Проект

Департамент образования города Москвы

Основные направления программы развития дошкольного

образования

в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)

2008

Содержание

Раздел 1. Развитие системы дошкольного образования в городе Москве
.............................................................................................................................. 3

Раздел 2. Цели и задачи................................................................................. 14

Раздел 3. Целевые индикаторы.................................................................... 21

Раздел 4. Доступность дошкольного образования.................................... 23

Раздел 5. Обеспечение здоровья детей........................................................ 31

Раздел 6. Развитие инклюзивного, интегративного и специального
дошкольного образования............................................................................ 33

Раздел 7. Развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного
возраста............................................................................................................
41

Раздел 8. Обеспечение качества дошкольного образования................... 45

Раздел 9. Повышение эффективности кадрового обеспечения............. 51

Раздел 10. Психолого-педагогическая поддержка московской семьи
............................................................................................................................
54

Раздел 11. Детский сад будущего................................................................ 56

Раздел 12. Реализация совместного пилотного проекта в области
воспитания и образования детей младшего возраста «Московское
образование
: от младенчества до школы» между Департаментом
образования города Москвы и ЮНЕСКО.................................................. 59

Расшифровка аббревиатур.......................................................................... 64

 

 

 

 

Развитие системы дошкольного образования в городе Москве

Главная цель образовательной политики города Москвы в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

6 декабря 2005 г. состоялось заседание Правительства Москвы по вопросу «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве». Вышло постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 г. № 104-ПП, которое явилось мощным стимулом развития системы дошкольного образования.

Позитивная тенденция последних двух лет - организация новых форм образования, ориентированных на удовлетворение запросов родителей, являющихся основными заказчиками образовательных услуг.

В Москве накоплен положительный опыт работы дошкольных образовательных учреждений по организации психолого-педагогической поддержки родителей, ожидающих рождения ребенка. С этой целью в детских садах начали создаваться «Школы будущих родителей».

В городе создана многофункциональная, развивающаяся система общественного дошкольного образования для детей, воспитывающихся в условиях семьи. В настоящее время для этой категории детей реализуются новые формы дошкольного образования: консультативные пункты (210), служба ранней помощи (38), центры игровой поддержки ребенка (87), семейный детский сад (6), домашний детский сад (2).

В последние пять лет возросла потребность семей в дошкольном образовании с раннего возраста. Для детей от 6-ти месяцев до 3-х лет в дошкольных образовательных учреждениях работает 2161 группа раннего возраста и 228 адаптационных групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается 34,2 тыс. детей.

Важнейшим приоритетом образовательной политики Правительства Москвы является реализация комплексных мер по обеспечению доступности дошкольного образования. Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования - расширение сети дошкольных образовательных учреждений.

Правительством Москвы реализуются мероприятия по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, который возник в связи с увеличением рождаемости с 2000 года, что явилось одной из причин возникновения очередности в дошкольные образовательные учреждения. Ведется строительство новых детских садов. В 2006 г. построено 95 детских садов, в 2007 г.-106.

С учетом образовательных и социокультурных запросов родителей и особенностей развития и здоровья детей сформировано видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений:

- 950 детских садов;

- 193     детских     сада     общеразвивающего     вида     с     приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;

-265 детских садов компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии;

- 393 детских сада комбинированного вида;

- 8 детских садов присмотра и оздоровления;

- 13   детских   садов   с   этнокультурным   (национальным)   компонентом
образования;

- 100 центров развития ребенка - детских садов.

Дошкольные группы открыты также в 203 образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Для детей дошкольного возраста, родители которых доверяют государственному дошкольному образованию, но желают дозировать свои контакты с детским садом, чтобы ребенок больше времени находился в семье, создано 795 групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается 9,9 тыс. детей.

Группы кратковременного пребывания представлены широким видовым разнообразием: группы развития, «Будущий первоклассник», группы для детей, у которых русский язык не является родным, группы для детей с отклонениями в развитии,         «Особый   ребенок»,   «Играя, обучаюсь»,   группы   вечернего пребывания, выходного и праздничного дня, «Юный олимпиец» и «Учусь плавать».

С учетом пожеланий родителей, созданы группы 14-ти часового (196) и 24-х часового (432) пребывания детей.

В государственной системе дошкольного образования воспитывается: в 1922 дошкольных образовательных учреждениях - 257,6 тыс. детей; в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, - 19,1 тыс. детей; в новых формах дошкольного образования - 2,5 тыс. детей.

В 79 негосударственных образовательных учреждениях воспитываются 3,6 тыс. детей дошкольного возраста, 104 ведомственных детских сада посещают 7,9 тыс. детей.

