Предметно – развивающая среда в ДОУ

Старший воспитатель ГОУ

детского сада №1505,

Абузярова Л.А.

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание развивающей среды в ДОУ.

Наш детский сад № 1505 компенсирующего вида расположен на Юго - Западе Москвы. Вот уже пятый год мы являемся городской экспериментальной площадкой центра “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца. Тема эксперимента: “Психолого-педагогическая поддержка развития различных видов детской деятельности в условиях обогащенной социо - предметной среды”. Научный руководитель - к.п.н. Академик РАЕН и Академии творческой педагогики С. Л. Новоселова.

По концепции С.Л. Новоселовой: “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка”.

Любая развивающая среда состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для успешного и качественного решения задач воспитания и образования в ДОУ созданы определенные условия, и, прежде всего, система всего педагогического процесса.

В ДОУ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. И главным условием при ее организации мы ставили педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.

Что мы понимаем под этим термином? Профессия воспитателя сложна и многогранна, как и сама работа с детьми. Подобно исследователю, он внимательно изучает особенности поведения, характер складывающихся взаимоотношений, изменения, происходящие с его воспитанниками.

Педагог детского сада - специалист широкого профиля. По отношению к своим воспитанникам он является носителем родной культуры, языка, являет детям образ человека культурного, образованного, деятельного, владеющего опытом в разнообразных видах деятельности. Основная задача педагогической работы - это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

Все чаще в детском саду можно заметить, что дети не умеют играть. Действия детей с игрушками хаотичны, бесконечно повторяются в различных комбинациях, без связи и логической последовательности. Для развития детской игровой деятельности в программу 1 и 2 младших групп включены игры-занятия с куклами, сюжетно-образными игрушками, по конструированию, с элементами драматизации и экспериментирования. Каждая игра в ее модифицированных вариантах неоднократно повторяется: то с одним, то с несколькими детьми. Используемые в играх-занятиях игрушки предлагаются для самостоятельной игры детей. Воспитатель поощряет играющих детей, предлагает новые игрушки или предметы-заместители для развития сюжетной линии, обогащения игровых действий.

В старших группах для детских игр задействовано пространство не только групповых, но и спальных комнат. Теперь у детей есть возможность сохранять постройки и игровые уголки, созданные самими детьми, для того, чтобы продолжить игру столько времени, сколько им необходимо.

Для развития конструктивной детской деятельности в детском саду оборудован Лего-центр. Он оснащен полной коллекцией конструкторов Лего. Детские постройки, выполненные на занятиях включаются в сюжеты игр. Постройки, объединенные одной темой, располагаются на невысоких подиумах и служат прекрасной средой для режиссерских игр детей. Замечательно то, что в обновлении этих игровых пространств, а значит и в создании новых сюжетов, участвуют сами дети. Сюжеты успешно переносятся в группы, где дети уже обходятся без Лего, активно используя имеющиеся в группе предметы-заместители и сюжетные игрушки.

В специально оборудованной изостудии, рядом с профессиональным педагогом каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразие изобразительных материалов, предлагаемых детям для воплощения творческих замыслов, произведения живописи, скульптуры, графики, доброжелательное отношение педагога не оставляют равнодушным ни одного ребенка и помогают детям поверить в свои возможности.

Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает нашим воспитанникам, созданный в детском саду, музей русского быта. В музее собрано огромное количество предметов старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Все это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня. Самое примечательное то, что в нашем музее ни на одном предмете нет надписи “Руками не трогать”.

Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в детском саду оборудован экологический класс. Здесь представлены коллекции минералов, почв, гербарии, образцы воды и грунта, различные виды комнатных растений. Здесь же дети выращивают растения, наблюдают за их изменениями в процессе роста, учатся ухаживать за комнатными растениями. На стенах экологического класса ярко и наглядно представлены различные виды земного ландшафта от Антарктиды до африканской пустыни, что позволяет детям получить представление о многообразии мира природы, о климатических зонах и различных представителях животного и растительного мира.

В экологическом классе созданы условия для детской экспериментальной деятельности лаборатория “Следопыт”. Вместе с педагогом дети опытным путем открывают свойства воздуха и воды, особенности почвы, рассматривают под микроскопом растения и насекомых. Такие экспериментальные занятия вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно и грамотно познавать окружающее, при этом, не нанося вреда природе.

В воспитании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, помогает педагогам библиотека. Здесь проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, литературные вечера, досуги, викторины. Дети могут взять понравившуюся книгу на некоторое время домой, рассмотреть ее, прочитать вместе с родителями. В библиотеке есть небольшое возвышение, на котором, как на сцене, ребенок может прочитать понравившееся стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения.

Воспитатели активно пользуются библиотекой при выборе книг для чтения детям, оформлении книжных уголков в группах, подборе иллюстраций к занятиям.

Отдельный уголок библиотеки отведен для детской театрализованной деятельности. В нем находятся разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр би-ба-бо, театр игрушек. Играя в театр, наши воспитанники учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, они одновременно и режиссеры, и актеры своих спектаклей. Постепенно дети приближаются к той грани, которая отделяет игру от художественной деятельности. Так детские спектакли становятся более продуманными, спланированными, выразительными, обращенными к зрителю. Зрителями в нашем театре охотно бывают как малыши, так и сверстники детей, показывающих спектакли. Причем последние не только внимательно смотрят спектакли, но и могут вовремя дать совет, подсказать интересную режиссерскую идею или прием показа, который сделает спектакль живее и интереснее.

Такие помещения, как лестницы и коридоры оборудованы с учетом специфики педагогической работы нашего детского сада. Так, в детском саду есть “Лестница сказок”, “Зеленая лестница”. Проходя по ним, ребенок настраивается на определенный лад, внутренне готовится к предстоящему занятию. В интерьер первого этажа гармонично включены уголки “Древняя Москва” и “Лукоморье”, содержание которых полноценно используется в работе педагогов.

С большим вниманием относимся мы к созданию в детском саду условий для самостоятельных видов детской деятельности. В распорядке дня чуть ли ни поминутно просчитано свободное от организованной деятельности, личное время ребенка. Детям предоставлена возможность использовать в самостоятельной деятельности различные предметы, материалы и оборудование, обеспечен их выбор и доступность. В группах дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, устраивать спектакли.

Особую задачу для педагогов представляет поддержка детских творческих игр. Воспитатели внимательно изучают игровые предпочтения детей, интересы, взаимоотношения детей друг с другом в играх. Они готовы предложить заскучавшему ребенку интересную игру, помочь ему обрести партнеров, подобрать интересующие его игрушки или их заместители, изготовить необходимый для игры предмет.

В детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру информацию, полученную на занятиях.

Особой гордостью детского сада является оздоровительный комплекс, в котором имеется гидромассажная ванна “Джакузи”, гидромассажные ванночки для ног, солярий, галокамера “Соляная пещера”, сауна, установка “Горный воздух”, фитобар, установка “Диакомс”, “Цирк Бонифация” с большим сухим бассейном.

В оздоровительном комплексе подобрана хорошая видео- и аудиотека. Нарабатывается система эвристических бесед для детей об укреплении и бережном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Как показывают материалы диагностики физического и психического развития наших воспитанников, созданная нами система условий, способов, средств и форм организации деятельности детей в детском саду обеспечивает необходимый уровень их познавательного, социального, эстетического и физического развития в их неразрывной связи и  действительно выступает эффективным механизмом управления качеством образовательного процесса в ДОУ.