Детский сад настоящего:

Четверг, 25.04.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Добавление - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Экология » Добавление (Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников)
Добавление
вульфиДата: Суббота, 20.03.2010, 19:42 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

На сегодняшний день актуальна проблема бережного и заботливого отношения к живым объектам природы. Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе - вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Возможно предположение, что включение игровых действий в процессе обучения позволит сформировать у дошкольников представление о мире природы, научит бережному и заботливому отношению к ней.
Многие педагоги и психологи на протяжении уже нескольких десятков лет уделяют игре особое внимание. Игра занимает первое место в жизни ребенка, но все же главная ее функция - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Д.Б.Элькониным раскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием дошкольников, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравствено-волевое развитие. По мнению Д.Б.Эльконина и А.В.Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей.
Так как же возможно полноценно использовать игру при ознакомлении детей с природой? Какие методы и приемы нужно применять на практике с детьми, для формирования у них бережного и заботливого отношения ко всему живому на планете Земля?
Идея включения игры в обучающие занятия всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д.Ушинский отмечал легкое усвоение материала детьми в процессе игр, и рекомендовал педагогам включать в занятия как можно больше игровых ситуаций, делать их наиболее увлекательными.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С.Макаренко, У.П.Усова, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Е.И.Тихеева и др.). Понимая всю значимость использования игры в работе с дошкольниками, исследователи разрабатывают различные дидактические игры, помогающие детям выработать определенные навыки и умения.
Такие игры будут способствовать решению таких задач как: формирование навыков умственной деятельности, усвоение новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитие умственной активности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, приемом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Дети эмоционально реагируют на игру, а такое состояние активизирует их мышление, повышает интерес к познавательной деятельности.
В дидактических играх выделяют их обязательные элементы: цель (обучающая задача), игровые правила и игровые действия. Основное место в дидактической игре отведено игровым действиям, которые способствуют развитию взаимоотношений между детьми. Для включения детей в игровую ситуацию необходимо одно немаловажное обстоятельство, чтобы игра была интересной. Поэтому педагог должен усложнять игровое действие, тем самым развивая у детей желание поиграть. Воспитатель является одновременно и наставником и участником игры, а дети узнают много нового. Направленность дидактической игры на закрепление знаний, а не на сообщение детям новой информации побуждает исследователей искать новые пути обучения дошкольников в процессе игры, в частности сюжетно-ролевой как основного вида игр для детей дошкольного возраста.
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В.Запорожца, ИГРА - ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НЕ ТОЛЬКО НА УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, длагодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.
Овладение знаниями об окружающем мире во время игры возможно сформирует у детей бережное и заботливое отношение к природе, осознанно-правильное отношение к животному и растительному миру. Это подтверждают результаты исследования Л.А.Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции.
С.Л.Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. Поэтому, можем предположить, что экологические знания, вызывающие положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. Исследования многих исследователей показали, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой - это игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни. Своеобразными игровыми элементами в обучении детей на экологических занятиях могут являться игрушки, которые изображают животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских передач и мультфильмов. Обучающая ситуация должна быть тесно связана с ходом экологического занятия.
Исследованием выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: игровые обучающие ситуации (ИОС) с игрушками - аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС - путешествия.
Первый тип ИОС строится на использовании игрушек - аналогов, т.е. тех игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей разного дошкольного возраста реалистических представлений о животных.
Вторую группу ИОС составляют игровые обучающие ситуации с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений (Незнайка, Буратино, Красная шапочка, Чиполлино и многие другие герои). Однако роль их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время занятия. Дошкольникам они интересны, так как в неожиданных ситуациях проявляются черты характера этого героя.
Третья группа ИОС - это игра в путешествия (Экскурсия в зоосад, Путешествие к морю и др.), где дети узнают новые природные явления и объекты.
Игровые обучающие ситуации такого рода помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных прогулок по лесу формирует у дошкольника осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому.

Алексеева Ира 09/372-з

 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Экология » Добавление (Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.