РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Тема 1. Предмет теории и методики физического
воспитания
и развития
ребенка
Теория физического воспитания - наука об
общих закономерностях физического воспитания и развития личности
ребенка.
Основные понятия теории физического
воспитания.
Методологическая и
естественнонаучная основа методики физического воспитания как учебной
дисциплины, связь с другими науками.
Вопросы физического воспитания
детей дошкольного возраста в зарубежной педагогике Востока и Запада. Системы
физического воспитания. Развитие государственной системы физического воспитания
в России.
Актуальные вопросы повышения качества
физкультурно-оздоровительной работы
в ДОУ.
Тема 2. Теоретическое обоснование задач физического
воспитания
Цель
физического воспитания. Оздоровительные задачи. Образовательные задачи.
Формирование двигательных навыков и умений. Развитие психофизических
качеств у детей разных возрастных
групп. Воспитательные задачи. Воспитание физической культуры. Формирование
культуры чувств, привычек и потребностей здорового образа жизни, эстетического
отношения к выполнению физических упражнений.
Анализ содержания программ по физическому
воспитанию с точки зрения единства образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач.
Тема 3. Средства физического
воспитания
Общая
характеристика и соотношение средств физического воспитания детей дошкольного
возраста.
Гигиенические факторы, их значение и место в системе физического
воспитания. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) в
целях физического воспитания.
Физические
упражнения - основное средство физического воспитания. Характеристика физических
упражнений. Содержание и форма (структура) физических упражнений. Техника
физических упражнений.
Соответствие упражнений задачам физического воспитания с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разнообразие в подборе
физических упражнений, целесообразность их сочетания.
Взаимосвязь средств
физического воспитания и развития ребенка.
Тема 4. Основы обучения и развития ребенка в
процессе
физического
воспитания
Единство обучения, воспитания и развития. Особенности развития моторики
ребенка и формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста.
Взаимосвязь формирования двигательных навыков и воспитания психофизических
качеств у детей разных возрастных групп. Роль сознания и эмоций в процессе
образования двигательных навыков.
Дидактические принципы
в обучении движениям. Принципы, выражающие специфические закономерности
построения физического воспитания.
Специфические методы физического воспитания. Методы строго
регламентированного упражнения. Общепедагогические методы в физическом
воспитании. Их классификация. Значимость комплексного использования методов и
приемов обучения.
Этапы обучения. Соотношение методов и приемов в работе с различными
возрастными группами детей на разных этапах обучения.
Диагностика сформированности психофизических
качеств.
Развитие самостоятельности
мышления и творчества детей. Методы проблемного обучения и формирования
творческих потенций у детей как предпосылки успешного обучения детей творческой
деятельности. Показатели творчества у детей.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖЕНИЯМ
Тема 6.
Гимнастика
Гимнастика как система специально
подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребенка. Виды
гимнастики и их характеристика. Оздоровительное воздействие на организм.
Методика обучения основным движениям. Последовательность обучения каждому
виду основных движений в разные возрастные периоды.
Техника выполнения движений,
критерии оценки каждого из видов движений.
Общеразвивающие упражнения. Подбор общеразвивающих упражнений для детей
разных возрастных групп. Составление комплексов упражнений, включение упражнений
с мануальным и ножным самомассажем. Использование детских тренажеров и массажеров, снарядов и пособий для
укрепления мышц и оздоровления организма ( мячей, эспандеров и т.п.)
.
Характеристика строевых упражнений, их место в физическом воспитании.
Виды строевых упражнений. Техника выполнения. Методика проведения с детьми разных
возрастов.
Использование физкультурных пособий, применяемых в обучении детей.
Целесообразная организация детей. Дозировка и темп выполнения. Меры по
предупреждению травм. Особенности музыкального
сопровождения.
Требования
к качеству выполнений движений.
Тема 7. Подвижные игры как основное средство и
метод
физического
воспитания
Определение и специфика подвижных игр. Истоки и теоретические основы
подвижных игр. Классификация, оздоровительное воздействие на организм и личность
ребенка.
Развивающее и образовательное значение игр и их правил: игры на
совершенствование анализаторных систем (зрения, слуха, обоняния, осязания и
др.). Развитие интеллекта.
Всестороннее развитие личности дошкольника в играх. Воспитательное
значение игр и их правил. Формирование морально-волевых качеств личности.
Русские народные подвижные игры, их педагогическая ценность. Формирование
эстетической культуры. Влияние музыки на повышение эмоций, красоты движений,
развитие духовности.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Педагогическое мастерство педагога в руководстве подвижной игрой. Специфика
проведения игр с элементами соревнования, игр - эстафет.
Анализ игр, рекомендованных в современных программах по физической
культуре.
Тема 8. Спортивные
упражнения
Спортивные упражнения и их роль во всестороннем развитии и воспитании
детей дошкольного возраста. Создание условий.
