Группа кратковременного пребывания
| |
sveta75k343 | Дата: Воскресенье, 18.04.2010, 13:52 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
| В 2007 году у нас в саду открылись две адаптационные группы кратковременного пребывания. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и ребёнку раннего возраста было приятно приходить в детский сад, предметная среда была организовать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности. Групповая комната обустроена с учётом раннего возраста и дети имеют возможность играть как совместно, так и индивидуально. При такой организации ребенок свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. В группе присутствует разнообразная предметная среда, обеспечивающая ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной совместной деятельности с воспитателем. У детей есть возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. У нас в группе используются все формы развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми. Правильно созданная предметная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей . Предметная среда рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности и дидактику. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми. Стратегия и тактика построения развивающей среды в нашей группе определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Итак, при создании предметной среды мы придерживались требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды: - обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности; - обеспечение эстетических и гигиенических показателей. Уже после нескольких дней пребывания в группах малыши осваиваются с новой обстановкой, начинают проявлять интерес к «садику», охотно идут на занятия. Многие дети успешно адаптируются к условиям дошкольного учреждения и, в дальнейшем, с удовольствием посещают детский сад. Федоренкова С.В. 09/372 - З
|
|
| |
Таша | Дата: Суббота, 24.04.2010, 00:06 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Как осуществить методическое сопровождение группы кратковременного пребывания? Другими словами, что необходимо предпринять педагогам, работающим с детьми в режиме кратковременного пребывания, чтобы правильно подобрать программу развития и успешно ее реализовать? Прежде всего - провести тщательный анализ нескольких наиболее подходящих к особенностям группы программ, а затем попытаться их максимально адаптировать к условиям кратковременного пребывания. На современном этапе развития групп кратковременного пребывания существует несколько программ, обеспечивающих их методически. Однако они не охватывают всего их видового разнообразия, и педагоги вынуждены реализовывать основные образовательные программы детского сада, рассчитанные на посещение ребенком дошкольного учреждения полный рабочий день, что приводит к ряду методических ошибок. Основная из них - попытка "уместить" все программное содержание в более сжатые сроки. Это приводит к тому, что ребенок, находящийся в детском саду гораздо меньшей промежуток времени, чем его сверстники, оказывается, перегружен учебными занятиями, не имея при этом соответствующей подготовки. Стоит ли говорить о том, что такая ситуация может негативно сказаться на психофизическом здоровье ребенка, и как бы хорошо не была организована жизнедеятельность группы в плане создания нормативной базы, развивающей среды и обеспечения дополнительными штатными единицами, результат работы будет прямо противоположным ожидаемому. Учитывая специфику групп кратковременного пребывания, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого времени не упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, не превратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам". Итак, какой должна быть программа, чтобы педагоги смогли ее адаптировать, не нарушая целостности и идеологии, заложенной авторами, и в тоже время, учитывая все требования к организации процесса развития ребенка в условиях кратковременного пребывания в детском саду? Рассмотрим, как особенности кратковременного пребывания повлияют на выбор программного обеспечения. 1) Особенности организации деятельности группы Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами - "позволить" организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе. С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно - посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка. 2) Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях. 3) Особенности планирования педагогического процесса Воспитательно-образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка. В планировании воспитательно-образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний. Такие направления образовательных программ как ознакомление с художественной литературой, развитие речи не выделяются в самостоятельные занятия, а реализуются в процессе других занятий: познавательного цикла, по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, что