РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Тема 1. Предмет теории и методики физического воспитания

и развития ребенка

  Теория физического воспитания - наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка.

   Основные понятия теории физического воспитания.

   Методологическая и естественнонаучная основа методики физического воспитания как учебной дисциплины, связь с другими науками.

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в зарубежной педагогике Востока и Запада. Системы физического воспитания. Развитие государственной системы физического воспитания в России.

 Актуальные вопросы повышения качества физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ.

 

Тема 2. Теоретическое обоснование задач физического воспитания

          Цель физического воспитания. Оздоровительные задачи. Образовательные задачи. Формирование двигательных навыков и умений. Развитие психофизических качеств  у детей разных возрастных групп. Воспитательные задачи. Воспитание физической культуры. Формирование культуры чувств, привычек и потребностей здорового образа жизни, эстетического отношения к выполнению физических упражнений.

         Анализ содержания программ по физическому воспитанию с точки зрения единства образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

 

Тема 3. Средства физического воспитания

       Общая характеристика и соотношение средств физического воспитания детей дошкольного возраста.

        Гигиенические факторы, их значение и место в системе физического воспитания. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) в целях физического воспитания.

       Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Характеристика физических упражнений. Содержание и форма (структура) физических упражнений. Техника физических упражнений.

       Соответствие упражнений задачам физического воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разнообразие в подборе физических упражнений, целесообразность их сочетания.

       Взаимосвязь средств физического воспитания и развития ребенка.

 

Тема 4. Основы обучения и развития ребенка в процессе

 физического воспитания

         Единство обучения, воспитания и развития. Особенности развития моторики ребенка и формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь формирования двигательных навыков и воспитания психофизических качеств у детей разных возрастных групп. Роль сознания и эмоций в процессе образования двигательных навыков.

       Дидактические принципы в обучении движениям. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания.

       Специфические методы физического воспитания. Методы строго регламентированного упражнения. Общепедагогические методы в физическом воспитании. Их классификация. Значимость комплексного использования методов и приемов обучения.

        Этапы обучения. Соотношение методов и приемов в работе с различными возрастными группами детей на разных этапах обучения.

       Диагностика сформированности психофизических качеств.

        Развитие  самостоятельности мышления и творчества детей. Методы проблемного обучения и формирования творческих потенций у детей как предпосылки успешного обучения детей творческой деятельности. Показатели творчества у детей.

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖЕНИЯМ

 

Тема 6. Гимнастика

        Гимнастика как система специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм ребенка. Виды гимнастики и их характеристика. Оздоровительное воздействие на организм.

        Методика обучения основным движениям. Последовательность обучения каждому виду основных движений в разные возрастные периоды.

Техника выполнения движений, критерии оценки каждого из видов движений.

        Общеразвивающие упражнения. Подбор общеразвивающих упражнений для детей разных возрастных групп. Составление комплексов упражнений, включение упражнений с мануальным и ножным самомассажем. Использование детских тренажеров  и массажеров, снарядов и пособий для укрепления мышц и оздоровления организма ( мячей, эспандеров и т.п.) .

        Характеристика строевых упражнений, их место в физическом воспитании. Виды строевых упражнений. Техника выполнения. Методика проведения  с детьми разных возрастов.

        Использование физкультурных пособий, применяемых в обучении детей. Целесообразная организация детей. Дозировка и темп выполнения. Меры по предупреждению травм. Особенности музыкального сопровождения.

       Требования к качеству выполнений движений.

 

Тема 7. Подвижные игры как основное средство и метод

физического воспитания

          Определение и специфика подвижных игр. Истоки и теоретические основы подвижных игр. Классификация, оздоровительное воздействие на организм и личность ребенка.

         Развивающее и образовательное значение игр и их правил: игры на совершенствование анализаторных систем (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.). Развитие интеллекта.

        Всестороннее развитие личности дошкольника в играх. Воспитательное значение игр и их правил. Формирование морально-волевых качеств личности. Русские народные подвижные игры, их педагогическая ценность. Формирование эстетической культуры. Влияние музыки на повышение эмоций, красоты движений, развитие духовности.

         Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах. Педагогическое мастерство педагога в руководстве подвижной игрой. Специфика проведения игр с элементами соревнования, игр - эстафет.

