Формирование культуры здоровья у дошкольников

М.М.Безруких,

Академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО;

 Т.А.Филиппова,  кандидат биологических наук, ст.н.с.

ИВФ РАО, г. Москва, Россия

Одной из ведущих задач воспитания на современном этапе является формирование у детей ценностных установок по отношению к собственному здоровью. По данным психологических исследований последних лет ценность здоровья не относится к числу ведущих ценностей. Необходима разработка и активное внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, позволяющих детям осознать ценность здоровья, научиться заботиться  и беречь его. Вариант такой образовательной является программа «Разговор о правильном питании». «Разговор о правильном питании» - это специальная рабочая тетрадь для детей 6-8 лет и методическое пособие для педагогов. Выполняя практические задания ребята знакомятся с такими темами: «Если хочешь быть здоров», «Самые полезные продукты», «Как правильно есть», «Удивительные превращения пирожка», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?», «Плох обед, если хлеба нет»,  «Время есть булочки», «Пора ужинать», «На вкус и цвет товарищей нет», «Как утолить жажду», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Где найти витамины весной?», «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты», «Всякому овощу – свое время», «День рождения Зелибобы».

Модульный принцип ее организации позволяет решать целый комплекс задач и проблем – как непосредственно связанных с обучением и воспитанием детей, формированием здоровья, так и здорового образа жизни и успешной социализации. Программа также способствует просвещению педагогов и родителей и существенно меняет их отношение к собственному здоровью, к структуре питания в семье и питания детей, т.к. в ходе работы над программой родители активно вовлекаются в совместную деятельность с детьми.

Знакомясь с «Разговором о правильном питании», дети узнают – почему нужно  соблюдать режим питания, учатся  выполнять правила гигиены, выбирать полезные продукты,  сервировать стол. Освоение правил питания происходит в  форме занимательных игр, это делает обучение более эффективным и интересным для ребенка. Содержание программы базируется на строгих научных принципах и имеет практическую направленность – все советы и рекомендации легко могут быть реализованы при организации питания дошкольника или младшего школьника.

Материал представленный в рабочей тетради доступен и интересен для старших дошкольников. Разнообразные практические задания (отгадывание загадок с использование наклеек, ведение дневника наблюдений с оценкой собственного выбора, красочные кроссворды, проращивание лука, определение вкуса разных продуктов и т.д.) позволяют не только познакомиться с новым материалом, но и сформировать устойчивые навыки

Программа «Разговор о правильном питании» апробировалась в образовательных учреждениях различного типа – общеобразовательных школах (30%), лицеях и гимназиях (10%), детских садах (30%), интернатах и детских домах (15%), вспомогательных и коррекционных школах (15%) в 1999-2000 учебном году в 14 регионах России, в том числе в г. Москве и Московской области. Методы – анкетирование родителей и учителей, анализ занятий.

В настоящее время программы «Разговор о правильном питании» реализуется в 27 регионах России (60% – в крупных городах и 40% – в сельских районах и краевых центрах). За прошедшие годы  с программой познакомились более 2,5 миллионов детей, 40 % из которых составляют воспитанники детских садов.

Оценка эффективности работы программы, проведенная с 15.000 учащихся, более чем 5.000 учителей и родителей показала:

· практически у 100% детей, участвующих в реализации программы, формируются стойкие гигиенические навыки;

· у 92% детей формируется стойкое предпочтение в выборе полезных продуктов питания (крупяные блюда, овощные салаты);

· 87% детей осознают необходимость работы о собственном здоровье и важности рациональной организации питания;

· 100% педагогов дают высокую оценку полезности и эффективности программы;

· 97% родителей указывают на необходимость разработки продолжения такой работы в начальной школе.

В рамках программы в течение всего периода ежегодно проходят конкурсы для детей, педагогов и родителей. Наиболее интересные разработки педагогов включены в сборник материалов «Разговор о правильном питании в образовательных учреждениях России», публикованы в центральной педагогической прессе.

Продолжать работу по программе можно, используя тетрадь для учащихся 9 – 10 лет «Две недели в лагере здоровья» и для учащихся 5-6 классов «Формула правильного питания».