позволяет формировать у ребенка целостное восприятие окружающей действительности Часть занятий познавательно-речевого цикла, физического воспитания могут быть вынесены на прогулку. Игры, направленные на подготовку ребенка к занятию и на закрепление, полученных представлений делегируются родителям. Так же знакомство с произведениями художественной литературы (достаточно большие по объему сказки, повести) выносится на домашнее чтение. Игровая деятельность детей планируется в контексте расписания занятий. Поэтому, анализируя программу с точки зрения возможной адаптации, педагог должен рассмотреть все эти аспекты. Таким образом, выбранная программа должна отвечать следующим требованиям: по структуре состоять из разделов, которые могут использоваться как отдельные программы или методики; включать в себя пакет диагностических материалов; иметь ресурс для создания комплексных и интегрированных занятий на ее основе; позволить в планирование любого вида деятельности включить задачи социально-личностного развития детей; иметь возможность вовлечь родителей в педагогический процесс. Если выбранная Вами программа в основном отвечает указанным требованиям, то можно приступать к ее адаптации. Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что процесс адаптации программы, насколько бы хорошо она не подходила к условиям кратковременного пребывания довольно трудоемкий. Однако в результате Вы разработаете методические материалы с планированием занятий для группы конкретной модели и направленности. Хотелось бы только отметить, что планирование развивающего процесса в условиях кратковременного пребывания должно включать: задачи по освоению детьми определенных коммуникативных навыков: поскольку дети, посещающие группы кратковременного пребывания, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях. задачи обучения родителей взаимодействию с ребенком в различных видах деятельности: практика показывает, что, несмотря на повышение образовательного уровня семей, приходящих в детский сад, родители не готовы к воспитанию и обучению своего ребенка, а поскольку дети, посещающие группу кратковременного пребывания, наибольшее количество времени проводят дома, данная составляющая планирования является очень значимой в воспитательно-образовательном процессе. рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач развития ребенка в группах кратковременного пребывания невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьи романова Т. Н. 09-372 з/д
|
|
| |
Светусик | Дата: Суббота, 01.05.2010, 09:07 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Поиск путей развития новых форм работы дошкольных образовательных учреждений привел практику к соз¬данию разнообразных по организации и содержанию групп кратковременного пребывания для детей дошколь¬ного возраста. Такие группы создаются для решения конкретных об¬разовательных задач по заявкам родителей, дети которых по самым разным причинам не посещают дошкольное уч¬реждение. Организовать обучение детей разного возраста в группах кратковременного пребывания можно в форме занятий (индивидуальные, по подгруппам, со всеми деть¬ми одновременно), игры, наблюдения, экспериментирова¬ние и т.д. Мы отдаем предпочтения однотемным занятиям с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. На таких занятиях воспитатель может со¬средоточить свое внимание и усилия на каком-то одном виде деятельности, но задачи решаются в комплексе. Предлагаем Вам планировать и тематические дни, где темообразующее занятие» переходит в разные формы детской деятельности со сменой движений, задач, а ино¬гда продолжается на улице и дома. И еще одно напоминание: объединяйте богатый и разнообразный мир игры с обучением и вы приобретете возможность сделать осмыс¬ленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребенка, учебных заданий. Введение в про¬цесс обучения игры позволяет вызвать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игро¬вой форме руководство их работой и ее опеку; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата, а также от возможности использовать его в игре по окончании за¬нятия. ИГРАЯ, ОБУЧАЮСЬ Цель. Развитие личности ребенка в процессе ведущих видов детской деятельности (предметной и игровой). Задачи. 1. Социально-нравственное развитие ребенка, как основа формирования и становления личности, его эмоционально-экспрессивное развитие. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Физическое развитие и оздоровление ребенка. Вве¬дение ребенка в мир подвижных и спортивных игр, игр-соревнований, игр-забав и т.д. 3. Формирование творческих способностей и культу¬ры личности ребенка средствами художественно-эстетического воспитания. 