         Анализ игр, рекомендованных в современных программах по физической культуре.

Тема 8. Спортивные упражнения

         Спортивные упражнения и их роль во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Создание условий.

         Формы проведения спортивных упражнений: занятия, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

        Организация детей и руководство их деятельностью: катание на санках,  на качелях.  Скольжение, ходьба на лыжах, игры на лыжах. Катание на коньках, катание на роликовых коньках. Катание на самокатах. Езда на велосипеде. Плавание.

Задачи и программа обучения. Методика обучения. Методы и приемы обучения. Учет возрастных особенностей и подготовленности детей. Продолжительность занятий. Типичные ошибки и способы их устранения. Обеспечение условий безопасности. Профилактика травматизма.

 

Тема 9. Формы организации физического воспитания

 в дошкольном учреждении

      Общая характеристика форм организации физического воспитания: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, организация работы по физическому воспитанию в повседневной жизни детей.

        Соотношение форм организации физического воспитания с другими видами деятельности.

          Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Типы и структура занятий. Методы организации детей. Особенности методики проведения различных физических упражнений по возрастным группам.

        Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями, прогулки как средство физического воспитания и развития, подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа в режиме дня с отдельными детьми и занятия с небольшими группами.

         Особенности организации здоровьесохраняющей  работы в ДОУ.  Анализ программ  и здоровьесберегающих технологий.

         Активный отдых детей. Физкультурные праздники, простейший туризм, физкультурный досуг, дни здоровья и каникулы в разных возрастных группах и др.

        Самостоятельная двигательная деятельность детей.  Роль воспитателя в руководстве работой по физическому воспитанию в повседневной жизни.

 

 

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Тема 10. Планирование работы по физическому воспитанию

в дошкольном учреждении

           Значение планирование работы в дошкольном учреждении. Виды планирования: раздел «Физическое воспитание» в общем годовом плане дошкольного учреждения, перспективный (текстовой, графический) и календарный планы работы в разных возрастных группах.

           Требования к планированию. Учет возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития детей, их подготовленности и интересов. Учет конкретных условий размер помещения, площадки, наличия оборудования, пособий, времени года.

       Моделирование системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

 

Тема 11. Организация работы по физическому воспитанию в   дошкольных учреждениях

 

       Функциональные обязанности специалистов, обеспечивающих правильную постановку работы в учреждении: заведующий ДОУ, методист, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель, врач, медицинская сестра. Их ответственность. Содержание работы.

         Врачебно-педагогический контроль в дошкольном учреждении, его значение для правильной постановки работы по физическому воспитанию. Задачи и содержание.

         Врачебно-педагогические наблюдения в процессе проведения различных форм работы по физическому воспитанию (на одном занятии, в подвижной игре и т.д.) и за длительный период времени.

         Создание санитарно-гигиенических условий для проведения форм занятий и игр, состояние оборудования, пособий и инвентаря. Профилактика травматизма.

Единство требований к физическому воспитанию детей в семье и ДОУ. Пропаганда педагогических и медицинских знаний среди родителей. Формы работы ДОУ с семьей по физическому воспитанию.

 

Тема 12. Работа педагога по физической культуре

        Создание условий для организации работы по физической культуре с детьми. Обеспечение педагогического процесса пособиями, снарядами, методическим материалом.

        Диагностика психофизического развития и физической подготовленности детей. Планирование и организация разнообразных форм двигательной деятельности детей.

           Совместная работа заведующего детским учреждением, врача, медсестры, воспитателей и контроль за состоянием здоровья и физической подготовленностью детей.

         Организация форм повышения квалификации педагогических кадров: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, практикумы, курсы, кружки, семинары и др.

        Руководство работой с семьей. Организация спортивных кружков для детей дошкольного возраста.

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. [Текст] – М. Просвещение, 1992.

2.     Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]. - М., 1977.

3.     Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]. – М. : Линка-Пресс, 1993.

4.     Алямовская, В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Учебное пособие. [Текст].- Нижний Новгород,1998.

5.     Аркин, Е.А. Дошкольный возраст [Текст]. - М., 1948.

6.     Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть[Текст].- М..Советский спорт, 1990.

