"Здравствуй! - Значит, будь
здоров!"
Л.Н.Радюхина
С каждым годом количество часто болеющих и просто больных детей не уменьшается, а наоборот, только растёт. Причинами этого часто являются: экологические проблемы, наследственный фактор, семейное благополучие и многие другие. Поэтому, становится очевидной необходимость проведения большой оздоровительной работы уже с раннего дошкольного возраста. Большинство детских учреждений переходят на работу по здоровьесберегающим технологиям, позволяющим сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Детский сад № 281 САО, в котором я
работаю воспитателем по физической культуре, является учреждением
компенсирующего вида для детей с туберкулёзной интоксикацией. Это значит, что
сюда приходят дети с сильно ослабленным иммунитетом и имеющие уже (!) несколько
различных заболеваний. Главная задача дошкольного учреждения при работе с такими
детьми – укрепить их иммунитет и физическое здоровье.
Очень широко и
разностороннее в нашем детском саду применяется закаливание, предусматривающее
сухое и влажное обтирание, закаливание солнцем, воздухом и водой. Сюда входят:
физкультурные занятия, утренняя гимнастика и дыхательная гимнастика;
проветривание помещений, воздушные процедуры, прогулка и солнечные ванны;
различные виды массажа и сухое обтирание; мытьё рук прохладной водой и
контрастное обливание ног; хождение босиком и солевая дорожка до и после сна.
На укрепление иммунитета и здоровья детей направлены проводимые по
определённой схеме фитотерапия (ингаляции и полоскание
горла отварами и водными настойками лекарственных растений) и витаминотерапия, в
групповых помещениях ежедневно проводится очищение и увлажнение воздуха
специальными приборами, а также ионизация воздуха люстрами Чижевского. По
назначению врача детям проводится лечебный массаж.
Особое место в оздоровлении детей занимает сбалансированное и рациональное питание. Перед едой детям разъясняется польза тех или иных продуктов, в интересной занимательной форме объясняются правила приёма пищи (маленькие сказки и поучительные рассказы).
Внедрение сбалансированного рациона питания направлено на формирование у детей рационального пищевого поведения, привитие им навыков здорового питания, правильных вкусовых предпочтений.
Большое
значение для здоровья детей имеет психологическое благополучие. В учреждении
создана добродушная тёплая атмосфера. При обучении и воспитании широко
используются игровые ситуации и сюрпризные моменты. Педагогами и воспитателями
обязательно учитывается индивидуальность каждого ребёнка. На занятиях
собственные показатели ребёнка не сравниваются с показателями других детей,
иными словами, соблюдается педагогический принцип «особенность, а не
отличительность».
Нельзя не сказать о физической культуре. В наши дни каждый
человек знает, что физкультура полезна для здоровья. В результате двигательной
активности создаётся энергетическая основа для роста и развития, осуществляется
благотворное стимулирующее воздействие на деятельность функциональных систем
организма. Планом работы нашего учреждения предусмотрены ежедневные занятия
утренней гимнастикой, три раза в неделю физкультурой (2 раза в спортзале и 1 раз
на улице), а также занятия ЛФК (лечебная физкультура) по назначению врача и
дополнительные занятия по общей физической подготовке во второй половине дня.
При такой высокой двигательной плотности расписания, необходимо постоянно
анализировать физическое развитие ребёнка и состояние его здоровья, гибко меняя
нагрузки и исключая переутомление и физическое недомогание. Для решения этой
задачи регулярно проводится медико-педагогический контроль занятий и мониторинг
физического развития и состояния здоровья детей.
Наибольший оздоровительный
эффект в работе с детьми был достигнут, когда вместе с основной Российской
Программой воспитания и обучения детей в детском саду в качестве эксперимента
стала дополнительно использоваться авторская оздоровительная программа М.Л.
Лазарева «Здравствуй!». Эта программа направлена на всестороннее и гармоничное
развитие ребёнка на каждой ступени обучения, а также на воспитание у него
мотивации здорового образа жизни и социализацию ребёнка в обществе.
В этой
программе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка выступает
музыка – это огромное количество авторских песен для детей «на все случаи
жизни»: о закаливании, о микробах, о семье, о себе, о храбрости и нежности,
математике и астрономии и много-много других. Песни эти легко запоминаются
детьми, используются в игровых ситуациях и режимных моментах, и, главное, они
очень нравятся детям. А в результате, прочно усваивается изучаемый материал,
развивается память, музыкальный слух и чувство ритма, создаётся хорошее
настроение.
Автором программы было доказано благотворное оздоровительное влияние музыки на детский организм.
Во-первых, музыка действует на многие сферы
жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и
психологический.
Во-вторых, музыка имеет три начала всего живого: ритм,
мелодию и гармонию.
В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку. Дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвёртых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы (при повышении эмоционального тонуса и наличии положительных эмоций повышается иммунитет человека, он реже болеет).
Работа по программе Лазарева М.Л. «Здравствуй!» предполагает тесное взаимодействие и понимание между музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре, воспитателями групп, медицинским персоналом, методистом по программе и, конечно, родителями.
Основная нагрузка по выполнению программы ложится на воспитателя. Он проводит еженедельно Урок здоровья, ежедневно проводит утреннюю гимнастику и оздоровительные паузы (физкультминутки), закаливающие процедуры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, обучает детей приёмам самомассажа, принимает активное участие в подготовке и проведении музыкальных праздников и Игр Здоровья «Здравиада».