4. Познавательное и речевое развитие дошкольника. Организация работы Группа «Играя, обучаюсь» создается для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Группа может быть организована как для детей раннего возраста, так и для младшего и старшего дошкольного. Могут комплектоваться разновозрастные и одновозрастные группы. Однако наиболее целесообразно прово¬дить комплектование по разновозрастному принципу, придерживаясь сопредельных возрастных границ: - для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - для детей младшего дошкольного и среднего до¬школьного возраста; - для детей среднего дошкольного и старшего дошко¬льного возраста. Такое комплектование позволит в рамках кратковре¬менного пребывания ребенка в дошкольном учреждении полноценно решать ряд важнейших психолого-педагоги¬ческих задач и задач социальной адаптации ребенка к жизни, осуществлять личностно-ориентированный подход к развитию каждого ребенка, обеспечить защищенность, комфорт и духовное благополучие, игровое, развивающее взаимодействие, способствующее развитию интеллекту-альной компетенции каждого ребенка. Режим групп «Играя, обучаюсь» имеет свои особенности В связи с физиологическими потребностями детей в режим должны включаться время для игр-занятий, про¬гулка, завтрак . Важно так организовать режимные моменты, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе. При организации прогулок целесообразно использо¬вать ее многогранные возможности (игры оздоровитель¬ные, познавательно-развивающие, социально-бытовые и др). Режим работы группы может быть гибким. Главное четко определить время для приема пищи. Время для ор¬ганизованной работы с детьми, их свободной деятельно¬сти определяет сам педагог, учитывая время года, состоя-ние погоды. Необходимо предусмотреть работу связанную с подготовкой к организации развивающих игр, индиви¬дуальную работу с отдельными детьми. Для групп кратковременного пребывания от¬водится отдельное помещение (групповая комната, спаль¬ня (переоснащенная для детской деятельности) умываль¬ная комната, туалет, раздевалка). Примечание. 1. Чем младше дети, тем промежутки между играми больше. 2. После работы с детьми каждой группы, обязатель¬но тщательное проветривание помещений и влажная уборка.. Каждый детский сад с учетом имеющихся условий может проводить физкультурные и музыкальные занятия, занятия в бассейне и т. д. Организация работы с детьми строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте - предметная деятельность, в дошкольном возрасте - игра) и с учетом индивидуальных, личностных особенностей развития возможностей и интересов каждого ребенка. Специфика групп «Играя, обучаюсь» в том, что разви¬тие ребенка осуществляется с учетом не столько биологи¬ческого возраста ребенка, сколько психологического. Как известно каждый ребенок развивается в силу определен-ных условий неравномерно. Бывает и некоторое отстава¬ние и наоборот резкие скачки. Например, ребенку может быть 4 года, а он по уровню развития - трехлетний. Или же наоборот, ребенок в 6 лет может иметь уровень интел-лектуальной и познавательной сферы значительно превы¬шенный планку его возраста. Если Вы будете следовать данному принципу то это позволит Вам активнее разви¬вать всех детей («продвинутых», способных, одаренных). Формы организации детской деятельности могут быть различны, но очень важно, чтобы выбор средств дос¬тижения воспитательно-оздоровительных задач оставался игровым. Наиболее целесообразно использовать различ¬ные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры эксперименты с материалами и пр. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивающие реализацию выбранного программного содержания. При этом необходимо постоянно учитывать главное направле¬ние в работе с детьми: развитие речевой активности каж¬дого ребенка в процессе разнообразной деятельности. Важно уделить особое внимание созданию условий и выбору предметно-развивающей и игровой среды. Требования к организации предметно-развивающей среды - Предметно-развивающая среда должна отвечать са¬нитарно-гигиеническим требованиям и нормам. - Дизайн групп может быть разнообразным в зависи¬мости от условий и возможности учреждения. - Мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особен¬ностям детей данного возраста. - Оформление групп - приближенно к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика оформления), - Предметно-игровая среда - разнообразна, многофункциональна и вариативна. - Игровое пространство должно соответствовать потребностям ребенка в социальном развитии. Необходимо определить предметную сферу для сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, конструирования, художественного творчества и др. - Для приобщения ребенка к миру природы важно иметь в группе природные уголки. Наблюдение, уход за растениями и животными позволит реализовать потребность ребенка в общении с живым миром, в формирова¬нии элементарных трудовых навыков. - Особенностью данных групп является задача выполнения базового компонента средствами развивающих игр в условиях кратковременного пребывания детей, по-этому предметно-развивающая среда должна быть обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями. Советы