Влияние физкультурных занятий на развитие основных движений
у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель по физической культуре ГОУ д/с № 184 г. Москвы,
Виноградова В.С.
Современное общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. В создавшихся условиях проблема физического развития личности приобретает особую актуальность и становится важным направлением научных междисциплинарных исследований.
Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания такой развивающей среды, которая способствовала бы физическому развитию дошкольников.
Большой вклад в исследование развития движений дошкольников внесли отечественные и зарубежные исследователи (Амбодик-Максимович Н.М., Лесгафт П.Ф., Павлов И.П., Сеченов И.М., Толстой Л.Н.; Дж. Локк, И.Г. Песталоцци И.Г., Ж.Ж. Руссо и др.).
Современные авторы и их образовательные программы, «Примерные (временные) требования к содержанию и, методам работы, осуществляемым в ДОУ», нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
Ими доказано, что активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Однако обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная культура ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребенка-дошкольника ведет к утрате потенциальных источников его развития. А они имеют важнейшее значение.
Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Большую роль в этом играет освоение основных движений.
Основные движения – жизненно необходимые для ребенка движения (лазание, метание, ходьба, бег, прыжки).
Развитие движений — процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. Формирование двигательных навыков дошкольника имеет свою специфику, которая выражается, во-первых, в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений, а во-вторых, в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта (двигательной культуры).
Формирование двигательных навыков происходит в процессе активной деятельности детей, при столь же активной направляющей работе взрослых. При формировании необходимо особое внимание обратить на развитие когнитивных, исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров (проектно-конструктивные параметры — это способность планировать, изменять способы выполнения двигательных действий применительно к условиям) двигательного действия ребенка. Эти моменты очень важны и при диагностике. Так, в нашем экспериментальном исследовании были использованы методики Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет».
Были проведены следующие тесты:
- Тест 1: «Ходьба обычная в умеренном темпе».
- Тест 2: «Челночный бег 3 раза по 10 м».
- Тест 3: «Прыжок в длину с места».
- Тест 4: «Метание мешочка на дальность (стоя, способом «из-за спины через плечо»)».
- Тест 5: «Лазанье по гимнастической стенке».
Проведенная диагностика основных движений детей позволила выявить уровень развития каждого движения (прыжок в длину, челночный бег, метание мешочка на дальность, лазанье). В целях повышения уровня развития движений детей, были проведены физкультурно-познавательные занятия.
Физкультурно-познавательные занятия - это оригинальная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию, которая направлена на передачу педагогом ребенку:
- двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- любознательности;
- самостоятельности;
- представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми;
- воспитание интереса к активной двигательной деятельности.
Определяя содержание физкультурно-познавательного занятия, важно исходить из того, что элементарные знания по физической культуре, приобретаемые в дошкольном возрасте, являются основополагающими, на них строится вся сложнейшая конструкция приобретаемых научных и практических знаний, что в дальнейшем будет способствовать эффективному обучению в школе.
Цель физкультурно-познавательных занятий - формирование здорового образа жизни дошкольника и потребности в самостоятельной двигательной деятельности.
Задачи физкультурно-познавательных занятий:
- обогащать детей знаниями о пользе физических упражнений, роли двигательной активности, влиянии физических упражнений на организм человека, на самочувствие;
- формировать у детей элементарные представления о полезных и вредных привычках, предупреждении некоторых заболеваний и травматизма;
- способствовать овладению основными культурно-гигиеническими навыками, воспитывать привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
- воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни или здоровью, сознательно избегать, а иногда и предотвращать их;
- воспитывать интерес к движению, желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- развивать любознательность, умственные способности детей (сообразительность, догадку, критичность и др.).
Содержание физкультурно-познавательных занятий: интеграция познавательной и двигательной активности.
Структура физкультурно-познавательных занятий. Каждое занятие состоит из четырех частей.
1 часть - рассказ или беседа с детьми (обязательно надо использовать художественное слово: сказку, рассказ или стихотворение по теме занятия).
2 часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном двигательном действии, лучшему его усвоению и активному применению в самостоятельной двигательной деятельности.
Значение работы по карточкам в том, что дети становятся более активными. При выполнении сложного упражнения, глядя на карточку, дети стараются не допускать ошибок, быстро запоминают правила игры и могут объяснить ее содержание.
Использование в работе с дошкольниками карточек способствует концентрации внимания и повышает интерес к движениям. Очень нравятся детям, повышают их самостоятельность и активность карточки с образным содержанием физических упражнений.
3 часть - русская народная подвижная игра.
4 часть - итог занятия. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, кого пригласить на занятие и т. д.
В ходе эксперимента были проведены занятия двух видов:
- занятия по формированию у детей новых знаний. Цель - постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение знаний о двигательной активности человека, о пользе физических упражнений. Обучение новым физическим упражнениям;
- занятия по закреплению и систематизации накопленного (организованного и стихийного) опыта детей. Цель - осмысление воспринятого и формирование первичных обобщений.
На этапе начального ознакомления с образом движения (прыжок, бросок, бег и т. п.) и разучивания физического упражнения мы сочетали дидактические методы использования слова и зрительного восприятия, необходимые для активизации познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), правильного осмысленного восприятия, представления двигательных действий.
Методика работы педагога на занятиях была направлена на подбор, содержание индивидуальных и групповых заданий поискового характера и соответствующих им творческих методических приемов.
Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала, что физкультурно-познавательные занятия влияют на мотивацию двигательной активности детей, которая повышает эффективность развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста. Подтвердилась закономерность, что формирование самостоятельности зависит от понимания детьми роли движений, физических упражнений, занимательности материала и методов его преподнесения.