Несмотря на рост рождаемости, благодаря мероприятиям по увеличению количества мест в детских садах, реализуемым Правительством Москвы, увеличивается охват детей разными формами дошкольного образования: 2005 г. -53,9%, 2006 г. — 59,8%, 2007 г. - 63% от количества проживающих в городе Москве детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Задача обеспечения равных стартовых возможностей детям из различных социальных слоев при поступлении в школу является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. В 2007 году разными формами дошкольного образования охвачены 94% детей в возрасте от 5 до 7 лет.

В настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Снизились показатели общей заболеваемости детей, в том числе по основным нозологическим формам, таким как болезни органов дыхания, кроветворных органов.

По данным социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по городу Москве в последние пять лет в столице наблюдается уменьшение показателя первичной заболеваемости детей болезнями органов пищеварения (в 2002 г. - 7,49 %, в 2006 г. - 1,95 %), в то время как у подростков показатели практически не изменились (в 2002 г. - 3,8 %, в 2006 г. - 3,76 %). В 2006 году у детского населения Москвы наблюдается уменьшение показателя распространенности заболеваний костно-мышечной системы в многолетней динамике с 14,1 % в 2002 году до 12,2 % в 2006 году.

Особое внимание уделяется детям-инвалидам. В системе дошкольного образования воспитывается 2026 детей-инвалидов. Во многих учреждениях успешно осуществляется интеграция детей-инвалидов в общество здоровых детей, функционируют группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Для детей с проблемами в здоровье и развитии функционирует 57 лекотек, целью которых является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 6-ти месяцев до 7 лет, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья.

Одним из основных направлений развития дошкольного образования в Москве является повышение его качества.

В соответствии с рекомендациями специалистов ЮНЕСКО, одним из показателей качества образования является размер государственного финансирования расходов на образование. За последние годы объем финансирования дошкольного образования в Москве значительно увеличился. В 2004 году расходы по финансированию составили (в тыс. руб.) 8 156 086; в 2005 году-10 688 157; в 2006 году-14 747 000; в 2007 году (план) - 21 809 157.

Объем финансирования, выделяемого на одного ребенка в месяц, постоянно увеличивается: 2004 год - 3181 руб., 2005 - 4000 руб., 2006 - 5268 руб., в 2007-7437 руб.

Помимо государственного финансирования, дошкольное образование частично финансируется за счет средств родителей. В Москве доля родительских выплат в 2007 г. составила 8,8% от общего объема расходов на содержание ребенка дошкольного возраста. Доля участия Правительства Москвы в финансировании дошкольного образования для ряда категорий семей составляет 100%.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию.

Как показали результаты социологического обследования семей по проблеме «Удовлетворенность родителей системой дошкольного образования города Москвы», проведенного ГНУ «Центр социологии образования Российской академии образования» в 2007 году, подавляющее большинство родителей (81,7%) удовлетворено работой детского сада. Каждый восьмой родитель (12,2%), оценивая в целом позитивно деятельность детского сада, склонен указывать на отдельные недостатки.

В целом родители дают позитивные оценки условиям реализации воспитательного процесса в детском саду, который посещает их ребенок. Так, по пяти бальной шкале санитарно-гигиенические условия содержания ребенка в детском саду оцениваются в 4,5 балла, качество работы педагогов с детьми в детском саду - 4,4 балла, качество питания ребенка - 4,3 балла, качество медицинских услуг — 4,3 балла, качество материальной оснащенности детского сада - 4,2 балла. Таким образом, средние оценки лежат в интервале «хорошее - очень хорошее».

За последние 10 лет выросла удовлетворенность родителей профессиональной квалификацией педагогов. Подавляющее большинство родителей (75,7%) «вполне удовлетворены» профессиональной квалификацией воспитателя детского сада (в 1997 году - 65,5%). Большинство родителей (68,3%) удовлетворены содержанием проводимых занятий в детском саду.

С целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями, оказания им помощи в воспитании детей дошкольного возраста, разработана и реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья - компетентные родители».

Одним из результатов реализации программ психолого-педагогического взаимодействия с семьей является весьма существенное увеличение количества родителей, сотрудничающих с педагогами по вопросам развития ребенка: с 45,6% в 1997 году, до 68,8% - в 2007 году.

Важнейшим значимым показателем успешности воспитательного процесса и психического благополучия ребенка является его эмоциональное самочувствие. Большинство родителей считают, что их ребенок приходит из детского сада в благополучном эмоциональном состоянии: «в хорошем и приподнятом настроении» - 49,0%; «в спокойном и уравновешенном настроении» - 47,6%.

Таким образом, за прошедшие десять лет значительно улучшилось качество дошкольного образования, и, как следствие, возросло доверие родителей к государственной системе дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики.

