Студентка МГПИ,
Свиясова О.В.
На течение и результаты образовательного процесса влияет большое количество разнообразных причин. Их так много, они настолько разнообразны и часто завуалированы сопутствующими, что невольно закрадывается сомнение, а можно ли вообще разобраться в этом невообразимо сложном переплетении влияний. Только хорошо развитая педагогическая интуиция позволяет профессионалам правильно угадать направленность и действие главных причин и, опираясь на их учёт, достигать намеченных результатов. Если же педагогический процесс развивается по непонятному для педагога сценарию, то он ведёт к непредвиденным, часто нежелательным последствия. Поэтому педагогу необходимо научиться управлять образовательным процессом и в полном объёме овладеть знаниями всех тех причин, от которых зависят конечные результаты обучения и воспитания.
В современной педагогической терминологии причины, влияющие на течение и результаты образовательного процесса, принято называть факторами. К сожалению, практики редко размышляют над их ролью в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Влияние всех причин признаётся одинаковым, а значение полученных выводов определяется лишь логической и обоснованностью доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания уделялось выделению и ранжированию причин. Однако сама практика педагогической деятельности не подтверждает равнозначности всех воздействий.
“Представьте себе”, - писал Я. Корчак, - “что художник нарисовал картину, на которой все предметы одинакового размера и все на переднем плане: и человек, и дом, и хвост у белки - всё одинакового размера. Что бы вы сказали о таком художнике? А что мы должны будем сказать об педагоге, который или вообще ничего не знает об этих причинах, или отождествляет мотивацию обучения с работой в групповой комнате?”
Чтобы определить понятие дидактического фактора, важность того или иного фактора, необходимо иметь общую основу (базис) для сравнения всех причин, которые выделяются по отношению к ней. Таким базисом является изменение обученности и воспитанности детей. Именно к этому понятию и следует “привязать” факторы, которые в этом случае будут называться продуктообразующими, продуктогенными. Сколько и какого качества продукта “производится” в образовательном процессе, каким будет его продуктивность - целиком и полностью зависит от конкретных условий, т. е. от комплекса причин, от того, какие факторы и как переплетутся во взаимодействии тех, кто обучает и воспитывает, и тех, кто обучается и воспитывается.
Под продуктогенной причиной будем понимать сколь угодно малую, но обязательно отдельную причину, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. Продуктогенные причины могут изменяться в ходе образовательного процесса, приобретать различные значения.
В свою очередь, фактор - это значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы.
Единичные факторы объединяются и образуют общие. Общий фактор может впитывать в себя множество продуктогенных причин и несколько единичных факторов.
При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значительное количество продуктогенных причин, а также факторов и общих факторов.
На вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определённой группы, предварительно сведённые в комплексные, общие и единичные факторы.
Анализируя данные литературы, современных психолого – педагогических исследований мы пришли к выводу, что все генеральные факторы, действующие на эффективность образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно условно разделить на факторы эффективности обучения и воспитания.
К первым относятся следующие:
1. Фактор изучаемого материала.
Он может охватывать все направления развития детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОУ, или наоборот, затрагивать только 1-2 направления развития ребенка и определяться парциальной программой. Кроме того, данный фактор предполагает организацию соответствующей предметно – развивающей среды в ДОУ.
2. Фактор организационно – педагогического влияния.
Он предполагает использование организованных форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения.
3. Фактор обучаемости ребенка.
4. Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных результатов обучающего процесса.
Ко вторым относятся такие факторы, как:
1. Детско - родительские и детско – воспитательские отношения.
2. Соответствие организации действий намеченной цели.
3. Соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям.
4. Фактор воспитуемости и самовоспитания.
Существуют ещё специфические факторы. Это факторы, которые по какой - либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора.
Благодаря изучению соотношения генеральных и специфических факторов на практике становится возможно эффективное разрешение многих проблем образовательного процесса в ДОУ. Это открывает путь к сближению теории и практики на основе анализа влияния каждой отдельной причины и их комплексных объединений на эффективность целеполагания и прогнозирования образовательного процесса.