ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Перекусихина Н.А., к.п.н., доцент кафедры

 дошкольного образования ВГГУ, Россия, г. Владимир

 

Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации современности становится переход к ценностной парадигме (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, В.А.Караковский, Г.Б.Корнетов, З.И.Равкин, В.А.Сластенин и другие), что определяет повышенное внимание к формированию ценностно-смысловой сферы ребенка как основному компоненту внутреннего мира личности.

Каждый из этапов развития личности характеризуется специфическими особенностями становления ценностно-смысловой сферы. В.Э. Чудновский  подчеркивает, что формирование ценностно-смысловой сферы – не какой-то определенный этап развития человека, есть основания полагать, что процесс преобразования ценностно-смысловых ориентаций является «сквозным», он «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами [4, с.5].

Дошкольный возраст – период активного неосознаваемого усвоения ценностей, которыми руководствуются значимые взрослые, причем усвоение ценностных норм может быть как с положительным, так и с отрицательным знаком. Интересным является психологический факт, приводимый Д.А.Леонтьевым: «на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складываются у каждого человека уже к 3-5 годам и могут быть выявлены в общих чертах экспериментально-психологическими и клинико-психологическими методами» [1, с.31].

Аксиологическая функция образования заключается в том, чтобы направить процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности в определенное русло, но в связи с этим возникает закономерный  вопрос: присвоению каких же ценностей должно способствовать образование? Данный вопрос наиболее актуален  именно для дошкольного образования, поскольку ребенок пока не в состоянии ориентироваться в ценностно-смысловом поле современной культуры и осуществлять осознанный выбор ценностей. К тому же, как справедливо отмечают В.А. Сластенин и Г.И.Чижакова, ценностные ориентации образования могут не совпадать с ценностными ориентациями общества, так как образовательные ценности носят продуктивный характер и способны через творчество личности преобразовывать окружающую действительность [3, с. 114.].

Большинство исследователей, решая вопрос о ценностях образования, предлагают исходить из национальных и общечеловеческих ценностей и вычленяют самые разные наборы ценностей и смыслов. На наш взгляд, целесообразно определять аксиологические основы образования исходя из структуры ценностно-смысловой сферы личности, «наложив» на эту структуру значимые для образования ценности.

Наиболее адекватным современным представлениям о природе человека и удобным для педагогических целей является представление С.Л.Рубинштейна о ценностно-смысловой сфере как системе отношений субъекта к миру, другим людям и к себе  [2, с.308].

Ценностное отношение к себе («Я как ценность», индивидуалистическая направленность, выражающая интересы индивида) включает все ценности, необходимые для полноценного функционирования личности (Я для себя) и может быть соотнесено, например, с иерархией потребностей А.Маслоу, заключая в себе ценности комфортного существования (например, высокая зарплата, развлечения, уютный дом и т.д.), ценности социального благополучия (высокое положение в обществе, наличие семьи, любовь и уважение окружающих и т.д.), ценности самоактуализации и самопринятия (самовыражение в творчестве, поиск смысла жизни, целедостижение и т.д.).

Вследствие доминирования в настоящее время в ценностно-смысловом поле социума ценностей индивидуализации и наращивания процесса гуманизации образования, имеются предпосылки формирования у ребенка всего комплекса ценностей данной направленности, что и подтверждается многочисленными исследованиями ценностно-смысловой сферы современного отрочества и юношества. Но необходимо отметить, что яркое доминирование данной ценностной направленности характеризует человека как эгоцентрика, сосредотачивающегося на собственных интересах. Перейдет ли эгоцентризм в крайнюю свою степень – эгоизм, при которой интересы человека будут ограничиваться только рамками его Я, а преследуемые им цели не будут соотноситься с целями и желаниями других людей, зависит от наличия в ценностно-смысловой сфере личности ценностей направленности Ценностное отношение к Другим («Другие как ценность»).

Данное отношение определяется наличием в ценностно-смысловой сфере ценности личности Другого (человека, группы, человечества,  - и необходимо расширить - любого живого существа…) как субъекта, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности, то есть человек включает в свое Я других и рассматривает себя как часть целого.

В научной литературе подобная направленность характеризуется как альтруистическая. Центральная идея альтруизма – бескорыстие как непрагматически ориентированная деятельность, осуществляемая в интересах других людей и не предполагающая реального вознаграждения [5, с.9]. Альтруизм заключается в ограничении своих желаний и потребностей, такой человек счастлив, когда счастливы окружающие его люди, когда счастливо каждое живое существо в этом мире. Альтруизм конкретной личности может охватывать различные категории субъектов: например, значимую группу (семья, друзья, нация…), при этом альтруистические отношения могут не распространяться на более широкий круг субъектов: все человечество, общество, каждого человека в нем. Универсальность альтруизма заключается в ценности чуткого, терпимого, бережного отношения к каждому живому существу Вселенной и к планете в целом. Ценности альтруизма эквивалентны ценностям нравственности и находят свое выражение в ценности любви ко всему живому.

