Детский сад настоящего:

Среда, 08.05.2024, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Наши направления и т.д. [4]
Конкурсы [3]
Проведение конкурсов, правила
Дистанционные мероприятия [5]
Консультативно-методическая помощь [14]
Наши партнеры [4]
Информация о партнерах.
Наш опрос
Назовите приоритетные задачи государственно-общественного управления образованием

Всего ответов: 272
Статистика
















Главная » Статьи » Консультативно-методическая помощь

Игры с песком
Юго-Западное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 1701

Сообщение

Тема: Использование новых подходов
в адаптации детей раннего возраста.





Подготовила:
Воспитатель
Мишахина Е.А.
Москва, 2010 год
Использование новых подходов в адаптации детей раннего возраста.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям.
Когда ребенок переходит в новую группу, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша.
Прием новых детей связан с определенными трудностями и для воспитателей: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.
Не всегда воспитателям, как и родителями удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приходят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Иногда воспитатели считают, что плачь и капризы – это результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят в этом проблемы: «Скучно ребенку в детском саду, он и плачет? Ничего страшного нет, поплачет – перестанет, пройдет время – привыкнет». Время проходит, а в группе остаются «не адаптированные» или впоследствии трудно адаптированные дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.
Чтобы этого не происходило и чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее необходимо в комплексе использовать различные адаптационные методики и приемы.
Прежде всего необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Необходимым условием является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду.
В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей.
В привыкании к новым условиям важную роль играет интимизация предметов, возможность принести с собой свои игрушки. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.
Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни забирать ребенка из сада пораньше. Можно предложить родителям принять участие в прогулке. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с воспитателем и детьми, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора.
Воспитатель должен использовать прогулку для установления эмоционального контакта с ребенком, для подвижных игр, которые помогут удовлетворить потребность его в движениях и повысить эмоциональный тонус.
Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и другие, надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких. Их обычно очень увлекает этот прием, они отвлекаются от своих переживаний.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Игрушка – забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает воспитателю и детям.

В период адаптации возможен применения метод «песочной терапии». Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умения нормально общаться.
Все игры условно можно разделить по трем направлениям:
1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка);
2. Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
3. Проективные (через их осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении:
Примерные упражнения:
1. Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку ощущаем маленькие песчинки…). Делаем другие упражнения.
2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик).
3. Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные, круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же самое, поставив ладонь ребром.
4. «Пройтись» поочередно по поверхности пальчиком правой и левой руки (потом двумя пальчиками одновременно).
5. «Прошагать» по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть).
6. Оставить следы одновременно двумя пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы).
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблему» в игре.
Еще одним подходом в установлении доброжелательного отношения ребенка с воспитателем и детьми в период адаптации можно использовать чтение сказок.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Слушая сказку, которую воспитатель читает с эмоционально-насыщенным выражением, выделяя нужные моменты, ребенок эмоционально привязывается к воспитателю и детям, переживая события сказки снимается напряжение по поводу отсутствия родителей, он «впитывает» философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом может разыгрывать это с друзьями. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне. Многократно проживая события одной и той же сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны. Например: сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому о животных лучше передают маленьким детям жизненный опыт.
Также в процессе адаптации детям можно включать звуки живой природы. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать, следовательно, музыка тоже может быть использована как средство вовлечения ребенка в общение со взрослым.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша.
Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников его раздражают. Он, если и умеет сам есть, раздеваться, то делает это медленно, отстает от всех. Все это накладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Болезненным, стеснительным детям необходимо в середине недели устраивать «выходной». Следует иметь в виду, что длительные перерывы (от семи – десяти дней и более) затягивают и осложняют период адаптации.
В этот период следует активно взаимодействовать с родителями. Во время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью и т.п. Следует пораньше укладывать детей на ночной сон после теплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, посещать поликлинику, парикмахерскую, чтобы лишний раз не перегружать малыша впечатлениями. Необходимо охранять нервную систему ребенка, окружить его любовью. Только при таких условиях можно увидеть улыбку малыша в период адаптации.
Литература:
1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.// Дошкольное воспитание, №1, 2006.
2. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное воспитание, № 3, 2006.
3. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное воспитание, № 4, 2006.
Категория: Консультативно-методическая помощь | Добавил: Фрося (12.04.2012) | Автор: Елена Анатольевна
Просмотров: 1960 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.