Формы проведения спортивных упражнений: занятия, самостоятельная
деятельность, индивидуальная работа.
Организация детей и руководство их
деятельностью: катание на санках,
на качелях. Скольжение,
ходьба на лыжах, игры на лыжах. Катание на коньках, катание на роликовых
коньках. Катание на самокатах. Езда на велосипеде.
Плавание.
Задачи и программа обучения.
Методика обучения. Методы и приемы обучения. Учет возрастных особенностей и
подготовленности детей. Продолжительность занятий. Типичные ошибки и способы их
устранения. Обеспечение условий безопасности. Профилактика
травматизма.
Тема 9. Формы организации
физического воспитания
в дошкольном
учреждении
Общая
характеристика форм организации физического воспитания: физкультурные занятия,
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организация работы по
физическому воспитанию в повседневной жизни детей.
Соотношение форм организации физического воспитания с другими видами
деятельности.
Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического
обучения детей физическим упражнениям. Типы и структура занятий. Методы
организации детей. Особенности методики проведения различных физических
упражнений по возрастным группам.
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие
мероприятия в сочетании с физическими упражнениями, прогулки как средство
физического воспитания и развития, подвижные игры, прогулки и экскурсии,
индивидуальная работа в режиме дня с отдельными детьми и занятия с небольшими
группами.
Особенности организации здоровьесохраняющей работы в ДОУ. Анализ программ и здоровьесберегающих
технологий.
Активный
отдых детей. Физкультурные праздники,
простейший туризм, физкультурный досуг, дни здоровья и каникулы в разных
возрастных группах и др.
Самостоятельная двигательная
деятельность детей. Роль
воспитателя в руководстве работой по физическому воспитанию в повседневной
жизни.
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тема 10. Планирование работы по
физическому воспитанию
в дошкольном
учреждении
Значение планирование работы в дошкольном учреждении. Виды планирования:
раздел «Физическое воспитание» в общем годовом плане дошкольного учреждения,
перспективный (текстовой, графический) и календарный планы работы в разных
возрастных группах.
Требования к планированию. Учет возрастных особенностей, состояния
здоровья, уровня физического развития детей, их подготовленности и интересов.
Учет конкретных условий размер помещения, площадки, наличия оборудования,
пособий, времени года.
Моделирование системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Тема 11. Организация работы по
физическому воспитанию в
дошкольных учреждениях
Функциональные обязанности специалистов, обеспечивающих правильную
постановку работы в учреждении: заведующий ДОУ, методист, инструктор по
физическому воспитанию, воспитатель, врач, медицинская сестра. Их
ответственность. Содержание работы.
Врачебно-педагогический контроль в дошкольном учреждении, его значение
для правильной постановки работы по физическому воспитанию. Задачи и содержание.
Врачебно-педагогические наблюдения в процессе проведения различных форм
работы по физическому воспитанию (на одном занятии, в подвижной игре и т.д.) и
за длительный период времени.
Создание санитарно-гигиенических условий для проведения форм занятий и
игр, состояние оборудования, пособий и инвентаря. Профилактика
травматизма.
Единство требований к
физическому воспитанию детей в семье и ДОУ. Пропаганда педагогических и
медицинских знаний среди родителей. Формы работы ДОУ с семьей по физическому
воспитанию.
Тема 12. Работа педагога по
физической культуре
Создание условий для организации
работы по физической культуре с детьми. Обеспечение педагогического процесса
пособиями, снарядами, методическим материалом.
Диагностика психофизического развития и физической подготовленности
детей. Планирование и организация разнообразных форм двигательной деятельности
детей.
Совместная работа заведующего детским учреждением, врача, медсестры,
воспитателей и контроль за состоянием здоровья и физической подготовленностью
детей.
Организация форм повышения квалификации педагогических кадров:
индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, практикумы, курсы,
кружки, семинары и др.
Руководство работой с семьей. Организация спортивных кружков для детей
дошкольного возраста.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.
Адашкявичене, Э.Й. Спортивные
игры и упражнения в детском саду. [Текст] – М. Просвещение,
1992.
2.
Аксарина, Н.М. Воспитание детей
раннего возраста [Текст]. - М., 1977.
3.
Алямовская, В.Г. Как воспитать
здорового ребенка [Текст]. – М. : Линка-Пресс, 1993.
4.
Алямовская, В.Г. Профилактика
психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Учебное
пособие. [Текст].- Нижний Новгород,1998.
5.
Аркин, Е.А. Дошкольный возраст
[Текст]. - М., 1948.
6.
Аршавский, И.А. Ваш малыш может
не болеть[Текст].- М..Советский спорт, 1990.
7.
Бердыхова, Я.
Мама,папа, занимайтесь со
мной. М., 1990.
8.
Бернштейн Н.А. Биомеханика и
физиология движений. [Текст]. -
Москва – Воронеж,1997.
9.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и её
развитии [Текст]. – М. : ФИС, 1991.