7.     Бердыхова, Я. Мама,папа, занимайтесь со мной. М., 1990.

8.     Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. [Текст]. -  Москва – Воронеж,1997.

9.     Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]. – М. : ФИС, 1991.

10.    Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.

11. Буцинская, П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / П.П.Буцинская, В.И.Васюкова, Г.П.Лескова. М.: «Просвещение» 1990.

12. Вавилова,  Е.Н. Учите детей  бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983.

13. Вавилова, Е.Н.  Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]. - М., 1981.

14. Галанов, А.С. Игры, которые лечат ( для детей от 1года до 3 лет). - М., 2001.

15. Грядкина, Т.С. Тренажеры для дошкольников[Текст].- СПб..1992.

16.    Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М., 2005.

17. Детские подвижные игры народов СССР / Сост.А.В.Кенеман.М.,1991.

18. Зимонина, В.Н. Воспитание ребёнка - дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програмно - методическое пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.   - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с- « РОСИНКА».

19. Змановский, Ю.Ф. Авторская программа «здоровый дошкольник» [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Обруч. -1996. - № 3.

20. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М: Медицина, 1989.

21. Кистяковская, М.Ю. [и др.] Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1978.

22. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с

23. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

24.    Кожухова, Н.Н.Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова, М.М.Борисова; под ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325 с.

25.    Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. -  М., 2007.

26. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2000. - 296с.

27. Лазарев, М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста [Текст]. - М. : Академия здоровья, 1997.

28. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошколиников[Текст].- СПб..1993.

29. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]. - М., 1978.

30. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Богина, Т.Л. Обучение плаванию в детском саду [Текст]. - М., 1983.

31. Осокина, Т.Н., Тимофеева, Е.А., Фурмина, Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст]. - М., 1983.

32. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.

33. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с.

34. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет (5-6 лет). -М.,1988.

35. Печора, К.Л., Пантюхин, Т.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ [Текст]. - М. : Владос, 2002.

36.    Полтавцева, Н.В., Гордова, Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005.

37. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]. - М., 2004

38. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

39.    Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 416 с.

40. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.

41.    Тарасова, Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.

42.    Тарасова, Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.

43.    Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1991. – 360 с.

44. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры педагогических вузов / Под ред С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.,ТЦ «СФЕРА» 2008. – 652 с.

45. Тимофеева, Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста [Текст]. - М., 1979.

46.    Физическая рекреация в дошкольных образовательных учреждениях /Т.В.Волосникова, В.Д.Гончаров, В.И.Москаленко, С.О.Филиппова. Отв.ред. С.О.Филиппова. – СПб.:Изд-во ОИ НМЦ ВРУО, 1997. – 24 с.

47. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]  / под ред. М.Ю. Кистяковской.  - М., 1978.

48. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1980.

49. Фролов, В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздехе с детьми дошкольного возраста. -М., 1983.

50.    Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.

51. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике [Текст] / редактор - составитель В.Ю. Баскаков. - М. : Смысл, 1997.

52.    Шишкина, В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1998. -80 с.

 

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ

ПЛАН

1.            Подвижная игра как средство и метод физического воспитания.

2.            Теория подвижных игр.

3.            Педагогическая ценность народных подвижных игр.

4.            Классификация подвижных игр.

5.            Характеристика подвижных игр для детей раннего и дошкольного
возрастов.

6.            Особенности организации и методики проведения подвижных игр с
детьми разных возрастов.

7.            Технология календарного планирования подвижных игр.

8.            Особенности использования оздоровительных подвижных игр.

9.            Подвижные игры в семейном воспитании.

Практическая часть

Составить вопросы для наблюдения и анализа проведения подвижной игры на прогулке (можно воспользоваться готовой картой наблюдений), провести наблюдение в 2-х группах дошкольников заполнить карту.

Литература:

Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей

средствами физического воспитания: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во

НГПУ. 1998.94с.

Бердыхова Я. Мама,папа, занимайтесь со мной. М., 1990.

Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.

Борисова О.Н. Физическое воспитание детей в семье. М.: Медицина, 1985.

Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М: -

Просвещение 1983. - 144 с.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое

пособие.- М.: Терра- Спорт, 2000. - 168 с.

Галанов А.С. Игры, которые лечат ( для детей от 1года до 3 лет). - М.,

2001.

