Влияние физкультурных занятий на развитие основных движений

у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель по физической культуре ГОУ д/с № 184 г. Москвы,

Виноградова В.С.

  Современное общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. В создавшихся условиях проблема физического развития личности приобретает особую актуальность и становится важным направлением научных междисциплинарных исследований.

   Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому  развитию дошкольников.

     Большой вклад в исследование развития движений дошкольников внесли отечественные и зарубежные исследователи (Амбодик-Максимович Н.М., Лесгафт П.Ф., Павлов И.П., Сеченов И.М., Толстой Л.Н.; Дж. Локк, И.Г.  Песталоцци И.Г., Ж.Ж.  Руссо и др.).

        Современные авторы и их образовательные программы, «Примерные (временные) требования к содержанию и, методам работы, осуществляемым в ДОУ», нацеливают педагогов на форми­рование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Ими доказано, что активная двигательная деятельность, помимо положитель­ного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечи­вает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навы­ки будущего поведения в обществе. Однако обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная культу­ра ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что дви­гательная культура находится в органическом единстве с ин­теллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребенка-дошколь­ника ведет к утрате потенциальных источников его развития. А они имеют важнейшее значение.

Таким образом, воспитание двигательной культуры до­школьника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений.

Основные движения – жизненно необходимые для ребенка движения       (лазание, метание, ходьба, бег, прыжки).

Развитие движений — процесс взаимо­направленный, для его успеха необходима организация целенап­равленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательных навыков дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта (двигательной культуры).

Формирование двигательных навыков происходит в про­цессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании необходимо особое внимание обратить на развитие когнитивных, исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров (проектно-конструктивные параметры — это способ­ность планировать, изменять способы выполнения двигатель­ных действий применительно к условиям) двигатель­ного действия ребенка. Эти моменты очень важны и при диагностике. Так, в нашем экспериментальном исследовании были использованы методики Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».

Были проведены следующие тесты:

-  Тест 1: «Ходьба обычная в умеренном темпе».

-    Тест 2: «Челночный бег 3 раза по 10 м».

-   Тест 3: «Прыжок в длину с места».

-    Тест 4: «Метание мешочка на дальность (стоя, способом  «из-за спины через плечо»)».

-  Тест 5: «Лазанье по гимнастической стенке».

Проведенная диагностика основных движений детей позволила выявить уровень развития каждого движения (прыжок в длину, челночный бег, метание мешочка на дальность, лазанье). В целях повышения уровня развития движений детей, были проведены физкультурно-познавательные занятия.

       Физкультурно-познавательные занятия - это оригинальная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по физи­ческому воспитанию, которая направлена на передачу педагогом ребенку:

- двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- любознательности;

- самостоя­тельности;

- представлений и знаний о пользе занятий физическими  упражнениями и играми;

- воспитание интереса к активной двигательной деятель­ности.

       Определяя содержание физкультурно-познавательного занятия, важно исходить из того, что элементарные знания по физической культуре, приобретаемые в дошкольном возрасте, являются осново­полагающими, на них строится вся сложнейшая конструкция приоб­ретаемых научных и практических знаний, что в дальнейшем будет способствовать эффективному обучению в школе.

       Цель физкультурно-познавательных занятий - формирование здорового образа жизни дош­кольника и потребности в самостоятельной двигательной деятель­ности.

      Задачи физкультурно-познавательных занятий:

- обогащать детей знаниями о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влиянии физических упражнений на организм человека, на самочувствие;

- формировать у детей элементарные представления о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний и травматизма;

-  способствовать овладению основными культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитывать привычку к чистоте, аккуратности, порядку;

- воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угро­жающих жизни или здоровью, сознательно избегать, а иногда и пре­дотвращать их;

-                   воспитывать интерес к движению, желание самостоятельно за­ниматься физическими упражнениями;

-                   развивать любознательность, умственные способности детей (сообразительность, догадку, критичность и др.).

       Содержание физкультурно-познавательных занятий: интеграция познавательной и дви­гательной активности.

       Структура физкультурно-познавательных занятий. Каждое занятие состоит из четырех частей.

1 часть - рассказ или беседа с детьми (обя­зательно надо использовать художественное слово: сказку, рассказ или стихотворение по теме занятия).

2 часть предусматривает выполнение образных физиче­ских упражнений по карточкам с изображением  животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядно­сти способствует более точному представлению о конкретном двига­тельном действии, лучшему его усвоению и активному применению в самостоятельной двигательной деятельности.

 Значение работы по карточкам в том, что дети становятся более активными. При выполнении сложного упражнения, глядя на кар­точку, дети стараются не допускать ошибок, быстро запоминают правила игры и могут объяснить ее содержание.

       Использование в работе с дошкольниками карточек способству­ет концентрации внимания и повышает интерес к движениям. Очень нравятся детям, повышают их самостоятельность и активность кар­точки с образным содержанием физических упражнений.

 3 часть - русская народная подвижная игра.

4 часть - итог занятия. Дети обмениваются впечатле­ниями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, кого пригласить на занятие и т. д.

В ходе эксперимента были проведены занятия двух видов:

- занятия по формированию у детей новых знаний. Цель - постановка перед детьми познавательных задач, подача, расшире­ние и уточнение знаний о двигательной активности человека, о пользе физических упражнений. Обучение новым физическим упраж­нениям;

- занятия по закреплению и систематизации накопленного (орга­низованного и стихийного) опыта детей. Цель - осмысле­ние воспринятого и формирование первичных обобщений.

      На этапе начального ознакомления с образом движения (прыжок, бросок, бег и т. п.) и разучивания физического упражнения мы сочетали дидактические методы использования слова и зри­тельного восприятия, необходимые для активизации познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), правильно­го осмысленного восприятия, представления двигательных действий.

       Методика работы педагога на занятиях была направлена на под­бор, содержание индивидуальных и групповых заданий поискового характера и соответствующих им творческих методических приемов.

Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что физкультурно-познавательные занятия влияют на мотивацию двигательной активности детей, которая повышает эффективность развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста. Подтвердилась закономерность, что формирование самостоятель­ности зависит от понимания детьми роли движений, физических уп­ражнений, занимательности материала и методов его преподнесения.