Проект
Департамент
образования
города
Москвы
Основные
направления
программы
развития
дошкольного
образования
в
городе
Москве
на
10 лет
(2008-2017
гг.)
2008
Содержание
Раздел
1.
Развитие
системы
дошкольного
образования
в
городе
Москве
..............................................................................................................................
3
Раздел
2.
Цели
и
задачи.................................................................................
14
Раздел
3. Целевые индикаторы....................................................................
21
Раздел
4.
Доступность
дошкольного
образования....................................
23
Раздел
5.
Обеспечение
здоровья
детей........................................................
31
Раздел
6.
Развитие
инклюзивного,
интегративного
и
специального
дошкольного образования............................................................................
33
Раздел
7. Развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного
возраста............................................................................................................
41
Раздел
8.
Обеспечение
качества
дошкольного
образования................... 45
Раздел
9.
Повышение
эффективности
кадрового
обеспечения............. 51
Раздел
10.
Психолого-педагогическая поддержка московской семьи
............................................................................................................................
54
Раздел
11.
Детский
сад
будущего................................................................
56
Раздел
12.
Реализация
совместного
пилотного
проекта
в
области
воспитания
и
образования
детей
младшего
возраста
«Московское
образование:
от
младенчества
до
школы»
между
Департаментом
образования
города
Москвы
и
ЮНЕСКО..................................................
59
Расшифровка
аббревиатур..........................................................................
64
Развитие
системы дошкольного образования в городе Москве
Главная
цель образовательной политики города Москвы в сфере дошкольного
образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые условия для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
6
декабря
Позитивная
тенденция последних двух лет - организация новых форм образования,
ориентированных на удовлетворение запросов родителей, являющихся
основными заказчиками образовательных услуг.
В
Москве накоплен положительный опыт работы дошкольных образовательных
учреждений по организации психолого-педагогической поддержки
родителей, ожидающих рождения ребенка. С этой целью в детских садах
начали создаваться «Школы будущих родителей».
В
городе создана многофункциональная, развивающаяся система общественного
дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи. В настоящее
время для этой категории детей реализуются новые
формы дошкольного образования: консультативные пункты (210), служба ранней
помощи (38), центры игровой поддержки ребенка (87), семейный детский
сад (6),
домашний детский сад (2).
В
последние пять лет возросла потребность семей в
дошкольном образовании
с раннего возраста. Для детей от 6-ти месяцев до 3-х лет в дошкольных
образовательных учреждениях работает 2161 группа раннего возраста
и 228 адаптационных групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается
34,2 тыс. детей.
Важнейшим
приоритетом образовательной политики Правительства Москвы
является реализация комплексных мер по обеспечению доступности дошкольного
образования. Основное направление обеспечения доступности дошкольного
образования - расширение сети дошкольных образовательных учреждений.
Правительством
Москвы реализуются мероприятия по ликвидации дефицита
мест в дошкольных образовательных учреждениях, который возник в связи с
увеличением рождаемости с 2000 года, что явилось одной из причин возникновения
очередности в дошкольные образовательные учреждения. Ведется строительство новых детских садов. В
С
учетом образовательных и социокультурных запросов
родителей и особенностей
развития и здоровья детей сформировано видовое разнообразие дошкольных
образовательных учреждений:
- 950 детских
садов;
-
193 детских сада общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением
одного или нескольких направлений развития воспитанников;
-265 детских садов компенсирующего вида для детей
с проблемами в здоровье и развитии;
- 393 детских
сада комбинированного вида;
- 8 детских
садов присмотра и оздоровления;
- 13 детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом
образования;
- 100 центров развития ребенка - детских
садов.
Дошкольные
группы открыты также в 203 образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы дошкольного образования.
Для
детей дошкольного возраста, родители которых доверяют государственному
дошкольному образованию, но желают дозировать свои контакты
с детским садом, чтобы ребенок больше времени находился в семье, создано
795 групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается 9,9 тыс.
детей.
Группы
кратковременного пребывания представлены широким видовым разнообразием:
группы развития, «Будущий первоклассник», группы для детей, у которых
русский язык не является родным, группы для детей с отклонениями в развитии,
«Особый
ребенок», «Играя, обучаюсь», группы вечернего пребывания,
выходного и праздничного дня, «Юный олимпиец» и «Учусь плавать».
С
учетом пожеланий родителей, созданы группы 14-ти часового (196) и
24-х часового
(432) пребывания детей.
В
государственной системе дошкольного образования воспитывается: в 1922
дошкольных образовательных учреждениях - 257,6 тыс. детей; в образовательных
учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного
образования, - 19,1 тыс. детей; в новых формах дошкольного образования
- 2,5 тыс. детей.
