Как научить детей слышать и правильно произносить звуки
| |
Магдалина | Дата: Пятница, 19.03.2010, 22:42 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Издательство: Мозаика – Синтез, 2006 г. Когда ребенок подрастает и начинает самостоятельно выстраивать слова и целые предложения, родители обращают внимание на содержание его речи, но очень редко вслушиваются в произношение. Мол, ребенок еще маленький, научится сам. Однако после четырех лет следует уделить особое внимание четкому произношению звуков. Скорее всего, проблемы со звуками – не проблемы вовсе, и они сами по себе исчезнут. Ребенок полноценно общается с взрослыми, слышит их разговоры между собой и подражает им. Но бывает и так, что произношения звуков остаются на «малышовом» уровне довольно долго. Чтобы этого избежать, лет с трех можно самостоятельно заниматься дома. Сейчас выпущено очень много книг по логопедической гимнастике, пальчиковым играм. Совсем необязательно ждать, что всем этим будет заниматься воспитатель в садике. Некоторые занятия несложно проводить дома, на это требуется не более 10-15 минут в день. Кстати, если четырехлетний ребенок неправильно произносит некоторые звуки – понаблюдайте и послушайте, как общаются в вашей семье. Не подражает ли ребенок кому-нибудь из взрослых (может быть, бабушке или младшей сестре). А может, вы сами слишком часто «сюсюкаете» с ним, коверкая речь. Как избежать проблем с произношением? Для этого маленьким детям читают стишки, четко проговаривая звуки, не «съедая» их. Русские народные потешки и поговорки словно специально созданы для обучения, они помогают малышам в освоении науки правильной речи. Книга «Фонематика» состоит из упражнений для развития речи и предназначена для воспитателей и педагогов, но некоторые упражнения подойдут и для домашних игр. Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Материал. Игрушки: лягушка, рыба, лиса, самолет. Ход занятия Игра «Телефон» Воспитатель. Сегодня мы поиграем в игру «Телефон». Сережа выйдет за дверь, а Катя спрячет игрушку и встанет рядом с Леной и Вовой. Мы все позовем Сережу: «Сережа, иди ищи!» Он войдет и встанет в ряд за Вовой. Катя тихо на ушко скажет Лене, где игрушка. Лена скажет Вове, а Вова — Сереже. Если телефон работал хорошо, то Сережа все услышит правильно и сможет найти игрушку. Сережа, выйди, пожалуйста, за дверь и жди, когда мы тебя позовем. Давайте спрячем зайца. Катя, прячь его. (Катя прячет зайца.) Зовите Сережу. Сережа входит и встает в ряд. Дети тихо говорят друг другу, где спрятана игрушка. Когда Сережа услышит, какая игрушка спрятана и где, он ее находит и показывает всем детям. Следующую игрушку прячут и находят другие дети. Упражнение «Маятник» Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ), и поэтому часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить» между зубами (показ). Упражнение повторяется 3 раза и после небольшого отдыха проводится вновь. Программное содержание. Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей. Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика. Ход занятия Игра «Научим зайку правильно говорить» Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно. Ишка — дети поправляют «Мишка». Елочка — белочка. Оник — слоник. Зьянка — обезьянка. Ичка — птичка. Бака — собака. После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно. Воспитатель. Молодцы, научили зайку правильно говорить! Лунькова М.В., группа 371 З/д II|09
|
|
| |
MARI1984 | Дата: Пятница, 21.05.2010, 16:42 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
| Перегудова Т.С, Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]. - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с. - (Популярная логопедия) Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования. Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [С], [З], [Ц] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (сад, зонт, овца), слова, содержащие шипящие звуки (Саша, зажим, цепочка), слова со звуками [Л] — [Л'], [Р] — [Р'] (сарай, лоза, царь). Данные группы слов напечатаны разным шрифтом: - прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками; - курсивом — слова, содержащие шипящие звуки; - жирным шрифтом — слова, содержащие [Л] — [Л'], [Р]—[Р']; - подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С] и [Ц], [З] и [Ц]. Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы. Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей. Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения. Уварова Мария гр.373 з/д
|
|
| |
|