Детский сад настоящего:

Пятница, 19.04.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Методика - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Развитие речи » Методика
Методика
АшатанДата: Четверг, 25.03.2010, 23:07 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Развитие речи и творчества дошкольников:Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Уша¬ковой. 2-изд., доп., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 176 с. (Развиваем речь).

Книга состоит из четырех разделов. Первый посвящен развитию речи, второй — развитию эмоционального словаря дошкольников. В этих разделах решаются задачи, связанные с обучением родному языку, развитием речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с программой (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи). В них представлены речевые игры, упражнения, творческие задания и конспекты занятий, направленные на формирование разных сторон речи, что необходимо для осознания явлений языка и речи, и на развитие языковой способности ребенка. Особое внимание уделяется приоритетным направлениям каждой речевой задачи.
В третьем разделе книги раскрывается система работы по развитию образной речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства разных жанров, в четвертом — особенности развития речи детей в театрализованной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Авторами первого и второго разделов являются О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, третьего — О.С. Ушакова, Е.В. Савушкина, четвертого — О.С. Ушакова, Л.В. Танина.
По ходу формулирования заданий даются методические указания, на которые воспитатель должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению заданий и усложнять их.
Задания, приведенные в пособии, помогают решать одновременно разные задачи, которые тесно переплетаются между собой. После определения звукового или слогового состава слова дети выполняют упражнения на подбор определений и тем самым закрепляют правило согласования слов в роде, числе, падеже. Вопросы направляют их внимание на определение значения слова или на подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений, т.е. оно многозначно (явление полисемии), вопросы заставляют детей подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, игла у ежа, сосновая, медицинская и т.п.).
Таким образом, если ребенок осознает значение слова и одновременно видит возможности сочетания этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, то его языковые (лингвистические) способности будут развиваться успешнее. Необходимо обращать внимание на картинки, так как они помогают детям находить формы единственного и множественного числа, подбирать синонимы, антонимы, понимать разные значения многозначного слова.
Это методическое пособие предназначено работникам дошкольных образовательных учреждений, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи у детей дошкольного возраста.

Хусенская Наталья 09/371-З

 
SelenaДата: Пятница, 26.03.2010, 16:09 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Л.Н. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
Автор книги считает, что развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детва. Говоря о развитии мышления автор указывает на то, что у двух-трех летних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д. в раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем отвлеченное, логическое. Так что же является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста? Автор пособия считает, что это не что иное, как овладение обобщениями по существенным признакам. А выражается эта интеллектуальная компетентность в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей, картинок и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов, опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Она активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются. Последнее говорит о возросшей языковой компетенции ребенка. Развитие функции обобщения в речи, начинающееся в раннем детстве, продолжается и в дошкольном, и в школьном возрасте: ребенок переходит ко все более сложным обобщениям и понятиям. Так от простого к сложному формируется абстрагирование. Из этого автор делает вывод, что обобщение и отвлечение – это две стороны процесса мышлении, которое осуществляется с помощью речи.
На третьем году жизни начинается сензитивный период развития речи. И автор акцентирует внимание на том, что этот период нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначения. Продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предмета, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это, по ее мнению способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и вялениями. Так же автор отмечает необходимость развивать разговорную речь ребенка: использовать любые поводы для разговора с ним, побуждать его к высказыванию своих мыслей, своего мнения; учить отвечать на вопросы. Следует так же учить выражать мысли, строя предложения из 2-3 слов и совершенствовать грамматическую структуру речи.
Далее в пособии описываются педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте. В этом разделе автор раскрывает значение ознакомления с окружающим в раннем возрасте для развития речи и мышления. Так же задачи развития в процессе ознакомления с окружающим и программное содержание. Затем дается характеристика и описываются условия развития речи детей двух – трех летнего возраста.
Прежде чем приступить к методики проведения занятий с использованием изобразительного материала автор знакомить со значением картинок и картин для умственного развития ребенка. Оно заключается в том, что картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые, хотя и менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но все же более определены, чем образы, вызывается голым словом. Уникальность и ценность занятий с картинками, по мнению автора, в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Значит чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции. В главе «Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте» описываются различные психологические условия занятий с картинками и приводятся следующие таблицы: «Сравнительная характеристика познавательной активности, проявляющейся у детей 1 года и 3 лет при рассматривании картинки (петушок)», «Различные формы общения ребенка с взрослым в процессе рассматривания картинки (петушок)(в %)», «Характер общения с взрослым в процессе рассматривания картинки (в %)», « Количество инициативных высказываний (в%), выражающих познавательный интерес детей при рассматривании картинок», « Возрастные показатели (%) инициативной речи при восприятии картинки».
В главе «Педагогические условия организации занятий с картинками (картинами)» автор дает различные рекомендации педагогам по организации занятий с картинкам, приводит таблицу, в которой дано программное содержание занятий с картинками и картинами для детей 2-3 лет и таблицу в которой указан тематический подбор картинок и картин для ознакомления с окружающим и развития речи детей 2-3 –го года жизни.
В заключении даются конспекты занятий по возрастам.
В приложении автор дает таблицу, в которой показана динамика развития мыслительных операций и речи в процессе занятий с картинками, так же в приложении имеются примерные планы занятий с картинками и картинами.

