Детский сад настоящего:

Вторник, 30.04.2024, 01:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры (старший дошкольный возраст)
Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры
N@DYAДата: Вторник, 27.04.2010, 22:41 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников
В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты (пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробочки и т.д.).
Одним из предметов-заместителей является макет.
Проблема состоит в том, что роль и функции игрового макета понятны не всем (или не до конца понятны).
Прояснить функции макета в сюжетной игре детей старшего дошкольного возраста и обозначить место в предметно-игровой среде нам поможет статья Н.Коротковой, И.Кириллова «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников».
В работах разных исследователей собрано достаточно много фактов, свидетельствующих о том, что сюжетная игра старших дошкольников имеет разнообразные формы. Это и собственно ролевая игра с принятием на себя игровой роли (Д.Б. Эльконин), и игра-фантазирование с преимущественно речевым планом (А.Н.Леонтьев), и создание через посредство мелкого игрового материала воображаемых миров, охватываемых единым взором творца-ребенка (Ж.Пиаже). Все эти формы сюжетной игры развертываются детьми как в индивидуальном плане, так и совместно со сверстниками. Разнообразие форм сочетается с многообразием содержания: игровой сюжет может моделировать как вполне реалистические собития, так и вымышленные, однако в любом случае игровые сюжеты старших дошкольников становятся все более связанными, внутренне логичными (Ж.Пиаже, И.Бретертон).
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это прежде всего играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения) как более сложного способа построения игры (Н.Я.Михайленко, 1987), и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
Самостоятельная детская игра реализуется в предметной среде, на предметных опорах, без которых старший дошкольник еще не может обойтись.
Предмет (специфически игровой или обыденный) выполняет в игре детей двоякую функцию: является опорой для развертывания игрового сюжета, с одной стороны, и стимулом-толчком к возникновению новых сюжетных замыслов, с другой стороны.
В качестве отправной точки для такого рода систематизации использовался подход Н.Я.Михайленко (1987), предлагающий в организации предметной среды учитывать сюжетообразующие функции игрового материала. (Михайленко Н.Я. Управление самрстоятельной сюжетно-ролевой игрой детей // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.) В соответствии со структурой сюжета (включающей персонажа, его действия и пространство, в котором осуществляется действие) Н.Я.Михайленко выделяет в игровом материале атрибутивную функцию, атрибуты персонажа-роли, например, белая шапочка врача, собственно функцию предметов оперирования, например, игрушечный фонендоскоп, градусник, и функцию обозначения игрового пространства, к примеру кушетка для «пациента» или ширма, отделяющая «врачебный кабинет». (этот принцип был использован по отношению к собственно ролевой игре, где дети непосредственно принимают на себя игровые роли).
Большое место в жизни старших дошкольников занимает игра с мелкими игрушками (в отечественной традиции получившая обозначение режиссерской), где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или несколько дистанцируясь от них.
Игра с мелкими игрушками как раз в значительной мере способствует сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций событий, активизирует комментирующую речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями. В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками.
Место и функция макета как раз в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками.
Предметный материал для игры с мелкими игрушками по свои сюжетообразующим функциям может быть представлен как: Фигурки-персонажи, Маркеры пространства «мира», Предметы, обозначающие события-действия персонажей.
При этом игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении их можно разделить на тематически определенные (например, реалистическая фигурка солдатика и пушка для него), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и солдатиком, и королевой, и фонтаном во дворце).
Наблюдая за игрой детей с мелкими игрушками, можно заметить, что они всегда организуют с помощью предметного материала пространство действий персонажей в виде «возможного мира» - детально или лаконично, в зависимости от личных предпочтений.
Исследования показали, что развертывание новых последовательностей сюжетных событий, а также согласованное сюжетное движение детей в совместной игре облегчается, если во всем многообразии предметного материала присутствует маркер пространства воображаемого мира, лежащий в слое тематически многозначных игровых предметов. (Н.Короткова, И.Кириллов)
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть не что иное, как макет, т.е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
На основе анализа психолого-педагогической и художественной литературы, а также наблюдений за детской игрой (Н.Короткова, И.Кириллов) были выделены своего рода «универсальные» макеты – тематически многозначные (условно-обобщенные) маркеры игрового пространства, обслуживающие широкий диапазон сюжетно-смысловых контекстов, привлекающих детей старшего дошкольного возраста и преобладающих в их свободной самостоятельной игре.
«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа:
1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов;
2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
К первому типу относятся «кукольный дом» и «крепость-замок/дворец»; ко второму типу – «улицы города/дороги» и ландшафтный макет (обозначающий обобщенное «природное» пространство).
«Универсальные» макеты как многозначные маркеры игрового пространства занимают центральное место в матрице игрового материала (выделенный элемент ВY) и могут служить основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.
«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу этого знака.
Достоинство (педагогическая ценность) «универсального» макета состоит в том, что он допускает вариативное использование. Наполнение-дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов.