Детские подвижные игры народов СССР / Сост.А.В.Кенеман.М.,1991.


Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М: Медицина, 1989.

Карманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр //

Дошкольное воспитание . 1986, №11.

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.,1973.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика

физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. —

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных

учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб.

заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред

С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления

(дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -

ПРЕСС, 2000. - 296с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для

воспитателя детского сада / Под ред. Л.В.Руссковой. - М.:

Просвещение, 1986. - 79 с.

Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. – М.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей

на воздухе. - М., 1983.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.

-  М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 112с.

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет.

-  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.-  112с.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред.
Л.В.Шапковой. - СПб, «Детство - ПРЕСС», 2002, 160 с.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и

колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.

Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития

дошкольника // Дошкольное воспитание, 1995, № 12.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребёнка. М., 2001.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до

14 лет. - М.: Новая школа,1994. -288 с.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста:

Книга для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,

1986.-79 с.

Шишкина В.А. Двигательная активность детей в играх // Дошкольное

воспитание. 1984, №6.

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1.  Здоровьесбережение и здоровьеукрепление — приоритетные
направления в работе с детьми дошкольного возраста.

2.  Оздоровительное значение физических упражнений.
2.1.Упражнения для профилактики плоскостопия.

2.2.Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки.

2.3.Глазодвигательная гимнастика.

2.4.Гимнастика маленьких волшебников.

2.5.Самомассаж и массаж для профилактики заболеваний.

2.6.Упражнения и комплексы для развития моторики рук.

Литература:

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА -

ПРЕСС, 1993.

Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей

средствами физического воспитания: Учебное пособие. Н.Новгород: Изд-во

НГПУ. 1998. 94с.

Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального

напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога.

- М.: ООО « Издательство Скрипторий 2000 », 2002. - 80с.

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- м.: Мозаика-Синтез, 2006. – 122 с.

Вавилова Е.Н.  - Учите детей  бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983.

Васичкин В.И. Детский массаж. « Невская книга» 2003.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Методическое

пособие.- М: Терра-Спорт, 2000. - 168 с.

Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.

Гаврючина Л.В.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

Галанов А.С. Игры, которые лечат( для детей от 1года до 3 лет). - М., 2001.

Гончарова Е.В., Кузнецова Т.Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников // Педагогические науки № 3 (25). 2007. С. 159-168.

Григорьева В.В, Кинезотерапия и массаж в реабилитации детей с вегето-

сосудистой дистонией. - СПб., 1994.

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.  – М.: педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред.

З.И.Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 32 с

Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт.-сост. М.А.Павлова,М.В.Лысогорская, канд.психол.наук. – Волгоград: Учитель 2009.- 186с.

Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. /Авт.- сост. Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 96 с.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М: Медицина, 1989.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -  208 с.

Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном

учреждении: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2002.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления

(дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -

ПРЕСС, 2000. - 296с.

Кузнецова М.Н. Неспицифическая профилактика респираторных

заболеваний у детей: Пособие для медицинских и педагогических

работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 88 с.

Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М.Н.кузнецова. – М.: айрис-пресс, 2008. – 96с.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для

медработников и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.

Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб.: Образовательные проекты. М.: НИИ школьные технологии. – 2008. – 176 с.

Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного

возраста: Коррекционно - развивающая программа. - М: Школьная Пресса,

2002.-32 с.

Мартынов СМ. Здоровье ребенка в ваших руках. М.,1995.

Мартынов СМ. Нетрадиционные методы оздоровления часто болеющих

детей: Книга тля воспитателей д /с и родителей. — М. 2002.

Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических

работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2000. - 108 с.

Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста //Серия:«Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/ Отв.редактор Л.Е.Курнешова – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 240 с.

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В.И.Орла и С.Н.Агаджановой. -  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 171 с.

Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл.авт. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006, - 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Социальная технология научно - практической школы им.

Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник./ Авторы - составители Антонов

Е.Ю., Кузнецова М.М., Марченко Т.Н., Пронина Е.Ж. - М.: АРКТИ, 2001. —  208 с.

Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2007. – 262 с.

Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.

Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - 166с.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного

возраста (3-7 лет). - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 128 с.