Всего в учреждениях дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы занято свыше 40 тыс. педагогических работников, из них 26,3 воспитателей (65,8 % от общего количества).

Образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений неуклонно повышается:

- в 2007 количество воспитателей с высшим образованием составило 41,7%, что в 1,5 раза больше, чем в 2003 г.;

- в 2007 г. количество заведующих с высшим образованием составило -93,8% (2003 г. - 84,6 %).

В детских садах работает 48,8% воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование. Этот показатель стабилен с 2003 года, что свидетельствует о востребованности педагогических кадров со средним профессиональным образованием в системе дошкольного образования города Москвы.

Снижается количество воспитателей, имеющих общее среднее образование: 2007 г. - 2,5% (2003 г. - 3,2%).

Немаловажный показатель в кадровом обеспечении - возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. По информации на 1 января 2007 года в детских садах работало 34% педагогических работников в возрасте до 35 лет, в тоже время специалисты пенсионного возраста составляют 18%.

Таким образом, в развитии системы дошкольного образования в городе Москве наблюдаются положительные тенденции в обеспечении доступности дошкольного образования, повышении качества дошкольных образовательных услуг и создании равных стартовых условий в начале обучения детей в школе.

Вместе с тем, анализ функционирования системы дошкольного образования позволил выделить ключевые проблемы, на решение которых направлены мероприятия, включенные в «Основные направления Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 10 лет (2008-2017 гг.)».

Главная проблема — обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, проживающих в городе Москве.

Несмотря на интенсивное строительство детских садов, возврат в городскую систему образования ведомственных учреждений, ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения является по-прежнему актуальной задачей.

Московским городским педагогическим университетом составлен прогноз рождаемости детей в городе Москве до 2017 года, представленный на рисунке 1.

В соответствии с данным прогнозом пик рождаемости ожидается в городе Москве в 2009 году (свыше 106 тыс. чел.). Затем следует ожидать плавного снижения рождаемости вследствие «демографической паузы», которая наблюдалась в Москве в середине 90-х годов.

В настоящее время 63 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет охвачены разными формами дошкольного образования. Очередность в детские сады на 1 января 2008 года составляет 20 тыс. человек. Потребность в количестве мест в дошкольных образовательных учреждениях - 67 % от количества детей в возрасте с 1 до 6 лет, проживающих в городе Москве.

На рисунке 2 представлен прогноз потребности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях:

-   график 1 - количество детей в возрасте от 1 года до 6 лет, проживающих в городе Москве (показатель скорректирован на количество детей, посещающих школу);

-   график 2 -    потребность количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;

- график 3 - количество мест в дошкольных образовательных учреждениях.
         
Из графиков видно, что пик увеличения   количества детей в возрасте от 1
года до 6 лет и потребности в местах в детские сады приходится на 2014 год. Для решения задачи ликвидации очередности реализуются мероприятия по новому строительству дошкольных образовательных учреждений, перепрофилированию       групповых      помещений,     приему      ведомственных дошкольных образовательных учреждений и др. При составлении прогноза увеличения количества мест в дошкольных образовательных учреждениях использовались данные постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года № 821-ПП «О схеме развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) на территории города Москвы до 2020 года».

Исходя из прогноза увеличения количества мест в детских садах, ликвидация очередности ожидается в 2015 году. Такой результат можно ожидать в случае, если показатель потребности количества мест в дошкольных образовательных учреждениях останется на уровне 67 %.

В связи с проводимыми Правительством России и Правительством Москвы мероприятиями, направленными на решение демографической ситуации, и ростом доверия родителей к государственной системе дошкольного образования, необходимо ежегодно проводить мониторинг потребности населения в услугах дошкольного образования.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования в последние два года развиваются новые формы дошкольного образования. Однако, как показали опросы населения, необходимо создавать новые организационные модели дошкольного образования, особенно актуальны развивающие занятия для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Отдельно необходимо рассматривать проблему доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью создается система раннего выявления и учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования на ее основе развития системы инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования.

Серьезной проблемой специального дошкольного образования является неравномерность расположения дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья по округам и районам Москвы, что создает непреодолимые транспортные препятствия для многих семей и вынуждает родителей отдавать детей на условия пятидневного пребывания.

Еще одной проблемой является отсутствие научно-обоснованной системы инклюзивного дошкольного образования, обеспечивающей одновременно качественное специальное образование и планомерную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по оздоровлению детей. Вместе с тем, проблема формирования здоровьесберегающей среды, интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс остается актуальной для системы дошкольного образования.

В связи с тем, что количество родителей, неудовлетворенных качеством питания ребенка в детском саду составляет 11,2%, необходимо продолжать работу по совершенствованию организации питания детей, в том числе с учетом особенностей их здоровья.

