АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:41 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Прислала материал ТРУШИНСКАЯ В.А. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему. Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад? 1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. 2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе детского сада. 3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи. 4. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми. 5. Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания. 6. Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. 7. Повысить роль закаливающих мероприятий. 8. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Адаптация к детскому саду - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:41 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| (продолжение) Как помочь ребёнку на этом этапе? 1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Беречь ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач. 2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы. 3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов. 4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и решите проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты. 5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. Расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите. 6. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. 7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду! 8. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе детского сада. 9. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец. 10. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:42 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Прислала материал Борисова Н. Ваш ребёнок идёт в детский сад или ясли? Поздравляю! Все волнения по поводу детского сад,получения путёвки,уже позади.Но встаёт вопрос как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке?будет ли ему комфортно с новыми тётеньками-воспитательницами,в новом кругу детей? Как облегчить ему,так называемый период адаптации? Не зависимо от возраста ребёнка период адаптации в новом месте и в новом коллективе не избежать.И в каком возрасте он пройдёт легче никому не известно.Но вы можете помочь своему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке,не зависимо от того 1,5 года вашему ребёнку или 3.Поговорите с вашим сыном или дочерью о садике.Расскажите ему как там много новых игрушек,сколько новых друзей и подружек у него появится!Там добрые воспитатели и нянечки,интересные занятия.Расскажите о том,что в садике его научат рисовать,лепить,петь и танцевать!Безусловно,в первые дни,а может и недели неизбежны.Но поверьте,в большинстве случаев ребёнок плачет только при Вас,а,зайдя в группу,быстро успокаивается.Первые несколько дней водить ребёнка на 2-3 часа.Не пугайтесь,что он не ест в детском саду,дайте ему привыкнуть немного,и как только начнёт есть,смело оставляйте до обеда.Это у вас займёт неделю,максимум 10 дней.Не спишите сразу выходить на работу,особенно если Вам придётся поздно забирать ребёнка.Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.Первое время утром можно не говорить малышу,что мы идём в садик.Идём гулять!И "догуливаем" до садика.И только когда он перестанет подниматься и отпускать вас со слезами по дороге можно рассказать о садике,о том,что там сегодня будет:какие занятия,игры...Даже если ваш малыш ещё не очень хорошо говорит всегда спрашивайте его что они сегодня делали в саду,во что играли,чем занимались...Этим вы будете стимулировать развитие речи ребёнка,и возможно узнаете о том времени,которое ваш малыш проводит без Вас,даже от не очень разговорчивого крохи.И вот через 1-2 недели вы первый раз оставили ребёнка на сон.Новый виток слёз при расставании с мамой возможен,но не обязательно.Первое время он,возможно,будет спать в саду плохо,тяжело засыпать.Это вполне нормально.Опытные воспитатели помогут ему,споют песенку,посидят рядом.Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца.Наберитесь терпения!Если вас ждут на работе,вы смело можете выходить на неё через 5-6 недель,особенно если ваш работодатель готов терпеть ваши больничные или у вас неработающая бабушка.Болезни,возможны даже частые,первый год неизбежны.Не пугайтесь и не торопитесь с первыми соплями садиться на больничный,особенно в период адаптации.От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении,можно вполне избавиться не снимая ребёнка из детского сада.Главное не упустить момент! Всё идёт нормально и через месяц-два Вы - вполне свободная мамочка,готовая приступить к работе на старом месте или пуститься на поиски новой работы!Поздравляю!
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:43 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Прислала материал Теребенцева Е Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.Для того чтобы период адаптации ребенка прошел безболезненно, рекомендуется: Изначально объяснить ребенку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Главное, постараться простыми словами создать положительный образ садика (например, в детский сад приходят такие же как и ты дети, они там вместе играют, учатся, кушают, в детском саду много игрушек и добрые воспитатели, которые заботятся о детях). Заочно познакомить ребенка с детским садом во время вашей прогулки. Если вы уже определились с выбором детского сада, можно во время прогулок ненадолго заходить с ребенком на территорию сада, в группы, чтобы ребенок постепенно привыкал. Заведомо познакомиться с распорядком садика (режимом сна, что ребенок должен уметь уже делать самостоятельно), и постепенно вводить этот режим дня дома, а также обучать тому, что понадобится в детском саду (умение самостоятельно одеваться, умываться, кушать). Желательно отдавать ребенка в ту группу, в которой он уже знает нескольких детей (это дети ваших друзей либо знакомых, соседей по площадке, с которыми ваш ребенок уже общается). Заранее познакомьте ребенка с воспитателем группы, в которую отправится ваш малыш. Научить ребенка, как можно знакомиться с новыми детьми и как можно развивать их отношения. Адаптация ребенка будет зависеть во многом именно от того, насколько легко он сможет устанавливать отношения в коллективе. Вы сами можете помочь ребенку установить контакты с другими детьми, познакомив его с ними и их родителями, приглашайте новых друзей вашего ребенка на выходные к вам. Объяснить ребенку, к кому он может всегда обратиться за помощью, если ему она потребуется. До того, как отвести ребенка в детский сад, рекомендуется провести комплекс мероприятий по закаливанию ребенка, а также пройти медицинский осмотр, чтобы убедиться, что ребенок здоров. Желательно в первые две-три недели оставлять ребенка лишь на несколько часов в детском саду, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы. Если у вас есть такая возможность, первые несколько дней вы можете вместе с ребенком ходить в детский сад (вы можете оставаться там на 2-3 часа). В присутствии ребенка не показывать, что вы нервничаете и переживаете по поводу того, что ребенок идет в детский сад. Не позволяйте себе также критики в адрес детского сада в присутствии ребенка, поскольку все это будет тут же негативно воспринято самим ребенком, что вызовет в нем страх, неуверенность и нежелание идти в это место. Период адаптации в среднем занимает полгода, именно поэтому родителям следует запастись терпением и с пониманием относится к капризам ребенка в первые месяцы посещения детского сада.
