ВКЛЮЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Виноградова Н.А. к.п.н., профессор МГПИ
Проблема развития дошкольного образования в целом и его инновационных форм в частности достаточно актуальна, диктуется жизнью и находит понимание в педагогическом сообществе, что подтверждается федеральными и региональными программами развития образования. В настоящее время дошкольное образование ощущает серьезное внимание со стороны государства и общества. В средствах массовой информации появляются позитивные материалы о дошкольном образовании. Доверие к системе растет, особенно со стороны родителей.
В соответствии с поручениями, сформированными на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики от 4 августа 2006 г. (протокол № 9), Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования и комплекс мер по его развитию в РФ.
Развитие дошкольного образования предполагается осуществлять по двум направлениям:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- повышение качества дошкольного образования.
Обеспечение доступности дошкольного образования будут осуществляться за счет увеличения фактического количества мест в дошкольных учреждениях; регулированием роста оплаты за посещение дошкольного учреждения с родителей; мерами социальной поддержки граждан РФ, воспитывающих детей дошкольного возраста; выравниванием стартовых возможностей детей из различных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования.
Повышение качества дошкольного образования будет обеспечиваться созданием организационно – правового и методического сопровождения дошкольного образования детей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования и мерами по развитию кадрового потенциала системы.
Следует отметить, что качественное дошкольное образование рассматривается сегодня, как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.
В 2000 г. Министерство образования РФ предложило для использования в работе ДОУ и др. образовательных учреждений ( школ, учреждений дополнительного образования) Программу развития новых форм Российского дошкольного образования в современных социально – экономических условиях.
Программа была направлена на сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в домашних условиях. Первоначально были открыты группы развития, а с совершенствованием нормативно – правовой базы появились новые возможности. Сегодня в дошкольных учреждениях функционируют и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых и содержание работы привлекает родителей ( от 2-х до 5 раз в неделю, от 2-х до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей). Видовое их разнообразие позволяет родителям осуществлять выбор образовательного маршрута для своих детей. Среди групп кратковременного пребывания выделяются следующие виды: «Адаптационная группа» (от 2-х до 3-х лет), «Группа развития» (от 3-х до 7 лет), «Играя, обучаюсь»( от 1,5 до 7 лет), «Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» (от «2-х до 7 лет), «Особый ребенок» (с 2-х до 7 лет), «Группа для детей с отклонениями в развитии» (с 2-х до 7 лет), «Будущий первоклассник» (от 5 до 7 лет), «Групп для детей, у которых русский язык не является родным».
Сегодня в Москве 753 группы кратковременного пребывания. Потребность в этих группах постоянно растет. По сравнению с 1999 годом количество этих групп в Москве увеличилось более чем в десять раз.
Студентами МГПИ было проведено мини-исследование по изучению востребованности видов групп кратковременного пребывания по нескольким округам г. Москвы. Результаты исследования показали, что самая востребованная является адаптационная группа (23%), группа «Будущий первоклассник» в рейтинге получила 2-е место (19%), третье место получила группа «Играя, обучаюсь»(18%), далее «Группа детей с отклонениями в развитии» - 15%, «Особый ребенок» -14%, «Группа развития» - 7%, «Группа выходного дня» - 4%.
На предмет трудностей и проблем работы в ГКП было проведено анкетирование воспитателей и руководителей дошкольных учреждений.
Оно показало, что большенство из воспитателей обеспокоено содержательным компонентом образовательного процесса, они считают, что программно – методическое обеспечение ГКП разработано недостаточно, оно не охватывает всего их разнообразия и режимов функционирования. Существует единственная программа для ГКП «Будущий первоклассник» под редакцией Т.Дороновой и Н. Коротковой. Некоторые авторы методических пособий советуют в качестве программ использовать комплексные программы, возможно с этим можно согласиться при условии адаптации содержания к виду ГКП и режиму функционирования. Безусловно, с такой задачей воспитатели самостоятельно не справятся. Это дело науки. В анкетах воспитатели указывали на то, что во время работы методических объединений, курсов повышения квалификации и в творческих группах они разрабатывали содержание работы в ГКП и охотно обменивались методическими материалами.
Руководителей учреждений волнует проблема кадров, материально – техническое обеспечение этих групп, качество образовательного процесса. Следует отметить, что работа ГКП показала реальную возможность сотрудничества с разными категориями семей, обеспечение доступности дошкольного образования, социальной адаптации детей, подготовки их к школе, а также повышения престижа учреждения и рационального использования внутренних его ресурсов.