Недостаточно внимания уделяется воспитанию у ребенка осознанного отношения к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Проблема повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения. В последние годы произошел разрыв между дошкольными образовательными учреждениями, обеспечивающими высокое качество дошкольного образования, и имеющими низкий рейтинг у населения. Окружным управлениям образования и методическим службам необходимо организовать работу, прежде всего, с детскими садами, имеющими низкое качество дошкольных образовательных услуг.

Наиболее острой проблемой в работе «непопулярных» детских садов по-прежнему остается индивидуализация работы в процессе реализации основных направлений развития ребенка: физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического.

Одна из основных задач российского образования - оценка качества образования. Оценка качества работы дошкольного образовательного учреждения должна проводиться по качеству результатов воспитательно-образовательной работы. Работа по созданию оценки качества дошкольного образования начата, необходимо ее продолжить и широко обсудить с педагогами и общественностью.

Известно, что ребенок развивается в деятельности. Поэтому очень важно, чтобы самодеятельная игра, являющаяся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, заняла свое законное место в жизни ребенка. Однако, недооценка педагогами значения игры и обогащения игровой среды продолжает оставаться серьезной проблемой.

В связи с тем, что 16% родителей (практически каждый шестой) не удовлетворены материальной оснащенностью учреждений, необходимо совершенствовать предметно-развивающую среду и оборудование детских садов.

Требуется уделять больше внимания развитию речи ребенка, так как именно дошкольный возраст характеризуется повышенной природной чувствительностью к овладению родным языком, что пока еще мало учитывается в практике работы детских садов.

В связи с тем, что 18,4% родителей не удовлетворены работой по патриотическому воспитанию, необходимо усилить внимание к нравственному и социальному развитию современных детей, как особой сферы формирования личности, поддерживаемой и обеспечиваемой периодом дошкольного детства.

Одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики является недостаточный учет психоэмоционального состояния ребенка, которое во многом зависит от ритма его жизни и задается режимом дня детского сада.

В связи с увеличением количества двуязычных детей возникла проблема не только обучения таких детей грамотно говорить по-русски, но и поддержки их идентичности, проявляя уважительное отношение к их культурным традициям. Педагогам, работающим в условиях современного мегаполиса, необходимо обладать знаниями как поддержать развитие, образование и воспитание всех детей, независимо от их этнического происхождения.

Ряд полезных инициатив Правительства Москвы (раздельный сбор мусора, призывы экономить электроэнергию, убирать за собаками и др.) не находят достаточной поддержки у москвичей. В связи с этим, как никогда актуальным является грамотное экологическое воспитание именно в дошкольном возрасте. Необходимо создать детям условия для проведения самостоятельных исследований окружающего мира, игр с природным материалом.

Как показали опросы, 12,9% родителей не посещают культурные центры со своим ребенком. В связи с усилением процессов социальной стратификации, повышается роль дошкольных образовательных учреждений, как института, выравнивающего стартовые возможности приобщения ребенка к культуре.

Часть детей, посещающих детские сады, в течение 1-2 лет одновременно посещают занятия и в детском саду, и в школе на подготовительных курсах, причем в большинстве случаев по разным программам и технологиям. Проблема состоит в том, что часто повышается и никем не контролируется нагрузка на ребенка, от чего страдают его здоровье и психическое благополучие.

В городе Москве накоплен богатый опыт экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Однако, проблемой является низкая осведомленность дошкольных образовательных учреждений о лучших результатах экспериментальной деятельности и передачи передового опыта.

Актуальной является проблема поддержки детской познавательной инициативы. Для ее решения необходима разработка критериев оценки работы по развитию и поддержке познавательной инициативы дошкольников в конкретном образовательном учреждении, а также форм и методов работы по поддержке познавательной инициативы детей дошкольного возраста, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье.

Успешность функционирования отдельного детского сада во многом зависит от взаимодействия его с другими учреждениями системы. В существующей практике имеется ряд учреждений, которые живут своей автономной жизнью, не включаясь в процессы развития района, округа и города в целом. На сегодняшний день необходима разработка системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, при котором каждое образовательное учреждение выступает отдельным ресурсом для других образовательных учреждений и для родителей детей дошкольного возраста.

В связи с этим, организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города Москвы предполагает решение проблемы позиционирования каждого детского сада в образовательном пространстве города Москвы.

В последние годы участились случаи обращения родителей и педагогов к специалистам по поводу необычного поведения детей, трудностей и проблемных ситуаций, связанных с их воспитанием и обучением. Например, они не терпят насилия, не слышат и не желают выполнять указания взрослых, гиперактивны и настойчивы, у них повышенная потребность к восприятию информации и повышенная агрессия. Они требуют иного отношения к себе. Для решения этих проблем в дошкольных образовательных учреждениях начато исследование особенностей развития современных детей.

