Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Воспитатель ГОУ начальной школы – детского сада №1856,

Татьяна Владимировна Кулешова

     Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлени­ях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Ли­сина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступа­ет как база для развития других потребностей ребен­ка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стиму­лом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-иссле­довательской (поисковой) деятельности, направленной на позна­ние окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поис­ковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз­можности инициативной преобразующей активности ребен­ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель­ной потребности ребенка, которая находит выражение в фор­ме поисковой, исследовательской деятельности, направлен­ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

   Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчи­востью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накла­дывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданно­му результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориенровочно-исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    В связи с этим целью нашего исследования было выявить психолого-педагогические условия развития экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Исследование проводилось на базе ГОУ «Начальная школа – детский сад» №1856 г. Москвы. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, в количестве 15 человек, а также 15 родителей и 2 воспитателя данной группы.

   Исследование состояло из нескольких этапов:

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;

2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;

3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

   Опишем методику проведения каждого этапа.

    На первом этапе мы изучали место детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников. Для этого использовалась методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования, и метод экспертных оценок воспитателей, опирающийся на критерии выделенные Т.И. Чирковой.

   Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н)

     Ребенку демонстрировались картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование.

    Затем ребенку предлагались выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксировались в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Результаты оформляются в таблицу:

      Оценка результатов методики «Выбор деятельности».                     

 

  Фамилия, имя ребенка    

Выбор деятельности

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Затем проводились целенаправленные наблюдения за деятельностью детей в свободное и специально- организованное время индивидуального и коллективного экспериментирования. Наблюдения проводились в течение 2 недель и фиксировались в специальных протоколах. Оценка результатов осуществлялась по следующим критериям: целепологание; заданность содержания деятельности; мотивационные основы; социальная оценка деятельности; субъектность деятельности; общая характеристика деятельности; принадлежность исходной инициативы; характер волевой регуляции ребенка в деятельности; кому принадлежит контрольная, оценивающая, корректирующая функция в деятельности; эмоциональная доминантность; когнитивная доминантность; временная и пространственная форма организации; смысловые результаты деятельности. При этом использовались критерии, выделенные Т.И. Чирковой на основе изучения работ Н.Н. Поддьякова.

     Однако практика проведения эксперимента показала, что данные критерии можно обобщить и осуществить их экспертную оценку с помощью трех бальной шкалы (3 балла – высший уровень проявления признаков, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень). Поэтому мы результаты обобщили в следующую  таблицу :

        Оценка результатов проведения метода экспертных оценок

Структура деятельности экспериментирования

Экспериментирование

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Целеполагание

 

 

 

 

Мотивационные основы

 

 

 

Принадлежность исходной инициативы

 

 

 

Продолжительность занятием деятельностью

 

 

 

Участие в разнообразных формах организации деятельности

 

 

 

Эмоциональная доминантность

 

 

 

Когнитивная доминантность

 

 

 

Кому принадлежит контрольная, оценивающая,

корректирующая функция в деятельности

 

 

 

Смысловые результаты деятельности

 

 

 

 

   На втором этапе исследования мы изучали условия организации экспериментальной деятельности детей в группе. Для этого использовали методику Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в экспериментальной деятельности в предпочтениях детей.

    Ребенку предлагались картинки, на которых изображено оборудование из уголка экспериментирования:

1 -  приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты);

2 - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

3 - природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

4 - утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

5 - технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

6 - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

7 - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8 - медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9 - прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

     Ребенку предлагалось выбрать: «Что больше нравится. Почему?», «Что будешь с ним делать?». За первый выбор – 9 баллов, за второй – 8 баллов, за третий выбор – 7 баллов, за четвертый – 6 баллов, за пятый – 5 баллов, за шестой – 4 балла, за седьмой – 3 балла, за восьмой – 2 балла, за девятый – 1 балл.

    Все выборы фиксировались в таблице:

Оценка результатов выбора детьми оборудования из уголка

экспериментирования

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование из уголка экспериментирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

        На третьем этапе мы исследовали педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования. Проводилось анкетирование родителей и воспитателей (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации» / Под общ. ред. Л.Н Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003. – 64 с.).

      Анкета для воспитателей включала в себя 8 вопросов. Первые три вопроса было направлено на изучение условий и формы организации детского экспериментирования. Два вопроса (4 и 5) включали изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений. Три вопроса (7, 8 и 9) изучали особенности индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию.

Анкета для воспитателей:

1.                 Созданы ли условия для организации детского экспериментирования в Вашей группе? Если да, то какие?

2.                 Как часто Вами планируется организация детского экспериментирования?

3.                 Какая из форм детского экспериментирования преобладает у Ваших детей: познавательная (т.е. направленная на получение новых сведений и знаний) или продуктивная (т.е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок)?

4.                 Если продуктивная, то что мешает Вашим детям  заняться познавательным экспериментированием (нужно подчеркнуть):

·                запреты со стороны взрослого;

·                сниженность познавательных интересов детей;

·                неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то не так (разольют воду, испачкаются и т.д.;

·                другие причины (что именно?).

