Книга Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» 2009 год. Книга посвящена тайному миру детей, стадиям их развития, знакомства со взрослым миром через народный фольклор, детским развивающим играм. Выявлены особенности игр детей, показаны и расшифрованы детские рисунки, относящиеся напрямую к психическому состоянию ребёнка.
На мой взгляд книга довольно интересная, очень многое подчеркнула для себя. Понравилось, что писатель не только изложил подробно информацию, строящеюся на личном опыте общения с детьми и подростками, но привёл очень много наглядных примеров, в виде рисунков детей, колыбельных песен, стишков, сказок.
Для себя открыла несколько интересных тем:
1. Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей:
Можно выделить три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка.
Первый - это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.
Второй - это личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Третий - это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг.
2. Освоение пространства дома: материализация «Я»
Когда ребенок совсем мал, он живет по принципу «что упало — то пропало», т.е. что исчезло из поля его зрения, того больше не существует.
3. Освоение домашнего пространства в действиях и фантазиях
Освоение домашнего пространства и освоение пространства собственного тела - плотского дома души - идут у маленького ребенка параллельными путями и, как правило, одновременно.
4. Выход в мир: куда и с кем.
Маленькие дети выходят за порог родного дома только со взрослыми: сначала сидя в коляске или на руках родителей, потом - на своих двоих. Когда ребенок уже хорошо ходит и вполне самостоятелен, взрослый старается следить за тем, чтобы ребенок на прогулке все время оставался в поле его досягаемости.
5. Детская практика посещения "страшных мест"
Главным открытием детей этого возраста является идея партнерства. Это слово с латинским корнем "пар" - "часть" точно соответствует русскому слову "соучастие". Ролевая игра, которая входит в поведенческий репертуар ребенка между тремя и пятью годами, становится для детей главной моделью партнерских взаимодействий.
В книге представлены по каждому разделу примеры песен, колыбельных,стихов, игр, а так же детские рисунки, взятые из опыта автора, позволяющие наглядно прояснить психологическое состояние ребёнка.
Книга будет полезна как и воспитателям дошкольных учреждений, так родителям.
Захарова Т.В. группа 377