В 79
негосударственных образовательных учреждениях воспитываются 3,6 тыс. детей
дошкольного возраста, 104 ведомственных детских сада посещают 7,9 тыс. детей.
Несмотря
на рост рождаемости, благодаря мероприятиям по увеличению количества
мест в детских садах, реализуемым Правительством Москвы, увеличивается
охват детей разными формами дошкольного образования:
Задача
обеспечения равных стартовых возможностей детям из различных социальных слоев
при поступлении в школу является приоритетной в работе дошкольных
образовательных учреждений. В 2007 году разными формами дошкольного
образования охвачены 94% детей в возрасте от 5 до 7 лет.
В
настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в решении проблемы
сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Снизились
показатели общей заболеваемости детей, в том числе по основным
нозологическим формам, таким как болезни органов дыхания, кроветворных
органов.
По
данным социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по городу
Москве в последние пять лет в столице наблюдается уменьшение показателя
первичной заболеваемости детей болезнями органов пищеварения (в
Особое
внимание уделяется детям-инвалидам. В системе дошкольного
образования воспитывается 2026 детей-инвалидов. Во многих учреждениях успешно
осуществляется интеграция детей-инвалидов в общество здоровых
детей, функционируют группы кратковременного пребывания «Особый
ребенок». Для детей с проблемами в здоровье и развитии функционирует
57 лекотек, целью которых является обеспечение
психолого-педагогического
сопровождения детей от 6-ти месяцев до 7 лет, которые не могут посещать
дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья.
Одним
из основных направлений развития дошкольного образования в Москве
является повышение его качества.
В
соответствии с рекомендациями специалистов ЮНЕСКО, одним из показателей
качества образования является размер государственного финансирования
расходов на образование. За последние годы объем финансирования
дошкольного образования в Москве значительно увеличился. В 2004 году расходы по
финансированию составили (в тыс. руб.) 8 156 086; в 2005 году-10
688 157; в 2006 году-14
747 000; в 2007 году (план) - 21 809 157.
Объем
финансирования, выделяемого на одного ребенка в месяц, постоянно
увеличивается: 2004 год - 3181 руб., 2005 - 4000 руб., 2006 - 5268 руб.,
в 2007-7437 руб.
Помимо
государственного финансирования, дошкольное образование частично
финансируется за счет средств родителей. В Москве доля родительских выплат в
Одной
из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является
участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к
дошкольному образованию.
Как
показали результаты социологического обследования семей по проблеме
«Удовлетворенность родителей системой дошкольного образования города
Москвы», проведенного ГНУ «Центр социологии образования Российской академии образования» в 2007 году, подавляющее
большинство родителей (81,7%)
удовлетворено работой детского сада. Каждый восьмой родитель (12,2%), оценивая в целом позитивно деятельность
детского сада, склонен указывать на отдельные недостатки.
В
целом родители дают позитивные оценки условиям реализации воспитательного
процесса в детском саду, который посещает их ребенок. Так, по пяти
бальной шкале санитарно-гигиенические условия содержания ребенка в детском саду
оцениваются в 4,5 балла, качество работы педагогов с детьми в детском
саду - 4,4 балла, качество питания ребенка - 4,3 балла, качество медицинских
услуг — 4,3 балла, качество материальной оснащенности детского сада - 4,2 балла. Таким образом, средние оценки
лежат в интервале «хорошее - очень хорошее».
За
последние 10 лет выросла удовлетворенность родителей
профессиональной
квалификацией педагогов. Подавляющее большинство родителей
(75,7%) «вполне удовлетворены» профессиональной
квалификацией воспитателя
детского сада (в 1997 году - 65,5%). Большинство родителей (68,3%) удовлетворены содержанием проводимых занятий в детском
саду.
С
целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями, оказания
им помощи в воспитании детей дошкольного возраста, разработана и реализуется
программа психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья -
компетентные родители».
Одним
из результатов реализации программ психолого-педагогического взаимодействия
с семьей является весьма существенное увеличение количества родителей, сотрудничающих с педагогами по
вопросам развития ребенка: с 45,6% в 1997 году, до 68,8% - в 2007
году.
Важнейшим
значимым
показателем успешности воспитательного процесса и
психического благополучия ребенка является его эмоциональное самочувствие.
Большинство родителей считают, что их ребенок приходит из детского сада в благополучном эмоциональном состоянии: «в хорошем
и приподнятом настроении» - 49,0%;
«в спокойном и уравновешенном настроении» - 47,6%.
Таким
образом, за прошедшие десять лет значительно улучшилось качество дошкольного
образования, и, как следствие, возросло доверие родителей к государственной
системе дошкольного образования.
Развитие
дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой
зависимости от кадровой политики.
Всего
в учреждениях дошкольного образования системы Департамента
образования города
Москвы занято свыше
40 тыс. педагогических работников, из них 26,3 воспитателей (65,8 % от общего
количества).
