Современные тенденции образовательной
политики
Д. п. н., проф. МГОПУ
В.А. Козлова
Российская
образовательная система стоит на пороге информационного века, а многие страны
Европы, США уже живут в нем. Век компьютерных технологий, широкое использование
микроэлектроники, робототехники придают новый смысл образованию. Тот, кто не
достигнет необходимого уровня грамотности, не сможет реализовать свои
гражданские права ни на высоком уровне материального благополучия, ни в жизни
государства.
Международное
образовательное пространство складывалось в течение двух столетий, созданием
международных организаций по вопросам образования. Это и Международное бюро
просвещения (Женева), и Организация объединенных наций по вопросам образования и
культуры (ЮНЕСКО, Париж) и Международный центр педагогических исследований
(ЮНИСЕФ, Севр, Париж).
В
настоящее время в рамках Европейского Союза (ЕС) разрабатываются
стандартизированные измерители национальных статистик образования, унифицируется
педагогическая терминология, разрабатываются программы сотрудничества по
подготовке специалистов в области новейших технологий и образования. Нередко
принимаются решения о взаимном признании дипломов и ученых степеней.
Формулируются нормы о статусе учебного заведения, о правовом положении педагогов
и учащихся, принимаются решения о борьбе с дискриминацией в области
образования.
При
всем разнообразии подходов к проблемам воспитания, обучения и социализации
личности, намечаются общие тенденции образовательной политики во всем
мире.
1.
Глобализация является ответом на преодоление “Мирового кризиса образования”. В
своей книге, изданной в
Глобализация
как тенденция в мировой образовательной политике невозможна без отражения
национальной, региональной, геополитической специфики.
2.
Демократизация системы образования предусматривает равенство членов общества
перед образованием, доступность его независимо от социального положения, пола,
национальной, религиозной, расовой принадлежности. Демократизация предлагает
также установление строгой преемственности в обучении, ликвидацию тупиковых
направлений, воспитание в духе высоких гражданских, нравственных и эстетических
идеалов.
3.
Интеграция в сфере образования осуществляется в масштабах геополитических
регионов. ЮНЕСКО разработаны региональные программы развития образования для
Латинской Америки и стран Карибского бассейна, Африки, Азии, Арабских
государств. Программа “Эразмус” предусматривает обмен
опытом студентами между вузами стран, входящих в ЕС. Программа “Кометт” направлена на расширение сотрудничества между вузами
и промышленностью по подготовке специалистов в области новейших технологий.
Интеграция рассматривается как социальная, культурная, экономическая, как
совместное решение глобальных проблем.
4.
Гуманитаризация образования означает свободу прав
человека в условиях плюралистического общества, свободу от национальных и
классовых предрассудков, гуманизм, признание самоценности личности. Современное гуманистическое
образовательное направление ученые называют парадигмой самореализации
личности.
5.
Поликультурное, мультикультурное воспитание требует
учета интересов национальных меньшинств, этнических групп. Массовая иммиграция
создает необходимость толерантного существования с этническими и национальными
меньшинствами. Поликультурное воспитание предлагает адаптацию этнических групп
друг к другу и отказ этнического большинства от культурной монополии. В
разработанной Концепции воспитания в Республике Северная Осетия-Алания
(
6.
Непрерывность системы образования предусматривает не только преемственность
звеньев, но и психолого-педагогичекий, и
социально-образовательный аспект.
7.
Глобальной тенденцией образования является развитие сети дошкольных учреждений:
приготовительные классы; государственные, общественные, частные детские сады с
режимом полного дня; центры кратковременного присмотра
за детьми; детские сады при фирмах, предприятиях, церквях; для детей из бедных и
социально неблагополучных семей; детские сады, частные и государственные, для
детей с физическими и умственными недостатками.
Наблюдаются
и другие тенденции современной системы образования: сближение начальной школы с
дошкольными учреждениями, управления образованием и его финансирования и др.
Глобальные тенденции, как видим, не чужды и российской системе образования.
Однако в разработке теории образования в России настал еще более важный,
ответственный момент.
Кризис
российской системы образования ученые рассматривают в
философско-антропологическом, аксиологическом и
мировоззренческом аспектах.
Радикальный
взгляд на модернизацию содержания, форм и методов образования демонстрирует
национальная комиссия Великобритании. Прежде всего, нужно сокращение объема
обязательного образования. Нужно осваивать фундаментальные идеи и опыт, на
которые в дальнейшем можно “нанизывать” необходимые знания.
Идею
прочного, научно-структурированного обучения выдвигают на первый план
американцы. Французы считают, что содержание образования должно быть разделено
на обязательную часть, составляющую сумму знаний, необходимых каждому человеку,
и дополнительную часть, позволяющую учитывать индивидуальные способности
детей.
Как
поступим мы? Российские ученые склонны рассматривать данную проблему под углом
управления качеством образования, оценивая его результаты через уровень
достижения целей. Так проще избежать разрушения того, что мы успели достичь, и
вместе с тем, снизить риск краха сложившейся системы образования в условиях ее
продолжающейся модернизации.
С
точки зрения формулировки целей образования через его результаты становятся все
более актуальными некоторые уже наметившиеся тенденции разработки теории
всеобщего и, в частности, российского дошкольного образования и воспитания:
1.
Меняются приоритеты образования с учетом отказа от авторитарного воспитания и
усилением интереса к духовно - нравственному обновлению общества с учетом
изменения психологии нации и повышением требований к гражданской ответственности
и самостоятельности личности. Это влияет на изменение позиции ученых и практиков
по проблеме постановки целей образования.
2.
Сегодня очевидно, что приоритетным становится процесс воспитания, а не обучения.
Это сужает область поиска психолого – педагогических
условий, влияющих на формирование эффективного механизма управления качеством
образования.
Между
тем, это же заставляет решать новые проблемные вопросы: как совместить приоритет
формирования психологических свойств личности с требованиями формирования
качеств деятельности? И возможно ли это совмещение? Как соотносятся понятия
поликультурного и интернационального воспитания? Возможно ли их
противопоставление или сближение?
3.
Отказ от политизированности воспитания приводит к
усиленному вниманию к теории и практике семейного воспитания. Семья становится
главным источником самопознания, социализации, нравственного становления
личности. Между тем, во многих семьях наблюдается потеря интереса к воспитанию
детей, а иногда просто требуются законы, защищающие права ребенка.
Соответственно, зона управления качеством дошкольного образования начинает
носить все более широкий, и вместе с тем, более формализованный
характер.
Решение
задач российской педагогики ученые считают возможным за счет включения механизма
педагогического наследия. Например, установка на гармоническое всестороннее
развитие личности была стержнем воспитания в советской России. Она закреплена не
только в идеологии, но в богатейшем фонде отечественной и зарубежной
педагогической мысли, в трудах поколений педагогов и ученых. Это очевидная база
диалога поколений. Проблема
управления качеством дошкольного образования как раз и становится своеобразным
“мостиком” для встречи всех участников подобного диалога.