Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста

к обучению в школе

Студентка МГПИ, Шевелева О.В.

Поступление в школу и начальный период обучения в школе, вызывает перестройку образа жизни и деятельности ребенка.

Согласно мнению многих отечественных и зарубежных учёных (М.З.Воробьёв, профессор юношеского института штата Мичиган Берн Сифелд, Никитина Л., Никитина Б., грузинский педагог Ш.Амоношвили, Г.Доман).  

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

В связи с этим можно так сформулировать цель нашего исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Так, из 20 детей старшего дошкольного возраста оказались готовы к обучению в школе по физической и психологической подготовке только 13 детей. Остальным детям требовалась более усиленная подготовка по обоим направлениям.

Между тем, обычно перед школой ребенок уже  уверенно владеет всеми бытовыми действиями и достаточно легко овладевает многими движениями: спортивными,  танцевальными. Степень и качество развития этих движений хорошо видны - представлю несколько диагностических упражнений из этого блока.

1. «Пройди по доске» или «Пройди по линии» – на полу мелком начерчена полоска шириной 15 сантиметра и длиной 1,5-2 сантиметра. Задание: «Пройди по линии, приставляя пятку одной ноги к  носку другой»

2. «Попрыгай на одной ноге» Задание: "Прыгни 5 раз на одной ноге и 5 на другой»

3. «Прыгни в середину круга» (можно использовать пластмассовые кольца). Предварительно необходимо уточнить понимает ли ребенок, что такое середина круга.

4. «Делаем зарядку» (на проверку ориентации). Задание: «Встань ровно, руки вниз, начинай шагать с правой ноги, раз, два, три, четыре, стоп. Правую руку вверх, левую руку вверх, правую вниз, левую вниз, поверни голову направо, налево. Сядь на корточки, попрыгай вправо, влево, вперед, назад. Садись, ноги вытяни, руки на колени, ровно подыши (вдох, выдох), встань».

Далее в течение 8 месяцев проводился эксперимент. Одна группа детей (10 человек) занималась по специальному комплексу физической и спортивной подготовки. Вторая группа (10 человек) занималась по обычной методике физической подготовки. Во время эксперимента шло наблюдение за процессом физической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Проведённый эксперимент позволил выявить следующие условия, позволяющие сделать процесс физической и спортивной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе успешнее:

1.     Рациональное, комплексное использование физических упражнений.

2.     Учёт индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста при подборе и использовании физических, и, тем более, спортивных, упражнений.

3.     Активное участие родителей в физическом и спортивном воспитании (праздники досуги и др.).

         В ходе проведённого эксперимента выяснилось, что  спортивные упражнения - мощное средство всестороннего воспитания детей: они не только улучшают физическое состояние ребёнка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Однако спортивные упражнения (их дозировку, разнообразие и др.) нужно обязательно соотносить с возрастными особенностями детей. При этом проблемы физического развития, физической и спортивной подготовки должны решаться не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. Это возможно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.

Я считаю, что образовательная работа должна строиться на единой организационно-методической основе. Это предполагает:

·                   составление «гибких»  режимов дня в соответствии со здоровьем детей;

·                   создание общей здоровьесберегающей среды развития детей от 2 до 10 лет в целях обеспечения их разнообразной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

·                   на каждого ребенка должна составляться индивидуальная карта здоровья и карта спортивных достижений;

·                   проведение  разнообразных физиопроцедур, корригирующей гимнастики;

·                   участие каждого ребенка в разных формах физической активности (утренняя зарядка, физкультурные занятия и уроки, в секциях и клубах физкультурно-оздоровительной направленности и.т.д.);

·                   реализацию разнообразных форм организации обучающих занятий и уроков (оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых,  индивидуальных занятий с нерегламентированной деятельностью детей  2-10 лет);

·                   применение нетрадиционных форм взаимодействия воспитателей, детей, родителей, педагогов в процессе организации работы детских фитнес-центров и совместных спортивных клубов.

Самое главное в физической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе - совместная работа педагогов и родителей.