Виноградова. Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Целью разработки методического пособия стало изучение влияния предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и определение педагогических условий ее организации.
Актуальностью проблемы послужило то, что на современном этапе в педагогическом процессе игре уделяется недостаточно внимания. Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели могут способствовать игровой деятельности ребенка, влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовывать.
Авторы пособия на основе научных и психолого-педагогических источников проследили становление воззрений на предметно-развивающую и предметно-игровую среду, теоретически обосновали подходы к ее организации; опытно-экспериментальным путем выявили воздействие предметно-игровой среды на развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; определили педагогические условия организации предметно-игровой среды ДОУ.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (Письмо Министерства образования РФ от 26.05.99г. №109/23-16 «О проведении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек» и Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000г.№1917 «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».) Текст данных документов можно найти в приложении 1.
В приложении 2 имеется оценочный лист состояния предметно-игровой среды, а также схема анализа сюжетно-ролевой игры дошкольников (Н.Н.Серова).
Примерное планирование игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте приводится в пособии в виде таблиц, удобных в использовании. Данное планирование окажет значительную помощь в работе воспитателе, особенно начинающих.
В издании приводятся конспекты-описания проведения сюжетно-ролевых игр. Например: «Наш любимый цирк!», «Путешествие в мир транспорта», «Путешествие по городу», «Путешествие в мир игрушек» и др.
Издание снабжено списком литературы по проблеме организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды ДОУ.
Пособие адресуется воспитателям детских садов, учащимся педагогических колледжей и студентам педагогических вузов.
Колдаева Н. 09/372 - З