10. Бочарова, Н.И.
Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.:
Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.
11. Буцинская,
П.П. и др. Общеразвивающие
упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / П.П.Буцинская,
В.И.Васюкова, Г.П.Лескова. М.: «Просвещение» 1990.
12.
Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать.- М.,
1983.
13.
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость,
силу, выносливость [Текст]. - М., 1981.
14. Галанов,
А.С. Игры, которые
лечат ( для детей от 1года до 3 лет). - М., 2001.
15.
Грядкина, Т.С. Тренажеры для
дошкольников[Текст].- СПб..1992.
16. Дворкина, Н.И.
Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у
детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М., 2005.
17. Детские подвижные игры народов СССР /
Сост.А.В.Кенеман.М.,1991.
18. Зимонина,
В.Н. Воспитание ребёнка
- дошкольника: развитого, организованного,
самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту
здоровым: Програмно - методическое пособие
для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с- «
РОСИНКА».
19.
Змановский, Ю.Ф. Авторская
программа «здоровый дошкольник» [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Обруч. -1996. - №
3.
20. Змановский,
Ю.Ф. Воспитаем детей
здоровыми. М: Медицина, 1989.
21.
Кистяковская, М.Ю. [и др.]
Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - М.,
1978.
22. Кожухова,
Н.Н.
и др. Воспитатель по физической
культуре в дошкольных учреждениях:
Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова,
М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. -
М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с
23. Кожухова,
Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М.М. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192
с.
24. Кожухова,
Н.Н.Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова, М.М.Борисова; под
ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325
с.
25. Козырева, О.В.
Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. - М., 2007.
26. Кудрявцев,
В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое
пособие. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2000. -
296с.
27.
Лазарев, М.Л. Здравствуй!
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста [Текст]. - М. :
Академия здоровья, 1997.
28.
Ноткина, Н.А. Двигательные
качества и методика их развития у дошколиников[Текст].- СПб..1993.
29.
Осокина, Т.И. Физическая
культура в детском саду [Текст]. - М., 1978.
30.
Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А.,
Богина, Т.Л. Обучение плаванию в детском саду [Текст]. - М.,
1983.
31.
Осокина, Т.Н., Тимофеева, Е.А.,
Фурмина, Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст]. - М.,
1983.
32. Пензулаева,
Л.И.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
33. Пензулаева,
Л.И.
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет. – М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2002. – 112 с.
34. Пензулаева,
Л.И. Физкультурные занятия с
детьми 3-4 лет (5-6 лет). -М.,1988.
35.
Печора, К.Л., Пантюхин, Т.В.,
Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст]. - М. : Владос,
2002.
36. Полтавцева, Н.В.,
Гордова, Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.,
2005.
37.
Программа воспитания и обучения
в детском саду [Текст]. - М., 2004
38.
Рунова, М.А. Двигательная
активность ребенка в детском саду [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез,
2000.
39. Спутник
руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие
для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред.
С.О.Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 416 с.
40. Степаненкова,
Э.Я. Теория и методика
физического воспитания и развития ребёнка:
Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368
с.
41. Тарасова,
Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М.,
2005.
42. Тарасова, Т.А.,
Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления
навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий,
упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80
с.
43. Теория и методика
физического воспитания: Учебное пособие / под ред. Б.А.Ашмарина. – М.:
Просвещение, 1991. – 360 с.
44.
Теория и методика физической
культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов,
институтов физической культуры педагогических вузов / Под ред С.О.Филипповой,
Г.Н.Пономарева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.,ТЦ «СФЕРА» 2008. – 652
с.
45.
Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с
детьми младшего дошкольного возраста [Текст]. - М., 1979.
46. Физическая
рекреация в дошкольных образовательных учреждениях /Т.В.Волосникова,
В.Д.Гончаров, В.И.Москаленко, С.О.Филиппова. Отв.ред. С.О.Филиппова. –
СПб.:Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1997. – 24 с.
47.
Физическое воспитание детей
дошкольного возраста [Текст] / под
ред. М.Ю. Кистяковской. - М.,
1978.
48. Фролов,
В.Г. Физкультурные
занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1980.
49. Фролов,
В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные
занятия на воздехе с детьми дошкольного
возраста. -М., 1983.
50. Холодов, Ж.К.,
Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.,
2000.
51.
Хрестоматия по
телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике [Текст] / редактор -
составитель В.Ю. Баскаков. - М. : Смысл, 1997.
52. Шишкина,
В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура
нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.:
Просвещение, 1998. -80
с.
ТЕМАТИКА
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
ПЛАН
1.
Подвижная игра
как средство и метод физического воспитания.
2.
Теория подвижных игр.
3.
Педагогическая
ценность народных подвижных игр.
4.
Классификация подвижных игр.
5.
Характеристика подвижных игр для детей
раннего и дошкольного
возрастов.
6.
Особенности организации и методики
проведения подвижных игр с
детьми разных возрастов.
