Проект
Департамент образования города
Москвы
Городская целевая программа
развития образования
«Столичное образование - 5»
(2009-2011гг.)
Раздел: «Развитие
дошкольного
образования
в городе Москве»
2008
Содержание
1.
Цели и задачи в.........................................................................................
3
2.
Целевые индикаторы...............................................................................
6
Расшифровка аббревиатур......................................................................... 8
3.
Доступность дошкольного образования.............................................
10
4.
Обеспечение здоровья детей..............................................................
19
5.
Развитие инклюзивного, интегративного и специального
дошкольного образования.........................................................................
21
6.
Развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста…30
7.
Обеспечение качества дошкольного образования........................... 34
8.
Повышение эффективности кадрового обеспечения....................... 41
9.
Психолого-педагогическая поддержка московской семьи…………..44
10.
Детский сад будущего.........................................................................
48
11.
Реализация совместного пилотного проекта в области воспитания
и образования детей младшего возраста «Московское образование: от
младенчества до школы» между Департаментом образования города
Москвы и ЮНЕСКО...................................................................................
53
Цели и задачи
Основной целью образовательной политики города Москвы в области дошкольного образования является комплексное развитие государственной системы дошкольного образования для достижения высокого качества дошкольных образовательных услуг.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
доступность дошкольного образования
•
существенное
сокращение дефицита мест в детских садах;
•
расширение сети
дошкольных образовательных учреждений за счет строительства
новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений;
•
увеличение
количества групп для детей раннего возраста;
•
развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;
обеспечение здоровья детей
•
создание условий
для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных
технологий в воспитательно-образовательный процесс;
•
разработка и внедрение дифференцированных профилактических
программ для
профилактики и коррекции отклонений здоровья детей с учетом индивидуальных траекторий их психофизиологического и физического развития;
•
укрепление материально-технической базы для реализации здоровьесберегающих технологий в
дошкольных образовательных
учреждениях;
•
реализация в практике работы дошкольных
образовательных учреждений
здоровьесберегающих технологий;
•
совершенствование
организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья, в дошкольных
образовательных учреждениях;
развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования
•
обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов;
•
разработка
научно-обоснованной
системы
инклюзивного и интегративного дошкольного
образования;
•
развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях;
•
разработка
нормативной правовой базы для развития инклюзивного и интегративного дошкольного
образования;
•
открытие групп
инклюзивного и интегративного вида в
дошкольных
образовательных
учреждениях;
•
разработка информационных технологий
учета и
сопровождения
«особого»
ребенка в образовательной среде города;
развитие физической культуры и спорта для детей дошкольного возраста
• разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию;
• расширение использования в работе привлекательных для детей видов физкультурно-оздоровительной деятельности: ритмической гимнастики, спортивных игр, занятий на физкультурно-спортивных тренажерах, занятий плаванием и лыжами;
•
разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста,
не посещающими детские сады;
•
совершенствование работы по физическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях под
девизом;
обеспечение качества дошкольного образования
•
формирование
общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества
образования;
•
развитие условий в
дошкольных образовательных учреждениях для самодеятельной
игры;
•
внедрение в образовательную практику
современных информационных и коммуникационных технологий;
•
совершенствование
системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию
современных детей;
•
повышение качества работы дошкольных образовательных
учреждений, имеющих низкий
рейтинг у населения;
повышение эффективности кадрового обеспечения
• развитие системы подготовки переподготовки педагогических кадров для работы с детьми с нарушениями развития, детей сирот, детей, лишенных родительского попечительства;
• разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки учебных планов и программ;
• развитие разных
форм подготовки кадров, аттестационных технологий, дистантного обучения и широкого использования в процессе
обучения мультимедийных
средств;
психолого-педагогическая поддержка московской семьи
•
внедрение
эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике
социально-делового и психолого-педагогического партнерства;
•
развитие новых форм
дошкольного образования, направленных на оказание помощи
родителям, воспитывающим детей в семье;
•
обеспечение большей
открытости, диалога и
привлекательности
дошкольного образования для детей и
родителей;
•
расширение
инициативы и полномочий общественных родительских объединений в
вопросах защиты интересов детей, материнства;
«Детский сад будущего»
• разработка модели дошкольного образовательного учреждения, как особого пространства, позволяющего спроектировать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка;
•
создание условий
для поддержки одаренных и
талантливых детей дошкольного
возраста;
•
использование
ресурсов дошкольного образовательного учреждения для интеллектуального развития
ребенка;
•
внедрение результатов работы экспериментальных площадок в практику дошкольных образовательных
учреждений;
•
обеспечение
сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений;
реализация совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО
•
разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта;
•
организация сетевого взаимодействия образовательных ресурсных центров;
•
трансляция опыта работы дошкольных образовательных учреждений города
Москвы в государствах - членах ЮНЕСКО;
•
подготовка и
проведение Всемирной конференции по вопросам раннего воспитания
и образования детей в городе Москве в
Целевые индикаторы
Снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения.
Достижение 65% охвата детей в возрасте от 1 года до 6 лет разными
формами дошкольного образования к 2011 году.
Увеличение до 60% количества педагогов дошкольных образовательных
учреждений, имеющих высшее педагогическое образование.
Повышение до 83% удовлетворенности родителей профессиональной
квалификацией воспитателей.
Повышение до 165 величины среднего показателя «число дней
функционирования» дошкольного образовательного учреждения.
Увеличение до 85% количества родителей, которые удовлетворены
качеством дошкольных образовательных услуг.
Рост до 65% позитивной оценки родителями отношения ребенка к
воспитателю детского сада.
Увеличение до 90% количества родителей, которых удовлетворяет
качество питания в дошкольных образовательных учреждениях.
Рост до 75% доли родителей, включенных в программы повышения
родительской компетентности.
Увеличение до 80% количества детей-инвалидов, охваченных
дошкольным образованием посредством развития инклюзивного,
интегративного и специального образования, включая новые формы
дошкольного образования.
Повышение чувства социальной и личной ответственности московских
родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание своих
детей.
100% оснащение открываемых перепрофилируемых групп учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
100% оснащение вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7 лет в общеобразовательных учреждениях учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
100% оснащение возвращаемых в систему Департамента образования города Москвы закрытых дошкольных образовательных учреждений учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью, мягким инвентарем и технологическим оборудованием.
100% оснащение открываемых лекотек учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.
100% оснащение открываемых центров игровой поддержки учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.
100% оснащение открываемых служб ранней помощи учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.
100% оснащение открываемых консультативных пунктов учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
100% оснащение открываемых групп с аллергодерматозами учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.
100% оснащение существующих дошкольных образовательных учреждений дидактическим, игровым и спортивным оборудованием.
60% оснащение существующих дошкольных образовательных учреждений компьютерной техникой и техническими средствами обучения.
Ежегодное 10% обновление вышедшего из строя и изношенного оборудования.