Юдина Наталья 09/372-з

Сообщение отредактировал Selena - Пятница, 26.03.2010, 16:11
 
СветусикДата: Пятница, 26.03.2010, 19:09 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»
Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.
Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2009 г.
В настоящем пособии представлены программа развития речи детей 6-7 лет, методика диагностики речевого развития, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению дошкольников : художественной литературой, речевые игры и упражнения, методические рекомендации.
Основой пособия послужили исследования, проведенные лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт развития дошкольного образования РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.
Основной принцип разработанной системы — взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития (воспи¬тание звуковой культуры речи, расширение словаря, формирова¬ние грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания) на каждом возрастном этапе.
Пособие разделено на главы:
- Программа развития речи детей 6-7 лет.
В данном разделе дана характеристика речевого развития детей, развития их связной речи, словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развитию образной речи, воспитанию культуры речевого общения.
- Методические рекомендации.
В этом разделе даны рекомендации по проведению занятий по развитию речи, их продолжительности , видах занятий и разделению их по кварталам. А так же даны рекомендации по проведению дидактических игр как на занятиях , так и вне их.
- Конспекты занятий по развитию речи.
Конспекты предложены на весь учебный год. В них присутствуют тексты предложенных в занятии произведений и дидактические игры, скороговорки, рифмы и другие необходимые материалы.
- Речевые игры и упражнения.
Игры и упражнения даны на все речевые задачи.
- Выявление уровня развития речи.
В данном разделе представлены методики обследования речевого развития детей 6-7 лет, помогающие выявить уровень овладения общими речевыми умениями и навыками и развития отдельных сторон речи.
-Конспекты занятий по ознакомлению детей с художественной литературой.
Конспекты также предложены на весь учебный год. В них присутствуют тексты предложенных в занятии произведений.
- В заключении авторы, как приложение, предлагают потешки и скороговорки на отработку согласных звуков.

Носулич С.А. 09/371-з

 
irina2612Дата: Воскресенье, 11.04.2010, 00:47 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Речевое развитие ребенка . О.А.Шорохова Сфера Москва 2009
Дошкольное образование определяется многообразием вариативных программ, каждая из которых имеет свои приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Условия вариативного образования способствуют реализации оригинальных подходов к решению проблемы речевого развития детей. Практическим работникам подчас не просто разобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Поэтому в первом разделе данного пособия подробно раскрываются вопросы закономерностей и критериев развития связной речи детей дошкольного возраста. Во втором и третьем разделах данного пособия предлагается анализ современных комплексных и парциальных программ с позиции их направленности на речевое развитие дошкольников. Так как педагоги недостаточно информированы о многообразии развивающих программ. Кроме того воспитатели не всегда учитывают как те или иные программы совместимы между собой. Данное пособие это программа – ориентир творческой деятельности воспитателя, определяющий содержание образовательного процесса в ДОУ. В пособии рассматриваются закономерности и критерии развития речи ребенка дошкольника, анализируются программы речевого развития детей, которые используются в работе ДОУ, раскрываются их концептуальные положения, структура, содержание, подходы к организации развивающей среды. Пособие адресовано практическим работникам ДОУ, студентам факультета дошкольного воспитания педагогических вузов и колледжей.
Кудрявцева И.Н. 09/373 – зд

