Развитие интеллектуальных способностей дошкольников
| |
Юська | Дата: Четверг, 25.02.2010, 23:48 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Е. А. Юзбекова. "Ступеньки творчества". Москва. Линка - Пресс, 2006. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей помогут при проведении занятий по ФЭМП и обучению грамоте и развитию интеллектуальных способностей дошкольников от 4-х до 7-и лет. Книга разделена на блоки и отдельные виды заданий, которые направлены на развитие: конвергентное и дивергентное мышления, воображение, восприятие, память, внимание, язык познания. " Главное назночение представленых вданном пособии игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение". С помощью тестов и игровых упражнений можно выявить одаренных и отстающих, а также педсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях. Губарева Юлия. гр. 09/376-ЗД
|
|
| |
Марин-ка | Дата: Вторник, 30.03.2010, 19:46 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычева А. И. «Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей» Москва Мозаика-Синтез, 2008 г Данное пособие направлено на развитие дошкольников всех возрастов – от трёх лет и до поступления в школу. Эта книга для тех, кто интересуется развитием ребенка-дошкольника, старается помочь ему как можно полнее реализовать свои возможности, развить умственные, познавательные, творческие способности, для тех, кто серьезно относится к такой важной проблеме, как подготовка к школе. Здесь есть такие разделы как: 1. «О чём рассказывает сказка» – где подробно объясняется, как знакомить ребёнка с разными жанрами литературы, как помочь ему осознать прочитанное, как вызвать стремление узнать ещё больше. Предлагается проживать, проигрывать с детьми прочитанные произведения лично и с помощью настольного театра, в том числе и изготовленного своими руками (предлагаются варианты изготовления кукол). В этом же разделе делается акцент на таком важном средстве познания, как наглядное моделирование. Подробно рассказывается, как изготавливать модели, как их использовать. Специально подобраны задания, которые помогут развить и реализовать творческие способности каждого ребёнка. В конце раздела можно найти список рекомендуемой литературы на каждый возрастной раздел. 2. «Мир геометрических фигур» - этот раздел поможет нам научить детей овладеть основными изобразительными средствами. Так, например в рисовании – это линия, контур, цвет, композиция; в лепке – объём; в аппликации – это силуэт, форма; в конструировании – форма и объём. Здесь приведены примеры занятий, подсказывается, как учить ребёнка видеть общее в отдельных формах, подробно описываются пособия и материалы, необходимые в каждом возрасте. 3. «Таинственный и манящий мир природы» - здесь рассказывается о том, как важно помочь ребёнку войти в этот огромный непростой мир, дать необходимые в данном возрасте знания, не перегружая малыша, оставляя время для игр и общения. Предлагается расширить представления ребёнка о самом себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире. Предлагаются игры и упражнения, темы для бесед и разговоров, экспериментирование и игры с предметами. Подчёркивается, что в процессе приобщения детей к миру природы нельзя ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего мира – очень важно предоставить детям возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт. В этом разделе подробно показано, как делать и выгодно использовать несложные поделки из природного материала, как знакомить детей с дикими домашними животными, как проводить несложные опыты и экспериментирования, как изготавливать модели для облегчения усвоения знаний детьми. 4. «Грамота для дошкольников» - в этом разделе говорится о необходимости развития фонематического слуха и речевого восприятия прежде заучивания букв. Для этого предлагаются занимательные игры и упражнения с использованием музыкальных инструментов, шумовых эффектов, предметных картинок, загадок, стихотворений-ошибок, потешек. Когда дети научатся выделять звуки, им можно предложить игры в слова и начать учить устанавливать последовательность звуков в слове. Для этого в этом разделе подробно объясняется ход занятий и методика их проведения, предложены пособия и множество игр на закрепление материала. 5. «Первые шаги в математике» - здесь подробно говорится о математическом образовании дошкольников, рассказывается с чего начинать, выделяются аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития детей, демонстрируются некоторые методы работы, которые позволяют сделать занятия интересными и увлекательными. Предлагаются игры, игровые упражнения на закрепление эталонов формы, знакомство с величиной, длиной, шириной, высотой предметов, знакомство с числами и числовым рядом и многое-многое другое. 6. «Немного о логике» - в этом разделе описывается, как с помощью условно-символической модели в форме кругов дать ребёнку возможность усваивать обобщённые знания, отражающие существенные связи и отношения. Важно не только научить чему-нибудь ребёнка, но и вселить в него уверенность в своих силах. Предложенное пособие ориентирует на развитие наиболее существенных сторон психики ребёнка. Белова Марина 09/371-з