Современные технологии сохранения и укреплнгия здоровья детей: Учебное пособие/ Под общей ред. Н.В.сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.:

Издательский центр «Академия», 2001. —368 с.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до

14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у

дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для

воспитателей, логопедов и родителей. —М. « Издательство ГНОМ и Д »,

2001.-32 с.

Танкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Ради здоровья детей. - М., 1985.

Утробика К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. - М.:

Издательство Гном и Д, 2003. - 128с.

Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. - М., 1983.


 

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДВИЖЕНИЯМ

ПЛАН

1.  Значение физкультурных занятий, место в режиме дня и
гигиенические требования к организации.

2.               Задачи и особенности подбора физических упражнений для каждой
части занятия.

3.               Принципы построения  физкультурных занятий.

4.               Способы организации детей на физкультурных занятиях.

5.               Особенности методики проведения занятий в разных возрастных
группах (представить в виде сравнительной таблицы).

6.               Виды нагрузок и приемы их регулирования.

7.          Традиционные и инновационные  физкультурные занятия.


Практическая часть

Провести наблюдение физкультурного занятия в одной из возрастных групп,
заполнить карту педагогического анализа и карту медико - педагогического
контроля (см. Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка - дошкольника:
развитого,            организованного,      самостоятельного,      инициативного,

неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програмно

-  методическое пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.  - М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с- « РОСИНКА»   стр. 59-60   ).
                                                        
или

Индивидуальную карту хронометража ДА ребенка на физкультурном занятии (см. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. — М.: Мозаика — Синтез, 2000. - стр.44).

Приложите план - конспект данного занятия.

 

 Литература

Буцинская П.П. Планирование основных движений на физкультурных

занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу « Теория и методика

физического воспитания детей дошкольного возраста». - М: Просвещение,

1984.

Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга

для воспитателя детского сада / П.П.Буцинская, В.И.Васюкова, Г.П.Лескова.

-  2-е издание переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1990. -175
с.

Зимонина В.Н. Воспитание ребёнка - дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програмно - методическое


пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.   - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с- « РОСИНКА».

Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 1980.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. -М., 1984.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2000. - 296с.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М.,1978. Лескова Г.П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1982.

Лескова Г.П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений // Педагогическая практика студентов по курсу « Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М.: Просвещение, 1984.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. — М., 1978. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет (5-6 лет). -М.,1988.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.

Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. - М., 1980.

Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздехе с детьми дошкольного возраста. -М., 1983.

Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1998. -80 с.

 

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕНО ВОЗРАСТА

(работа  по одному из возрастов на выбор студента: 1-й, 2-й или 3-й год жизни)

 

ПЛАН

 

1.  Особенности физического развития детей 1-го года жизни (2-го или 3-го г.ж.).

2. Задачи физического воспитания (конкретно того возраста, который Вами    выбран).

3.  Формы двигательной деятельности детей раннего возраста (составить таблицу по всем возрастам  по следующим параметрам: вид деятельности; целесообразное время в режиме дня; длительность; количество детей; главная воспитательная  и физиологическая задача; условия проведения и т.д.)

4.  Организация закаливания. Требования, принципы и факторы.

5. Гимнастика  и массаж в раннем возрасте. Физиологическое значение, принципы, условия проведения и содержание.

6. Организация  физкультурных занятий. Требования, гигиенические условия, структура, подбор упражнений, пособия, методика проведения.

7. Самостоятельная двигательная деятельность. Содержание (по возрастам), особенности организации в помещении и на прогулке; психолого-педагогические условия (пособия, руководство воспитателя и т.д.)

8. Показатели развития движений как  средство диагностики нервно – психического развития ребёнка раннего возраста.

9. Формы и содержание работы с родителями по вопросам физического воспитания в семье.

 

Практическая часть:

 Методические рекомендации по проведению игр и упражнений на прогулке.

           или

Советы родителям…..

 

Литература:

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.

Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с. – (Детский сад)

Воспитание детей раннего возраста / Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др.  – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха» / под ред. Г.Г.Григорьевой. -  Н.Новгород. 1997.

Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – М., 1982.

Голубева Л.Г. Проблемы физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. С. 18 – 30. //Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 320 с.

Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 1996.

Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет / [Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.]. – 6-е изд. – М.: просвещение, 2004. – 253 с.

Кроха: программа развития и воспитания детей до трёх лет в условиях семьи. - Н.Новгород, 1996.

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003 – 32с.

 Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно – развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. Редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр «Школьная книга», 2004, 80 с.

Пантюхина Г.В.. Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно – психического развития детей первых трёх лет жизни. – М., 1983. Парамонова Л.А. и др. «ИСТОКИ». Базисная программа ребёнка-дошкольника. Ранее детство. – Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. – М.: 2001.

Парамонова Л.А. и др. «ИСТОКИ». Базисная программа ребёнка-дошкольника. Ранее детство. – Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. – М.: 2001.

Печора К.Л., Пантюхина.Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный  издат. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

Печора К.Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. До 6 лет. Реабилитационные игры и задания. – М., 1995.

Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет / Под ред Н.Н.Щелованова. – Мю. 1969.

Седов А.А., Козлова Т.Б., Додонова Г.А. Возрастные особенности физического развития и двигательной активности детей в возрасте от 1 года до 3 лет: Пособие – Чита: Изд-во Заб ГПУ, 1999.  – 110 с.

Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом    «Воспитание дошкольника», 2005.

Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б.  Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 104 с.

Шишкина В.А. Движения + движения. – М., 1992.

Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1978.

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

План

 

1.     Теоретические основы  понятия Здоровый образ жизни

2.     Необходимость привития привычек ЗОЖ  у детей дошкольного возраста

3.     Средства и методы формирования привычек ЗОЖ

4.     Совместная работа педагогов ДОУ и родителей   по  формированию привычек ЗОЖ у дошкольников разных возрастов

 

Практическая часть:

Тематика  круглых столов, конференций, мастер классов, выставок и др.

 

Литература:

 Самостоятельно составить список из 10 – 15 источников.

 

 

 

ДВИГАТЕЛЬНАЯ  РЕКРЕАЦИЯ В ДОУ И СЕМЬЕ

 

План

1.     Теоретические основы рекреационной  деятельности

2.     Необходимость  двигательной рекреации для сохранения здоровья

3.     Двигательная рекреация как средство формирования здоровьесберегающего поведения дошкольника

4.     Формы двигательной рекреации в ДОУ

5.     Формы двигательной рекреации в семье

 

Практическая часть:

План-конспект спортивного досуга

 

Литература:

Самостоятельно составить список из 10 – 15 источников.

 

 

 

 

 

ФИТНЕС ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

План

1.Теоретические основы  понятия фитнес

2.Использование занятий фитнес  с дошкольниками разных возрастов

 

Практическая часть:

Примерные планы-конспекты занятий фитнес  в разных возрастных группах

 

Литература:

Самостоятельно составить список из 10 – 15 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К  ЭКЗАМЕНУ

(очно-заочная форма обучения)

 

1.           Общая характеристика основных понятий теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

2.           Двигательная активность. Основное энергетическое правило работающей скелетной мышцы.

3.           Взаимосвязь физического развития и физического воспитания дошкольников.

4.     Связь теории физического воспитания с другими науками. Методологические, естественнонаучные и психолого – педагогические основы курса.

5.      Вклад Российских  психологов, физиологов, врачей и педагогов в  становление системы физического воспитания дошкольников.

6.     системы физического воспитания дошкольников.

7.     Динамика основных показателей физического развития детей от рождения до 7 лет и влияние на них физических упражнений.

8.     Цель физического воспитания ребенка-дошкольника. Теоретическое обоснование задач физического воспитания.

9.      Средства физического воспитания. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений.

10. Единство обучения, воспитания и развития в физическом воспитании.

11. Анализ программ  образования дошкольников в области физической культуры.

12. Принципы обучения  дошкольников физическим упражнениям.

13. Понятия о двигательных умениях и навыках.

14. Этапы обучения дошкольников движениям.

15. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников физическим упражнениям.

16. Характеристика и особенности организации  метода круговой тренировки.

17. Формирование двигательных способностей и физических качеств в процессе обучения физическим упражнениям.

18. Гигиенические требования к  организации тестирования физической подготовленности  дошкольников.

19. Закономерности формирования двигательных  умений и навыков в процессе обучения.

