Подвижная игра как средство оптимизации

двигательного режима в ДОУ

К.п.н., ст. преп. МГПИ, Морозова Л.Д.

Невозможно переоценить значение игры в жизни ребенка любого возраста. То же самое можно утверждать и по отношению к подвижным играм в период дошкольного детства. Это положение подтверждается тем, что все известные педагоги-исследователи, врачи, научные деятели, занимающиеся вопросами физического развития и воспитания дошкольников, придавали огромное значение подвижным играм и рассматривали их как средство всестороннего воспитания.

На современном этапе развития теории и методики дошкольного воспитания подвижные игры дошкольников начинают рассматриваться в несколько другом ракусе: с точки зрения здоровьесберегающих технологий. Одним из средств, широко используемых во всех современных здоровьесберегающих технологиях, является соблюдение правильного режима двигательной активности. Поэтому актуальным становится вопрос об использовании подвижной игры как средства оптимизации двигательного режима дошкольника, тем более, что сами игры можно одновременно применять для профилактики и пропедевтики[1] определенных заболеваний у дошкольников. Поэтому они становятся одним из постоянных элементов любых занятий, которые проводятся на улице, во время проведения Дней здоровья в детском саду. Тем более, что оздоровительный эффект подвижных игр усиливается на свежем воздухе.

Подвижные игры обладают огромным диапазоном воздействия на дошкольников. Прежде всего, в них ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. Здесь уместно вспомнить об эффективном правиле физического развития: «расходуя, приобретаем». При ежедневной двигательной активности не менее 50% (младшие дошкольники) и 60% (старшие дошкольники) от всего объема активности организм укрепляется, формируются не только двигательные навыки и умения, но и развиваются такие физические и психические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость организма, повышается общая работоспособность. Может быть, в неосознанном стремлении дошкольников к реализации потребности в двигательной активности, и заключается проблема современных детских садов. Так, воспитатели часто жалуются, что дети занимаются «беготней» вместо того, чтобы лишний раз сесть и позаниматься или «просто поиграть».

При поиске резервов оптимизации двигательной активности педагогам следует помнить об адекватности используемых средств при работе с ребенком дошкольного возраста, рациональности использования организованных педагогом форм двигательных видов деятельности, а также – о создании условий для самостоятельной двигательной активности. В этом смысле подвижные игры вполне отвечают этим требованиям, так как их использование доступно детям с двухлетнего возраста.

Игровая деятельность, в том числе и двигательная, доступна и интересна детям. Подражание животным и птицам и другим персонажам и образам свойственно им, содержание игр, сюжет и правила привлекают детей. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и, как доказано многочисленными исследованиями, оказывает оздоровительный эффект.

В пользу использования подвижных игр выступает и то обстоятельство, что их проводить фронтально, индивидуально и с подгруппами детей в различное время, на занятиях и в процессе проведения режимных моментов в детском саду и дома с родителями, кроме того, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.

Старшему воспитателю, наблюдающему данный процесс со стороны, следует помнить о многообразии игр, которые различаются по движениям (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием и т.д.), по степени воздействия на организм (игры с большой, средней  и малой физической нагрузкой, оздоровительные игры, игры на координацию и ориентировку в пространстве), типу игр (игры сюжетные и бессюжетные, элементы спортивных игр, игры-соревнования, игры-забавы и т.д.). Под руководством старшего воспитателя можно разнообразить деятельность воспитателей групп и наладить им эффективное взаимодействие между собой, сотрудничество с инструктором по физической культуре, ЛФК и другими специалистами.

Планируя подвижные игры, например, для проведения Дня здоровья в детском саду, старшему воспитателю следует осуществлять индивидуальный подход и дифференцировать двигательные возможности детей. Условно, не зависимо от возраста, выделяются три группы детей, характеризующиеся большой, средней и малой подвижностью.

Малоподвижные дети вялы и пассивны, быстро устают, не решительны, избегают участия в подвижных играх, уходят в сторону, даже не наблюдая за ходом игры. Роль педагогов состоит в постепенном увлечении таких детей в подвижные не сложные игры с минимальным количеством правил, малой и средней физической нагрузки, в объединении таких детей в небольшие подгруппы и расширении их двигательного и игрового опыта.

Дети средней подвижности, отличаются ровным, спокойным поведением, адекватной подвижностью, они эмоциональны, обладают хорошими двигательными умениями и способностями. Такие дети любят играть в подвижные игры, с удовольствием выполняют в игре разные роли, могут играть самостоятельно.