Образовательный
уровень педагогических кадров дошкольных образовательных
учреждений неуклонно повышается:
-
в 2007 количество воспитателей с высшим образованием составило 41,7%,
что в 1,5 раза больше, чем в
-
в
В
детских садах работает 48,8% воспитателей, имеющих среднее профессиональное
образование. Этот показатель стабилен с 2003 года, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним
профессиональным образованием в
системе дошкольного образования города Москвы.
Снижается
количество воспитателей, имеющих общее среднее образование:
Немаловажный
показатель в кадровом обеспечении - возрастная структура кадрового
состава дошкольных образовательных учреждений. По информации на
1 января 2007 года в детских садах работало 34% педагогических работников
в возрасте до
35 лет, в тоже время специалисты пенсионного возраста составляют 18%.
Таким
образом, в развитии системы дошкольного образования в городе Москве
наблюдаются положительные тенденции в обеспечении доступности дошкольного
образования, повышении качества дошкольных образовательных услуг
и создании равных стартовых условий в начале обучения детей в школе.
Вместе с тем,
анализ функционирования системы дошкольного образования позволил выделить ключевые проблемы, на решение
которых направлены мероприятия,
включенные в «Основные направления Программы развития дошкольного
образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)».
Главная
проблема — обеспечение доступности дошкольного образования для всех
детей, проживающих в городе Москве.
Несмотря
на интенсивное строительство детских садов, возврат в городскую
систему образования ведомственных учреждений, ликвидация очередности в
дошкольные образовательные учреждения является по-прежнему актуальной задачей.
Московским
городским педагогическим университетом составлен прогноз рождаемости
детей в городе Москве до 2017 года, представленный на рисунке 1.
В
соответствии с данным прогнозом пик рождаемости ожидается в городе Москве в 2009 году (свыше 106 тыс. чел.). Затем
следует ожидать плавного снижения
рождаемости вследствие «демографической паузы», которая наблюдалась в
Москве в середине 90-х годов.
В
настоящее время 63 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет охвачены разными
формами дошкольного образования.
Очередность в детские сады на 1 января 2008 года составляет 20 тыс. человек.
Потребность в количестве мест в дошкольных
образовательных учреждениях - 67 % от количества детей в возрасте с 1
до 6 лет, проживающих в городе Москве.
На
рисунке 2 представлен прогноз потребности количества мест в дошкольных
образовательных учреждениях:
-
график
1 - количество детей в возрасте от 1 года до 6 лет, проживающих в городе
Москве (показатель скорректирован на количество детей, посещающих школу);
-
график
2 - потребность
количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- график 3 -
количество мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Из графиков видно, что пик
увеличения количества детей в
возрасте от 1
года
до 6 лет и потребности в местах в детские сады приходится на 2014
год. Для решения
задачи ликвидации очередности реализуются мероприятия по новому строительству дошкольных образовательных
учреждений, перепрофилированию
групповых
помещений,
приему
ведомственных дошкольных
образовательных учреждений и др. При составлении прогноза увеличения количества мест в дошкольных
образовательных учреждениях использовались данные постановления Правительства
Москвы от 25 сентября 2007 года №
821-ПП «О схеме развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные
образовательные учреждения) на территории города Москвы до
2020 года».
Исходя
из прогноза увеличения количества мест в детских садах, ликвидация
очередности ожидается в 2015 году. Такой результат можно ожидать в
случае, если показатель потребности количества мест в дошкольных образовательных
учреждениях останется на уровне 67 %.
В связи с
проводимыми Правительством России и Правительством Москвы мероприятиями, направленными на решение демографической ситуации, и ростом доверия
родителей к государственной системе дошкольного образования, необходимо ежегодно
проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного
образования.
С
целью обеспечения доступности дошкольного образования в последние два
года развиваются новые формы дошкольного образования. Однако, как показали
опросы населения, необходимо создавать новые организационные модели
дошкольного образования, особенно актуальны развивающие занятия для детей
в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Отдельно
необходимо рассматривать проблему доступности дошкольного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью создается система раннего выявления и учета детей
с ограниченными возможностями
здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования на ее
основе развития системы инклюзивного, интегративного и
специального дошкольного образования.
Серьезной
проблемой специального дошкольного образования является неравномерность
расположения дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными
возможностями здоровья по округам и районам Москвы, что
создает непреодолимые транспортные препятствия для многих семей и вынуждает
родителей отдавать детей на условия пятидневного пребывания.
Еще
одной проблемой является отсутствие научно-обоснованной системы инклюзивного
дошкольного образования, обеспечивающей одновременно качественное
специальное образование и планомерную интеграцию детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество.
В
дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению
детей. Вместе с тем, проблема формирования здоровьесберегающей
среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в
воспитательно-образовательный процесс остается актуальной для системы
дошкольного образования.