В условиях вариативности, которая представлена многообразием видов и типов образовательных учреждений и образовательных услуг, разнообразными формами дошкольного образования, изменением национального состава групп детей, возникает проблема модернизации подготовки кадров для разного контингента детей в различных условиях воспитания и обучения.

Имеется еще ряд проблем в кадровом обеспечении дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то, что штатные расписания дошкольных образовательных учреждений практически полностью укомплектованы (по отчету на 1 января 2007 г. - на 97 %), низкий уровень оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений вынуждает их работать на полторы и более тарифных ставок.

Уровень прав и гарантий у педагогических работников дошкольных образовательных учреждений более низкий по сравнению с их коллегами в других образовательных учреждениях. Так, продолжительность отпуска у воспитателей составляет 42 дня, у учителя — 56 дней. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы у воспитателей ДОУ - 36 часов, в то время как у воспитателей групп продленного дня общеобразовательных учреждений -30 часов. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений не предусматриваются также выплаты за работу с родителями по воспитанию детей, аналогичные выплатам учителям за классное руководство. В этой связи работа в дошкольных образовательных учреждениях непопулярна и малопривлекательна.

То, как позиционирует себя в образовательном пространстве города детский сад, зависит от его руководителя. Существует проблема подбора кадров на должность руководителя, так как развитие детского сада во многом определяется социально     активной     позицией     заведующей,     ее     мировоззрением     и образовательным уровнем.

Как показал опрос родителей, конфликтные ситуации в детском саду по разного рода вопросам возникают практически у каждого второго родителя. Это требует серьезного изменения форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, особенно в процессе реализации программы «Московская семья - компетентные родители».

В связи с тем, что 12,5 % родителей в возрасте до 20 лет при опросе отмечают, что детский сад их не устраивает, необходимо особое внимание обратить на работу с данной категорией семей.

Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Департаментом образования города Москвы создан и активно работает Городской совет родительской общественности по дошкольному образованию. Окружными управлениями образования также созданы окружные советы родительской общественности по дошкольному образованию. Необходимо активизировать их работу, а также создать советы родительской общественности в районах. Вся работа с родительской общественностью должна начинаться на уровне детского сада. Приоритетной задачей каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения является создание активного, авторитетного общественно-государственного органа управления в своем учреждении.

Результаты работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы были отмечены ЮНЕСКО.

В соответствии с Соглашением о пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между городом Москвой (Департаментом образования города Москвы) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)    в 2008-2012 гг. будут:

-  разработаны методические и учебные ресурсы (методические пособия, учебные и вспомогательные материалы для детей и педагогов);

- разработаны рекомендации по усовершенствованию политики и стратегии раннего воспитания и образования детей и инновационные технологии с целью повышения доступности высококачественных услуг;

-  проведены курсы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений;

-  проведены научные исследования и обмен передовым опытом по тематике
«Современные дети - какие они?»;

-  проведены мероприятия по созданию Учебно-исследовательского центра по раннему воспитанию и образованию детей, ассоциированного с ЮНЕСКО, с привлечением экспертов из государств-членов ЮНЕСКО, специализирующихся в различных областях раннего воспитания и образования детей.

В целях информационного обеспечения совместного проекта будут определены темы и подготовлен материал для публикации, перевода на иностранные языки (английский, французский, испанский) и распространения в государствах-членах ЮНЕСКО, как это предусмотрено Соглашением.

Основным мероприятием в рамках Соглашения станет Всемирная конференция по вопросам раннего воспитания и образования детей в городе Москве в 2010 г.

 

Цели и задачи

В настоящее время условия реализации дошкольного образования в городе Москве существенно изменились.

Эти изменения отражаются в целом ряде тенденций.

        Отчетливо проявляется    повышение динамики социальных процессов, связанных   с   меняющейся   позицией   родителей   в   сторону   позитивности   по отношению   к   дошкольному   образованию:   детский   сад   стал   престижным образовательным учреждением.

        Создаются   условия   для   реализации   вариативности   образовательных программ, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к развитию ребенка и построению индивидуальных траекторий развития.

        Усиливается  внимание   к  интеллектуальному  развитию  современных детей, как особому направлению развития ребенка, специально поддерживаемому системой дошкольного образования, в комплексе с другими сторонами развития (физическим, социальным, эстетическим и др.).

        Возрастает значение особого направления детского развития, связанного с социализацией детей дошкольного возраста, с целью обеспечения не только освоения различных социальных норм, но и развития детской субъективности в рамках дошкольного образовательного учреждения.

