Особенности работы над родительскими установками с семьей, имеющей ребёнка с неврастенией
Аспирант МПГУ, ст. преп. МОСУ, Танцюра С.Ю.
XX век справедливо называют «нервным веком», и не только, потому что он – атомный, электронный, компьютерный, космический, но и ещё век экологических катастроф. Все это отражается на неустойчивости Образа мира у людей и появлению чувства беззащитности и беспомощности перед надвигающимися катаклизамами.
Растёт число больных нервно – психическими заболеваниями с каждым годом. Всё больше родителей с детьми обращаются к невропатологу, психиатру. По статистике, 80 % современных родителей имеют те или иные признаки невротизации, а у нервных родителей – нервные дети. Конечно, это не закономерность, но, к сожалению, весьма частое явление.
Наиболее распространённым заболеванием нервной системы являются неврозы. Невроз – это группа функциональных, так называемых пограничных заболеваний, развивающихся в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Специальные исследования показывают, что в течение последних лет около 20 % детей, поступающих в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно – психического здоровья пограничного характера (то есть находятся на грани нормы и болезни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается до 60-70 %. Их трудно выявить в дошкольный период. И только с началом обучения в школе, когда нервно – психическая и физическая нагрузки на организм ребёнка резко возрастает, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Речь идёт о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность заболеть им.
Дети – невротики отличаются повышенной возбудимостью, плаксивостью, раздражительностью. Они чрезмерно беспокойны и суетливы, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. Детские неврозы не имеют возрастных границ и относятся к сбоям, нарушениям в работе нервной системы, которые возникают под влиянием неблагополучных условий, как биологического, так и социального характера.
Выделяют различные формы неврозов. Основными из них являются неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия. Остановимся подробнее на неврастении, так как она напрямую связана с темой нашего исследования.
Неврастения у детей характеризуется истощением нервной системы в результате переутомления, общего физического ослабления организма, тревог и волнений. Этим детям свойственна повышенная раздражительность, неустойчивость настроения. Обычно такие дети поднимаются утром с трудом, капризны. Вечером же их трудно уложить, они возбуждены. Сон беспокойный. Внимание таких детей неустойчиво, память ослаблена. Дети с неврастенией пугливы, впечатлительны, они боятся темноты. Все эти состояния относятся к состояниям неуверенности, тревожности.
Как коррекционный педагог, я часто сталкиваюсь с данной проблемой – проблемой взаимодействия с тревожно-мнительными детьми, неврастениками и их родителями. Обобщение моего опыта работы в ДОУ №1671 ЗАО в качестве логопеда позволяет сделать следующее предположение.
На эффективность работы с детьми, имеющими нарушение речи, в первую очередь влияют родительские установки и позиция родителей по отношению к педагогу: перекладывает ли родитель ответственность за результаты воспитания и обучения на логопеда и воспитателя, досконально выполняет его распоряжения и не желает думать сам и т.д. Родители детей-неврастеников обладают при этом рядом специфических черт, которые необходимо учитывать коррекционному педагогу. Для их позиции характерно сочетание следующих установок как эмоционального предвосхищения результатов взаимодействия с детьми на основе неосознанного родительского программирования поведения ребёнка:
Первая установка – установка на то, что ребёнок - симулянт, специально ведёт себя так, чтобы привлечь к себе внимание, или, напротив, чрезмерно болезненный и требует повышенного внимания родителей, воспитателей, логопедов, врачей и всех окружающих.
Вторая установка - скрыть от окружающих всё то, что происходит в семье и с ребёнком, чтоб никто ничего не знал, и не было стыдно за такого ребёнка.
Анализ характерный для таких родителей установок показывает, что они становятся в дальнейшем источником дополнительных эмоциональных проблем ребёнка из – за того, что затрагивают механизмы родительского программирования. Из наблюдений за процессом общения родителей с детьми – невротиками можно выделить следующие негативные директивы, которые подсознательно транслируются родителями по отношению к сыну или дочери: «не живи», «не чувствуй», «не будь близким», «не будь самим собой», «не чувствуй себя хорошо», «не будь лидером».
Нами были разработаны три этапа работы с такими родителями.
Первый этап работы – это выявление невротических реакций у детей.
Для оценки признаков психического критерия таких детей была использована система диагностики «Признаки напряжения и невротических тенденций» (Й. Шванцара). Психолог использовал 24 признака, среди которых мы особое внимание уделяли следующим признакам:
-Краснеет, бледнеет?
-Часто плачет?
-Боится темноты?
-Грызёт ногти?
-Жалуется на головные боли?
После обнаружения признаков невротических реакций у детей психологом и воспитателем родителям предлагалось самим оценить уровень тревожности своих детей.
Для этого использовался тест «Оценка уровня тревожности и предрасположенности ребёнку к неврозу», предложенный известным детским психиатром А. И. Захаровым.
На втором этапе работы, после обнаружения родителями признаков неврастении у детей, логопед или воспитатель совместно со взрослыми пытался сформулировать основную проблему ребёнка, её причины и предлагал вместе разработать стратегию взаимодействия с ним.