В
связи с тем, что количество родителей, неудовлетворенных качеством питания
ребенка в детском саду составляет 11,2%, необходимо продолжать работу по
совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей
их здоровья.
Недостаточно
внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к
двигательной активности, интереса и потребности к физическому
самосовершенствованию.
Проблема
повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очередности в дошкольные
образовательные учреждения. В последние годы произошел разрыв между
дошкольными образовательными учреждениями, обеспечивающими высокое качество
дошкольного образования, и имеющими низкий рейтинг у населения. Окружным
управлениям образования и методическим
службам необходимо организовать работу, прежде всего, с детскими садами, имеющими низкое качество
дошкольных образовательных услуг.
Наиболее
острой проблемой в работе «непопулярных» детских садов по-прежнему остается
индивидуализация работы в процессе реализации основных направлений развития
ребенка: физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого,
социально-личностного и художественно-эстетического.
Одна
из основных задач российского образования - оценка качества образования.
Оценка качества работы дошкольного образовательного учреждения должна проводиться по качеству результатов
воспитательно-образовательной работы. Работа по созданию оценки качества
дошкольного образования начата, необходимо ее продолжить и широко
обсудить с педагогами и общественностью.
Известно,
что ребенок развивается в деятельности. Поэтому очень важно, чтобы
самодеятельная игра, являющаяся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, заняла свое законное место в жизни
ребенка. Однако, недооценка педагогами значения
игры и обогащения игровой среды продолжает оставаться серьезной проблемой.
В
связи с тем, что 16% родителей (практически каждый шестой) не удовлетворены
материальной оснащенностью учреждений, необходимо совершенствовать
предметно-развивающую среду и оборудование детских садов.
Требуется
уделять больше внимания развитию речи ребенка, так как именно
дошкольный возраст характеризуется повышенной природной чувствительностью
к овладению родным языком, что пока еще мало учитывается в практике
работы детских садов.
В
связи с тем, что 18,4% родителей не удовлетворены работой по патриотическому
воспитанию, необходимо усилить внимание к нравственному и социальному развитию современных детей, как
особой сферы формирования личности, поддерживаемой и обеспечиваемой
периодом дошкольного детства.
Одной
из актуальнейших проблем современной образовательной практики является
недостаточный учет психоэмоционального состояния
ребенка, которое во многом
зависит от ритма его жизни и задается режимом дня детского сада.
В связи с
увеличением количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения
таких детей грамотно говорить по-русски, но и поддержки их идентичности,
проявляя уважительное отношение к их культурным традициям. Педагогам, работающим в условиях современного
мегаполиса, необходимо обладать знаниями как поддержать
развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их
этнического происхождения.
Ряд
полезных инициатив Правительства Москвы (раздельный сбор мусора, призывы
экономить электроэнергию, убирать за собаками и др.) не находят достаточной
поддержки у москвичей. В связи с этим, как никогда актуальным является грамотное
экологическое воспитание именно в дошкольном возрасте. Необходимо
создать детям условия для проведения самостоятельных исследований
окружающего мира, игр с природным
материалом.
Как показали
опросы, 12,9% родителей не посещают культурные центры со своим ребенком. В связи с усилением процессов
социальной стратификации, повышается роль дошкольных образовательных
учреждений, как института, выравнивающего стартовые возможности приобщения
ребенка к культуре.
Часть детей,
посещающих детские сады, в течение 1-2 лет одновременно посещают занятия и в детском саду, и в школе на
подготовительных курсах, причем в
большинстве случаев по разным программам и технологиям. Проблема состоит в том, что часто повышается и никем не
контролируется нагрузка на ребенка,
от чего страдают его здоровье и психическое благополучие.
В городе
Москве накоплен богатый опыт экспериментальной деятельности дошкольных
образовательных учреждений. Однако, проблемой является
низкая осведомленность дошкольных
образовательных учреждений о лучших результатах экспериментальной деятельности и
передачи передового опыта.
Актуальной
является проблема поддержки детской познавательной инициативы.
Для ее решения необходима разработка критериев оценки работы по
развитию и поддержке познавательной инициативы дошкольников в конкретном
образовательном учреждении, а также форм и методов работы по поддержке познавательной инициативы детей
дошкольного возраста, как в условиях
дошкольного образовательного учреждения, так и в семье.
Успешность
функционирования отдельного детского сада во многом зависит
от взаимодействия его с другими учреждениями системы. В существующей
практике имеется ряд учреждений, которые живут своей автономной
жизнью, не включаясь в процессы развития района, округа и города в целом.
На сегодняшний день необходима разработка системы сетевого взаимодействия
дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным
ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей
дошкольного возраста.
В
связи с этим, организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных
учреждений города Москвы предполагает решение проблемы позиционирования
каждого детского сада в образовательном пространстве города Москвы.