        Изменяется контингент  детей: в дошкольных образовательных учреждениях   воспитываются   дети,   не   владеющие   русским   языком,   дети   с ограниченными возможностями здоровья.

        Возрастает   влияние    неблагоприятных   экологических   факторов    на развитие детей, что проявляется в целом ряде особенностей детского развития: в повышенной утомляемости детей, увеличении аффективности их поведения и т.п.

        Открываются новые возможности для организации развивающей среды в дошкольных   образовательных   учреждениях   в   связи   с   развитием   индустрии детства.

        Возрастает   необходимость   использования   в   работе   с родителями методов,   способствующих   повышению   их   инициативности,   как   участников воспитательно-образовательного процесса детского сада.

Выделенные выше и проанализированные тенденции не исчерпывают весь спектр вопросов, которые находятся в центре внимания Департамента образования города Москвы, и решаются в ходе каждодневной работы. Тем не менее, на сегодняшний день сформированы задачи, которые являются приоритетными и требуют неотложного решения.

Целью образовательной политики города Москвы в области дошкольного образования является обеспечение равного доступа для всех детей в возрасте от рождения до 7 лет к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам и возможностям ребенка, а также запросам семьи.

Для реализации поставленной цели предполагается решение задач в рамках следующих приоритетных направлений:

-   доступность дошкольного образования;

-   обеспечение здоровья детей;

-   развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;

-   развитие физкультуры и спорта для детей дошкольного возраста;

-   обеспечение качества дошкольного образования;

-   повышение эффективности кадрового обеспечения;

-   психолого-педагогическая поддержка московской семьи;

-   детский сад будущего;

-   реализация совместного пилотного проекта в области воспитания и
образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО.

Основные задачи по обеспечению доступности дошкольного образования

          обеспечение права всех детей, живущих в Москве, на качественное образование,  независимо от их пола, расы,  национальности,  происхождения, места    жительства,    состояния    здоровья,    социального    и    имущественного положения;

          ликвидация дефицита мест в детских садах;

          расширение  сети дошкольных образовательных  учреждений  за счет строительства  новых   детских   садов   и   возврата   в   систему  ранее   закрытых учреждений;

 

        увеличение количества групп с разным режимом работы;

        увеличение количества групп для детей раннего возраста;

        обеспечение      шаговой      и      ценовой      доступности    дошкольных образовательных услуг;

        развитие   новых   форм   дошкольного   образования   в  соответствии   с запросами населения;

        создание новых организационных моделей дошкольного образования для    развития     детей     раннего     возраста,     не     посещающих     дошкольные образовательные учреждения;

        обеспечение дошкольным образованием детей, попавших в сложную социальную ситуацию;

   совершенствование материально-технической    базы    дошкольных образовательных учреждений.

Основные задачи в области обеспечения здоровья детей

               обеспечение    условий    безопасности    жизнедеятельности    детей    в дошкольных образовательных учреждениях;

               обеспечение   безусловного   соблюдения   прав   ребенка   на   охрану здоровья  и   гармоничное  развитие  в  условиях  дошкольных  образовательных учреждений;

               обеспечение условий для формирования здоровьесберегающей среды дошкольных   учреждений   и   для   реализации    гигиенических   требований   к организации воспитательно-образовательного процесса;

               создание условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

               разработка и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического мониторинга для оценки и динамического контроля  влияния комплекса психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и здоровье дошкольников;

               оценка   факторов   риска   для   здоровья   и  содействие   активному внедрению программ медицинской профилактики наиболее распространенных заболеваний детей дошкольного возраста;

               разработка и внедрение дифференцированных  профилактических программ для профилактики и коррекции отклонений здоровья детей с учетом индивидуальных траекторий их психофизиологического и физического развития;

               совершенствование технологий оздоровительной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях и материально-технической базы для их реализации;

               воспитание    у    ребенка    осознанного    отношения    к    двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию;

               воспитание   культуры   здоровья;   обоснование      вариативных   форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников;

               модернизация       физического       воспитания        дошкольников,
совершенствование         программно-методического,         организационного         и материально-технического   (строительство   бассейнов,   спортивных   площадок, физкультурных залов) обеспечения физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

               совершенствование организации питания детей, в том числе с учетом особенностей   их   здоровья,    в   дошкольных   образовательных   учреждениях; воспитание культуры питания.