Добавлено (11.04.2010, 00:47)
---------------------------------------------
Учим ребенка говорить : здоровьесозидающие технологии. Н. Н Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова Сфера Москва 2009

Обилие разнообразных, не стыкующихся друг с другом программ порождает серьезные трудности в выборе «маршрута» воспитания и образования. Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие выживания. Как человек читает, так он думает, пишет, говорит, учится и учит. Механизмы слушания, говорения, чтения и письма – универсальные основы цивилизации.Современные инновационные методики, представленные в методическом пособии, нацелены на гармоничное развитие детей от 2 до 7 лет. В пособии предложены методики проведения диагностики готовности к обучению, образовательные программы и проекты, методические материалы и авторские методики, обеспечивающие высокие результаты обучения и воспитания дошкольников. В книге также представлены занятия по логопедической ритмике, в соответствии с лексическими темами на сказочном сюжете. Коррекционная работа по устранению нарушения звукопроизношения сочетается с расширением словаря, способствует совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. В разделе логопедическая работа прописаны методы и приемы обучения детей с нарушениями речевого развития, также структура и содержание занятий, упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции. В пособии прописана работа с родителями детей речевой группы. Даются рекомендации, советы. Есть материал для проведения занятий с родителями. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям.
Кудрявцева И.Н. 09/373 – зд


irina2612
 
OlmeraДата: Вторник, 13.04.2010, 10:21 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях , в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни, а также оно может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слухи правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, ударения, интонация. Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
Развивая звуковую культуру речи, воспитатель учит ребёнка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания, от слушателей.
Предлагаемые в книге упражнения и игры помогут детям научиться на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, сформулируют чёткую дикцию, помогу выработать умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.
Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности их проведения.
Игры и упражнения в книге расположены по возрастам с постепенным усложнением программных задач. Их можно включать в занятия, а также применять в индивидуальной работе, на прогулке.
Пособие состоит из двух разделов: формирование звуковой стороны речи ( автор А.И. Максаков) и ознакомление со звуковой стороной слова ( автор Г.А. Тумакова). В каждом разделе есть конкретные игры, упражнения и практический материал для работы с детьми разного возраста.
В приложении №1 дан практический материал( чистоговорки, скороговорки, загадки, отрывки из стихотворений, считалки, потешки), который используется в качестве упражнений для закрепления правильного произношения звуков, выработки чёткой дикции, развития голосового аппарата.
В приложении№2 предлагаются художественные произведения, помогающие воспитателю активизировать знания детей о слове и его элементах – звуках и слогах.
В приложении №3 дана методика работы с цветной вкладкой.
Иллюстрации, которые представлены в книге, помогут воспитателю в проведении отдельных занятий с детьми.
Задача этого пособия состоит в том, чтобы помочь воспитателю познакомить детей со звуковой стороной речи и звуковой стороной слова как единицей языка.

Меркулова Ольга 09/373 зД

 
МарсДата: Среда, 14.04.2010, 13:12 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
О. С. Ушакова Методика и развитие речи детей. М., изд. Владос, 2003г.

В основе пособия лежат научные теории, и взгляды психолога Сохина Ф.А. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. И, по мнению ученого, необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребёнком языка.
Дети, начиная с младшего дошкольного возраста, без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
В настоящем пособии раскрываются теоретические основы методики, задачи и программа развития речи дошкольников, представлены конспекты, речевые игры, упражнения, методические рекомендации, сценарии.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического настроя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представить основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
При решении этих задач значительное место должны занять специальное обучение - речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению. Упражнения создают условия для речевой практики детей, пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.
Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными. Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, например помочь детям освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименований детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).
В книгу включены некоторые конспекты, опубликованные раннее в пособиях для воспитателя: Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред О.С. Ушаковой. – М., 1999; Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996; Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой. – М., 1999.