В последние
годы участились случаи обращения родителей и педагогов к специалистам по поводу
необычного поведения детей, трудностей и проблемных ситуаций, связанных с их воспитанием и обучением.
Например, они не терпят насилия, не слышат и не желают выполнять указания
взрослых, гиперактивны и настойчивы, у них повышенная потребность к
восприятию информации и повышенная агрессия. Они требуют иного отношения
к себе. Для решения этих проблем в дошкольных образовательных учреждениях начато
исследование особенностей развития современных детей.
В
условиях вариативности, которая представлена многообразием видов и типов
образовательных учреждений и образовательных услуг, разнообразными формами
дошкольного образования, изменением национального состава групп детей,
возникает проблема модернизации подготовки кадров для разного контингента
детей в различных условиях воспитания и обучения.
Имеется
еще ряд проблем в кадровом обеспечении дошкольных образовательных
учреждений. Несмотря на то, что штатные расписания дошкольных
образовательных учреждений практически полностью укомплектованы
(по отчету на 1 января
Уровень
прав и гарантий у педагогических работников дошкольных образовательных
учреждений более низкий по сравнению с их коллегами в других
образовательных учреждениях. Так, продолжительность отпуска у воспитателей
составляет 42 дня, у учителя — 56 дней. Норма часов педагогической работы за
ставку заработной платы у воспитателей ДОУ - 36 часов, в то время как у воспитателей групп продленного дня
общеобразовательных учреждений -30
часов. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений не
предусматриваются также выплаты за работу с родителями по воспитанию
детей, аналогичные выплатам учителям за классное руководство. В этой связи
работа в дошкольных образовательных учреждениях непопулярна и малопривлекательна.
То, как
позиционирует себя в образовательном пространстве города детский сад, зависит от его руководителя. Существует
проблема подбора кадров на должность руководителя, так как развитие
детского сада во многом определяется социально активной позицией заведующей, ее мировоззрением и образовательным
уровнем.
Как
показал опрос родителей, конфликтные ситуации в детском саду по разного рода
вопросам возникают практически у каждого второго родителя. Это требует
серьезного изменения форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников, особенно в процессе реализации программы «Московская семья -
компетентные родители».
В
связи с тем, что 12,5 % родителей в возрасте до 20 лет при опросе отмечают, что
детский сад их не устраивает, необходимо особое внимание обратить на
работу с данной категорией семей.
Работа
детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки
качества дошкольного образования. Департаментом образования города Москвы создан и активно работает Городской совет
родительской общественности по
дошкольному образованию. Окружными управлениями образования также созданы окружные советы
родительской общественности по дошкольному образованию. Необходимо активизировать
их работу, а также создать советы
родительской общественности в районах. Вся работа с родительской общественностью должна начинаться на
уровне детского сада. Приоритетной задачей каждого руководителя дошкольного
образовательного учреждения является
создание активного, авторитетного общественно-государственного органа
управления в своем учреждении.
Результаты
работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города
Москвы
были отмечены ЮНЕСКО.
В
соответствии с Соглашением о пилотном проекте в
области воспитания и образования детей
младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой (Департаментом
образования города Москвы) и
Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО) в 2008-2012
гг. будут:
- разработаны методические и учебные ресурсы
(методические пособия, учебные и
вспомогательные материалы для детей и педагогов);
- разработаны рекомендации по усовершенствованию
политики и стратегии раннего
воспитания и образования детей и инновационные технологии с целью
повышения доступности высококачественных услуг;
- проведены курсы повышения квалификации педагогов
дошкольных образовательных учреждений;
-
проведены
научные исследования и обмен передовым опытом по тематике
«Современные дети - какие они?»;
-
проведены
мероприятия по созданию Учебно-исследовательского центра по
раннему воспитанию и образованию детей, ассоциированного с ЮНЕСКО, с
привлечением
экспертов из государств-членов ЮНЕСКО, специализирующихся в различных областях раннего воспитания и
образования детей.
В
целях информационного обеспечения совместного проекта будут определены
темы и подготовлен материал для публикации, перевода на иностранные
языки (английский, французский, испанский) и распространения в государствах-членах ЮНЕСКО, как это предусмотрено
Соглашением.
Основным
мероприятием в рамках Соглашения станет Всемирная конференция
по вопросам раннего воспитания и образования детей в городе Москве в
Цели
и задачи
В
настоящее
время условия реализации дошкольного образования в городе Москве
существенно изменились.
Эти изменения
отражаются в целом ряде тенденций.
•
Отчетливо
проявляется повышение
динамики социальных процессов, связанных с меняющейся позицией родителей в сторону позитивности по отношению к дошкольному образованию: детский сад стал престижным
образовательным
учреждением.