Основные задачи в области развития инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования

        обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов    для    детей    с    расстройствами    поведения,    аутизмом, сложной структурой дефекта, тяжелыми случаями двигательных нарушений, слепотой, врожденными уродствами, эпилептическим синдромом и некоторыми другими нарушениями развития и здоровья;

        ликвидация неравномерного расположения  оздоровительных учреждений    для    детей    с    ограниченными        возможностями    здоровья    по административным округам и районам города Москвы;

        разработка       научно-обоснованной       системы       инклюзивного      и интегративного    дошкольного    образования,    обеспечивающей    одновременно качественное   специальное  образование  и  планомерную   интеграцию  детей  с ограниченными возможностями здоровья в общество;

        формирование базы данных о детях-инвалидах, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях;

        внесение изменений и дополнений в нормативные правовые документы по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья;

        формирование целостной системы психолого-медико- педагогических комиссий города;

    разработка   информационных   технологий   учета   и  сопровождения «особого» ребенка в образовательной среде города.

Основные задачи в области развития физической культуры и спорта для детей дошкольного возраста

        обновление     содержания    и    разработка    программ     физического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с видовым разнообразием дошкольных образовательных учреждений;

        разработка   современных   педагогических   технологий   физического воспитания   направленных   на   повышение   уровня   физического      развития   и физической   подготовленности   воспитанников   дошкольных   образовательных учреждений;

     расширение использования в работе привлекательных для детей видов физкультурно-оздоровительной      деятельности:      ритмической      гимнастики, спортивных   игр,   занятий   на   физкультурно-спортивных   тренажерах,   лыжи, плавание;

        создание системы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к физическому воспитанию;

        создание     разнообразной     физкультурно-спортивной     среды     для обогащения   организованных   и   самостоятельно-игровых   форм   двигательной активности детей дошкольного возраста;

        разработка  новых  организационных  форм  работы  по   физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады;

        создание современной   физкультурно-спортивной   базы   дошкольных образовательных учреждений и обеспечение шаговой доступности этих объектов для   занятий   с детьми дошкольного возраста;

        организация   систематической  работы   по   физическому   воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях под девизом «Физкультура и я —мы друзья!».

 

Основные задачи в области обеспечения качества дошкольного образования

  формирование  и  развитие  общественно-профессиональной  системы независимой оценки и мониторинга качества образования;

        реализация  основных направлений развития ребенка:   физического, эмоционально-волевого,     познавательно-речевого,     социально-личностного     и художественно-эстетического;

        развитие в дошкольных образовательных учреждениях самодеятельной игры, являющейся ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;

        широкое    внедрение    в    образовательную    практику    современных информационных и коммуникационных технологий;

        достижение   наибольшей   эффективности   труда   каждого   педагога посредством:

-             развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной   подготовки,   переподготовки   и   повышения   квалификации педагогических кадров;

- совершенствования      аттестационных      технологий,      экспертного сопровождения педагогической деятельности;

- эффективной кадровой политики, способствующей обновлению состава администрации   образовательных   учреждений   и   педагогических   работников, повышению  мотивации  персонала,   оптимальному  использованию  различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов;

    повышение      качества      работы      дошкольных    образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у населения;

   реализация    современных    подходов    в    организации    предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях.

Основные задачи в области повышения эффективности кадрового обеспечения

       обеспечение     высокого   профессионального   уровня   педагогических кадров;

       модернизация    системы    подготовки    педагогических    кадров    для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития, детей сирот, детей, лишенных родительского попечительства;

       разработка  новых  учебных  планов  и   программ,  направленных  на удовлетворение потребности общества в специалистах высокой квалификации по новым направлениям воспитания и обучения детей;

       разработка   и   реализация   программ   повышения  квалификации   и профессиональной   переподготовки      педагогов  дошкольных   образовательных учреждений,   в  том  числе,  работающих  с детьми,  имеющими  отклонения  в здоровье;

       разработка        и    внедрение    вариативной    системы    методической поддержки учебных планов и программ;

       совершенствование   разных форм подготовки кадров, аттестационных технологий,   дистантного   обучения   и   широкого   использования   в   процессе обучения мультимедийных средств;

       развитие системы вузовской подготовки и постдипломного повышения квалификации педагогов-психологов для работы с детьми, имеющими нарушения развития, и их семьями.

Основные задачи в реализации психолого-педагогической поддержки московской семьи

          обеспечение  адресной социокультурной и психолого-педагогической поддержки московских семей, повышение воспитательной культуры взрослых репродуктивного возраста, потенциальных и реальных родителей;

          разработка    оптимальных     средств     поддержки     семей   категории социального риска и семей с детьми, имеющими проблемы в развитии;

          совершенствование системы  психолого-педагогической  поддержки важнейших    социальных    функций    семьи:    репродуктивной,    хозяйственно-экономической, воспитательной, восстановительной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

          внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства;

          развитие  новых  форм дошкольного  образования, направленных на оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье;

          повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста;

          обеспечение   большей   открытости,   диалога   и привлекательности дошкольного образования для детей и родителей;

          активизация      деятельности      института      социальных      педагогов, психологических служб в системе дошкольного образования с целью оказания разносторонней помощи семье в изменяющемся социуме;

          расширение инициативы и полномочий общественных родительских объединений в вопросах защиты интересов детей, материнства.