5.                 Как вы поддерживает интерес ребенка к экспериментированию (нужно подчеркнуть):

·                проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

·                оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

·                сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

·                другие методы (какие именно?).

6.                 С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?

7.                 Разделите детей Вашей группы на 3 подгруппы с высоким, средним и низким уровнем?

8.                 В чем особенности детей разного уровня?

                                            Спасибо!

     Анкета для родителей включает в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов (1,2 и 3) изучает мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье. Вторая группа вопросов (4 и 5) исследовала условия совместного детско-родительского эксперимента.

                               Анкета для родителей:

1.                 Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2.                  С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3.                 Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?

4.                 Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?

5.                 Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

                                           Спасибо!

Результаты  всего исследования по данным методикам опишем ниже.

      Все дети с удовольствием приняли участие в эксперименте.

      На первом этапе, посвященном изучению места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников, результаты оказались следующими:                                                                                 

Результаты выполнения методики «Выбор деятельности» (в баллах)

 

Фамилия, имя ребенка

     Выбор деятельности      

  1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Среднее арифметическое

1,46

0,86

0,93

1,33

0,6

0,73

 

    По итогам анализа результатов, изложенных в таблице, можно определить место детского экспериментирования в структуре детских предпочтений. Детское экспериментирование, как один из шести видов деятельности, находится на втором месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность очень привлекла детей. Возможно, это связано с тем, что детскому экспериментированию стало уделяться больше внимания со стороны воспитателей.

       Также на этом этапе были получены результаты методики экспертных оценок структуры данной деятельности.

Результаты проведения методики экспертных оценок  (в баллах)

Структура деятельности экспериментирования

Экспериментирование

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Целепологание

 

2

1

1

Мотивационные основы

2

2

2

Принадлежность исходной инициативы

3

2

2

Продолжительность занятием деятельностью

2

1

1

Участие в разнообразных формах организации деятельности

3

2

1

Эмоциональная доминантность

3

3

2

Когнитивная доминантность

2

2

1

Кому принадлежит контрольная, оценивающая,

корректирующая функция в деятельности

2

1

1

Смысловые результаты деятельности

3

2

1

 

  Результаты показали, что всех детей можно разделить на 3 группы по уровню сформированности  детского экспериментирования.

  Первая группа (5 детей) – 34% . Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

    Вторая группа (7 детей)  – 46%. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

    Третья группа (3 детей) – 20%. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

     Таким образом, оказалось, что наибольшие различия между дифференцированных групп связаны с оценкой следующих параметров осуществляющих экспериментальную деятельность воспитанников. Дадим характеристику детей каждой группы, по следующим  параметрам:

·        Познавательная активность,

·        Видеть проблему и выдвигать гипотезу,

·        Оценка результатов.

  На втором этапе мы исследовали сферу интересов в экспериментальной деятельности детей. Все результаты были представлены в таблице:

Результатов выбора детьми оборудования из уголка

экспериментирования   (в баллах)

 

Фамилия, имя ребенка

Оборудование из уголка экспериментирования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее арифметическое

5,46

3,2

 6,73

3,4

5,4

3,2

6,2

6,33

5,1

 

     По итогам исследования можно определить сферу интересов в экспериментальной деятельности детей. Все интересы в  процессе осуществления экспериментальной деятельности оказалось связанной с выбором того или иного материала для осуществления деятельности экспериментирования и способов действия с ними. В связи с этим было выявлено 3 категории материалов экспериментальной деятельности по степени проявления к ним познавательного интереса воспитанников и активности экспериментирования с ним:

  I группа материалов (среднее арифметическое от 6,2 до 6,73): природный материал, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы.  Оказалось, что дети предпочитают экспериментировать больше всего с природным материалом (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.).

  II группа материалов (среднее арифметическое от 5,1 до 5,46): приборы-помощники, технические материалы, прочие материалы.

  III группа материалов (среднее арифметическое от 3,2 до 3,4): разнообразные сосуды из различных материалов,  утилизированный материал, разные виды бумаги.

   На третьем этапе мы исследовали педагогическую компетентность родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

   Для этого проводилось анкетирование родителей и воспитателей. Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей, изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии детского экспериментирования дошкольников. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком.

     Кроме того, на данном этапе эксперимента изучались особенности педагогической компетентности воспитателей. Изучение вопросов первого вида (направленные на изучение условий и формы организации детского экспериментирования) показало, что в группе создаются условия для организации детского экспериментирования. Вопросы второго вида (направленные на изучение проблем детского экспериментирования, методов и приемов их решений) показали, что интерес ребенка к экспериментированию поддерживается различными методами и приемами, такими как:  проявление заинтересованности, расспрашивание; оказание эмоциональной поддержки, одобрение, сотрудничества, привлечение к новым объектам. Вопросы третьего вида (направленные на изучение особенностей индивидуального и группового подхода к детскому экспериментированию) показали, что воспитатели смогли разделить группу на подгруппы и описать их особенности, но недостаточно подробно. Таким образом, анкетирование показало, что по развитию экспериментальной деятельности работа ведется, но на недостаточно хорошем уровне. Это позволило приступить к созданию условий  развития экспериментальной деятельности дошкольников, учитывая их уровень развития.