Оценка эффективности форм сотрудничества с родителями детей
по физическому развитию воспитанников ДОУ
Ст. воспитатель ГОУ детского сада № 1108 г. Москвы,
Бармашева Н.Н.
Проблема эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам, в настоящее время является особенного актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику оценки эффективности форм сотрудничества с родителями по физическому развитию и физической подготовке воспитанников ДОУ.
Задачи исследования.
1. Исторический обзор и анализ современной методической литературы по проблеме сотрудничества ДОУ и семьи.
2. Разработка и апробация методики оценки эффективности форм сотрудничества с родителями детей 5-6 лет по физическому развитию и физической подготовке воспитанников ДОУ.
3. Разработка и внедрение плана - программы по взаимодействию с родителями детей 5-6 лет по физическому развитию и физической подготовке воспитанников ДОУ и оценка эффективности данной работы.
Гипотезой стало предположение о том, что оценка эффективности форм сотрудничества с родителями по физическому развитию и физической подготовке будет объективной, если будут выполнены следующие условия:
1. будут выявлены дифференцированные группы родителей, различающиеся по типам семей (благополучные семьи, уровень благополучности в пределах нормы, семьи повышенного риска);
2. будут согласованы представления родителей и педагогов о задачах физического развития и физической подготовки дошкольников в ДОУ и семье;
3. методика будет включать оценку разнообразия и эффективности форм сотрудничества с родителями как по физическому развитию, так и по физической подготовке детей 5-6 лет.
В первой части работы был рассмотрен исторический аспект сотрудничества с родителями воспитанников детского сада, который показал, что проблема эффективного взаимодействия с родителями и развитие идеи физического воспитания дошкольников стала особенно актуальной во второй половине XIX века, пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания в XX веке, подпала под реформу образования в 90-е годы XX века, переросла в дискуссию о принципах и формах взаимодействия современной семьи и детского сада. Мы рассмотрели также современные подходы к определению форм сотрудничества с родителями детей по физическому развитию и физической подготовке и сделали вывод, что успешность в достижении целей любых форм сотрудничества возможна только при наличии понимания у педагогов и родителей необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства через создание комплекса системных мер, помогающих сформировать представления о здоровом образе жизни у ребенка в семье и ДОУ.
Решению второй задачи была посвящена вторая часть исследования, цель:
- выявить уровень физического развития и физической подготовки воспитанников ДОУ;
- определить состояние эффективности сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ.
Результаты констатирующего эксперимента следующие:
· были выявлены три группы семей (группы семей «с высоким уровнем благополучия» (21%), «уровень благополучности в пределах нормы» (63%), «семьи повышенного риска» (16%));
· была выявлена определенная взаимосвязь среднего и низкого уровня результатов антропометрического обследования детей с уровнем социального благополучия семей и их отнесенности к семьям социального риска; была подтверждена взаимосвязь I группы здоровья детей с их принадлежностью к социально благополучным семьям;
· было обнаружено отсутствие прямой взаимосвязи уровня физической подготовки детей и их принадлежности к социально благополучным семьям или семьям «социального риска»; родители подтвердили значимость проблемы физического воспитания и подготовки детей, необходимость налаживания сотрудничества с ДОУ по данному вопросу;
· было определено, что оценка уровня удовлетворенности результатами физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ от типов семей напрямую не зависит, а определяется только состоянием здоровья детей и их физической подготовленностью.
Решению третьей задачи была посвящена третья часть исследования, которая посвящена формирующему эксперименту. Его целью является создание условий эффективного взаимодействия с родителями по проблеме физического развития и физической подготовке воспитанников детского сада.
Целью первого этапа (предварительного) является распределение детей и родителей на специальные подгруппы, в зависимости от проблем физического развития и подготовки, разработка планов и системы мероприятий, направленных на эффективное сотрудничество с родителями воспитанников. Затем был составлен общий план работы по обеспечению эффективного взаимодействия с родителями детей 5-6 лет и детьми по физическому развитию и физической подготовке. Он учитывал работу с детьми, работу с педагогами, работу с родителями.
Целью следующего второго этапа (основного) являлась реализация комплекса запланированных мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие с родителями воспитанников и детьми в области физического развития и физической подготовки. Так, с детьми и родителями были проведены ежемесячные физкультурные досуги, «Дни здоровья», практические занятия и др, с педагогами – консультации, тестирование, круглый стол и др.
Целью третьего этапа (заключительного) является проведение итоговой диагностики и подведение итогов формирующего эксперимента.
Результаты формирующего эксперимента показали, что мероприятия, проводимые с детьми в процессе формирующего эксперимента, повысили уровень физического развития детей ДОУ; дифференцированный подход к оптимизации физического развития детей, реализованный в формирующем эксперименте, дал положительные результаты;средняя оценка по эффективности сотрудничества повысилась, а это значит, что гипотеза подтвердилась, цели и задачи формирующего эксперимента достигнуты и выполнены полностью.