Николаева Елена 09/375-ЗД

 
sveta75k343Дата: Воскресенье, 18.04.2010, 22:27 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.

В книге представлены занятия по речевой деятельности детей раннего возраста.
Эта книга станет прекрасным помощником каждого педагога в подготовке и проведении занятий по развитию речи детей раннего возраста (с 2до3лет).
Весь материал дан в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Вначале пособия даётся развёрнутая характеристика развития речи ребёнка данного возраста. В книге описываются формы работы по развитию речи и методические рекомендации.
Основное место в системе мероприятий по развитию речи отведено непосредственному обучению ребёнка взрослыми, общению с ним. Приёмы, описанные в пособии, дают возможность проводить занятия систематически и целенаправленно.
Значительное место отведено роли воспитателя. Показана его подготовка к занятиям, подбор материала и т.д. Подробно описывает автор игры, занятия и упражнения, даёт общие правила их проведения. Автор предлагает несколько возможных вариантов занятий.
В данном пособие представлены разные по структуре занятия, многие из которых включают дидактические игры и упражнения, побуждающие детей вступать в диалог с воспитателем. В пособие включены игры-инсценировки, что способствует на начальном этапе обучения развитию репродуктивной речи, а в последствии уступает место инициативным высказываниям.
Все сказки, рассказы русских и современных писателей тщательно подобраны к каждой теме. Знакомство с этими замечательными произведениями вызовет у каждого ребёнка целую гамму чувств и эмоций – от улыбки до бурного смеха, от нежности до грусти.
На многих занятиях, представленных в данном пособии, предусмотрена работа с произведениями художественной литературы.
Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. Литературным миниатюрам присущи чёткость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой знания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос-ответ).
В настоящем пособии предусмотрена целенаправленная работа по рассматриванию с детьми рисунков к знакомым произведениям.
Впервые в пособие включены дидактические игры с условным названием «Так или так?». К концу года жизненный опыт детей становится богаче, они уже могут объяснять ситуацию.
В систему занятий вошли рассказы без наглядного сопровождения, занимающие особое место в обучении детей. Детям предлагаются тексты, которые им предстоит воспринять на слух.
В пособии запланировано практически каждый месяц с детьми рассматривание сюжетных картин, специально предназначенных для развития речи. Эти занятия активизируют речь детей.
В пособии предусмотрена работа с детьми в летнее время года .
В конце настоящего пособия представлены сюжетные картины для занятий.
Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий.

Федоренкова С.В. 09/372 - З

 
zasminДата: Вторник, 20.04.2010, 20:14 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Развитие речи, подготовка к освоению письма Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина
Издательство Москва ООО "ВАКО", 2005
В данной книге обобщён многолетний научно-методический опыт по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста учреждения дополнительного образования - Студия комплексного развития для дошкольников " Гармония" Это пособие может быть использовано воспитателями детских садов, педагогами центров дополнительного образования дошкольников, гувернёрами и родителями, желающими успешно подготовить детей к школе. В данном пособии приводится полный трёхлетний курс занятий по обучению дошколят чтению и однолетний курс по письму.Все занятия имеют законченный характер и могут быть использованы как профильным педагогом, так и для составления комплексных занятий. Пособие полностью автономно и может быть использовано целиком или частично для составления собственных занятий. В пособии авторы обобщили опыт, накопленный студией за многолетнюю работу и предлагают концептуально новые комплексные занятия, которые будут хорошим подспорьем педагогу любого уровня. Так же в книге представлены подробные сценарии курсов занятий основного развивающего цикла для дошкольников.
Программа "Гармония" опирается в своих принципиальных моментах на новые наиболее актуальные программы по дошкольному образованию.
Цель программы - расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребёнка и его психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности.
Основные задачи программы:
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование потребности в дальнейшем получении дополнительного образования по одному из направлений художественной деятельности.
3. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
В программу входят групповые занятия по темам:
1. Психологические особенности детей различных возрастов.
2. Психологические особеннности взаимодействия родителей и детей. Стили воспитания.
3. Трудные дети. Страхи, капризы, агрессия, защитные механизмы.
4. Контакт с детьми, поддержка.
5. Принятие и передача ответственности в процессе воспитания.
6. Взаимоотношения в семье как фактор, влияющий на развитие ребёнка.
7. Индивидуальные консультации по проблемам конкретных семей и родителей.
В сценариях занятий расписаны цели, образовательные,развивающие и воспитательные задачи.А так же в каждом занятии существуют физкультминутки, игры, стихи, сказки, загадки.
Рекомендую всем использовать это пособие для обучения детей развитию речи, будет познавательно и интересно. Желаю удачи!

