alya | Дата: Воскресенье, 21.03.2010, 17:34 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.. Пособие Рыжовой Н.А. «Что у нас под ногами» подготовлено к печати ОАО «Тверским полиграфическим комбинатом» в 2005 году на224 станицах и предназначено для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, преподавателей и студентов педагогических ВУЗов. В книгу включены материалы и методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по блоку «Песок. Глина. Камни» (программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа). Для каждой темы блока даются варианты различных видов деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, игра, чтение, обсуждение и сочинение сказок, изобразительная, музыкальная деятельность, моделирование. Значительное внимание уделено работе с родителями, проведению занятий на экологической тропинке, экскурсиям в природу. Рекомендации которые находятся в книге помогут педагогам развить интеллект, речь, творческие способности, эмоциональную сферу ребёнка, сформировать у него навыки экологически грамотного поведения. Пособие состоит из содержания блока « Песок. Глина. Камни» 17 тем занятий, опыта работы и приложения. Блок « Песок. Глина. Камни» раскрывает свойства этих компонентов, рассказывает какое оборудование понадобится для проведения наблюдений, опытов, рисования, моделирования. Имеются рекомендации по сбору и оформлению коллекции. В разделе также описано как и где располагать альпийские горки. Тема «Знакомимся с песком и глиной» ставит своей целью познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать чем они похожи и чем отличаются. Выделяются следующие разделы: беседа и рисование; игра; на экологической тропинке; экспериментирование; на экологической тропинке; игра; наблюдение, экспериментирование, игра на прогулке. Тема «Такой разный песок» ставит своей целью показать детям разнообразие объектов неживой природы, в частности песка. Данная тема включает 1 раздел – экспериментирование. Тема «Откуда берётся песок» ставит своей целью дать элементарные представления о происхождении песка, развивать мышление дошкольников. Данная тема включает 2 раздела – экспериментирование и экскурсия. Тема «Кто живёт в песчаном доме» ставит своей целью познакомить детей с некоторыми организмами, живущими в песчаных местах обитания, и их приспособленностью к таким условиям. Данная тема включает в себя экспериментирование, беседу, игру. Тема «Для чего человеку песок и глина» ставит своей целью познакомить дошкольников с использованием песка и глины в зависимости от их свойств; воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, бережное отношение к предметам быта и игрушкам, дать элементарные представления о происхождении песка, развивать мышление дошкольников. Данная тема включает следующие разделы: на экологической тропинке; экспериментирование; из опыта работы; чтение, беседа; из опыта работы; изобразительное искусство; из опыта работы; наблюдение на прогулке; экскурсия в музей; домашние задание; литература. На примере детского сада №137 г. Тольятти приводится краткое описание занятий данного цикла: Тема занятия «Тайна хрустальной туфельки» Цель: познакомить детей с сырьём (зола, пищевая сода, кварцевый песок), из которого получают стекло. Расширить их представление о том, каким бывает стекло, о его качествах, использовании человеком в быту, в технике, при изготовлении украшений; развивать умение видеть красоту предметов, сделанных из этого материала; сформулировать правила обращения со стеклянными предметами. Оборудование и материалы: сувенирные стеклянные игрушки, камни, бытовые предметы (электрическая лампочка, ваза, кувшин, флаконы, бусы). Последовательность действий: - Внесение пары хрустальных сувенирных туфелек. Чьи это туфельки? Героиня какой сказки танцевала в них на балу? Кто подарил Золушке эти туфельки? - Рассматривание туфелек и любование ими. Из чего они сделаны? - Исследование сырья, из которого получают стекло: найти среди предложенных камней камни, которые похожи на хрустальные туфельки. - Рассказывание легенды об изобретении стекла: для его изготовления необходимы сода, зола, песок. Исследование этих материалов. - Чтение и показ иллюстраций о том, как делают стекло. - Дидактическое упражнение «Что из стекла?». - Обследование стеклянных предметов и любование ими. - Рассматривание туфелек и любование ими. Из чего они сделаны? - Обсуждение: какими качествами обладает стекло (прозрачное, хрупкое, бесцветное или цветное)? - Обработанное стекло особого состава – хрусталь. Выбрать из предложенной коллекции хрустальные предметы. Тема «Какими бывают камешки» ставит своей целью познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным. Данная тема включает следующие разделы: экспериментирование; игра; литература; экскурсия; художественный труд; из опыта работы. Тема «Камни из растений и животных» ставит своей целью познакомить детей с некоторыми камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, их использование человеком, с древними отпечатками растений и животных. Данная тема включает следующие разделы: экспериментирование; из опыта работы; наблюдение на прогулке; художественный труд. Тема «Знакомимся с магнитами» ставит своей целью познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком. Данная тема включает следующие разделы: экспериментирование; игра; из опыта работы. Тема «Что такое горы» ставит своей целью познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.. Данная тема включает следующие разделы: беседа; моделирование; ; литература; домашние задание; наблюдение на альпийской горке; сочинение рассказов и сказок. Тема «Почему разрушаются горы» ставит своей целью сформировать у дошкольников элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы. Данная тема включает следующие разделы: наблюдение на прогулке; экспериментирование; игра; из опыта работы. Тема «Дымящие горы» ставит своей целью дать детям первое представление о вулканах. Данная тема включает следующие разделы: беседа; экспериментирование; моделирование; из опыта работы. Тема «Эти таинственные пещеры» ставит своей целью дать детям первоначальное представление о пещерах и их обитателях. Данная тема включает следующие разделы: беседа; экспериментирование. Тема «Кто живёт в горах» ставит своей целью познакомить детей с некоторыми обитателями гор. Их приспособленностью к таким условиям жизни, формировать бережное отношение к животным и растениям. Данная тема включает следующие разделы: беседа; наблюдение на прогулке; игра; художественный труд. Тема «Как человек использует камни» ставит своей целью показать. Какую роль играют камни в жизни человека, познакомить дошкольников с некоторыми камнями, которые люди используют для своих нужд с давних времён. Данная тема включает следующие разделы: на экологической тропинке; экспериментирование; из опыта работы. Тема «Декоративные и драгоценные камни» ставит своей целью познакомить детей с распространёнными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего. Данная тема включает следующие разделы: беседа; работа с родителями. Тема «Подземная кладовая» ставит своей целью познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Данная тема включает следующие разделы: экспериментирование; из опыта работы; игра. Тема «Мы – древние люди» ставит своей целью обобщение материала о глине, песке, камнях. Данная тема включает следующие разделы: на экологической тропинке; из опыта работы. Данное пособие позволяет выработать у детей становление первоначальных основ экологической культуры, накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
|
|
| |