•
Создаются условия для реализации вариативности образовательных программ,
что позволяет осуществлять дифференцированный подход к развитию ребенка и
построению индивидуальных траекторий развития.
•
Усиливается внимание к интеллектуальному развитию современных детей, как
особому направлению развития ребенка, специально поддерживаемому системой дошкольного образования, в комплексе с
другими сторонами развития (физическим, социальным, эстетическим и
др.).
•
Возрастает
значение особого направления детского развития, связанного с
социализацией детей дошкольного возраста, с целью обеспечения не только
освоения
различных социальных норм, но и развития детской субъективности в рамках
дошкольного образовательного учреждения.
•
Изменяется
контингент детей: в дошкольных
образовательных учреждениях воспитываются дети, не владеющие русским языком, дети с ограниченными
возможностями здоровья.
•
Возрастает влияние неблагоприятных экологических факторов на развитие
детей, что проявляется в целом ряде особенностей детского развития: в
повышенной
утомляемости детей, увеличении аффективности их
поведения и т.п.
•
Открываются
новые возможности для организации развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях в связи с развитием индустрии детства.
•
Возрастает необходимость использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности, как участников
воспитательно-образовательного
процесса детского сада.
Выделенные
выше и проанализированные тенденции не исчерпывают весь спектр
вопросов, которые находятся в центре внимания Департамента образования
города Москвы, и решаются в ходе каждодневной работы. Тем не менее,
на сегодняшний день сформированы задачи, которые являются приоритетными
и требуют неотложного решения.
Целью
образовательной политики города Москвы
в области дошкольного образования является обеспечение равного доступа для всех
детей в возрасте от рождения до 7 лет к
качественным образовательным услугам, отвечающим интересам и возможностям ребенка, а также
запросам семьи.
Для
реализации поставленной цели предполагается решение задач в рамках следующих
приоритетных направлений:
-
доступность
дошкольного образования;
-
обеспечение
здоровья детей;
-
развитие
инклюзивного, интегративного и специального
дошкольного
образования;
-
развитие
физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста;
-
обеспечение
качества дошкольного образования;
-
повышение
эффективности кадрового обеспечения;
-
психолого-педагогическая
поддержка московской семьи;
-
детский сад
будущего;
-
реализация
совместного пилотного проекта в области воспитания
и
образования
детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города
Москвы и ЮНЕСКО.
Основные
задачи по обеспечению доступности дошкольного образования
•
обеспечение
права всех детей, живущих в Москве, на качественное образование, независимо от их пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, состояния здоровья, социального и имущественного положения;
•
ликвидация
дефицита мест в детских садах;
•
расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений;
•
увеличение
количества групп с разным режимом работы;
•
увеличение
количества групп для детей раннего возраста;
•
обеспечение шаговой и ценовой доступности дошкольных образовательных
услуг;
•
развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами
населения;
•
создание
новых организационных моделей дошкольного образования для развития детей раннего возраста, не посещающих дошкольные
образовательные
учреждения;
•
обеспечение
дошкольным образованием детей, попавших в сложную социальную
ситуацию;
• совершенствование
материально-технической
базы дошкольных
образовательных учреждений.
Основные
задачи в области обеспечения здоровья детей
•
обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных
учреждениях;
•
обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие в
условиях дошкольных образовательных учреждений;
•
обеспечение
условий для формирования здоровьесберегающей среды
дошкольных учреждений и для реализации гигиенических требований к организации
воспитательно-образовательного процесса;
•
создание
условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных
технологий в воспитательно-образовательный процесс;
•
разработка
и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического
мониторинга для оценки и динамического контроля влияния комплекса
психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и
здоровье дошкольников;
•
оценка факторов риска для здоровья и содействие активному внедрению программ медицинской профилактики
наиболее распространенных заболеваний детей дошкольного
возраста;
•
разработка
и внедрение дифференцированных профилактических программ
для профилактики и коррекции отклонений здоровья детей с учетом индивидуальных
траекторий их психофизиологического и физического
развития;
•
совершенствование
технологий оздоровительной физической культуры в
дошкольных образовательных учреждениях и материально-технической базы
для
их реализации;
•
воспитание у ребенка осознанного отношения к двигательной активности,
интереса и потребности к физическому
самосовершенствованию;
•
воспитание культуры здоровья; обоснование вариативных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в
формировании здорового образа жизни дошкольников;
•
модернизация физического воспитания дошкольников,
совершенствование
программно-методического,
организационного
и материально-технического (строительство бассейнов, спортивных площадок, физкультурных залов) обеспечения физического
воспитания детей в дошкольных образовательных
учреждениях;
•
совершенствование
организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья, в дошкольных образовательных учреждениях; воспитание
культуры питания.