Романова Наталия группа 09/ 375 зД

 
KrasotkaДата: Воскресенье, 25.04.2010, 16:50 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Жукова Н.С.
Букварь: Учебное пособие / М.: Изд-во Эксмо ; Е.: Изд-во ЛИТУР, 2003.-96 с.
Уважаемые коллеги и родители! Все мы знаем , что чтение способствует закреплению поставленных звуков. Читая, дети видят буквы, обозначающие звуки, которые им нужно правильно произносить , тогда автоматизация и дефференциация проходят быстрее. Главная задача данной книги - обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, до того как он пойдет в школу. В книге даны советы, методические указания и рекомендации родителям для грамотного обучения чтению .Для формирования правильного направления чтения с левой стороны каждой страницы проведена красная линия, которая напоминает ребенку о том, что пальчик при чтении движется от красной линии ( слева направо ). Прежде чем предложить ребенку ту или иную страницу Букваря нужно ознакомиться с замечаниями помещенными в нижней части страницы.
Букварь основан на традиционном подходе к обучению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента-слога в качестве единицы чтения ( дальнейшем письма ). Книга не имеет развлекательного или занимательного характера .Речевой материал дан в виде рифмовок и коротких текстов. Рифмовки-специальные упражнения, построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель, которую ставил перед собой автор- максимально наполнить лексический материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки. happy
Книга рекомендована работникам дошкольных образовательных учреждений , воспитателям , логопедам и методистам , студентам педагогических вузов и колледжей , родителям для обучения детей правильной технике чтения .
Если ваш ребенок научился правильно произносить звуки в отдельных словах, не пропускает, не искажает , не заменяет звуки в устной речи, то я рекомендую вам воспользоваться данным пособием. Книга имеет вторую часть. wink

Соболевская Татьяна группа 09/ 374 зД

Добавлено (25.04.2010, 16:50)
---------------------------------------------
Жукова Н.С.
Первая после Букваря книга для чтения /Н.С.Жукова.-М.:Эксмо,2008.-80с.:ил.
Основная задача этой книги состоит в том ,чтобы начать формировать у детей любознательность,вызвать у ребенка стремление приобретать новые знания ,развивать пытливый ум и усидчивость.
Известно,что разные дети овладевают чтением по-разному,каждый в своем темпе .В данной книге автор предлогает несколько вариантов прочтения текстового материала в зависимости от его сложности и возможностей ребенка .
Данное пособие содержит три типа текстов ,разных по содержанию ,стилю и шрифту ,которые объединены одной общей темой :" Родная природа в баснях , рассказах,поэзии и в жизни ".В рубрике
"Юному лирику"даны отрывки из стихотворений замечательных русских поэтов (Сергея Есенина,Александра Блока,Алексея Толстого ,Ивана Бунина,Александра Пушкина ,Федора Тютчева ,Афанасия Фет ,Константина Бальмонта ,Ивана Никитина ,Михаила Лермонтова).Текст стихотворений ассоциативно связан с героями басен и рассказов или с условиями в которых действовали герои .В рубрике
"Юному натуралисту "дана краткая характеристика энциклопедического характера
В книге представлены картины знаменитых русских художников А.К.Саврасова,И.И.Левитана,В.Д.Поленова ,И.И.Шишкина ,А.М.Васнецова ,Н.С.Крылова ,Ф.А.Васильева ,А.И.Куиджи и др ,даны рекомендации о том ,как правильно учить ребенка рассматривать картины .Книга отличается простотой и доступностью изложения материала.Ваш ребенок с,удовольствием будет рассматривать картины знаменитых художников ,читать небольшие позновательные рассказы о жизни зверей ,птиц ,деревьев ,читать и заучивать наизусть басни и отрывки из стихотворений русских поэтов .Специально подобранный литературный материал способствует формированию правильной культуре речи ,развитию художественного вкуса ,мотивации на учебу .
Достаточно просто любить своего ребенка и день за днем перелистывать вместе сним страницы этой увлекательной книги .
Книга рекомендована Юным защитникам живой и неживой природы ,атакже их родителям ,воспитателям и педагогам .