К сожалению, ценности альтруизма в современном российском образовании практически не представлены (исключение составляет ценность служения Отечеству – патриотизм), и только сейчас, после анализа последствий крайней индивидуализации в Америке и Западной Европе, они начинают возвращаться в аксиологическое поле образования.

Между тем, дошкольный возраст является сензитивным для формирования ценностной направленности «Я-Другие», поскольку уже в четыре года (начало периода дошкольного детства) появляется соподчиненность желаний, потребностей, ценностей. Появляются доминирующие установки: у одних – престижные (эгоистические), у других альтруистические, у третьих – на достижение успеха.

Ценностное отношение к Миру («Ценность единства с Универсумом»). Рассмотрение данного отношения актуализирует проблему осознания Человеком своего бытия и места в Мире, Тайны своей единоприродности с Миром, своей причастности к Миру как бес­конечно целому. Эти отношения человека с Миром гораздо глубже и фундаментальнее его оче­видных, множественных, казалось бы, все заполняющих в жизни человека социальных отношений. Это отношение включает в себя нравственные и эстети­ческие отношения, и отношения сыновства, и отношения люб­ви, и отношения благоговения и преклонения.

Вектор отношения человека к Миру характеризуется такими ценностями как стремление к Абсолюту, познание мира, любовь к Богу, значимость вершинных переживаний… Соотнесение личности себя с Абсолютом способствует формированию сверхсмыслов как сопоставления смысла своей жизни со смыслом существования Вселенной, Мира.

Интересны исследования С.Грофа, показывающие, что до рождения ребенок испытывает ощущение космического единства, полноты и совершенства Жизни, которое переживается и в младенчестве, аккумулируясь в переживании единства ребенка и взрослого. Но часто при неблагоприятном стечении обстоятельств, при неконструктивном прохождении ребенком кризиса трех лет чувство доверия и единения утрачивается, уступая место пассивному или активному неприятию окружающих людей, Мира, Бога, Судьбы. Именно от усилий взрослых, поддерживающих ребенка на этапе раннего и дошкольного детства, их понимания и терпения зависит – сохранит ли человек свою связь с миром изначально или ему придется выстраивать ее заново, уже в зрелом возрасте.

В идеале ценностно-смысловая сфера личности должна быть представлена ценностями всех трех направлений, и главная задача образования – обеспечить полноценное системное ее формирование, поскольку только гармоничное сочетание ценностей по всем векторам обеспечит становление человека, главной ценностью (смыслом жизни) которого явится наибольшее выявление своих творческих сил во имя человечества и всей планеты, живущего по законам Мироздания и ощущающего неразрывную связь с ним.

Проблема формирования ценностно-смысловой сферы ребенка тесно связана с духовно-нравственным воспитанием, между тем в современном дошкольном образовании обозначенные вопросы решаются достаточно разрозненно, реализуясь в контексте обозначенных в программах дошкольных образовательных учреждений социального, экологического, нравственного направлений развития дошкольника, что явно недостаточно для становления гармоничной иерархии ценностей человека. Становлению же ценностных взаимоотношений ребенка с Универсумом в дошкольном образовании внимание вовсе не уделяется.

Вследствие этого становится актуальным не только выделение в программах дошкольного образования направления духовно-нравственного развития ребенка, но и введение в содержание российских стандартов высшего профессионального образования дисциплины «Методика духовно-нравственного развития дошкольника», что способствовало бы целенаправленной работе педагогов по формированию ценностно-смысловой сферы личности.

Необходимо подчеркнуть, что основным условием гармоничного становления ценностно-смысловой сферы ребенка в дошкольном возрасте является наличие согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций у воспитателя, поскольку оценка себя и своих поступков осуществляется у детей с учетом оценок и мнений значимых взрослых. Данный факт требует особого отношения к становлению ценностно-смысловой сферы студентов дошкольных отделений университетов и педагогических колледжей, нацеливая на психолого-педагогическую поддержку и создание особых условий духовно-нравственного развития будущих педагогов.

Литература

1.     Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993.

2.     Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

3.     Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И.  Чижакова. – М: Издательский центр «Академия», 2003.

4.     Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 2004. Т.25. -  № 6.

5.     Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.