Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре
Воспитатель Центра развития ребенка-детского сада №52
Поселок Ильинский, Раменского района, Московской области,
Карпова Т.Н.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Оно является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет физическая культура.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую- либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста, необходима особая организация физкультурных занятий. Поэтому цель нашего исследования - выявить условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Изучение литературы в данной области, т.е. по проблеме развитие творческого воображения на занятиях по физической культуре показало, что эта проблема существует давно, что многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги обсуждают эту проблему и ищут пути более эффективного ее решения. Так, большинство из них считает, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре осуществляется при следующих условиях:
1) физкультурные занятия должны проводиться в игровой форме;
2) с использованием музыки и ритмической гимнастики.
Для этого можно использовать комплексы упражнений Ефименко Н.Н. и Глазыриной Л.Д. и др. авторов.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы выяснилось, что применение на физкультурных занятиях театрализации также увеличивает эффективность развития творческого воображения.
Результаты проведенных тестов показали, что использование на занятиях по физической культуре музыки, ритмических движений помогает развивать творческое воображение значительно успешней, чем проведение занятий без музыкального сопровождения и без использования ритмической гимнастики или пластического балета, другими словами. Если сравнить результаты тестов, проведенных в начале нашего эксперимента, то видно, что более чем на 20% развитие творческого воображения у детей экспериментальной подгруппы ниже, чем в конце эксперимента. Поэтому можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена опытом.
У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к занятию физической культурой. Взаимосвязь физкультурных занятий с игровой деятельностью создала лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечило ее эффективность. И результат деятельности получился более высокий, так как ребенок не просто занимался физкультурой, а передавал в упражнениях свои образы. Музыкально-двигательные и образно-пластические импровизации детей стали значительно богаче.
Однако следует заметить, что такая работа – развитие творческого воображения в процессе проведения физкультурных занятий - должна сочетаться с их умственным развитием, нравственным, эстетическим воспитанием. С профессиональной заинтересованностью, выдумкой, фантазией следует подходить к определению тематики и отбору содержания для различных форм физкультурных занятий, спортивных мероприятий.