по организации предметно-развивающей среды Игровая мебель предпочтительна легкая и на колесн¬ых, чтобы дети сами могли создавать свой «интерьер». Осязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь помещения не должна быть меньше предусмотренных норм. Помещение для группы выделяется светлое, просторное. Стены лучше окрашивать от пола до потолка или оклеивать светлыми обоями (но имеющими сертификат соответствия). Также можно «углубить» 1-2 стены, разрисовав их пей¬зажем с хорошей перспективой. С целью зрительного увеличения комнаты, можно одну стену оборудовать зеркальными покрытиями (это также хорошо и для наблюдения детей за своими движениями, их красотой и пластикой). Лучше ис¬пользовать не обычные занавески, а только верхние ламбрикены или жалюзи. Каждое дошкольное учреждение при оформлении группы исходит из своих условий и возможно¬стей. Дизайн группы может быть разнообразным. Так как обязательным условием является достаточное пространство для движения детей, то чем меньше будет в такой комнате вещей, тем лучше. Цветы также целесообразно размещать и как украше¬ние. Комнатные растения в декоративных целях в углуб¬лениях стен, в различных нишах, а также на полу вдоль окна в специальных подставках. Пристального внимания в плане охраны здоровья и предупреждения утомляемости детей в процессе органи¬зованной или самостоятельной деятельности, заслуживает необходимость обеспечения данной группы рациональной детской мебелью. (Важно, чтобы размеры столов и стуль¬ев соответствовали росту детей, имели соответствующую маркировку). На полу желательно иметь сплошное ковровое по¬крытие. Важно чтобы предметно-развивающая среда, иг¬ровая среда, все материалы, их композиция, колористика, соответствовала психо-физиологическим особенностям данной возрастной группы (раннего, младшего дошколь¬ного и старшего дошкольного возраста). Обучение и развитие детей целесообразно осуществ¬лять в разных формах организационной деятельности - и подгруппами, и индивидуально, и фронтально, и на улице, и в форме путешествий, сказочных превращений и т.д., но отличает эти группы обилие различных игр и игрушек. Предпочтение отдается различным дидактическим и развивающим играм по всем направлениям развития и обучения детей. При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы игрушки были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные, игрушки-забавы; обязательны театр игрушек и обилие ма¬териалов по сенсорике (различные башенки, пирамидки, вкладыши, матрешки, геометричес-кая мозаика и пр.) В группе малышей желателен безопасный мини-стадион в виде мягких канатов, выполненных в форме «питон» для упражнений в равновесии (их можно сшить и самим); подвесная карусель с колокольчиками, лесенка-горка и пр. Хорошо, если в такой группе находится «сухой бассейн», наполненный цветными шариками. Если есть возможность использования не одного помещения, удобно рядом разместить мини-зимний сад с живыми растениями, животными. Здесь можно разместить аквариумом с рыбками, террариум, клетки птицами, мини-фонтанчик, столик с мягкой глиной для творчества, развития рук, сброса психоэмоционального напряжения. Такой «садик» мог бы иметь другое назначение - отдых, зал релаксации. Интересна стилизация оформления помещений, например под джунгли, если в виде «пароходика», «паровозика», эта¬жерки могут быть выстроены в виде улицы с домиками. Можно все помещение преобразовать в лесную полянку с фонтанчиком, дорожками, стульчиками-пеньками (с упором для спины); можно поставить «волшебный сундучок», в котором хранится природный материал (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.). Вся предметно-развивающая среда моделируется с учетом подхода Г.Н. Любимовой: «Ребенку для его нормального развития необходимо жить в 3-х предметных пространствах: сомасштабным действиям его рук (на уровне глаз), сомасштабном его росту и предметному миру взрослых». И, конечно же, нельзя забывать о том, что деятель¬ный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей». Носулич С.А 09/371-з Добавлено (30.04.2010, 22:34) --------------------------------------------- Перечень оборудования и игрушек В этих группах кратковременного пребывания желательно иметь отдельный вход. Должно иметься помещение для раздевания детей и родителей. Туалетная комната должна быть оборудована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Игровая комната оборудована ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, со¬фами для пособий, стульями для родителей. Правильный подбор игрушек очень важен для групп раннего возраста. Нужно иметь ввиду, что игрушки. обретенные для более младших детей, могут быть использованы и старшими. Игрушки двух-трех летних детей притягательны для тех, кто едва переступил порог первого года жизни. В проводимом перечне игрушек, заранее определены нормативы, которых следует придерживаться. По количеству игрушки приобретаются с учетом списочного состава детей в группе, но не менее 2-3 игрушек (игр) одного наименования на группу. Перечень крупно-габаритного оборудование 1. Манежи в соответствии возрасту. 