Основные задачи по созданию «Детского сада будущего»

        разработка   и   реализация   на   практике   моделей   «Детского   сада будущего»;

        разработка модели дошкольного образовательного   учреждения, как особого      пространства,      позволяющего      спроектировать      и      реализовать индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка;

          создание образовательных маршрутов для одаренных и   талантливых детей дошкольного возраста;

          использование  ресурсов  дошкольного  образовательного учреждения для интеллектуального развития ребенка;

          анализ эффективности существующих программ и методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

 

       разработка       инновационных       методов       обучения       на       основе экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях;

       разработка механизмов ресурсного   обмена   между   дошкольными образовательными учреждениями.

Основные задачи по реализации совместного пилотного проекта

в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО

        обеспечение доступности всего комплекса воспитания и образования детей младшего возраста с удалением особого внимания группам населения с различным социальным статусом и с учетом их языковой потребностей;

        обеспечение высокого качества комплексных услуг в сфере воспитания и образования детей младшего возраста, охватывающих основные потребности детей   младшего   возраста,   включая   дошкольное   образование,   социально-психологическое сопровождение, охрану здоровья и питание;

        обеспечение всестороннего развития детей в возрасте до 6 лет;

 

         организация   сетевого   взаимодействия   образовательных   ресурсных центров;

         подготовка  и   проведение  Всемирной   конференции   по     вопросам раннего воспитания и образования детей в городе Москве в 2010 г.

 

 

Целевые индикаторы

1.  Ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения к 2015 году.

2.            Предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в срок до 1-го месяца со дня регистрации его в Книге учета будущих воспитанников.

3.            Достижение 67% охвата детей в возрасте от  1  года до 6 лет разными
формами дошкольного образования к 2015 году.

4.            100%   укомплектованность   дошкольных   образовательных   учреждений кадрами.

5.            Увеличение до 75% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование.

6.            Повышение   до   95%   удовлетворенности   родителей   профессиональной квалификацией воспитателей.

7.            Повышение    до     170    величины    среднего    показателя    «число    дней
функционирования» дошкольного образовательного учреждения.

8.            Увеличение   до   95%   количества   родителей,    которые   удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг.

9.            Рост   до   90%   позитивной   оценки   родителями   отношения   ребенка   к воспитателю детского сада.

10. Увеличение до 95% количества родителей, которых удовлетворяет качество питания в дошкольных образовательных учреждениях.

 11. Рост  до   85%   доли  родителей,   включенных   в   программы   повышения родительской компетентности.

12.Предоставление      всем      детям-инвалидам      возможности      получения дошкольного      образования      посредством      развития      инклюзивного, интегративного   и   специального   образования,   включая   новые   формы дошкольного образования.

13.Повышение чувства социальной и личной ответственности московских родителей за благополучное     полноценное развитие и воспитание своих детей.

 14. 100%   оснащение   открываемых   перепрофилируемых   групп   учебным, дидактическим,   игровым,   компьютерным   оборудованием,   мебелью   и мягким инвентарем.

15.100% оснащение вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7 лет в  общеобразовательных учреждениях учебным, дидактическим, игровым, компьютерным оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.

16.        100%  оснащение  возвращаемых  в  систему  Департамента образования города   Москвы   закрытых   дошкольных   образовательных   учреждений учебным,     дидактическим,     игровым,    компьютерным     оборудованием, мебелью, мягким инвентарем и технологическим оборудованием.

17.        100% оснащение открываемых лекотек учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.

18.          100% оснащение открываемых    центров игровой поддержки учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.

19.          100%    оснащение    открываемых    служб    ранней    помощи    учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.

20.          100%   оснащение   открываемых   консультативных   пунктов   учебным, дидактическим,   игровым,   компьютерным   оборудованием,   мебелью   и мягким инвентарем.

21.          100%   оснащение   открываемых  групп  с   аллергодерматозами  учебным, дидактическим, игровым и компьютерным оборудованием.

22.          100%      оснащение      существующих      дошкольных      образовательных
учреждений дидактическим, игровым и спортивным оборудованием.

 

23.    60% оснащение существующих дошкольных образовательных учреждений компьютерной техникой и техническими средствами обучения.

24.    Ежегодное    10%    обновление    вышедшего    из    строя    и    изношенного
оборудования.