Валеология для дошкольников: допустимо ли?
На некорректность попыток валеологов придать своей дисциплине статус науки указывает И. В. Силуянова, профессор Российского государственного медицинского университета. Обосновывая свою точку зрения, она обращается к официальному документу "Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований", утверждённому РАН в 1998 г., и констатирует, что "раздел 4 "Науки о жизни", который охватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобеспечения, включая экологию и "физиологические механизмы адаптации", не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что называется "валеология" (Силуянова И. Валеология // Православная беседа. - М., 1999. №2, с. 36).
В 1998 г. в Современном гуманитарном университете была опубликована программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Валеология», разработанная М.А.Алексеевой. Е.Плотникова, проанализировав данное пособие, пришла к выводу, что этническая антропология напрямую связана с гигиеной, теория рас сменяется описанием средств ухода за кожей и изложением требований к организации рабочего места. Такой широкий спектр интересов явно не укладывается в рамки единой науки. Фактически валеология представляет собой эклектическое соединение отдельных тем из различных областей знания: анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии и др., данных в упрощенном и примитивном изложении с временным опережением традиционных школьных программ на 2-8 лет. Тем самым излагаемый учебный материал оказывается не связанным с предыдущим детским опытом, что означает нарушение ведущих принципов отечественной дидактики: научности, преемственности, последовательности изучения, соответствия преподаваемого материала возрастным особенностям учащихся. Данный подход к обучению значительно затрудняет формирование у детей целостной картины мира, ведёт к информационной дезориентации и нарушению интеллектуального здоровья.
Выпускаемые ранее программы и учебные пособия по валеологии были настолько разнородны по характеру включаемого в них материала, что практически не поддавались обобщению и систематизации:
- Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М.Г.
Педагогика здоровья.
Образовательные программы по валеологии. - СПб., 1994.
- Валеология: Программа специального курса,
тематический план и методические
материалы для работников социокультурпой сферы / Сост. Ю.Н.Дрешер. - Казань,
1998.
- Программа по курсу валеологии. / Сост. Н.
Полетаева // Народное образование. -
1998. -№9/10.
- Валеология. Юнита 1. / Разр. М.А.Алексеевой. -
М.: Современный гуманитарный
университет, 1998.
Представители самых различных областей знания: педагогики, медицины, юриспруденции не раз давали резко отрицательную оценку валеологии. Так, М.П. Стурова, доктор педагогических наук, профессор академии МВД, юрист, определяет этот предмет как "синтез сексуального просвещения, мистического оккультизма и вульгарного материализма" и считает, что подобные программы "нацелены на разрушение менталитета русского народа, на лишение нас духовности, а тем самым и будущего России". Причем следует отметить, что сексуальное воспитание осуществляется сетью Медико-педагогических школ и непосредственно связано с Российской ассоциацией "Планирование семьи" (РАПС), созданной в 1991 г.
Доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева оценивает программы по валеологии как варварское вторжение в здоровье и душу ребёнка. Как раз здесь мы вступаем в противоречие: заявленный валеологами здоровый образ жизни приводит к гипертрофированному сознанию О Здоровье, лишая в действительности, ребенка разумного отношения к здоровому образу жизни. А происходит это за счет обращения валеологов к подсознанию через оккультные и другие методы, не позволяющие разумно воспринимать информацию. И еще важная вещь – с того момента, как приоритет здоровья перекрывает другие ценности (философское же обоснование валеологии именно таково), ребенок или подросток с еще несформировавшимся мировоззрением начинает ставить здоровье во главу угла. У него чаще, чем у других детей, возникает чувство страха, чтобы не заболеть. В медицине же известен факт, что страх является фактором риска для здоровья. Время, которое учащийся раньше тратил по интересам или на занятия, в некоторых случаях переводилось на бесполезную медитацию, как бы являющуюся профилактикой и прочее, прочее. Когда же валеологические принципы было предложено использовать в дошкольных учреждениях, педагоги очень быстро заметили следующий факт. Ребенок, привыкший обращать много внимания на свое здоровье, хуже, а не лучше мог понять даже состояние здоровья другого человека. Связь для дошкольника прямая: у моего друга насморк – я могу заразиться – друг в беде – не помогу. Другими словами, в результати внедрения валеологических знаний происходит подмена нравственных ценностей. Ведь, главное, сделать все, чтобы не заболеть. А нужно ли это все? Не вернее ли обратиться к разделению здоровья на физическое и психическое, и как положено, заниматься гармоничным развитием ребенка во всех сферах?
Вопиющим является и тот факт, что валеологи, рассказывая подросткам о мерах безопасности в половых отношениях, волей-неволей формируют преждевременный интерес к половой жизни. А в результате, мы видим совсем иные последствия: увеличение числа абортов среди малолетних, рост венерических заболеваний и т.д., не говоря уже о потере понятия о чистоте отношений между девушкой и юношей. И какие тогда в будущем могут быть крепкие браки, если забыта естественная стыдливость в подростковом возрасте? Если ученые опираются на факты, что много половых связей формируется уже в подростковый период, а следовательно, надо бы предостеречь от нежелательных последствий, то с такой же установкой можно сказать: возрастает преступность в обществе, давайте научим детей, как лучше своровать, каким приемом атаки воспользоваться, чтобы другому было не так больно. В результате увеличится интерес к воровству и дракам. Они будут не так серьезны, как ранее, но многочисленнее. Нельзя из двух зол выбирать лучшее. Можно либо отвергать и то, и другое зло, или не соглашаться с ними, и еще один вариант - в худшем искать что-то доброе и соглашаться лишь с этой частицей добра.
Конечно, Международная
федерация планирования семьи (МФПС), филиалом которой является РАПС, известна
как мощная мировая корпорация с многомиллионным бизнесом и пропагандой методов
абортов, контрацепции и стерилизации. Она еще не раз будет поднимать вопрос о
внедрении не столь «безопасного секса», сколько о валеологии, как науки,
позволяющей все научно доказать, но программа, поощряющая сокращение семьи, не
имеет будущего. Ещё в апреле 1997 г. под влиянием общественного мнения министр
образования В. Г. Кинелёв подписал приказ "О приостановлении работы по
реализации проекта "Половое воспитание школьников". В том же году на
страницах газеты "Рабочий путь" и других изданий состоялась обширная
и острая дискуссия по этой проблеме (см.: "Рабочий путь" от 8.05,
20.05, 30.05, 10.06, 10.09, 7.10 и др.). Однако, если, по мнению Ю. Н. Дрешер,
"Безопасный секс - выбор цивилизованного человека" (Валеология:
Программа специального курса, тематический план и методические
материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. - Казань,
1998. - С. 9.), то, по мнению Г. К. Зайцевой, В. В. Колбанова, М.Г. Колосниковой
("Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии"),
знакомство со строением половых органов и зачатием должно начинаться уже с
первого класса. Как бы, против семьи никто не выступает, авторы лишь за
просвещение. Активным и последовательным их пропагандистом также выступает
доктор медицинских наук, профессор Б. Н. Чумаков. Окольными путями вводится
духовная основа этой доктрины о здоровье, но она является неоязыческой и
оккультной. Потому, у нас есть все основания считать, что внедрение валеологии
есть попытка воспользоваться информацией из действительно полезных и важных
наук (экологии, гигиены, медицины и др.) с целью пропаганды философии, чуждой
русской традиционной культуре.