Основные
задачи в области развития инклюзивного, интегративного
и специального дошкольного образования
•
обеспечение
доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с расстройствами поведения, аутизмом, сложной
структурой
дефекта, тяжелыми случаями двигательных нарушений, слепотой, врожденными
уродствами, эпилептическим синдромом и некоторыми другими нарушениями
развития и здоровья;
•
ликвидация
неравномерного расположения
оздоровительных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья по административным
округам и районам города Москвы;
•
разработка научно-обоснованной
системы
инклюзивного и интегративного дошкольного образования, обеспечивающей одновременно качественное специальное образование и
планомерную
интеграцию детей с
ограниченными
возможностями здоровья в общество;
•
формирование
базы данных о детях-инвалидах, воспитывающихся в дошкольных
образовательных учреждениях;
•
внесение
изменений и дополнений в нормативные правовые документы по воспитанию
детей с ограниченными возможностями здоровья;
•
формирование
целостной системы психолого-медико- педагогических
комиссий
города;
• разработка информационных технологий учета и сопровождения «особого» ребенка в
образовательной среде города.
Основные
задачи в области развития физической культуры и спорта для детей
дошкольного возраста
•
обновление содержания и разработка программ физического
воспитания
детей дошкольного возраста в соответствии с видовым разнообразием дошкольных
образовательных учреждений;
•
разработка современных педагогических технологий физического воспитания направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
• расширение
использования в работе привлекательных для детей видов
физкультурно-оздоровительной
деятельности: ритмической гимнастики,
спортивных игр, занятий на физкультурно-спортивных тренажерах, лыжи, плавание;
•
создание
системы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих
повышенную мотивацию к физическому воспитанию;
•
создание разнообразной
физкультурно-спортивной среды для обогащения организованных и самостоятельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного
возраста;
•
разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с
детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады;
•
создание
современной
физкультурно-спортивной
базы дошкольных
образовательных учреждений и обеспечение шаговой доступности этих объектов
для занятий с детьми дошкольного
возраста;
•
организация систематической работы по физическому воспитанию детей
в дошкольных образовательных учреждениях под девизом «Физкультура и я
—мы друзья!».
Основные
задачи в области обеспечения качества дошкольного образования
• формирование
и развитие общественно-профессиональной системы независимой
оценки и мониторинга качества образования;
•
реализация основных направлений развития
ребенка: физического,
эмоционально-волевого,
познавательно-речевого,
социально-личностного и художественно-эстетического;
•
развитие
в дошкольных образовательных учреждениях самодеятельной игры, являющейся ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте;
•
широкое внедрение в образовательную практику современных информационных
и коммуникационных технологий;
•
достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством:
-
развития непрерывной вариативной системы методической поддержки,
профессиональной
подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
-
совершенствования
аттестационных технологий, экспертного
сопровождения педагогической деятельности;
- эффективной кадровой политики, способствующей
обновлению состава администрации
образовательных учреждений и педагогических работников, повышению
мотивации персонала, оптимальному использованию различных форм стимулирования,
адаптации молодых специалистов;
• повышение качества работы дошкольных образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у
населения;
• реализация современных подходов в организации предметно-развивающей среды
в дошкольных образовательных учреждениях.
Основные
задачи в области повышения эффективности кадрового обеспечения
•
обеспечение высокого профессионального уровня педагогических кадров;
•
модернизация системы подготовки педагогических кадров для воспитания
и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития,
детей сирот, детей, лишенных родительского попечительства;
•
разработка новых учебных планов и программ, направленных на удовлетворение
потребности общества в специалистах высокой квалификации по новым
направлениям воспитания и обучения детей;
•
разработка и реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений,
в том числе, работающих с детьми, имеющими отклонения в здоровье;
•
разработка
и внедрение вариативной системы методической поддержки
учебных планов и программ;
•
совершенствование разных форм подготовки кадров,
аттестационных технологий, дистантного
обучения и широкого использования в процессе обучения
мультимедийных средств;
•
развитие
системы вузовской подготовки и постдипломного
повышения квалификации
педагогов-психологов для работы с детьми, имеющими нарушения развития, и их
семьями.
Основные
задачи в реализации психолого-педагогической поддержки московской
семьи
•
обеспечение адресной социокультурной и психолого-педагогической поддержки
московских семей, повышение воспитательной культуры взрослых репродуктивного
возраста, потенциальных и реальных родителей;
•
разработка оптимальных средств
поддержки
семей категории социального риска и семей с детьми, имеющими проблемы в
развитии;
•
совершенствование
системы
психолого-педагогической
поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, хозяйственно-экономической,
воспитательной, восстановительной (досуговой),
влияющих на качество
семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
•
внедрение
эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике
социально-делового и психолого-педагогического партнерства;
•
развитие новых форм дошкольного образования, направленных на
оказание
помощи родителям, воспитывающим детей в семье;
•
повышение
эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия
детей раннего и дошкольного возраста;
•
обеспечение большей открытости, диалога и привлекательности дошкольного
образования для детей и родителей;
•
активизация
деятельности института социальных педагогов, психологических служб в системе дошкольного
образования с целью оказания разносторонней помощи семье в изменяющемся
социуме;
•
расширение
инициативы и полномочий общественных родительских объединений в
вопросах защиты интересов детей, материнства.