7.
Технология
календарного планирования подвижных игр.
8.
Особенности
использования оздоровительных подвижных игр.
9.
Подвижные игры в семейном воспитании.
Практическая часть
Составить вопросы для наблюдения и анализа проведения подвижной игры на прогулке (можно воспользоваться готовой картой наблюдений), провести наблюдение в 2-х группах дошкольников заполнить карту.
Литература:
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей
средствами физического воспитания: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во
НГПУ. 1998.94с.
Бердыхова Я. Мама,папа, занимайтесь со мной. М., 1990.
Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.
Борисова О.Н. Физическое воспитание детей в семье. М.: Медицина, 1985.
Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М: -
Просвещение 1983. - 144 с.
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое
пособие.- М.: Терра- Спорт, 2000. - 168 с.
Галанов А.С. Игры, которые лечат ( для детей от 1года до 3 лет). - М.,
2001.
Детские подвижные игры народов СССР / Сост.А.В.Кенеман.М.,1991.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М: Медицина, 1989.
Карманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр //
Дошкольное воспитание . 1986, №11.
Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.,1973.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. —
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных
учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб.
заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред
С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -
ПРЕСС, 2000. - 296с.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для
воспитателя детского сада / Под ред. Л.В.Руссковой. - М.:
Просвещение, 1986. - 79 с.
Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей
на воздухе. - М., 1983.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.
- М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 112с.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет.
-
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.- 112с.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под
ред.
Л.В.Шапковой. - СПб,
«Детство - ПРЕСС», 2002, 160 с.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и
колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития
дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, № 12.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребёнка. М., 2001.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до
14 лет. - М.: Новая школа,1994. -288 с.
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:
Книга для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,
1986.-79 с.
Шишкина В.А. Двигательная активность детей в играх // Дошкольное
воспитание. 1984, №6.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1.
Здоровьесбережение и
здоровьеукрепление — приоритетные
направления в работе с детьми дошкольного
возраста.
2.
Оздоровительное значение физических
упражнений.
2.1.Упражнения для профилактики плоскостопия.
2.2.Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки.
2.3.Глазодвигательная гимнастика.
2.4.Гимнастика маленьких волшебников.
2.5.Самомассаж и массаж для профилактики заболеваний.
2.6.Упражнения и комплексы для развития моторики рук.
Литература:
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА -
ПРЕСС, 1993.
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей
средствами физического воспитания: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во
НГПУ. 1998. 94с.
Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального
напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога.
- М.: ООО «
Издательство Скрипторий 2000 », 2002. - 80с.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- м.: Мозаика-Синтез, 2006. – 122 с.
Вавилова Е.Н. - Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983.
Васичкин В.И. Детский массаж. « Невская книга» 2003.
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое
пособие.- М:
Терра-Спорт, 2000. - 168 с.
Воротилкина И.М.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении:
методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
Гаврючина
Л.В.Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160
с.
Галанов А.С.
Игры, которые
лечат( для детей от 1года до 3 лет). - М., 2001.
Гончарова
Е.В., Кузнецова Т.Л.
Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников //
Педагогические науки № 3 (25). 2007. С. 159-168.
Григорьева В.В, Кинезотерапия и массаж в реабилитации детей с вегето-
сосудистой
дистонией. - СПб., 1994.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: педагогическое общество России, 2006. – 96 с.
Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред.
З.И.Бересневой. -
М.: ТЦ Сфера, 2008 - 32 с
Здоровьесберегающая
система дошкольного образовательного учреждения: модели программ,
рекомендации, разработки занятий /авт.-сост. М.А.Павлова,М.В.Лысогорская,
канд.психол.наук. – Волгоград: Учитель 2009.- 186с.
Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. /Авт.- сост. Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.
Змановский Ю.Ф.
Воспитаем детей
здоровыми. М: Медицина, 1989.
Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном
учреждении:
Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2002.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления
(дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -
ПРЕСС, 2000. - 296с.
Кузнецова М.Н. Неспицифическая профилактика респираторных
заболеваний у детей: Пособие для медицинских и педагогических
работников
дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 88 с.
Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М.Н.кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008. – 96с.
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению
детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для
медработников и
воспитателей. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М.: НИИ школьные технологии. – 2008. – 176 с.
Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного
возраста: Коррекционно - развивающая программа. - М: Школьная Пресса,
2002.-32 с.
Мартынов СМ. Здоровье ребенка в ваших руках. М.,1995.
Мартынов СМ. Нетрадиционные методы оздоровления часто болеющих
детей: Книга тля воспитателей д /с и родителей. — М. 2002.
Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических
работников детских
дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.
Модели
здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного
возраста
//Серия:«Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/
Отв.редактор Л.Е.Курнешова – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 240
с.
Оздоровительная
работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие
/ Под ред. В.И.Орла и С.Н.Агаджановой. -
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 171 с.
Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл.авт. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006, - 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Социальная технология научно - практической школы им.
Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник./ Авторы - составители Антонов
Е.Ю.,
Кузнецова М.М., Марченко Т.Н., Пронина Е.Ж. - М.: АРКТИ, 2001.
— 208
с.
Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2007. – 262 с.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.
Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - 166с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного
возраста
(3-7 лет). - М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 128 с.
Современные
технологии сохранения и укреплнгия здоровья детей: Учебное пособие/ Под общей
ред. Н.В.сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. —368 с.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до
14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для
воспитателей, логопедов и родителей. —М. « Издательство ГНОМ и Д »,
2001.-32 с.
Танкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей. - М., 1985.
Утробика К.К.
Занимательная
физкультура в детском саду для детей 5-7лет. Конспекты
нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и
инструкторов по физкультуре. - М.:
Издательство Гном и
Д, 2003. - 128с.
Фонарев М.И.
Справочник по
детской лечебной физкультуре. - М., 1983.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ
ЗАНЯТИЯ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ ДВИЖЕНИЯМ
ПЛАН
1.
Значение
физкультурных занятий, место в режиме дня и
гигиенические требования к
организации.
2.
Задачи и
особенности подбора физических упражнений для каждой
части занятия.
3.
Принципы построения физкультурных занятий.
4.
Способы
организации детей на физкультурных занятиях.
5.
Особенности
методики проведения занятий в разных возрастных
группах (представить в виде сравнительной
таблицы).
6.
Виды нагрузок и
приемы их регулирования.
7. Традиционные и инновационные физкультурные занятия.
Практическая часть
Провести наблюдение физкультурного занятия
в одной из возрастных групп,
заполнить карту педагогического анализа и карту
медико - педагогического
контроля (см.
Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка - дошкольника:
развитого,
организованного,
самостоятельного,
инициативного,
неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програмно
-
методическое пособие для педагогов
дошк. образоват. учреждений. -
М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. - 304 с- « РОСИНКА»
стр. 59-60 ).
или
Индивидуальную карту хронометража ДА ребенка на физкультурном занятии (см. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. — М.: Мозаика — Синтез, 2000. - стр.44).
Приложите план -
конспект данного занятия.
Литература
Буцинская П.П. Планирование основных движений на физкультурных
занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу « Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного возраста». - М: Просвещение,
1984.
Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга
для воспитателя детского сада / П.П.Буцинская, В.И.Васюкова, Г.П.Лескова.
-
2-е издание переработанное и
дополненное. - М.: Просвещение, 1990. -175
с.
Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка - дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програмно - методическое
пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с- « РОСИНКА».
Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 1980.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. -М., 1984.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2000. - 296с.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978. Лескова Г.П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1982.
Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу « Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 1984.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М., 1978. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет (5-6 лет). -М.,1988.
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.
Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1980.
Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздехе с детьми дошкольного возраста. -М., 1983.
Шишкина В.А.,
Мащенко М.В. Какая физкультура
нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.:
Просвещение, 1998. -80
с.
ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕНО ВОЗРАСТА
(работа по
одному из возрастов на выбор студента: 1-й, 2-й или 3-й год
жизни)
ПЛАН
1.
Особенности физического развития детей 1-го года жизни (2-го или 3-го
г.ж.).
2. Задачи физического воспитания (конкретно того
возраста, который Вами
выбран).
3. Формы
двигательной деятельности детей раннего возраста (составить таблицу по всем
возрастам по следующим параметрам:
вид деятельности; целесообразное время в режиме дня; длительность; количество
детей; главная воспитательная и
физиологическая задача; условия проведения и т.д.)
4.
Организация закаливания. Требования, принципы и
факторы.
5. Гимнастика
и массаж в раннем возрасте. Физиологическое значение, принципы, условия
проведения и содержание.
6. Организация
физкультурных занятий. Требования, гигиенические условия, структура,
подбор упражнений, пособия, методика проведения.
7. Самостоятельная двигательная деятельность. Содержание
(по возрастам), особенности организации в помещении и на прогулке;
психолого-педагогические условия (пособия, руководство воспитателя и
т.д.)
8. Показатели развития движений как средство диагностики нервно –
психического развития ребёнка раннего возраста.
9. Формы и содержание работы с родителями по вопросам
физического воспитания в семье.
Практическая
часть:
Методические рекомендации по проведению
игр и упражнений на прогулке.
или
Советы родителям…..
Литература:
Аксарина Н.М.
Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
Воротилкина
И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном
учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с. –
(Детский сад)
Воспитание
детей раннего возраста / Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение: Учебная литература,
1996.
Воспитание
детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха» / под ред.
Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород.
1997.
Губерт К.Д.,
Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – М., 1982.
Голубева Л.Г.
Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных
образовательных учреждениях на современном этапе. С. 18 – 30. //Здоровье и
физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и
пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2002. – 320 с.
Голубева Л.Г.
Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 1996.