На основе проведенного исследования Н.Короткова, И.Кириллов предлагают некоторые варианты наполнения макетов, направляющие игру детей в то или иное русло и активизирующие ее. Для обыгрывания макета дети во всех случаях нуждаются в полифункциональном материале Это всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих игрушек (чурочки, катушки, мелкие коробочки, разрозненные мелкие детали строительных наборов, палочки, веревочки, мелкие лоскутки и пр.).
«Оживает» макет, когда в нем появляются обитатели воображаемого «мира», т.е. для игры необходимы фигурки-персонажи.
Это могут быть тематически многозначные персонажи – условно-обобщенные фигурки человечков и антропоморфных животных в сочетании со столь же многозначными предметами, обеспечивающими события-действия персонажей (платформа на колесиках, условный кораблик и т.п.
Такой комплект предоставляет полную свободу детским замыслам, задавая лишь слои многозначного и неопределенного(полифункционального) игрового материала, но вместе с тем создавая предметные опоры для всех структурных составляющих сюжета (персонажи, маркер пространства, предмет оперирования или маркер возможного события). Фигурки человечков ребенок может превратить в любой персонаж, так же, как конкретизировать макет – обозначить его в соответствии с собственным замыслом (это будет… дворец князя Гвидона, крепость в стране лилипутов и пр.).
Развертывание игры с макетом и объединение детей в ней облегчаются, если в качестве обитателей воображаемого «мира» предлагается набор тематически определенных персонажей и предметов, обозначающих их действия, например солдатики (богатыри, рыцари и т.п.) и пушки для них или царь (со свитой) и карета. Такое сочетание игровых предметов как бы предлагает детям превратить универсальный макет в тематически определенный, в зависимости от характера персонажей (крепость русских богатырей или немецких рыцарей или замок сказочного короля и т.п.). Надостающие по смыслу предметы подбираются из полифункционального материала, в зависимости от того, насколько детально ребенок хочет «определить» свой воображаемый мир (лаконизм или детализация зависят от индивидуальных предпочтений).
Тематическое определение макета-карты (т.е. превращение его в конкретный «мир») может быть осуществлено не только за счет тематических фигурок-персонажей, но и за счет введения тематически определенных дополнительных маркеров пространства (элемент матрицы BX): ландшафтный макет-карта превращается в сказочный дремучий лес, если дополнить его избушкой на курьих ножках для Бабы-Яги, а макет «Улицы города» превращается в космодром, если взамен домов поставить несколько ракет для космонавтов-роботов, и т.п.
В зависимости от уровня игры детей воспитатель может подбирать к макетам или многозначных (условно-обобщенных) персонажей, или тематически определенных, или их сочетания, периодически заменяя их на новые (по мере исчерпания интереса детей к ним). Накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей.
Макет следует отличать от постройки из кубиков (строительного материала), которая возводится детьми и также используется ими как маркер игрового пространства. Макет – это фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений, может сохраняться длительное время и в любой момент использоваться детьми для игры.
Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума, клеенки и других подходящих материалов.
Существуют промышленного изготовленные деревянные кукольные дома, пластмассовые гаражи-автостанции, которые можно использовать как макеты-модели. Готовые мелкомасштабные сказочные дома можно использовать как тематическое дополнение к макетам-картам.
Готовые макеты из лего-материала – это уже не условно-обобщенные маркеры игрового пространства, а целый лего мир, детализированный, включающий тематических персонажей человечков и предметы оперирования для них, а также дополнительные строительные блоки, т.е. лего-макет с дополнительным антуражем охватывает все элементы матрицы игрового материала и представляет его во всем многообразии. Удобство лего-материала заключается в том, что его блоки и конструкции соразмерны и совместимы друг с другом, поэтому макет-крепость (или другой макет-модель) легко дополняется макетом картой, а последний может быть конкретизирован собранными из строительных блоков тематическими маркерами игрового пространства (по замыслам детей).
Однако исходная полнота лего-макета при всем первоначальном энтузиазме детей часто приводит к стереотипизации и быстрому затуханию игры. Воспитатель может подтолкнуть детей к трансформациям игрового пространства, к объединению лего-макета с другими макетами, имеющимися в группе, если замечает, что сюжет игры принимает стереотипный характер, т.е. стимулировать детей к изменению и расширению смыслового поля игры.
Внесение тех или иных элементов игрового материала к макетам так же, как и подбор самих макетов для данной группы детей, воспитатель может осуществлять, руководствуясь наблюдениями за свободной детской игрой, подхватывая возникающие у детей игровые замыслы, для развития которых макет мог бы стать предметной опорой. Два-три «универсальных» макета имеет смысл держать в групповом помещении постоянно, время от времени обновляя населяющих их персонажей и антураж, в зависимости от ситуации.
Хорошим смысловым фоном для развертывания игры с мелкими игрушками и макетами является художественная литература, создающая в воображении детей разнообразные миры с удивительными персонажами и сюжетными коллизиями. Этими художественными текстами, заинтересовавшими детей, может определяться подбор персонажей и тематическая конкретизация макета.
Обитатели-персонажи, дополнительный антураж, который позволяет превратить «универсальный» макет в конкретное игровое пространство, в соответствии с тематикой, увлекающей детей в данный момент, могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материала).
В этом смысле макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры).

По материалам
1. Н.Короткова, кандидат психологичеких наук, И.Кириллов, аспирант ИПИ РАО (Дошкольное воспиатие//1997 №6 с 9-16)
2. О.А.Скорлупова, Л.В. Логинова ИГРАЕМ?..ИГРАЕМ!!!Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.

 
Форум » Наш форум » Предметно - развивающая и игровая среда детского сада » Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры (старший дошкольный возраст)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.