Музыкальный руководитель на
занятиях разучивает с детьми песни программы в соответствии с планом и темами
Уроков здоровья, ежеквартально подготавливает сценарии и проводит музыкальные
праздники.
Медицинский персонал принимает самое активное участие в
проведении всех оздоровительных мероприятий в детском саду:
1. Наблюдение за
состоянием здоровья, физическим развитием.
2. Определение функционального
состояния организма для назначения физических нагрузок.
3. Осуществление
медицинского контроля над проведением оздоровительных занятий во всех формах
двигательной активности.
4. Определение моторной плотности и
продолжительности занятий.
5. Консультация родителей по оздоровительной
работе с ребёнком.
Воспитатель по физкультуре проводит физкультурные занятия
с элементами оздоровительной гимнастики, в играх и упражнениях закрепляет
двигательные навыки и умения, проводит двигательную диагностику, обучает детей
сопровождать исполнение песен программы «Здравствуй!» определёнными движениями,
а также импровизировать, что дополнительно развивает их не только физически, но
и интеллектуально, творчески.
Методическое руководство по реализации курса
программы «Здравствуй!» осуществляет старший воспитатель детского сада. Он
помогает педагогам составлять программы по парциальному использованию курса с
учётом требований Российской Программы воспитания и обучения детей в детском
саду. Он организует и проводит педагогические семинары и советы, на которых
обсуждаются вопросы и проблемы проведения тех или иных оздоровительных
мероприятий, участвует в консультационной работе с родителями.
Родители и
семья вносят посильный вклад в оздоровление собственного ребёнка. Они каждый
день читают детям сказки, предусмотренные программой, помогают им выполнять
задания в рабочих тетрадях соответственно тематическому плану, поддерживают дома
оздоровительную деятельность ребёнка, проводят домашнюю диагностику, участвуют в
анкетировании, а также в проведении Игр Здоровья и тематических музыкальных
праздников.
Программа «Здравствуй!» предполагает ежедневный оздоровительный тренинг ребёнка дома и в детском саду. Для применения адекватных нагрузок на детский организм необходимо постоянно анализировать развитие ребёнка и состояние его здоровья, гибко меняя нагрузки. Именно поэтому первостепенная значимость отводится диагностическим исследованиям. Диагностика является начальным шагом формирования здоровья, так как без неё невозможно построить индивидуальную программу развития ребёнка. Значительная часть диагностических тестов входит в диагностические стандарты и может использоваться в рамках плановых обследований в любом детском учреждении. Прохождение диагностики – это активный процесс самопознания, включающий элементы саморазвития.
После окончания диагностических исследований детям и родителям сообщается о результатах и на каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа коррекции развития.
Игры Здоровья «Здравиада», проводимые в рамках программы «Здравствуй!»,
дополнительно влияют на мотивацию здорового образа жизни. Здесь присутствует
элемент соревнования, побуждающий ребёнка совершенствовать свои двигательные
качества, узнавать больше полезной информации и применять её в жизни, проявлять
свои творческие способности и развивать их. Наши воспитанники уже неоднократно
выступали на соревнованиях городского и общероссийского уровня, показывая
высокие результаты.
Участие в городских и общероссийских «Здравиадах» помогает ребёнку лучше осознать свою
индивидуальность, увеличивают круг общения и расширяют его кругозор, что
способствует успешной социализации ребёнка в обществе.
Путём регулярного
проведения Игр Здоровья и при осуществлении специально разработанных программ
диагностики, можно выявить индивидуальные личностные профили, которые являются
основой будущей профориентации ребёнка и выбора для него адекватной секции или
студии с целью дальнейшего развития его способностей и талантов.
Большая работа при подготовке Игр Здоровья ведётся с семьями воспитанников. Это разучивание песен, изготовление пособий и костюмов, участие в Играх Здоровья в качестве судей и даже участников отдельных конкурсов, в которых оценивается семейное выступление.
Наш детский сад вот уже несколько лет является экспериментальной площадкой по внедрению программы «Здравствуй!». За это время в коллективе прочно установилась определённая тесная взаимосвязь между специалистами и участниками программы. Работа с детьми ведётся систематически и планомерно. В результате, у детей не происходит путаницы в освоении изучаемого материала, связанной с огромным количеством информации.
За весь период работы по программе Лазарева М.Л. «Здравствуй!» в ДОУ накопился огромный опыт, которым хочется поделиться с другими детскими учреждениями. В 2007 году Детский сад № 281 начал работу в режиме сетевой экспериментальной площадки, объединяя усилия в деле оздоровления подрастающего поколения с расположенными поблизости детскими садами и общеобразовательными школами. Для них регулярно проводятся консультации и семинары, на которых автор программы и научный руководитель эксперимента М.Л.Лазарев объясняет идею программы, обучает специалистов методике проведения оздоровительных занятий и диагностики.
Работа со школами является
очень важной, так как обеспечивается преемственность программы, хорошо
налаженный механизм оздоровления продолжает работать на последующих стадиях
развития детского организма.
Мы приглашаем всех, кого заинтересовал опыт
нашей работы, присоединиться к нам. Мы очень надеемся, что наши объединённые
усилия помогут расти нашим детям здоровыми, умными и
жизнерадостными.
Статья опубликована в
Учительской газете