2. Диванчики. 3. Стол-барьер. 4. Горка-манеж. 5. Бревна (надувные, набивные) крупногабаритные. 6. Мягкие геометрические модули. 7 Мягкие маты. 8. Шарогон. Перечень дидактических игрушек 1. Вкладыши из 3-х частей разного цвета (геометрические фигуры и животные). 2. Кубики пластмассовые, деревянные. 3. Дидактическая коробка (с вырезами по сторонам треугольной, прямоугольной, квадратной и крупной формы) с соответствующими вкладышами. 4. Набор шаров разной величины и цвета. 5. Пирамиды с кольцами на конусной основе (одноцветные и много-цветные) с кольцами 2, 3, 5 размеров. 6. Вкладыши разной формы (миски, стаканчики, цилиндры, кубы). 7. Набор «Колышки и молоточек». 8. Набор «Прокати шарики». 9. Дидактический набор для игр с водой: шарики, рыбки, утки, сачок, 2 емкость Д=60 см и Д=20 см. 10. Набор «Маленький мастер» (пластмассовый или деревянный молоточек, отвертка, верстак с винтами и втулками). 11. Кубик-мозаика (из 4-х частей). 12. Пазлы-мозаика деревянные (предметные и сю¬жетные). 13. Конструкторы простые с устойчивым соединени¬ем деталей, пластмасс-совые и деревянные, тематические (дом, улица и др.). Конструкторы типа «Лего», Дупла. 14 Настольно-печатные игры: разрезные картинки, пазлы из 2-4 частей с изображением знакомых предметов («Овощи», «Фрукты», «Игрушки»). 15. Образные дидактические игрушки с застегиваю¬щими и прилипающими элементами (молнией, пуговица¬ми, шнуровками, кнопками, липучками). 16. Парные картинки (предметные) полиграфические. Перечень сюжетно-образных игрушек 1. Куклы-голыши среднего размера. 2. Куклы-толстушки среднего размера из ткани. 3. Кукла большая озвученная в одежде. 4. Куклы в одежде девочки и мальчика, среднего размера. 5. Игрушки, изображающие животных, птиц и рыб (из разных материалов) мелких и среднего размера, озвучен¬ные и неозвученные. 6. Фигурки людей, диких и домашних животных, сомасшабных строительным наборам размер от 5-7 см до 15 см. 7. Автомобили легковые (маленькие и среднего раз¬мера). 8. Грузовые машины простой конструкции (средние и большие). 9. Набор мебели: кровать, стол, стулья, табуреты, пол¬ки-шкафы для посуды, шкафы для хранения кукольное одежды). 10. Набор для кухни - крупногабаритные: плита, мойка с краном, машинка стиральная. 11. Коляски для кукол, соразмерные росту ребенка 12. Комплекты постельных принадлежностей для кукол. 13. Посуда: чашки, чайник, тарелки, кастрюли, и т.д. пластмассовая, соразмерная руке ребенка. Перечень музыкальных игрушек 1. Колокольчики. 2. Погремушки-грохотушки. 3.Игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка). 4. Музыкальный волчок 5. Барабан, бубен. 6. Дудочка. 7. Металлофон. 8. Детская гармошка. Перечень театральных игрушек 1. Флажки разноцветные. 2. Шапочки с изображением знакомых животных. 3. Би-ба-бо (кошка, собачка, зайка, петрушки). 4. Настольный плоскостной театр «Репка», «Коло¬бок», «Курочка Ряба». 5. Библиотека детская с игрушками-персонажами для обыгрывания сюжетов книг. Перечень спортивных игрушек Каталки образные с рукояткой, на веревочке. Мячи надувные (Д=40-50 см). Мячи резиновые (Д= 15-20 см). Игрушки-качалки, конь-качалка (крупногабаритные) Кегли среднего размера. Обручи среднего размера. Вожжи с бубенчиками. Носулич С.А. 09/371-з Добавлено (01.05.2010, 09:07) --------------------------------------------- ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ, У КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ Группы кратковременного пребывания детей, у кото¬рых русский язык не является родным, ставят своей целью ввести ребенка в русскоязычную среду, создать атмосфе¬ру, в которой дети овладеют способностью сосущество¬вать в мультикультурном сообществе. Для осуществления поставленной цели решаем сле¬дующие задачи: 1. Сформировать у воспитанников группы определенные навыки общения на русском языке и в тоже время осознанного отношения к нему. 2. Развивать навыки социальной коммуникации 3. Создать в группе эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду, позволяющую обеспечить об¬щение детей в разных видах детской деятельности, а также личностного характера как со взрослыми, так и друг с другом. 4. Объединение усилия детского сада и семьи. В поддержание речевого общения на русском языке. 5. Охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия ребенка. Создание предметно-развивающей среды Для реализации поставленных задач в данных группах создается предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие определенных помещений и оборудования не только детей, но и родителей. Прихожая, где помещается: - информация для родителей о специалистах, работающих в группе, о возрастных особенностях детей; - информация о том, чем дети занимались сегодня, задания для родителей; - работы детей; - рекомендации врача об укреплении здоровья детей; - рекомендации других специалистов (логопедов и др., если они есть в ДОУ) Групповая комната. - мебель: низкие стеллажи с наглядными пособиями, играми, игрушками, столы-трансформеры для детей, уголок природы; - фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно; - уголки для самостоятельной деятельности: книжный, изо, развивающих игр; - сюжетно-ролевые игры, материалы для театрализованной деятельности, игрушки для детей разных возрастов (т.