В качестве базовых использовались рекомендации, предложенные А. И. Захаровым. Например, родителям рекомендовалось чётко организовать режим дня ребёнка и постоянно следовать ему. При этом они не должны были подгонять детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе, давать им возможность выговориться, обсудить с ними, что их огорчает, тревожит и т. д.
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы родители могли научиться анализировать любую проблемную ситуацию, вызывающую невротические приступы у ребенка, с точки зрения следующих позиций (Д.Нельсон, Л.Лотт, Х.Стефен-Гленн):
1. Понимание ребенка, себя и ситуации.
2. Возможные варианты решения проблемы.
3. Упреждающие меры во избежание будущих проблем.
4. Жизненные навыки, которым могут научиться дети
Третий этап работы включал в себя игры, которые снимают нервное напряжение, эмоциональный фон, излишнюю тревожность у детей.
Важным методическим условием, которое неукоснительно выполнялось во время проведения подобных игр, была естественность и непринужденность их проведения и высокий эмоциональный фон, способствующий «заражению» детей положительными эмоциями родителей. Поэтому, несмотря на то, что использовались известные игры и упражнения, особое внимание уделялось органичности их проведения в той или иной ситуации.
Например, такие игры, как игры, как «Дракон кусает свой хвост» и «Иголка и нитка» мы советовали проводить во время прогулок родителей с детьми или тогда, когда взрослые возвращались с детьми из детского сада.
Содержание данных игр сходно: сначала выбирается водящий на роль иголки (головы дракона), остальные встают друг за другом и берут друг друга за пояс. Они играют роль нитки (хвоста дракона). Потом иголка начинает двигаться, огибая препятствия, а нитка, ухватившись за иголку и стараясь не отставать, бежит за ней.
Такие игры, как «Добрый бегемотик», «Мой хороший попугай» рекомендовалось использовать во время того, как дети убирались у себя в комнате после игры. От этого изменялся сам эмоциональный подтекст игры. Например, обычно игра «Мой хороший попугай» проводится следующим образом.
Дети с родителями стоят в кругу, а кто – нибудь из родителей бросает плюшевого попугая (или другую мягкую игрушку) малышу. Ребёнок, поймав её, должен прижать её к себе, назвать ласковым именем и передать её другому со словами:
Мой, хороший попугай,
мне его скорее дай –
Он красивый, он хороший и ещё…
Следующий участник игры добавляет ласковое слово, например, «и ещё он добрый очень».
В нашем варианте мы предлагали родителям помочь детям с помощью подобной игры убрать игрушки в коробку (шкаф). Текст при этом моделировался экспромтом как детьми, так и родителями, однако последние должны были всем своим видом показывать, как им нравится то, что дети сочиняют сами:
Мой хороший мишка –
В шкаф тебя я положу.
Мой пушистый котик –
Будешь сверху ты лежать.
Взрослый при этом мог поправить игрушки и добавить:
Был здесь шкаф - теперь кровать.
Потом закружить ребенка и сказать:
Смотри, мы с тобой стихотворение сочинили! Какой ты у меня умница! Я тебя люблю!
Таком образом, любые ситуации общения с ребенком, особенно те, которые обычно вызывали у него эмоциональные проблемы, обыгрывались, эмоционально насыщались, «подпитывались» положительными впечателениями, тактильным контактом со взрослым, его ласковыми и добрыми словами. Например, когда ребенок чего-то мог испугаться, резкого звука, грохота, то взрослый говорил: «А ты знаешь, что делает улитка, когда боится? Высовывает рожки! Давай и мы сделаем также! А то я боюсь еще больше тебя!» Затем можно было провести игру «Улитка».
Взрослый при этом вставал впереди, а ребенок пристраивался за ним, обнимая его за талию. Взрослый говорил, что теперь они вместе – «большая улитка».
По команде взрослого: «Боимся!» - улитка закручивалась в спираль и замирала, стараясь не шевелиться.
По команде: «А вот и не боимся!» - можно было, не расцепляя рук, дразнить воображаемого противника, показывая ему «рожки»:
Подразнить улитка хочет,
Радуется и хохочет…
Игра повторялась до тех пор, пока не перестала доставлять ребенку и взрослому удовольствие.
Таким образом, мы учили взрослого использовать любые игры и этюды, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей, но условием их применения была реализация стратегии на переключение детского внимания и создание мотивации к преодолению своих страхов через стимуляцию положительных эмоций, чувства удивления, доверия и поддержки со стороны близких людей.
В результате использования комплекса данных упражнений и игр мы убедились, что в семье наступает гармонизация отношений, так как снимаются подсознательные родительские установки, препятствующие организации и эффективной коррекционно - педагогической помощи детям.
В дальнейшем, в 2003 году, мы рассчитываем продолжить эту работу, что поможет родителям в понимании своего ребёнка. Современные дети, каким бы умными они ни казались, – это прежде всего дети, и они нуждаются в нашей взрослой помощи.
Литература:
1. Воронова А.П., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет). – М., 1998.
2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л., 1990.
3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб., 1993.
4.Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1992.