И сегодня можно утверждать, что реализация программы развития инновационных форм улучшило ситуацию, особенно в больших городах: сохранилась сеть ДОУ, и дошкольное образование стало более доступным для всех категорий граждан РФ. Однако демографическая ситуация меняется. С ростом рождаемости наблюдается дефицит мест в ДОУ, очередность по данным РОССТАТА составляет 800000 детей по РФ, а по Москве - около 28000 детей. По данным Рособрнадзора на 1 сентября 2006 года охват детей услугами дошкольного образования составлял 61,3%, что приближается к показателям 1991года (63,9%). Разброс по различным регионам составил примерно от 81% до 8%. По Москве рождаемость увеличилась на 37%, охват детей услугами дошкольного образования составляет 63%, а детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) охват разными формами дошкольного образования составляет 96,7%. В Москве 1909 дошкольных учреждений, их посещают 269000 детей.
Нововведением с 2002 года стало внедрение в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволило расширить охват детей необходимой коррекционно – педагогической и медико – социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой. Сегодня ДОУ комбинированного вида организовывают интегрированное воспитание и обучение определенных категорий воспитанников. Возможно, в перспективе будет обозначен новый вид ДОУ - детский сад инклюзивного образования. Определенную роль в этой работе сыграли психолого-педагогические-медико–социальные центры, которые осуществляют коррекционно–развивающую работу и тесно сотрудничают с семьей.
Новым для дошкольного образования в 2006 году стало открытие консультативных пунктов, центров игровой поддержки детей, служб ранней помощи, лекотек.
Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения для оказания психолого - педагогической помощи родителям и развития детей. Цели и задачи консультативного пункта достаточно объемные: от консультирования родителей до непосредственной работы по развитию ребенка, его социализации. Центр игровой поддержки детей (от 6 мес.до 3 лет) решает задачи адаптации и развития детей на основе игровых технологий. Лекотека
(от шведского – leco – игрушка и греческого – theke – хранилище) создается
для детей, которые не могут посещать образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, т.е. целью лекотек является обеспечение психолого – педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет и оказания консультативной помощи родителям. Деятельность службы ранней помощи направлена на психолого –педагогическую и социальную поддержку семьи, имеющих детей с нарушениями в развитии не посещающих образовательные учреждения. В Москве в 2007 году открылось 249 консультативных пунктов, 69 лекотек, 71 центр игровой поддержки, 6 домашних детских садов, 10 служб ранней помощи. За короткий срок ситуация меняется, и здесь в большей степени мы обязаны инициативе практических работников, их мобильности в открытии этих форм.
Управленческая наука утверждает, что инновационный процесс можно рассматривать с позиции жизненного цикла, т.е. каждое нововведение проходит определенные этапы: возникновение – освоение – диффузию (проникновение и распространение) – насыщение (освоение многими людьми) – рутинизация (достаточно длительное использование, становится обычным явлением) – финиш. Если инновационные формы дошкольного образования рассматривать с этой позиции, то ГКП находятся на стадии диффузии (проникновения и распространения), а новые формы, такие как консультативные пункты, центры игровой поддержки детей, лекотеки, службы ранней помощи – возникновения и освоения.
Все это очень позитивно и направлено на оказание помощи семье в воспитании детей. Результаты этой работы будут несколько позже, но задача профессиональной подготовки студентов к организации новых форм дошкольного образования – дело настоящего. В этой связи преподаватели кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ пересмотрели содержание преподаваемых дисциплин и внесли коррективы, особенно это коснулось дисциплин управленческого блока. Именно организаторы – методисты должны ориентироваться в новых формах дошкольного образования и уметь их организовывать с учетом запросов населения. Так в содержание дисциплины «Управление дошкольным образованием» была включена тема «Организация и функционирование новых форм дошкольного образования», где изучалась нормативная база, проблемы комплектования групп, организация образовательного процесса, специфика работы специалистов и их взаимосвязь в работе. На практических занятиях студенты в мини группах разрабатывали дополнения и изменения к Уставу, смету содержания ребенка, штатное расписание, режим работы группы, графики и должностные инструкции специалистов, модели образовательного процесса для новых форм дошкольного образования. В рамках самостоятельной работы студенты изучали проблемы адаптации детей, как механизма социализации, формы взаимодействия с родителями, делали обзоры опыта работы по материалам методической литературы и педагогической периодики, что, несомненно, расширяло их педагогический и управленческий кругозор. В содержание педагогической практики было включено посещение ДОУ, где в структуру входили группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки детей, консультативные пункты, служба ранней помощи, лекотека.
Таким образом, студенты осознавали значение и полезность организации новых форм дошкольного образования, понимали, что система дошкольного образования становится качественно новой, она развивается, а включение дошкольного образования, как это планируется в 2008 году, в приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ», безусловно, улучшит ситуацию и будет способствовать повышению его доступности и качеству.