Кроха: пособие
по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / [Г.Г.Григорьева,
Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.]. – 6-е изд. – М.: просвещение, 2004. – 253 с.
Кроха:
программа развития и воспитания детей до трёх лет в условиях семьи. -
Н.Новгород, 1996.
Оценка
физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста
/ Сост Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003
– 32с.
Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно
– развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп
раннего возраста. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания
образования в Москве» // Отв. Редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр «Школьная
книга», 2004, 80 с.
Пантюхина Г.В..
Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно – психического развития детей первых
трёх лет жизни. – М., 1983. Парамонова Л.А. и др. «ИСТОКИ». Базисная программа
ребёнка-дошкольника. Ранее детство. – Центр «Дошкольное детство» им.
А.В.Запорожца. – М.: 2001.
Парамонова Л.А.
и др. «ИСТОКИ». Базисная программа ребёнка-дошкольника. Ранее детство. – Центр
«Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. – М.: 2001.
Печора К.Л.,
Пантюхина.Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях:
пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176
с.
Печора К.Л.
Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. До 6 лет.
Реабилитационные игры и задания. – М., 1995.
Развитие и
воспитание ребёнка от рождения до трёх лет / Под ред Н.Н.Щелованова. – Мю. 1969.
Седов А.А.,
Козлова Т.Б., Додонова Г.А. Возрастные особенности физического развития и
двигательной активности детей в возрасте от 1 года до 3 лет: Пособие – Чита:
Изд-во Заб ГПУ, 1999. – 110 с.
Степаненкова
Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»,
2005.
Степаненкова
Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез,
2005.
Теплюк С.Н.,
Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети
раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.:
Мозаика – Синтез, 2005. – 104 с.
Шишкина В.А.
Движения + движения. – М., 1992.
Юрко Г.П.,
Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и
дошкольного возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1978.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И
РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
План
1.
Теоретические основы понятия Здоровый образ
жизни
2.
Необходимость привития привычек
ЗОЖ у детей дошкольного
возраста
3.
Средства и методы формирования
привычек ЗОЖ
4.
Совместная работа педагогов ДОУ
и родителей по формированию привычек ЗОЖ у дошкольников
разных возрастов
Практическая
часть:
Тематика круглых столов, конференций, мастер
классов, выставок и др.
Литература:
Самостоятельно составить список из 10 –
15 источников.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ В ДОУ И
СЕМЬЕ
План
1.
Теоретические
основы рекреационной
деятельности
2.
Необходимость двигательной рекреации для сохранения
здоровья
3.
Двигательная
рекреация как средство формирования здоровьесберегающего поведения
дошкольника
4.
Формы двигательной
рекреации в ДОУ
5.
Формы двигательной
рекреации в семье
Практическая часть:
План-конспект спортивного досуга
Литература:
Самостоятельно составить список из 10 – 15
источников.
ФИТНЕС ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
План
1.Теоретические основы понятия фитнес
2.Использование занятий
фитнес с дошкольниками разных
возрастов
Практическая
часть:
Примерные планы-конспекты
занятий фитнес в разных возрастных
группах
Литература:
Самостоятельно составить список из 10 – 15
источников.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
К
ЭКЗАМЕНУ
(очно-заочная форма
обучения)
1.
Общая характеристика основных
понятий теории и методики физического воспитания и развития
ребенка.
2.
Двигательная активность.
Основное энергетическое правило работающей скелетной
мышцы.
3.
Взаимосвязь физического развития
и физического воспитания дошкольников.
4.
Связь теории физического
воспитания с другими науками. Методологические, естественнонаучные и психолого –
педагогические основы курса.
5.
Вклад Российских психологов, физиологов, врачей и
педагогов в становление системы
физического воспитания дошкольников.
6.
системы физического воспитания
дошкольников.
7.
Динамика основных показателей
физического развития детей от рождения до 7 лет и влияние на них физических
упражнений.
8.
Цель физического воспитания
ребенка-дошкольника. Теоретическое обоснование задач физического
воспитания.
9.
Средства физического воспитания.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания.
Классификация физических упражнений.
10.
Единство обучения, воспитания и
развития в физическом воспитании.
11.
Анализ программ образования дошкольников в области
физической культуры.
12.
Принципы обучения дошкольников физическим
упражнениям.
13.
Понятия о двигательных умениях и
навыках.
14.
Этапы обучения дошкольников
движениям.
15.
Характеристика методов и приемов
обучения дошкольников физическим упражнениям.
16.
Характеристика и особенности
организации метода круговой
тренировки.
17.
Формирование двигательных
способностей и физических качеств в процессе обучения физическим
упражнениям.
18.
Гигиенические требования к организации тестирования физической
подготовленности дошкольников.
19.
Закономерности формирования
двигательных умений и навыков в
процессе обучения.
20.
Значение обучения дошкольников
основным видам движений. Общая характеристика.
21.