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:44 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Прислала материал Костюхина Н. Памятка для родителей Для того чтобы ребенок легче адаптировался в детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил: 1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время. 2. К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству 3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации — залог успеха! 4. Вовремя укладывайте ребенка спать вечером. 5. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. 6. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки. 7. Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности. 8. Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом. 9. Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Надеемся на плодотворное сотрудничество!
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:47 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| Прислала материал Нахметова Вера Николаевна Ступени развития ребенка не перестают радовать и умилять родителей: узнает, улыбается, лепечет, сидит, берет игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Все — пора в люди, в садик. Ребенок должен знать, что на свете есть еще и другие дети и их интересы. Картина адаптации вашего ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь, и мама за тобой придет». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога — ребенку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал ее. Наутро покорно пошел в садик. Войдя в группу, подошел к кроватке, разделся и лег. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой. Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают, что не может еще малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конкретно воспринимает обещания и слова, и если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться (ситуация — мама ушла в магазин, вышла к соседке и т. д.), это беда, горе, страх одиночества и незащищенности. Как помочь ребенку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
|
|
| |
461119 | Дата: Понедельник, 01.06.2009, 21:47 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Статус: Offline
| (продолжение) Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: «Я не пойду к ней, она кричит, злая» и т. д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. «Вторая мама» для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью, учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и решите пробле-мы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к "расставанию". Успокойтесь и не нервничайте - любое ваше внутреннее состояние сразу передается ребенку. В ваших силах сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат. Наложите суровое "вето" на домашние обсуждения будущих детсадовских проблем в присутствии главного героя. Вам кажется, что 3-летний Сашенька, который с грохотом таскает по коридору машину, ничего не слышит? Будьте, уверены: не только внимает - впитывает как губка! И (пока на подсознательном уровне) усваивает: готовится что-то неприятное. Поэтому все разговоры о предстоящих переменах должны быть вынесены "за кадр". Не пугайте ребенка. Фразы типа "Не балуйся, а то отправлю в садик!" могут поселить в душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее сводите малыша в детский сад, куда вы собираетесь его отдать, на увлекательную экскурсию. Познакомь¬те его с воспитателем, попросите разрешения заглянуть в группу или в зал для спортивных и музыкальных занятий, покажите игровую площадку. Такие мимолетные впечатления необходимы ребенку - это место уже не будет казаться чужим, в мыслях он начнет постепенно привыкать к нему. Не идеализируйте детский сад, иначе он просто не оправдает надежд вашего малыша. Лучше всего в этой ситуации быть честными. Расскажите сыну или дочке, чем они будут заниматься в группе, какие требования там существуют (слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, не обижать других малышей). Узнайте режим дня и начните придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: "А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать)". Не обещайте ребенку вознаграждение за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь - в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть у окна в ожидании вечернего возвращения родителей. Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные - есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо. Когда настанет время "Ч", не делайте из этого выдающегося события. Продумайте все до мелочей, чтобы обойтись без спешки и нервозности. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду, чтобы малыш в случае чего мог переодеться. Все вещи - максимально простые и удобные (без замысловатых застежек и тугих пуговиц). Дайте с собой любимую игрушку - с ней ребенок почувствует себя спокойнее. Сначала оставляйте "новобранца" в саду на 1-2 часа, обязательно забирая его домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время. Если не возникнет осложнений, за 2-3 недели можно перейти на обычный режим. А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не "дразнить" ребенка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру - детская психика гибка и легко приспосабливается к новому. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой из окна или пошлет воздушный поцелуй. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И объясните, что всегда думаете о нем, даже в разлуке! Теперь вы проводите с малышом намного меньше времени, чем раньше, но важно другое - теплота и нежность ваших взаимоотношений, любовь к друг другу, которую ребенок должен чувствовать. Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез — это может быть просто плохим настроением.
|
|
| |
заместитель | Дата: Среда, 03.11.2010, 21:03 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Одной из наиболее эффективных форм является организация работы группы адаптации в дошкольном учреждении. Так, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного вида № 29 "Журавушка" г. Мичуринска Тамбовской области реализуется эксперимент по организации работы групы кратковременного пребывания (группы адаптации) для детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад. Апробация успешно прошла весной 2010 года. Для семей, планирующих отдать ребенка в детский сад с 1 июня, в апреле-мае были организованы сериии совместных занятий, консультаций, развивающих игр. Педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед) проводили занятия для малышей и их родителей согласно разработанного плана 2 раза в неделю в течение двух месяцев. На занятиях родители вместе с детьми "учились" ритмично выполнять танцевальные движения с музыкальным сопровождением, рисовать пальчиками и ладошками, играть с разноцветными прищепками и составлять узоры из цветных пробок, собирать пирамидки и мозаики и т.д. Интересно было без исключения всем - и малышам, и взрослым. Занятия в группе адаптации посещали 8 семей. Дети за этот период привыкли к педагогам, занятиям, среде детского сада. Поступление в детский сад для них было практически безболезненным и период адаптации к условиям пребывания сократился до минимума. Для сравнения: семьи, которые не посещали занятия в группе адаптации, столкнулись с большими трудностями адаптационного периода. Анализ работы группы адаптации выявил несомненную ее эффективность и необходимолсть продолждения эксперимента в следующем году.
|
|
| |
|