|
|
| |
Юська | Дата: Воскресенье, 04.04.2010, 21:06 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| Л.С.Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте». Союз. Санкт – Петербург. 1997г. В книге известного советского психолога Л.С. Выготского (1896—1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников. Следует сказать, что в ее тексте автор использовал многочисленный фактический материал, имеющийся у других психологов, однако своеобразие истолкования психологической природы воображения и творчества, данного в брошюре, внутренне связано с оригинальной теорией психического развития ребенка, создававшейся Л.С. Выготским в конце 20-х годов. Именно благодаря этой теории имя ее автора стало затем знаменитым во всем мире. Основные ее идеи стали фундаментом научной школы Л.С. Выготского, к которой принадлежат многие крупные советские и зарубежные ученые. Одна из главных таких идей связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Несколько глав брошюры посвящены тщательному анализу особенностей и механизма воображения как важной, психической способности человека, ее связи с творчеством. Прежде всего Л.С. Выготский развернуто обосновывает следующие положения, очень важные для психологии и педагогики. Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности. Поскольку, на наш взгляд, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать, то и личность начинает развиваться в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский проводит очень тонкие психологические различия особенностей творческого воображения у детей и подростков, показывая глубокое своеобразие вооб¬ражения у последних. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в большей мере, чем у ребенка. Значительная часть рассматриваемой брошюры посвящена проблемам художественного творчества школьников. Рассматривая своеобразные, черты их литературного, творчества, Л.С. Выготский специально отмечает, что до него ребенок должен «дорасти», приобрести необходимый личный внутренний опыт, поэтому лишь у подростков можно наблюдать серьезные проявления литературного творчества. Интересно суждение Л.С. Выготского о том большом значении, которое оно имеет для развития воображения подростков и их эмоциональной сферы. Психологический очерк о детском воображении и творчестве, написанный Л.С. Выготским более 60 лет назад, сохраняет свой познавательный потенциал, которым целесообразно овладеть нашим учителям и родителям. Внимательное прочтение этого очерка поддержит в них стремление к организации такого воспитания детей, которое прежде всего будет направлено на развитие их творческого воображения — психологического ядра личности. «Создание творческой личности, — писал Л.С. Выготский, — устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем» Хочется отметить, что жизненный опыт детей, несомненно, беден. Там, где взрослому человеку давно все известно, ребенок многое видит впервые, открывает новое, интересное, захватывающее его мысли и чувства. Новые сильные впечатления от явления действительности могут комбинироваться в воображении ребенка в самые невероятные сочетания и то, что для взрослого человека недопустимо соединять, у ребенка легко объединяется в яркий и оригинальный образ. Обучить творчеству нельзя. Но это не значит, что нельзя воспитателю, учителю содействовать его образованию и проявлению. Важнейшее условие проявления творчества, считает Л.С.Выготский, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним. Таким образом, свобода творчества обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя. Миссия учителя – внушить ученику уверенность в своих возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в успехе. Губарева Юлия группа 09/376-ЗД
|
|
| |