к. группа детей может быть смешанной), дидактические игры - уголок природы и предметы ухода за растениями и животными; - демонстрационные и раздаточные пособия для проведения занятий и детская художественная литература. Представляем примерный перечень игр, игрушек, которые необходимы в группе кратковременного пребывания детей, с учетом, что дети не владеют (или слабо владеют) русским языком. Дидактические игрушки 1. Матрешки 5-7 местные 2. Пирамиды из 6-8 колец 3.Стержень с шайбами разного размера (пластмассовые). 4.Мозаика, пазлы. 5.Вкладыши. 6. Разрезные картинки. 7. Головоломки. 8.Кубики с картинками. Игровые наборы с правилами. 1. Контуры для угадывания изображения. 2. Настольно-печатные игры; экологическая игра «Зеленый город», «Четвертый лишний», «Подбери узор», «Логика-малыш» (наши игры, Мишка мастерит, Мишка играет, наши игрушки, животные, растения, бытовая куль- тура: транспорт, одежда, посуда, профессии, путешествия), «Играем в лото», Лото «В лесу», «Найди и назови», домино «Жу-жу», «Ягодка и другие, «Парочки» и др. 3. Шашки Конструкторы и строительные наборы 1. Конструкторы «Транспорт». 2. Домик 3. Конструкторы пластмассовые, деревянные разного размера. 4. «Лего» 5. Конструкторы тематические (железная дорога, гараж, водяные сооружения и др. 6. Материалы для создания игрушек. Сюжетно-образные игрушки 1. Куклы (большого, среднего размера) 2. Игрушки-животные 3. Наборы одежды, упражнений, постельных принадлежностей для куклы. 4. Игровая мебель, посуда, предметы домашнего обихода. 5. Коляски, санки, качели для кукол. 6. Элементы костюмов для детей. 7. Муляжи овощей, фруктов, силуэты деревьев,кустарников, цветов. 8. Комплекты для игр с песком и водой. 9. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр (на бытовые темы). 10. Игрушки-орудия: молотки, совочки, грабли, лопатки, клещи и т.д. 11. Транспорт. Оборудование для театрализованных игр 1. Ширмы ростовые, настольные 2. Фланелеграф 3. Куклы би-ба-бо 4. Куклы пальчиковые, тростевые и др. 5. Театр картинок. 6. Театр игрушек (наборы фигурок людей, животных). Музыкальные игрушки 1. Металлофон 2. Кселофон 3. Пианино, рояль 4. Барабаны 5. Бубен 6. Музыкальные шкатулки 7. Маракасы Перечень спортивных игрушек - кегли - мячи мелкого и среднего размера - скакалки - цветные обручи - надувные формы разного размера - летающие тарелки Мы учитываем положение психологов и педагогов о том, что в дошкольном возрасте дети легко включаются в речевое общение, психологический барьер перед речью на другом языке практически отсутствует и это обстоятель¬ство является существенным психологическим, а значит и методическим преимуществом этого возраста для овладе¬ния вторым языком. Поэтому мы предлагаем это учесть при подборе игр, которые построены на ограниченном лексическом и грамматическом материале (и с учетом лексики изучаемой на занятии темы). Это могут быть настольно-печатные игры «Волшебные кубики», «Лото», «Домино», «Лабиринты», «Телевизор». Игры-драматизации на основе языка сказок в двух ва¬риантах: с изменением сюжета, сохранив образы произве¬дения или с заменой героев, сохранив содержание сказки. Причем при выборе сказок учесть тот момент, чтобы и в книжном уголке и в играх-драматизациях присутствовали сказки (фольклор); национальные (с учетом национально¬го состава детей этой группы). Очень хорошо использо¬вать с детьми для которых русский язык не является род¬ным языком, подвижные и хороводные игры с текстом для овладения словарем, грамматическим строем речи и дру¬гими речевыми задачами). Хороши они для развития ре¬чевой активности тем, что содержание того или другого стихотворного произведения ребенок может усвоить в движении, что позволяет ему глубже, активнее проникать в смысл исполняемого в игре речевого действия. Учитывая специфику детей группы мы должны пом¬нить что в повседневном общении у них включается спон¬танная речевая деятельность, художественно-речевая, т.е. осуществляется так называемое «погружение» ребенка в русскую коммуникативную среду. Для этого продуктивно использовать различные речевые дидактические игры, на¬пример, «Кто что делает», «Кто пришел к Маше», «Научи Мишку делать гимнастику», «Обезьянка - шалунья» и другие. (Для дополнения предметно-развивающей среды в группе можно пользоваться аннотированным наречием «Иг¬ры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений» (С.Л.Новоселова, Н.А.Реуцкая-М.; Центр инноваций в педагогике», 1997. – 1997. -64 с.) Носулич С.А. 09/371-з
|
|
| |
|