20. Значение обучения дошкольников основным видам движений. Общая характеристика.

21. Строевые упражнения. Значение, виды и способы выполнения. Особенности методики обучения детей разных возрастных групп.

22. Общеразвивающие упражнения. Значение. Классификация, правила составления комплексов ОРУ.  Требования к выполнению. Задачи и методика обучения.

23. Подвижные игры как основное средство и метод физического воспитания ребенка. Теоретические основы подвижных игр. Принципы планирования подвижных игр.

24. Использование в работе с дошкольниками  русских народных подвижных игр. Их воспитательное значение.

25. Особенности методики обучения дошкольников спортивным играм. ( На примере одной игры).

26. Спортивные упражнения. Их роль в физическом воспитании ребенка. Классификация. Особенности методики обучения. (На примере одного упражнения).

27. Общая характеристика форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Двигательный режим в ДОУ. Требования САНиПИН  к его организации в разных возрастных группах.

28. Физкультурные занятия. Значение, задачи, обоснование структуры. Способы  организации детей  на физкультурном занятии.

29. Виды нагрузок на физкультурном занятии и  приёмы  их регулирования.

30. Виды физкультурных занятий, особенности организации занятий нетрадиционного вида.

31. Подбор упражнений и планирование физкультурных занятий,  методика проведения разных видов упражнений.

32. Особенности построения и организации физкультурных занятий на воздухе.

33. Характеристика форм и особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников.

34. Активный отдых. Формы проведения. Значение, задачи, особенности проведения с дошкольниками разного возраста.

35. Особенности организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.  

36. Система  комплексной физкультурно-оздоровительной  работы в дошкольных учреждениях, её особенности в ДОУ разного вида.

37. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Основные задачи и направления  программ. Компоненты здоровьесберегающих технологий.

38. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании.

39. Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ.

40. Должностные обязанности специалистов ДОУ в осуществлении физического воспитания дошкольников.

41. Формы работы ДОУ  с родителями по вопросам физического воспитания дошкольников.

42.  Понятие здоровый образ жизни, средства и методы воспитания привычек ЗОЖ у дошкольника.

43. Осуществление умственного, эстетического и нравственного воспитания в процессе физического воспитания.

44. Медико - педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.

45. Медико-педагогический контроль  в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

46. Методы определения и характеристика   различных уровней двигательной активности  дошкольника и средства  её повышения.

47. Методы определения  уровня физической  подготовленности дошкольников.

48. Требования к оборудованию и инвентарю для занятий физическими упражнениями. 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К  ЭКЗАМЕНУ

 

по теории и методике физического воспитания дошкольников

(заочная форма обучения)

 

 

1.           Общая характеристика основных понятий теории и методики физического воспитания и развития ребенка.

2.           Двигательная активность. Основное энергетическое правило работающей скелетной мышцы.

3.           Взаимосвязь физического развития и физического воспитания дошкольников.

4.     Связь теории физического воспитания с другими науками. Методологические, естественнонаучные и психолого – педагогические основы дисциплины.

5.     Вклад Российских  психологов, физиологов, врачей и педагогов в  становление системы физического воспитания дошкольников.

6.     Динамика основных показателей физического развития детей от рождения до 7 лет и влияние на них физических упражнений.

7.     Цель физического воспитания ребенка-дошкольника. Теоретическое обоснование задач физического воспитания.

8.     Средства физического воспитания.

9.     Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Классификация физических упражнений.

10. Единство обучения, воспитания и развития в физическом воспитании.

11. Анализ программ  образования дошкольников в области физической культуры.

12. Принципы обучения  дошкольников физическим упражнениям.

13. Понятия о двигательных умениях и навыках.

14. Этапы обучения дошкольников движениям.

15. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников физическим упражнениям.

16. Формирование двигательных способностей и физических качеств в процессе обучения физическим упражнениям.

17. Гигиенические требования к  организации тестирования физической подготовленности  дошкольников.

18. Закономерности формирования двигательных  умений и навыков в процессе обучения.

19. Подвижные игры как основное средство и метод физического воспитания ребенка. Теоретические основы подвижных игр.

20. Принципы планирования подвижных игр.

21. Использование в работе с дошкольниками  русских народных подвижных игр. Их воспитательное значение.