sve1035 | Дата: Вторник, 04.05.2010, 12:54 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Парамонова Лариса Алексеевна. Система формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 г. Книга Парамоновой Ларисы Алексеевны показалась мне наиболее интересной. В ней положены основы обучения детей от 2 до 7 лет. Книга состоит из двух частей. В первой части обсуждается специфика детского творчества и детского конструирования, выстраивается стратегия формирования творчества детей. Во второй подробно описана система достижений и реализаций этой стратегии в разных видах конструирования, даны различные рекомендации и методы по использованию материалов для работы с детьми на занятиях, а так же конспекты проводимых занятий. В книге «Детское творческое конструирование» представлены различные виды конструирования и используются самые разнообразные материалы: 1) Из строительного материала – формируют у детей обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. 2) Конструирование из природного материала - создает у детей художественные образы, учит детей создавать подделки с богатой палитрой красок, форм, фактуры. 3) Компьютерное и практическое конструирование – формирует у детей пространственные представления, траекторию вращательного движения плоскостных фигур. 4) Конструирование из крупно габаритных модулей – используется на разных видах занятий и видах детской деятельности. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размеру модулей дает детям уникальную возможность осваивать достаточно большое пространство. 5) Конструирование из бумаги создает художественно – эстетические представления. 6) Конструирование из деталей конструктора развивает у детей мелкую моторику, воображение и формирование обобщенных способов конструирования. Все эти виды конструирования являются неотъемлемой частью развития и обучения детей в дошкольных детских учреждениях. В этой книге положены многолетние экспериментальные исследования по изучению детского конструирования. Представлены разнообразные методики, технологии, сопровождаемыми большим количеством иллюстраций и конспектов типичных занятий. Большой теоретический материал является доступным на занятиях с детьми дошкольного возраста, не только педагогам дошкольных учреждений, методистам, но и студентам. Именно поэтому книга Парамоновой Л. А. мне показалась наиболее интересной и доступной для изучения. Харенкова Светлана Юрьевна группа 09/375 Зд
Светл@ночка@!)))
Сообщение отредактировал sve1035 - Вторник, 04.05.2010, 12:55 |
|
| |
EE | Дата: Среда, 12.05.2010, 09:23 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Статус: Offline
| Курс3, группа 09/375-3д Фатина Елена Евгеньевна Интересный цикл дискуссионных споров в нашем детском саду развернулся после новых январских требований к занятиям с дошкольниками, замене самого слова занятия на … Вот на что именно и обсуждали наши педагоги. И чаще всего приходили к мнению о том, что новые задачи открывают широкую дорогу к интеграции. Хорошим подспорьем тому явилось полученное в апреле 2010 года, через «Интерпочту», подписное издание из серии «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду». Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.-144с. В пособии интеграция рассматривается как фактор всестороннего развития детей и развития их творчества. Она характеризуется как «глубокая форма», включенная в разработки Т.С.Комаровой. Подробно оговорены необходимые условия для формирования художественно-творческих способностей средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности. Четко расписаны механизмы создания образа в литературе, театрализованной деятельности, изобразительной деятельности и музыке сочетанием которых осуществляется интеграция. Среди представленных интеграционных циклов-блоков, Пушкинский и Чарушинский блоки представляются мне совершенно необходимыми. О народном творчестве, представленном в пособии, хочется сказать отдельно. Цикл «Царевна—лягушка» и «Знакомство с дымковской игрушкой» обыгрывался нами давно, каждым воспитателем в свойственной ему манере. Описанные блоки, составленные с учетом необходимых условий и открытые для возможных интерпретаций, заинтересовали, обсуждаются. Мне, как старшему воспитателю, дорого направление интеграции тем, что оно способствует объединению творческих потенциалов воспитателей и других специалистов. А поскольку, мы работаем по программе М.В.Васильевой, то очень важно было узнать позицию ведущих авторов этой программы в таком актуальном на сегодняшний день вопросе. А поскольку я еще и воспитатель, то для меня это пособие – прямое руководство к действию. И, одна маленькая особенность. Пользуясь, например Левитанским блоком, ориентируясь на вопросы, заданные в ходе занятия, я нахожу большую область для самостоятельного творческого поиска, ведь ответы в пособии не задаются. Следовательно, как я понимаю, задается только схема беседы, а дальше все зависит от интеллекта самого воспитателя.
|
|
| |
|