Инновационные модели формирования здоровья дошкольников.
| |
Туля | Дата: Четверг, 25.03.2010, 20:39 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
| Детский сад № 791. Детский сад является Городской экспериментальной площадкой по разработке инновационных моделей формирования здоровья дошкольников. Второй год работаем в сетевом взаимодействии с ресурсным центром в проекте «Здоровый ребенок». За это время в детском саду создана оздоровительная физкультурно-игровая среда. Оборудованы 3 спортивные площадки. Спортивные игры и упражнения на воздухе занимают важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Особенностью этих игр и упражнений является то, что они в любое время года преимущественно проводятся на открытом воздухе. Это, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей и закаливания организма. Педагогами создан оптимальный двигательный режим с учетом индивидуальных возможностей ребенка и их функциональных резервов. Разработаны вариативные формы физического воспитания. У детей выявлена позитивная динамика состояния здоровья и уровня его физического развития. В результате у детей повысился интерес к движениям, к спортивным играм и упражнениям. Педагоги совместно с родителями решают вопросы по укреплению здоровья детей. Родители стали больше уделять внимания играм с элементами спорта дома в выходные дни и во время отпуска. Блок №1. Образовательные технологии формирования доступных знаний об основах ЗОЖ ♦ знания о некоторых профилактических и гигиенических процедурах; ♦ обучение конкретным способам и приемам выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений и закаливающих процедур; ♦ активная роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности: занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий «Что важно знать для здоровья», подвижные игры и упражнения на воздухе «Радость в движении», неделя «Здоровья», «Закаляйся, если хочешь быть здоровым!», сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента, физкультминутки, построенные на сюжетно-игровом материале; ♦ занятия на развитие элементарных представлений у детей о строении своего тела; ♦ занятия, беседы, игры и упражнения, направленные на формирование у детей ценности здоровья и ЗОЖ. Блок №2 Технологии приобщения детей к физической культуре ♦ формирование у детей потребности к физическому самосовершенствованию (художественная литература, беседы с детьми, просмотры видеофильмов, личный пример педагога, занятия по физической культуре); ♦ развитие основных движений с учетом состояния здоровья и уровня ДА и ФП (учебные занятия по физической культуре разного типа, физкультурно-оздоровительные кружки); ♦ формирование положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения ДА (музыкально-ритмические и сюжетно-игровые композиции, игры-упражнения); ♦ развитие интереса и потребности у детей в регулярных занятиях по физической культуре; ♦ знакомство со спортивной тематикой, расширение представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, о назначении и способах использования разных видов движения, о практической их значимости (подвижные игры, игры с элементами спорта, ритмическая гимнастика, упражнения с элементами акробатики). Блок № 3 Технологии создания здоровьесберегающей среды ♦ модель режима дня с учетом возраста и индивидуального уровня развития детей (снижение умственной и физической нагрузки для ослабленных детей, щадящий режим дня и т.д.); ♦ обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; ♦ оптимальный двигательный режим с учетом сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей (рациональное распределение разных видов занятий по физической культуре в течение дня); ♦ система физкультурно-оздоровительной работы (компоненты, их длительность, чередование): --занятия по физической культуре на воздухе, --подвижные игры и физические упражнения на воздухе во время утреннего приема, --воздушно-водные процедуры в утренний отрезок дня (полоскание рта после еды, обливание рук холодной водой), --физкультминутки при открытой фрамуге, --занятия по физической культуре на воздухе, --гимнастика после дневного сна с использованием массажа и пробежки по игровым массажным дорожкам при открытых фрамугах, --ЛФК и кислородный коктейль, --упражнения на тренажерах, --подвижные игры на воздухе ♦ психолого-педагогические приемы: музыкотерапия, беседы, игры с ребенком, игровые приемы, индивидуально-дифференцированный подход к детям в разных видах занятий; ♦ психокоррекционная работа с ребенком (комната релаксации, индивидуальные подгрупповые занятия). Блок № 4 Взаимодействие детского сада и семьи. «Педагог – ребенок – родитель» ♦ привлечение семьи к работе по формированию у детей ЗОЖ; ♦ активное участие родителей в жизни ребенка в детском саду и дома: --совместные спортивные досуги и праздники, --пешие и лыжные прогулки с ребенком, --посещение плавательного комплекса, --подвижные игры и соревнования, --дни открытых дверей, --анкетирование родителей по вопросу здоровья детей, --консультации у врача и старшей медсестры. Результаты проведенной экспериментальной работы представлены в научно- методических сборниках, методических пособиях, в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя», в настоящее время одна из статей находится в печати в журнале «Здоровье дошкольника». Корзухина Наталия 09-372з.
|
|
| |
Марин-ка | Дата: Среда, 31.03.2010, 22:32 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Движение - насущная потребность детского организма. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Ко мне, как к соучастнику в воспитании своего ребёнка, часто обращаются родители с просьбой о совете и помощи. Задают вопросы о возможностях детского организма, о приемлемых путях физического развития малыша. Просят совета в выборе кружка, секции. Опираясь на свои наблюдения и выводы о возможностях каждого ребёнка, я стараюсь дать такой совет, который может реально помочь малышу почувствовать себя комфортнее и успешнее. Каждому родителю в моей группе я стараюсь донести, что наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях, подчёркиваю, что движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Говорю о том, какое огромное значение имеет отношение родителей к физическим упражнениям, их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Советую ходить в походы пешком и на лыжах, рекомендую игры и развлечения, поощряю к участию в коллективных соревнованиях «Всей семьей - на старт». В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых – родителей, воспитателей, старших братьев и сестер - для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием, что я и делаю ежедневно и регулярно в своей группе. Опираясь на первоначально возникшие у ребят интересы, я стремлюсь закрепить их. Своим положительным отношением, справедливой оценкой возбуждаю у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях. Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями. У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Моя роль при этом - не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на самокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой. Особое внимание я уделяю малоактивным детям, стимулирую их двигательную деятельность, предлагаю им интересные упражнения, чаще включаю в веселые игры сверстников, словом, помогаю каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности. Чувствуя потребность родителей больше знать о развитии своих детей, я оформила стенд для родителей, на котором вывешиваю и периодически обновляю полезную информацию. В частности там я помещаю информацию о том, что активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрезмерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функциональные системы перенапрягаются, если их деятельность превышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция -- активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах. составляя статью, опиралась на статьи профессора Солодкова А. С., книгу Пономарёва С. А. "Растите малышей здоровыми" и на свой опыт работы. Белова Марина 09/371-з
|
|
| |
|