Реализация предшкольного образования в группах кратковременного пребывания
М.М.Безруких, Т.А.Филиппова
Академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО;
кандидат биологических наук, ст.н.с.
ИВФ РАО, г. Москва, Россия
Организация предшкольного образования – одна из актуальных мировых проблем образования, что определяется необходимостью решения одной задачи – обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Эта проблема стала актуальной в России последние десятилетия в связи с резким сокращением количества детей, посещающих детские сады.
Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного. Анализ существующего опыта занятий с дошкольниками свидетельствует об обратном. Эти занятия в основном – обучение ребенка учебным навыкам и действиям: письму, чтению, иностранному языку.
Исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, показывают, что работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5-7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Поэтому важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» (выделено нами – М.Б.).
Работа в группах временного пребывания в настоящее время организована в учреждениях различных ведомств:
· в учреждениях образования (в дошкольных учреждениях и школах);
· в системе дополнительного образования (в домах творчества);
· в системе учреждений культуры (в клубах, детских библиотеках).
Безусловно, этот вариант предшкольного образования может быть реализован и при индивидуальной работе с ребенком в системе семейного воспитания.
Каждая из этих форм работы имеет свои нюансы и особенности, но содержательно при всех формах работы используется единый принцип – работа ведется по индивидуальным программам, разработанным для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.
Специфика работы вытекает из особенностей организации занятий:
· небольшая продолжительность каждого занятия (20 минут);
· небольшое количество (2-3) и небольшая продолжительность занятий в течение дня (суммарная продолжительность занятий без перемен » 1 час, с перерывами » 1,5 часа);
· невысокая кратность занятий в течение недели (не более 3-х раз).
Для достижения высоких результатов при подобных условиях необходима четкая и эффективная организация работы, максимально учитывающая индивидуальные особенности развития ребенка, динамику его работоспособности, развитие социальных навыков и личностных качеств, когнитивные особенности и т.п. Именно поэтому наибольший эффект дает разработка индивидуальных программ развития, учитывающих все эти особенности, позволяющих педагогу и воспитателю строить каждое занятие с учетом индивидуальной траектории развития ребенка. Естественно, организация такой работы требует соблюдения двух условий:
1. возможности комплексно оценить различные стороны развития ребенка, выделить сильные и слабые сферы развития и учесть это при разработке индивидуальной программы.
2. наличие комплекта дидактических материалов, позволяющих специалистам, которые будут вести занятия (воспитателю, педагогу, психологу и даже родителям), организовать эту работу качественно и эффективно.
Выполнение первого условия обеспечивается наличием апробированного диагностического комплекта, позволяющего выявить несформированность тех сторон развития ребенка, на формирование которых должно быть обращено особое внимание в процессе подготовки ребенка к школе. Выполнение второго условия обеспечивается апробированными учебно-методическими комплектами «Ступеньки к школе», «Ступеньки к грамоте» и «Азбука».
Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения по соответствию мебели, освещенности и т.п.
Продолжительность каждого занятия должна быть не больше 30 минут, перерывы между занятиями - 10 минут. В течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к школе ( в группах кратковременного пребывания или индивидуально) мы учитываем реальные (на 1997-2007 гг.) данные состояния здоровья и функционального развития детей 5-7 лет. Эти данные подчеркивают важность и необходимость такой работы:
· 80-90% детей 6-7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;
· 18-20% детей 6-7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
· около 60% детей имеют несформированность механизмов организации деятельности;
· около 60% детей 6-7 лет имеют нарушения речевого развития;
· около 35% детей 6-7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
· более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
· более 70% детей 6-7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций);
· примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
· около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
В основе несформированности школьно-значимых функций у детей 5-7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга.
Десятилетний опыт Института возрастной физиологии РАО работы с детьми 5-7 лет в группах временного пребывания убедительно показал, что несформированность когнитивных функций, дефициты личностного и социального развития успешно компенсируются при работе по индивидуальным программам. Однако это должна быть не система механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Такую систему работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.
Цель учебно-методического комплекта «Ступеньки к школе» - подготовка детей 5-6 летнего возраста к школе с учетом индивидуальных особенностей развития школьно-значимых функций. УМК «Ступеньки к школе» соответствует задачам подготовки детей к школе, изложенным в Письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 14-51-36/13.
Комплект предназначен для занятий с дошкольниками от 4,5 до 6,5 лет и состоит из 13 тетрадей-альбомов и методического руководства по их использованию в работе с детьми: «Тренируем пальчики», «Учимся рисовать фигуры», «Учимся находить одинаковые фигуры», «Учимся рассказывать по картинкам», «Азбука письма», «Азбука счета», «Учимся узнавать геометрические фигуры», «Цвет», «Мир вокруг меня», «Учимся находить противоположности», «Развиваем память и логическое мышление», «Учимся учиться», «Азбука здоровья».
В каждой тетради содержится более 60 заданий для комплексных занятий, направленных на развитие речи детей, их внимания, памяти, мышления; формирование зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и организации деятельности.
Для решения этих задач в тетрадях предлагаются разнообразные задания: артикуляционные упражнения, чистоговорки и скороговорки, последовательные картинки для составления связного рассказа; пересказ сказок; раскрашивание сюжетных картинок; знакомство буквами; буквенные раскраски; письмо печатных букв по точкам; поиск букв в сложном рисунке; классификация предметов окружающего мира и т.п.
Использование сказок в разных тетрадях повышает заинтересованность ребенка, дает положительные эмоции и способствует развитию творческого воображения.
Авторы систематически проводят методические семинары для воспитателей и психологов дошкольных учреждений, для учителей и психологов начальных классов, педагогов системы дополнительного образования, консультации по вопросам работы с УМК, вариантах использования и разработки программ индивидуального адаптивного развития.
Результаты анализа эффективности использования УМК «Ступеньки к школе» показали высокую эффективность использования его при работе в группе и при индивидуальных занятиях.
С 2000 года ведется анализ эффективности адаптации детей прошедший подготовку по данному УМК в первом классе. Результаты этого анализа свидетельствуют об успешности формирования базовых учебных навыков, благоприятном течении периода адаптации к школе, высоком уровне школьной мотивации и познавательной деятельности, а также более низком функциональном напряжении и низком уровне тревожности.