Основные
задачи по созданию «Детского сада будущего»
•
разработка и реализация на практике моделей «Детского сада будущего»;
•
разработка
модели дошкольного образовательного
учреждения, как особого
пространства,
позволяющего
спроектировать и реализовать
индивидуальную
образовательную траекторию развития ребенка;
•
создание
образовательных маршрутов для одаренных и талантливых детей
дошкольного возраста;
•
использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения для
интеллектуального развития ребенка;
•
анализ
эффективности существующих программ и методик обучения и воспитания
детей дошкольного возраста;
•
разработка
инновационных
методов
обучения на основе
экспериментальной
работы в дошкольных образовательных учреждениях;
•
разработка
механизмов ресурсного
обмена между дошкольными образовательными
учреждениями.
Основные
задачи по реализации совместного пилотного проекта
в
области
воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между
Департаментом образования города
Москвы и ЮНЕСКО
•
обеспечение
доступности всего комплекса воспитания и образования детей
младшего возраста с удалением особого внимания группам населения с различным
социальным статусом и с учетом их языковой потребностей;
•
обеспечение
высокого качества комплексных услуг в сфере воспитания и образования детей младшего возраста,
охватывающих основные потребности детей
младшего
возраста, включая дошкольное образование, социально-психологическое
сопровождение, охрану здоровья и питание;
•
обеспечение
всестороннего развития детей в возрасте до 6 лет;
•
организация сетевого взаимодействия образовательных ресурсных центров;
•
подготовка и проведение Всемирной конференции по вопросам раннего
воспитания и образования детей в городе Москве в
Целевые
индикаторы
1.
Ликвидация
очередности в дошкольные образовательные учреждения к 2015
году.
2.
Предоставление
ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в
срок до 1-го месяца со дня регистрации его в Книге учета будущих воспитанников.
3.
Достижение
67% охвата детей в возрасте от
1 года до 6 лет
разными
формами
дошкольного образования к 2015 году.
4.
100% укомплектованность дошкольных образовательных учреждений кадрами.
5.
Увеличение
до 75% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений,
имеющих высшее педагогическое образование.
6.
Повышение до 95% удовлетворенности родителей профессиональной квалификацией
воспитателей.
7.
Повышение до 170 величины среднего показателя «число дней
функционирования»
дошкольного образовательного учреждения.
8.
Увеличение до 95% количества родителей, которые удовлетворены качеством
дошкольных образовательных услуг.
9.
Рост до 90% позитивной оценки родителями отношения ребенка к воспитателю детского
сада.
10.
Увеличение до 95% количества родителей, которых удовлетворяет
качество питания
в дошкольных образовательных учреждениях.
11.
Рост до 85% доли родителей, включенных в программы повышения родительской
компетентности.
12.Предоставление всем
детям-инвалидам
возможности
получения дошкольного образования посредством развития
инклюзивного,
интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного
образования.
13.Повышение
чувства социальной и личной ответственности московских родителей
за благополучное
полноценное развитие и воспитание своих детей.
14.
100% оснащение открываемых перепрофилируемых групп учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и мягким
инвентарем.
15.100%
оснащение вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7
лет в общеобразовательных
учреждениях учебным, дидактическим, игровым,
компьютерным оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
16.
100% оснащение возвращаемых в
систему Департамента образования города
Москвы закрытых дошкольных образовательных
учреждений
учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием,
мебелью,
мягким инвентарем и технологическим оборудованием.
17.
100%
оснащение открываемых лекотек
учебным, дидактическим, игровым и
компьютерным оборудованием.
18.
100%
оснащение открываемых
центров игровой поддержки учебным, дидактическим,
игровым и компьютерным оборудованием.
19.
100% оснащение открываемых служб ранней помощи учебным, дидактическим,
игровым и компьютерным оборудованием.
20.
100% оснащение открываемых консультативных пунктов учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и
мягким
инвентарем.
21.
100% оснащение открываемых групп с аллергодерматозами
учебным, дидактическим, игровым и
компьютерным оборудованием.
22.
100% оснащение
существующих дошкольных
образовательных
учреждений
дидактическим, игровым и спортивным оборудованием.
23. 60%
оснащение существующих дошкольных образовательных учреждений компьютерной техникой и техническими средствами
обучения.
24. Ежегодное 10% обновление вышедшего из строя и изношенного
оборудования.