Строевые упражнения. Значение,
виды и способы выполнения. Особенности методики обучения детей разных возрастных
групп.
22.
Общеразвивающие упражнения.
Значение. Классификация, правила составления комплексов ОРУ. Требования к выполнению. Задачи и
методика обучения.
23.
Подвижные игры как основное
средство и метод физического воспитания ребенка. Теоретические основы подвижных
игр. Принципы планирования подвижных игр.
24.
Использование в работе с
дошкольниками русских народных
подвижных игр. Их воспитательное значение.
25.
Особенности методики обучения
дошкольников спортивным играм. ( На примере одной игры).
26.
Спортивные упражнения. Их роль в
физическом воспитании ребенка. Классификация. Особенности методики обучения. (На
примере одного упражнения).
27.
Общая характеристика форм
организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Двигательный режим в ДОУ. Требования САНиПИН к его организации в разных возрастных
группах.
28.
Физкультурные занятия. Значение,
задачи, обоснование структуры. Способы
организации детей на
физкультурном занятии.
29.
Виды нагрузок на физкультурном
занятии и приёмы их регулирования.
30.
Виды физкультурных занятий,
особенности организации занятий нетрадиционного вида.
31.
Подбор упражнений и планирование
физкультурных занятий, методика
проведения разных видов упражнений.
32.
Особенности построения и
организации физкультурных занятий на воздухе.
33.
Характеристика форм и
особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня
дошкольников.
34.
Активный отдых. Формы
проведения. Значение, задачи, особенности проведения с дошкольниками разного
возраста.
35.
Особенности организации
самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
36.
Система комплексной
физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольных учреждениях, её особенности в ДОУ разного
вида.
37.
Здоровьесберегающие технологии в
ДОУ. Основные задачи и направления
программ. Компоненты здоровьесберегающих
технологий.
38.
Индивидуально-дифференцированный
подход в физическом воспитании.
39.
Планирование работы по
физическому воспитанию в ДОУ.
40.
Должностные обязанности
специалистов ДОУ в осуществлении физического воспитания
дошкольников.
41.
Формы работы ДОУ с родителями по вопросам физического
воспитания дошкольников.
42.
Понятие здоровый образ жизни, средства и
методы воспитания привычек ЗОЖ у дошкольника.
43.
Осуществление умственного,
эстетического и нравственного воспитания в процессе физического воспитания.
44.
Медико - педагогические
наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.
45.
Медико-педагогический
контроль в системе
физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
46.
Методы определения и
характеристика различных
уровней двигательной активности
дошкольника и средства её
повышения.
47.
Методы определения уровня физической подготовленности дошкольников.
48.
Требования к оборудованию и
инвентарю для занятий физическими упражнениями.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
К
ЭКЗАМЕНУ
по теории и методике физического
воспитания дошкольников
(заочная форма
обучения)
1.
Общая характеристика основных
понятий теории и методики физического воспитания и развития
ребенка.
2.
Двигательная активность.
Основное энергетическое правило работающей скелетной
мышцы.
3.
Взаимосвязь физического развития
и физического воспитания дошкольников.
4.
Связь теории физического
воспитания с другими науками. Методологические, естественнонаучные и психолого –
педагогические основы дисциплины.
5.
Вклад Российских психологов, физиологов, врачей и
педагогов в становление системы
физического воспитания дошкольников.
6.
Динамика основных показателей
физического развития детей от рождения до 7 лет и влияние на них физических
упражнений.
7.
Цель физического воспитания
ребенка-дошкольника. Теоретическое обоснование задач физического
воспитания.
8.
Средства физического воспитания.
9.
Физические упражнения как
основное средство физического воспитания. Классификация физических
упражнений.
10.
Единство обучения, воспитания и
развития в физическом воспитании.
11.
Анализ программ образования дошкольников в области
физической культуры.
12.
Принципы обучения дошкольников физическим
упражнениям.
13.
Понятия о двигательных умениях и
навыках.
14.
Этапы обучения дошкольников
движениям.
15.
Характеристика методов и приемов
обучения дошкольников физическим упражнениям.
16.
Формирование двигательных
способностей и физических качеств в процессе обучения физическим
упражнениям.
17.
Гигиенические требования к организации тестирования физической
подготовленности дошкольников.
18.
Закономерности формирования
двигательных умений и навыков в
процессе обучения.
19.
Подвижные игры как основное
средство и метод физического воспитания ребенка. Теоретические основы подвижных
игр.
20.
Принципы планирования подвижных
игр.
21.
Использование в работе с
дошкольниками русских народных
подвижных игр. Их воспитательное значение.
22.
Общая характеристика форм
организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Двигательный режим в ДОУ. Требования САНиПИН к его организации в разных возрастных
группах.
23.
Физкультурные занятия. Значение,
задачи, обоснование структуры. Способы
организации детей для
обучения физическим упражнениям.
24.
