Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Сотрудники ГОУ д/с № 936
к.п.н. Акопова Э.С.,
Мансарлийская Л.Ф.,
Тюрикова С.В.,
Концепция программы по физическому воспитанию разработана в рамках экспериментальной программы “Обеспечение безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на территории”. Образовательная часть программы предполагала в качестве своего результата сформированность понятия “опасно – безопасно” как способа действия. С точки зрения физического воспитания, понятие опасно – безопасно должно быть сформировано по отношению к собственному телу и его возможностям в различных ситуациях.
Программа по физическому воспитанию должна реализовать следующие цели:
- Научить ребенка безопасным приемам двигательных действий.
- Научить объективно оценивать собственные двигательные возможности при решении двигательных задач.
- Обеспечить уровень физического развития соответственно возрасту (скоростно-силовые и координационные качества, гибкость, выносливость, мышечное чувство), позволяющий осуществлять грамотное действие в пространстве.
- Обеспечить профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Новым в данной программе является принцип соединения двух планов:
1. Освоение двигательных навыков в разных ситуациях, характерных для возраста.
2. Формирование на материале первого плана формы самосознания, отвечающего за оценку, контроль и организацию собственных действий ребенка с точки зрения возможности, невозможности его совершения и неопределенности наличных физических возможностей.
Реализация задач первого плана ориентируется на то, что возраст 3 – 7 лет – это период роста и развития органов и систем организма ребенка. В это время формируется осанка, возможно возникновение дефектов при неблагоприятных условиях. Особенностью физического развития детей 3-7 лет является слабость связочных отделов, недостаточная развитость мелких мышц шеи, груди, поясницы, кисти. Низкий уровень развития физических качеств и двигательных способностей наряду с высокой потребностью детей в движении становится причиной травм в повседневной жизни.
Характер двигательной деятельности ребенка-дошкольника достаточно импульсивен. Следует помнить, что дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями. Это может повлечь переоценку сил и привести к нежелательным последствиям – переутомлению и травмам. Необходимо вести целенаправленную работу по выработке сознательной осторожности, объективной оценке своих сил. Современные условия жизни часто ставят перед дошкольником задачи совершения сложных разнообразных действий. Отсутствие опыта таких движений также представляет достаточную опасность для здоровья ребенка. Имеющиеся программы по физическому воспитанию, а также требования организации безопасной жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях рассчитаны на оптимальную нагрузку для ребенка и предоставляют мало возможностей для действия ребенка за пределами его физических возможностей. Так бег, прыжки и другие упражнения имеют предельно допустимые возрастные нормы, которые не позволяют получить травмы, переутомиться. Между тем, получение опыта невозможности совершения ребенком некоторых действий и обнаружение предела – очень важная составная часть физического воспитания с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности. Обогащение двигательного опыта возможно, если использовать типичные действия детей в естественных не организованных взрослым условиях. Очень благодатным материалом являются природные условия и естественные препятствия, например, ходьба и бег по траве, на горку и с горки, между кустами и деревьями, подлезание под низкие ветки, пролезание между деревьями, прыжки через канавки, лужи, спрыгивание, балансирование на одной ноге, балансирование на устойчивых и неустойчивых предметах и др.
С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребенка правильно выполнять движения сложные по координации, интенсивные (бег, прыжки, лазание, акробатические упражнение) с применением приемов самостраховки. Для предупреждения повреждений необходимо специально готовить детей к возможному падению с помощью специальных упражнений. Обеспечение безопасности не только своей, но и окружающих людей требует освоения таких действий, как метание, прыжки со скакалкой, движения в спортивных играх и др.
Введений ситуаций, где ребенок будет действовать на пределе и за гранью своих возможностей, связано с задачей осознания ребенком уровня своих физических возможностей по отношению к конкретным ситуациям. Мы предполагаем задать три уровня, которые ребенок должен ощущать, знать, и в соответствии с ними организовывать свои действия:
1) понимаю, что нужно сделать, и могу это сделать;
2) понимаю, что требуется сделать, и мне это сделать не по силам;
3) не знаком с такой ситуацией, не знаю, что от меня может потребоваться, могу попробовать выполнить, но с дополнительной страховкой или отказаться выполнять.
Во время разработки методических принципов программы мы отвечали на следующие вопросы:
- Каково соотношение обучающего и воспитательного элементов в формировании осознания ребенком своих физических возможностей? Основная гипотеза состоит в том, что формирование необходимой нам структуры самосознания в большей степени связано с воспитанием, т.е. с постоянным ситуативным обращением внимания ребенка на возможность выполнения действия им и другими детьми и взрослыми, роль взрослого и ребенка в удачном совершении действий (ребенок может удачно спрыгнуть, если его ловит взрослый, и получит травму, если взрослого рядом нет).
- На каком материале должен быть организован опыт ребенка, количество и разнообразие этого материала? Эффективность организации с детьми дошкольного возраста исследования возможностей своего тела и движение в прогностическом и опытном режиме как по поводу своих возможностей, так и по поводу физических возможностей других людей.
- Как должна быть организована коммуникация между взрослыми и детьми для того, чтобы появлялся опыт и происходило его осмысление?
- За счет чего может быть построено различение реальных и фантастических возможностей (что становится актуально в связи с современной кино- и видеопродукции), имеющиеся сейчас способности, и способности, которые могу получить за счет тренировок?
Специальные занятия проводились 1 – 2 раза в месяц. Но и в традиционных занятиях обязательно ставились вопросы, обращающие внимание детей на осознание выполнения ими движений: «Что ты делаешь?», «Какое движение выполняешь?», «Зачем мы тренируемся в беге, прыжках и т.д.?», «Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее?». Таким образом, через осознание ребенком своих действий мы идем к осознанию им своих возможностей (с помощью специальных занятий), а затем к регуляции собственных желаний с помощью установления причинно-следственных связей.
Обычно, дети старшей группы (5 – 6 лет) испытывают трудности с объективной оценкой своих возможностей. Дети подготовительной группы (6 – 7 лет) при планомерной работе способны правильно оценивать, что они могут сделать, что не могут, также у них начинает формироваться правильное поведение в ситуациях «не знаю, могу ли я это сделать». Физически слабые дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности, как правило, испытывают затруднение в объективной самооценке уровня своих физических возможностей.