Индивидуального и дифференцированного подхода требуют дети, обладающие высокой подвижностью – гиперактивные дети. Они отличаются реактивностью, неуравновешенностью поведения. Для них характерны скоростные движения,  повышенная интенсивность которых вызывает быстрое утомление. Следует также отметить, что движения таких детей не отличаются хорошей техникой выполнения, точностью и координацией. В подвижных играх гиперактивные дети нетерпеливы, часто спешат, не могут сосредоточится, не осознают своих действий, не запоминают правил и являются постоянными их нарушителями. Они любят играть в шумные игры с большой физической нагрузкой, но интенсивность игры вызывает у них скорое утомление, что может сказаться на поведении. Индивидуальный подход будет заключаться в уменьшении дозировки двигательной активности, переключении на более спокойные игры, а также использование похвалы за каждое успешное двигательное действие.

Следует напомнить, что величину физической нагрузки в подвижных играх, так же как и в иных видах двигательной активности, определяют по ЧСС. В состояние покоя у ребенка (после сна) она 60-80 ударов в минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения. Таким образом, подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.

Игры малой степени воздействия (спокойные, малоподвижные) -100-120 ударов в минуту. Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.) Их следует использовать в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки, в жаркие дни, в помещении на ограниченной площади, между упражнениями интенсивной нагрузки (для снижения нагрузки). Такие игры служат для отдыха, развлечения детей, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений. Примерами таких игр являются: "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай кто ушел (спрятался)", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди – не задень" и т.п.

Игры средней степени воздействия (средней подвижности) - с ЧСС 120 – 140 ударов в минуту – это зона тонизирующей нагрузки. Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению. Кроме физической нагрузки, на ЧСС оказывает влияние психическая напряженность, когда дети выполняют в игре главную роль, наличие нескольких правил, ожидание сигналов к смене действия, наблюдение за игровой ситуацией на площадке и т.п. В процессе игрового действия происходит суммарная нагрузка на организм, она изменяется с увеличением или уменьшением дозировки (количества повторений) и продолжительностью игры, с изменением темпа и ритма игровых действий. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве и т.п. Игры средней подвижности широко используются во всех возрастных группах в утренние часы, могут являться составной частью утренней гимнастики, спортивного досуга, физкультурного занятия, проводятся на утренней и вечерней прогулках. Примерами таких игр являются: "Тише едешь – дальше будешь", "Зайчики", "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др.

Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) характеризуются увеличением ЧСС в два раза, т.е. до 140 – 160 ударов в мин. – это зона тренирующего воздействия. Они применяются с дошкольниками только старшего возраста. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры, игры с мячом, со скакалкой, в воде. Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течении 10 – 15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки. Увеличение ЧСС до 140 – 160 ударов в минуту  вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным и психическим напряжением, потому что соревнования – это всегда соперничество, желание победить. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике и тактике игры. Примерами таких игр могут быть: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями.

Помня о характеристике детей малой, средней и высокой подвижности, для воспитателя становится очевидно, что первые не могут участвовать в подобных играх, а последние – ограниченно.  Игры большой подвижности требуют большого пространства – это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся – на физкультурных занятиях и в часы дневной прогулки.

Если в игре участвуют не все дети, а подгруппа (команда), а остальные дети являются наблюдателями (болельщиками) или запасными игроками, то они тоже сопричастны к игре. Исследования подтверждают, что сопереживание, радость, гордость за проявленное упорство переполняет не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма.

Одним из условий проведения подвижных игр в режиме дня является создание зоны двигательной активности и наличие спортивно – игрового оборудования не только в спортивных залах, но и в каждой возрастной группе. Кроме предметов, упомянутого в перечне оборудования для подвижных игр, который имеется в приложении к "Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для ДОУ 2.4.1.1249-03 " и в аннотированном перечне "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ", составленного Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, М.А. Руновой, в распоряжении детей могут быть игрушки-самоделки, персональные шапочки к играм в младших группах на всех играющих, старших – главные роли (волк, лиса, медведь, охотник, сова и др.)

Чтобы подвижные игры не утратили своей ценности и активнее использовались педагогами в работе с дошкольниками, необходимо владеть приемами их проведения и знать много игр. Содержание игр постоянно пополняется, на страницах журналов и методической литературы можно найти содержание игр для детей всех степеней двигательного развития и состояния здоровья, для разных моментов в режиме дня и разные по степени физической нагрузке.

 

 



[1] В этом случае игры приобретают не только культурно - просветительскую, но и обучающую направленность.