Виды нагрузок на физкультурном
занятии и приёмы их регулирования.
25.
Виды физкультурных занятий,
особенности организации занятий нетрадиционного вида.
26.
Особенности построения и
организации физкультурных занятий на воздухе.
27.
Характеристика форм и особенности
организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня
дошкольников.
28.
Активный отдых. Формы
проведения. Значение, задачи, особенности организации с дошкольниками разных
возрастов.
29.
Особенности организации и
руководства самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
30.
Система комплексной
физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольных учреждениях, её особенности в ДОУ разного
вида.
31.
Здоровьесберегающие технологии в
ДОУ. Основные задачи и направления
программ. Компоненты здоровьесберегающих
технологий.
32.
Индивидуально-дифференцированный
подход в физическом воспитании.
33.
Планирование работы по
физическому воспитанию в ДОУ.
34.
Должностные обязанности
специалистов ДОУ в осуществлении физического воспитания
дошкольников.
35.
Формы работы ДОУ с родителями по вопросам физического
воспитания дошкольников.
36.
Понятие здоровый образ жизни.
Средства и методы воспитания привычек ЗОЖ у дошкольника. Совместная работа в ДОУ и семье по
формированию привычек ЗОЖ.
37.
Осуществление умственного,
эстетического и нравственного воспитания в процессе физического
воспитания.
38.
Медико - педагогические
наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.
39.
Медико-педагогический
контроль в системе
физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
40.
Методы определения и
характеристика различных
уровней двигательной активности
дошкольника и средства её
повышения.
41.
Методы определения уровня физической подготовленности дошкольников.
42.
Требования к оборудованию и
инвентарю для занятий физическими упражнениями.
ПРИМЕРНАЯ
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И
СООБЩЕНИЙ
1.
Роль сознания
и эмоций в процессе образования двигательных навыков
2.
Типы
телосложения
3.
Организация
физической рекреации
4.
Фитнес в
ДОУ
5.
Комплексы для
развития мелкой моторики
6.
Влияние
подвижных игр на формирование качеств личности
дошкольника
7.
Роль сознания и эмоций в процессе
образования двигательных навыков.
8.
Дидактические
принципы в обучении движениям.
9.
Специфические
методы физического воспитания.
10.
Общепедагогические
методы в физическом воспитании. Их классификация. Значимость комплексного
использования методов и приемов обучения.
11.
Этапы
обучения.
12.
Соотношение
методов и приемов в работе с различными возрастными группами детей на разных
этапах обучения.
13.
Дыхательная
гимнастика
14.
Самомассаж
для дошкольников
15.
Глазодвигательная
гимнастика
16.
Гимнастика
пробуждения
17.
Гимнастика
маленьких волшебников
Выделенные
темы к следующему занятию
(лекция-беседа)
Семинар
Формирование двигательных
способностей и психофизических качеств
1.
Характеристика
физических качеств и двигательных способностей
2.
Особенности
формирования физических качеств и двигательных
способностей
3.
Взаимосвязь
формирования двигательных навыков и воспитания психофизических качеств у детей
разных возрастных групп.
4.
Игры и
упражнения для формирования психофизических качеств.
5.
Диагностика
сформированности психофизических качеств
6.
Требования к
проведению тестирования в ДОУ
Литература:
1.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и её
развитии [Текст]. – М. : ФИС, 1991.
2.
Бочарова, Н.И.
Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.:
Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.
3.
Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать.- М.,
1983.
4.
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость,
силу, выносливость [Текст]. - М., 1981.
5.
Дворкина, Н.И.
Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у
детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М., 2005.
6.
Кистяковская, М.Ю. [и др.]
Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - М.,
1978.
7.
Кожухова,
Н.Н.
и др. Воспитатель по физической
культуре в дошкольных учреждениях:
Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова,
М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. -
М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с
8.
Кожухова,
Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М.М. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192
с.
9.
Кожухова,
Н.Н.Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова, М.М.Борисова; под
ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325
с.
10.
Ноткина, Н.А. Двигательные
качества и методика их развития у дошколиников[Текст].- СПб..1993.
11.
Осокина, Т.И. Физическая
культура в детском саду [Текст]. - М., 1978.
12.
Полтавцева, Н.В.,
Гордова, Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.,
2005.
13.
Программа воспитания и обучения
в детском саду [Текст]. - М., 2004
14.
Рунова, М.А. Двигательная
активность ребенка в детском саду [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез,
2000.
15.
Спутник
руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие
для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред.
С.О.Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 416 с.
16.
Степаненкова,
Э.Я. Теория и методика
физического воспитания и развития ребёнка:
Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368
с.
17.
Тарасова,
Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. -
18.
Теория и методика физической
культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов,
институтов физической культуры педагогических вузов / Под ред С.О.Филипповой,
Г.Н.Пономарева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.,ТЦ «СФЕРА» 2008. – 652
с.
19.
Холодов, Ж.К.,
Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.,
2000.