соболевская татьяна группа /374 зД ^_^

Сообщение отредактировал Krasotka - Пятница, 23.04.2010, 22:56
 
андролькаДата: Среда, 28.04.2010, 23:50 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Гербова В.В.
Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий
Мозаика – Синтез
Москва 2007
В первой части пособия даётся развёрнутая характеристика развития речи ребёнка данного возраста, описываются формы работы по развитию речи и методические рекомендации. Методы и приёмы, описанные автором, дают возможность проводить занятия систематически и целенаправленно, указано на значительную роль воспитателя, в его подготовке к занятиям, и указано на важность подбора наглядного материала.
Во второй части данного пособия представлены конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой детей 3-4 лет. Конспекты предложены на весь учебный год, расчетом на 2 занятия в неделю. В них присутствуют тексты предложенных в занятии произведений и дидактические и речевые игры и упражнения, скороговорки, рифмы и другие необходимые материалы. Игры и упражнения даны на все речевые задачи. Весь материал дан в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Все занятия построены в игровой форме, благодаря чему усвоение материала в дошкольном возрасте происходит лучше. В пособие представлены разные по структуре занятия, многие из которых включают дидактические игры и упражнения, побуждающие детей вступать в диалог с воспитателем. большое внимание уделено целенаправленной работе по рассматриванию с детьми картин и рисунков к знакомым произведениям, что способствует активизации речи детей. Здесь так же даются рекомендации по работе над становление речи детей в летней период.
В приложении даны небольшие задании для проверки успешности овладения родным языком, а так же некоторые произведения художественной литературы которые можно использовать вне занятий.
Занимаясь по данному пособию с детьми в детском саду и дома, при системности составленных занятий овладение родной речью будет успешным и радостным процессом.

андриянова ольга 09/372 з

 
Ludmila122Дата: Суббота, 01.05.2010, 20:26 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Воспитание сказкой Л.Б.Фесюкова, Москва АСТ, 2000 для работы с детьми дошкольного возраста.Глава Методы работы со сказкой
В главе этой книги автор предлагает нам схему из семи разделов, помогающий педагогу в работе с детьми для использования сказочных и художественных произведений. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем, каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей. Автор обращает особое внимание на содержание каждой схемы, мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать, традиционное направление работы со сказкой. Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Например: В сказке «Кот в сапогах» нам предлагают рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки? В сказке «Рукавичка» нравственный урок также раскрывается с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов для детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: - учит детей сравнивать, сопоставлять; - формирует привычку доказывать, что это так, а не иначе; - ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; - упражняет детей в выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу. То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать педагогу и свои пути воспитания добрых чувств. Сказки и художественные произведения играют важную роль в воспитании правильной устной речи, расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказка «Рукавичка». Автор предлагает следующие новые названия - «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку». Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и в то же самое время смешное слово; - разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях; - произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Автор обращает наше внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное, только домашних животных или только диких. Например, из слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – дошкольник, определяет лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки. Следующим моментом в схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Еще один метод связанный с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом ,нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям предлагаются вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему; - Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку. «Метод аналогий» помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.
Теперь о связи сказки и математики. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки. В этой же рубрике - «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например: следующая модель( один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка». В рубрике «Сказка и экология» говорится о формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах – (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве). Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива, поэтому приходится использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки автор знакомит детей с природой во всем ее многообразии. В рубрике «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Прежде чем перейти к разработкам по универсальной схеме, автор советует изучить творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора. Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.

