Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспект занятий. Изд. 4-е доп.- М.: УЦ. Перспектива, 2008.- 124 с. Данная книга представляет систему работы по ознакомлению детей средней группы детского сада с окружающей действительностью. Автор выстроил содержание пособия по следующим темам:
• Семья
• Детский сад
• Родной город
• Наша Родина
• Труд взрослых
• Предметный мир.
Материал усложняется от простого к сложному с учетом дидактических целей и возраста детей.
Автор предлагает для работы в системе по ознакомлению с окружающей действительностью следующие методы:
• Наблюдение
• Беседа
• Игра
• Трудовая деятельность
• Чтение художественной литературы.
Подробно описано содержание работы по каждой теме. Возьмем, к примеру, тему «Семья». В средней группе педагог продолжает работу по воспитанию любви к маме, начало работы – в младшей группе. В беседах воспитатели подводят детей к пониманию значения слова «семья», кто входит в семью, что такое члены семьи, основа взаимоотношений в семье - любовь и взаимоуважение. Также дети должны получить первоначальные знания о том, что такое родственные отношения: каждый человек одновременно может быть, например, и отцом, и сыном. Также автор обращает внимание читателей на то, что детям необходимо знать, что у каждого члена семьи свои обязанности: мама готовит, наводит в доме порядок, папа выполняет тяжелую физическую работу и т.д. Главная цель данного раздела работы: вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности.
Тема «Детский сад». Автор предлагает представить детский сад как некую модель, напоминающую семью: есть дети и есть взрослые, которые о детях заботятся. Необходимо детей познакомить с трудом сотрудников детского сада: повара, работников прачечной, медсестры, дети должны знать, что в каждой группе работают воспитатели и помощники воспитателей.
Во время целевых прогулок по участку воспитатель должен учить детей ориентироваться на территории детского сада, обращать внимание детей на все новое, что появляется на участке. Главная цель работы этого раздела: подвести детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, все сделано для того, чтобы детям в саду было интересно. Вторая цель: вырабатывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает.
Реализацию работы по теме «Родной город» автор предлагает начать с целевых прогулок по близлежащим улицам. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что каждая улица имеет свое название, что у каждого дома есть свой номер, и постепенно дети подводятся пониманию понятия «домашний адрес» и к необходимости знать свой собственный домашний адрес.
Немаловажное значение в данной теме имеет знакомство детей с достопримечательностями родного города, и автор предлагает начать его с самой главной достопримечательности. Например, если мы говорим о московском Кремле, понятно, что знакомство с ним как с главной достопримечательностью Москвы состоится на картинке. Но самое важное здесь то, что иллюстрации должны постоянно находиться в книжном уголке, чтобы воспитатель имел возможность регулярно к ним обращаться.
Также, проводя работу по данному разделу, воспитатель должен познакомить детей с понятиями город и село.
Раздел «Наша Родина» должен выполнять задачу не только познакомить детей с родной страной, но и вызвать у них чувство восхищения и восторга ее красотами. Автор рекомендует воспитателю начать работу со знакомства детей с природой России. Необходимо подчеркивать ее красоту и величие и говорить о том, что есть еще и красота, созданная руками мастеров: храмы и другие архитектурные памятники. Много внимания уделяется знакомству с русским национальным костюмом. Огромную роль в деле приобщения дошкольников к русской культуре играет знакомство с русскими народными сказками, песнями, потешками и с предметами народно-прикладного искусства.
Раздел «Труд взрослых» знакомит детей, прежде всего, с трудом работников детского сада. Но также необходимо знакомить их с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны: почтальона, продавца и др. Основной метод данного раздела – наблюдение и, конечно, сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры рекомендованы автором для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, и для обобщения понятий в разделе «Предметный мир».
Данная книга, на наш взгляд, дает отличные рекомендации для работы воспитателя по реализации программы ознакомления дошкольников с окружающим миром. Материал расположен понедельно. По каждой теме предлагается определенный объем знаний с постепенным усложнением и повторением ранее пройденного.
Саитова Д.Р. 374/3д