколения в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Для эффективного осуществления педагогической деятельности, для повышения педагогической компетентности воспитателей большое значение имеет система обучения педагогов необходимым умениям. Существующая система получения педагогического образования и повышения квалификации включает в себя обучение в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, получение необходимой информации путем самообразования, а так же участие в методической работе детского сада.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, старшего воспитателя, специалистов различных областей знаний. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативные модели образования, когда необходимо учитывать многообразие интересов и возможностей детей.
Методическая работа, являясь важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению. Все ее формы направлены на повышение педагогической компетентности воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого воспитателя. Однако существует проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению педагогической компетентности каждого педагога дошкольного учреждения. Сегодня руководители ищут новые формы работы с коллективом, новые подходы к организации методической работы, наиболее эффективные методы активизации творческой деятельности педагогов.
Методическая работа в педагогическом коллективе обновляется: большое значение придается оказанию методической помощи воспитателям, привлечению внимания к их опыту, разрабатываются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении. В связи с этим целью исследования стало использование новых форм методической работы и активных методов обучения педагогического коллектива.
Задачи: определить теоретические основы организации методической работы в ДОУ по повышению педагогической компетентности педагогов; выявить уровни развития педагогической компетентности педагогов ДОУ; разработать и апробировать семинар-практикум «Программа «Маленькие ступеньки» как педагогическая помощь детям с нарушениями развития».
Гипотеза исследования основана на представлении о том, что эффективность методической работы в значительной степени зависит от востребованности ее содержания, форм и применяемых активных методов обучения.
Теоретический анализ показал, что в современной литературе достаточно широко освящен вопрос разнообразия форм методической работы и активные методы обучения получают отражение во многих технологиях, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов. В ней рассматриваются теоретические аспекты проблемы использования разнообразных форм работы и активных методов обучения педагогического коллектива. Рассмотрены научные основы управления методической работой в дошкольных образовательных учреждениях (A.M. Моисеев, Т.И. Шамова, Л.И. Фалюшина, А.И. Васильева, К. Ю. Белая, Л.М. Волобуева, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, И.Л. Паршукова и др.); представлена характеристика форм методической работы с педагогами в работах К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, Л. Одинцовой, Л.М. Денякиной, Т.П. Колодяжной, В.П. Иноземцевой, Л.М. Волобуевой; определены особенности активных методов обучения педагогического коллектива.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на реализацию следующих задач: выявить уровень педагогической компетентности педагогов; изучить теоретические знания педагогов по проблеме воспитания детей с нарушением развития
В соответствии с поставленными задачами нами была адаптирована и использована диагностика И.Ю. Соколовой. Данная диагностика предполагает компоненты и показатели профессиональной компетентности педагогов и включает в себя: изучение профессионально-личностных качеств, профессиональных знаний и умений, творческих умений.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ д/с № 281 комбинированного вида г. Москвы. В экспериментальной деятельности участвовали все педагоги и специалисты детского сада.
Обработка диагностических карт позволила определить уровни педагогической компетентности педагогов. Так, высокий уровень на констатирующем этапе эксперимента не был представлен, средний уровень составил 50,0 %, низкий – 50,0 %.
Дальнейшим шагом констатирующего этапа эксперимента было выявление теоретических знаний педагогов по коррекционно-развивающему обучению и интеграции на основе разработанной анкеты-опроса. Анализ анкетирования показал, что знания педагогов по коррекционно-развивающему обучения недостаточны.
Таким образом, констатирующий этап эксперимента позволил определить и наметить перспективы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по проблеме коррекционного обучения детей, имеющих нарушения развития.
Целью формирующего этапа эксперимента было повышение профессиональной компетентности педагогов через проведение семинара-практикума по изучению и внедрению коррекционной программы «Маленькие ступеньки» в педагогический процесс ДОУ. Цели семинара-практикума можно представить следующим образом:
- познакомить воспитателей с инновационными технологиями и методами, применяемыми в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения развития и их интеграции в сообщество сверстников;
- активизировать знания педагогов по проблеме коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и их адаптации и социализации;
- учить общаться, вести дискуссии, вырабатывать единое мнение в педагогическом коллективе, работать в содружестве.
В содержание семинара-практикума вошли наиболее значимые темы по изучению программы «Маленькие ступеньки». Были освещены теоретические основы, структура и содержание программы, воспитатели обучались разработке индивидуальной программы развития ребенка, рассматривались основные разделы программы (становление речевых навыков и навыков общения, развитие общей и тонкой моторики, социализация детей с нарушениями развития) и их реализация в практической деятельности воспитателя в условиях интеграции детей с нарушениями развития в сообщество сверстников. Занятия проходили в разнообразных формах (лекция-дискуссия, практическое занятие, дебаты, педагогический ринг). Особенностью семинара-практикума было использование активных методов обучения. Воспитатели были активными участниками каждого занятия, высказывали свою точку зрения на обсуждаемую проблему, согласовывали свои позиции, оказывали помощь друг другу, находили оптимальные решения.
Результаты проведения занятий семинара показали, что педагоги заинтересованы в повышении своей компетентности, в изучении инновационных материалов, литературы и др. При проведении последующих занятий была видна подготовленность педагогов к изучаемому разделу (материалу) активное участие в обучающих играх, тестах. Изменилось само отношение педагогов к проведению занятий, так как они проходили в более интересной форме и затрагивали самые наболевшие проблемы в воспитании и обучении детей.
На контрольном этапе эксперимента применялись диагностические задания аналогичные тем, что использовались на констатирующем. Это позволило сравнить полученные данные и сделать определенные выводы о количественных и качественных изменениях в повышении педагогической компетентности педагогов. Качественный и количественный анализ показал, что проведенная работа значительно повысила уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Подведение итогов показало динамику педагогической компетентности педагогов, как его общего уровня, так и по ее отдельным компонентам. Обработка данных контрольного этапа эксперимента показала следующие результаты: высокий уровень педагогической компетентности педагогов был представлен 62,5 % (динамика – 62,5 %), средний уровень – 37,5 %, низкий уровень отсутствовал.
Разработанный семинар-практикум расширил область профессиональных знаний педагогов, способствовал развитию аналитических, прогностических, проектных, рефлексивных, организаторских и коммуникативных умений педагогов. Также создал условия для внедрения в практическую деятельность программы «Маленькие ступеньки» – программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями развития.
Таким образом, данные, полученные в процессе опытно-экспериментальной работы подтвердили правомерность положенной в ее основу гипотезы. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.