К вопросу о развитии физической культуры и спорта в ДОУ

Е.М. Лапицкая

канд. пед. наук, доцент,

вед. науч. сотр. лаб. Развития ребенка и

здоровьесберегающей деятельности

 МГПИ, Москва, Россия

 

         Нет смысла в перечислении всех программ физического воспитания дошкольников, рекомендованных Минобрнауки (Минобразования) России, этот список хорошо знаком и заведующим, и специалистам физического воспитания ДОУ. По Закону об образовании педагоги могут выбирать любую рекомендованную программу, но на деле реализовать право выбора могут далеко не все ДОУ, т.к. существуют настойчивые рекомендации муниципальных отделов образования, которые этот выбор и осуществляют. Выбрав программы и рекомендовав ее (читайте «навязав»), отделы образования разрабатывают «методические рекомендации», чаще всего состоящие из конспектов отдельных занятий и сценариев всевозможных утренников. Вроде бы эти рекомендации подготовлены во благо специалистов ДОУ и рекомендованы серьезными людьми, имеющими ученые степени, вот только к рекомендуемой программе они не имеют никакого отношения. Так, например, программы физического воспитания дошкольников не содержат обучения кувырку вперед (его изучение начинают в школе со второго класса). Исключение составляет программа «Старт», в которой кувырок вперед изучают на занятиях в спортивных секциях, т.е. не со всеми воспитанниками. Но рекомендованный комплект поурочных планов-конспектов для детей старшей группы кувырок содержит. И проводится с детьми без какой-либо подготовки, без проведения подводящих и подготовительных упражнений, на 20-минуте 25-минутного занятия. Дети выполняют кувырок один раз при помощи воспитателя. Видимо поточным методом… Скорее всего «рекомендации» предполагают, что ребенок подходит к специалисту по физическому воспитанию, и тот просто переворачивает каждого малыша. Казалось бы, для ребенка опасности особой нет, но, как показывает практика других садов России, возможны серьезные травмы позвоночника у детей, пробующих выполнить кувырок самостоятельно в домашних условиях, но не владеющих техникой выполнения этого простого для более старших ребят упражнения. Все дело в том, что дети средней группы детского сада еще обладают слишком большой головой по отношению к остальным частям тела, маленькими и слабыми руками, не защищенной мышцами шеей. Детям этого возраста все-таки лучше давать перекаты, а обучать кувырку вперед и назад следует более подготовленных школьников через систему подводящих и подготовительных упражнений. Но вряд ли об этом знают специалисты физического воспитания ДОУ. Как показывают опросы, среди них не так много педагогов со специальным образованием.

         Что же происходит при подготовке студентов для работы в ДОУ? В учебном плане специальная подготовка будущих воспитателей для работы с детьми по физическому воспитанию отсутствует. Считается, что в ДОУ должны быть специалисты с физкультурным образованием. Но их нет. Занятия ведут воспитатели (или педагоги, не имеющие даже специального дошкольного образования). Итак, у студентов педагогических колледжей и вузов остается только физическое воспитание по общей программе и небольшой блок методики преподавания физической культуры, в большей степени теоретический и с выходом на практику в детский сад. Никто больше не обучает студентов методике обучения плаванию, акробатике, не дают «школу мяча», не обучают основам проведения подвижных игр. О лыжной подготовке забыли совсем. Гимнастику снарядовую не преподают даже специалистам физического воспитания: боятся травм. Кувырку не учат! Страшно: студенты имеют очень слабую двигательную подготовку и плохое здоровье.

         Вот вам и парадокс: не имеющие ни знаний, ни опыта воспитатели получают рекомендации от отделов образования по использованию сложных программ в дошкольных учреждениях, в которых есть и кувырок, и силовая подготовка малышей. Малообразованные педагоги не владеют методикой преподавания физического воспитания в ДОУ, ничего не знают о развитии двигательных качеств дошкольников, не знают, как развивается ребенок вообще, и поэтому ничего не боятся. Кувырок, так кувырок. Занятия на развитие силы с отягощением, да, пожалуйста – дадим ребенку гантель весом 1 кг, или групповые упражнения со скамейкой (их боятся выполнять даже студенты)! Замкнутый круг какой-то получается. Как бы его разорвать?