22. Общая характеристика форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Двигательный режим в ДОУ. Требования САНиПИН  к его организации в разных возрастных группах.

23. Физкультурные занятия. Значение, задачи, обоснование структуры. Способы  организации детей  для обучения физическим упражнениям.

24. Виды нагрузок на физкультурном занятии и  приёмы  их регулирования.

25. Виды физкультурных занятий, особенности организации занятий нетрадиционного вида.

26. Особенности построения и организации физкультурных занятий на воздухе.

27.  Характеристика форм и особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольников.

28. Активный отдых. Формы проведения. Значение, задачи, особенности организации с дошкольниками разных возрастов.

 

29. Особенности организации и руководства самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.  

30. Система  комплексной физкультурно-оздоровительной  работы в дошкольных учреждениях, её особенности в ДОУ разного вида.

31. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Основные задачи и направления  программ. Компоненты здоровьесберегающих технологий.

32. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании.

33. Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ.

34. Должностные обязанности специалистов ДОУ в осуществлении физического воспитания дошкольников.

35. Формы работы ДОУ  с родителями по вопросам физического воспитания дошкольников.

36. Понятие здоровый образ жизни. Средства и методы воспитания привычек ЗОЖ у дошкольника.  Совместная работа в ДОУ и семье по формированию привычек  ЗОЖ.

37. Осуществление умственного, эстетического и нравственного воспитания в процессе физического воспитания.

38. Медико - педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников.

39. Медико-педагогический контроль  в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

40. Методы определения и характеристика   различных уровней двигательной активности  дошкольника и средства  её повышения.

41. Методы определения  уровня физической  подготовленности дошкольников.

42. Требования к оборудованию и инвентарю для занятий физическими упражнениями.  

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ  И СООБЩЕНИЙ

 

1.     Роль сознания и эмоций в процессе образования двигательных навыков

2.     Типы телосложения

3.     Организация физической рекреации

4.     Фитнес в ДОУ

5.     Комплексы для развития мелкой моторики

6.     Влияние подвижных игр на формирование качеств личности дошкольника

7.      Роль сознания и эмоций в процессе образования двигательных навыков.

8.     Дидактические принципы в обучении движениям.

9.     Специфические методы физического воспитания.

10.                       Общепедагогические методы в физическом воспитании. Их классификация. Значимость комплексного использования методов и приемов обучения.

11.                       Этапы обучения.

12.                       Соотношение методов и приемов в работе с различными возрастными группами детей на разных этапах обучения.

13.                       Дыхательная гимнастика

14.                       Самомассаж для дошкольников

15.                       Глазодвигательная гимнастика

16.                       Гимнастика пробуждения

17.                       Гимнастика маленьких волшебников

 

Выделенные темы к  следующему занятию (лекция-беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

 

Формирование двигательных способностей и психофизических качеств

 

1.     Характеристика физических качеств и двигательных способностей

2.     Особенности формирования физических качеств и двигательных способностей

3.     Взаимосвязь формирования двигательных навыков и воспитания психофизических качеств у детей разных возрастных групп.

4.     Игры и упражнения для формирования психофизических качеств.

5.     Диагностика сформированности психофизических качеств

6.     Требования к проведению тестирования в ДОУ

 

 

Литература:

 

1.     Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]. – М. : ФИС, 1991.

2.   Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с.

3.     Вавилова,  Е.Н. Учите детей  бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983.

4.     Вавилова, Е.Н.  Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]. - М., 1981.

5.   Дворкина, Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр. – М., 2005.

6.     Кистяковская, М.Ю. [и др.] Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1978.

7.     Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Саморурова; под ред С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 302 с

8.     Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Борисова, М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

 

9.   Кожухова, Н.Н.Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова, М.М.Борисова; под ред. С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 325 с.

10.                        Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошколиников[Текст].- СПб..1993.

11.                        Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]. - М., 1978.

12.               Полтавцева, Н.В., Гордова, Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2005.

13.                        Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]. - М., 2004

14.                        Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

15.               Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007. 416 с.

16.                        Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -368 с.

17.               Тарасова, Т.А.Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. -

18.                        Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры педагогических вузов / Под ред С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.,ТЦ «СФЕРА» 2008. – 652 с.

19.               Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.