Добавлено (01.05.2010, 20:26)
---------------------------------------------
извените, не подписала сообщение №11,выполнила Позднякова Л. 09/372з

 
мари0235Дата: Пятница, 07.05.2010, 11:23 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Л.Н. Павлова. Раннее детство: Развитие речи и мышления.
Москва Мазаика-Синтез 2000год

Развитию речи и мышления в раннем детстве уделяется мало внимания наше время, это связано с закрытием ясельных дошкольных учреждений и тем немногим оставшимся эта книга окажет неоценимую помощь в развитии речи детей.
Данная книга описывает психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте . Даются нормативные данные овладевания речи в 1 год, 2года, 3 года; указываются условия для гармоничного овадевания речью такие как общение со взрослым и предметная деятельность.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому она называется ведущей.
Задачами первых лет жизни является, во первых, расширение понимания речи взрослых, и, во вторых, формирования активного словаря ребёнка. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщают определённые знания, передаются умения и навыки. Таким образом, с помощью речи в мышлении формируются понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.
Предложенные в книге конспекты занятий способствуют развитию способности понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребёнка в окружающем, воспитывать внимание и интерес ребёнка к окружающем, расширять интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинке и обозначать слово. Данный вид деятельности способствует формированию первичных представлений об окружающем мире, установлению простейших связей между предметом и явлением.
Л.Н.Павлова предлагает проводить занятия с детьми раннего возраста 4 видов: наблюдение, инсценирования, рассматривания, чтение. Занятия предложено планировать для двух возростнх групп: от 1года до 1,5лет и от 1,5лет до 2лет.
Занятия с детьми носят игровой характер . Однако они имеют определённые цели, задачи, средства осуществления и тем самым существенно отличаются от игры.
Книге представлены поэтапные конспекты занятий ;
Таблица тематического подбора картинок для ознакомления с окружающим и развития речи;
возрастная динамика развития мыслительных операций и речи по занятию с картинками

Добавлено (07.05.2010, 11:23)
---------------------------------------------
Л.Н. Павлова. Раннее детство: Развитие речи и мышления.
Москва Мазаика-Синтез 2000год

Развитию речи и мышления в раннем детстве уделяется мало внимания наше время, это связано с закрытием ясельных дошкольных учреждений и тем немногим оставшимся эта книга окажет неоценимую помощь в развитии речи детей.
Данная книга описывает психологические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте . Даются нормативные данные овладевания речи в 1 год, 2года, 3 года; указываются условия для гармоничного овадевания речью такие как общение со взрослым и предметная деятельность.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому она называется ведущей.
Задачами первых лет жизни является, во первых, расширение понимания речи взрослых, и, во вторых, формирования активного словаря ребёнка. Речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщают определённые знания, передаются умения и навыки. Таким образом, с помощью речи в мышлении формируются понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.
Предложенные в книге конспекты занятий способствуют развитию способности понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребёнка в окружающем, воспитывать внимание и интерес ребёнка к окружающем, расширять интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинке и обозначать слово. Данный вид деятельности способствует формированию первичных представлений об окружающем мире, установлению простейших связей между предметом и явлением.
Л.Н.Павлова предлагает проводить занятия с детьми раннего возраста 4 видов: наблюдение, инсценирования, рассматривания, чтение. Занятия предложено планировать для двух возростнх групп: от 1года до 1,5лет и от 1,5лет до 2лет.
Занятия с детьми носят игровой характер . Однако они имеют определённые цели, задачи, средства осуществления и тем самым существенно отличаются от игры.
Книге представлены поэтапные конспекты занятий ;
Таблица тематического подбора картинок для ознакомления с окружающим и развития речи;
возрастная динамика развития мыслительных операций и речи по занятию с картинками

 
Форум » Обзор новинок педагогической литературы » Развитие речи » Методика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.