Детский сад настоящего:

Пятница, 19.04.2024, 15:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Концепция и технологии комплексного сопровождения в детском - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » Концепция и технологии комплексного сопровождения в детском
Концепция и технологии комплексного сопровождения в детском
МаНаДата: Вторник, 07.12.2010, 21:56 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Служба комплексного сопровождения может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у нее больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем реально задействованных. Не будет эффективным путь реализации инноваций, гуманизации образовательной среды без привлечения возможностей специалистов службы сопровождения. Концепция модернизации образования ставит задачи, которые нельзя решить без активизации внутреннего личностного потенциала субъектов образования. Все более очевидна неэффективность информационно-административного подхода. Даже информация требуется не в обобщенном виде, а ориентированная на конкретный случай, проблему, ситуацию. Зачастую нововведения тормозит не дефицит знаний, а отсутствие работы с установками, с неэффективными стереотипами поведения у субъектов образования. Отсутствует, как правило, обоснованная диагностика реального состояния образовательного процесса, еще в большей степени – работа с понимаем проблем его развития у субъектов образовательного процесса. Возникает настоятельная необходимость в социально-психологической помощи и поддержке не только ученику, но и учителю. Там, где эта работа начата, есть убедительные показатели значимого изменения качества образования. Это заметно не только в виде трудно диагностируемых эффектов: ценностных ориентации, мотивации, установок и, в целом, так называемых личностных компетенций, но и вполне явных: резкого снижения численности детей, оставляющих школу без основного образования, значимого снижения заболеваемости при адаптации в детском саду и тому подобных феноменов. В противном случае происходит формальное усвоение той или иной инновационной модели, наделе же, как правило, реализуется нечто совсем иное.
Специалисты и учреждения службы комплексного сопровождения образования.
Комплексное сопровождение развития обучающихся, воспитанников в образовательном процессе осуществляется психолого-педагогическими, медико-социальными службами образовательных учреждений и центрами (ППМС-центрами), службами вне образовательных учреждений (на условиях договоров о сотрудничестве и совместной деятельности). В качестве специалистов «первой линии» сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении выступают: классные руководители (освобожденные и неосвобожденные), отдельные социальные педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники (даже не объединенные в службу), группы педагогов, реализующие те или иные программы предупреждения или решения проблем детей. Реалистичность данной цели подтверждается опытом некоторых муниципальных служб сопровождения. Социальные и медицинские службы (приюты, социальные гостиницы и другие учреждения), психолого-педагогические центры, реализующие специализированные коррекционно-развивающие программы в системе социального обеспечения населения, являются основными партнерами служб и центров сопровождения.
Службы сопровождения образовательных учреждений, ППМС-центры осуществляют координацию своей деятельности с научно-методическими службами и центрами, другими образовательными учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Модель работы специалистов устанавливается в связи с запросами образовательного учреждения, согласуется с координационным советом соответствующего уровня. Реализуется через следующие виды деятельности:
1. Просветительская деятельность
Психологическое просвещение – повышение психологической компетентности и культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Социально-правовое просвещение – повышение правовой компетентности субъектов образовательного процесса в рамках решения образовательных задач.
Медико-педагогическое просвещение – информирование по проблемам ЗОЖ.
Осуществляется в различных формах: лекции, тематические выставки литературы по проблемам сопровождения, беседы, семинары, родительские клубы, газета или раздел внутри школьной прессы. Приоритет отдается активным формам обучения в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей: ролевым играм, групповым дискуссиям, тренингам и т. п.
2. Профилактическая деятельность – предполагает реализацию социально – значимых программ, направленных на снижение неблагоприятных факторов риска в образовательной среде. Усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей. Профилактика злоупотребления ПАВ, формирование навыков ЗОЖ и др. Необходимым условием является взаимодействие всех специалистов службы сопровождения.
Формы медико-педагогической профилактики: программы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, сенсорно-чувственной сферы; программы физического закаливания, витаминизации; программы выявления детей группы риска (по различным основаниям).
3. Диагностика – деятельность, направленная на выявление факторов и причин возникновения тех или иных проблем и феноменов образовательного процесса.
Медицинская диагностика – диагностика и контроль антропологических параметров развития детей, мониторинг здоровья, профосмотры.
Педагогическая диагностика – осуществляется педагогами, позволяет ответить на вопросы об уровне педагогической запущенности, о развитии общеучебных и предметных навыков и умений. Осуществляется с использованием тестов достижений, изучения продуктов деятельности и т. п. Изучение личности ребенка происходит на основе данных наблюдения.
Социально-педагогическая диагностика – определение социального статуса ребенка, группы.
Логопедическая диагностика – выявление характера речевых нарушений.
Дефектологическая диагностика – выявление особенностей нарушений учебной деятельности у больного ребенка.
Психологическая диагностика – изучение факторов и причин, проблем и феноменов образовательного процесса. Включает диагностическое обследование, диагностическое исследование, клиническую диагностику, рефлексивную диагностику.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы, организации коррекционно-развивающей и профилактической работы. Психологическая диагностика профессиональной деятельности учителя проводится психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации, либо самого учителя.
Психологическая диагностика может выполняться также в рамках прикладных исследований проблем образовательного процесса, как на уровне конкретного учреждения, так и на уровне муниципальной и областной системы образования.
Психологическая диагностика строится на сочетании качественных и количественных методов. Предпочтение отдается качественным (неформализованным, «мягким») методам, они являются базовыми. Имеются в виду такие методы, как беседа, наблюдение, групповая дискуссия, фокус-интервью, экспертные оценки, игровые методы, герменевтические методы (понимание). «Точные», количественные методы – тесты, эксперименты, стандартизированные опросы – являются дополнительными.
4. Коррекционно-развивающая деятельность. Систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям. Она направлена на оказание специальной помощи этим детям.
В условиях образовательного учреждения специалисты сопровождения имеют право самостоятельно работать только с теми детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. В иных случаях дети направляются в специализированные центры. Специалисты службы сопровождения не обязаны выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем они могут методически обеспечить процедуру установления правил поведения и санкций за их нарушения в учебном заведении, участвовать в работе конфликтной комиссии образовательного учреждения.
Психолог проводит коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию психологических проблем (в эмоциональной, познавательной, коммуникативной и поведенческой сфере). Осуществляет коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и групповых занятий, тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих поведенческие проблемы.
Социальный педагог является организатором и одним из главных исполнителей такой формы помощи, как патронирование. Патронаж предполагает согласованную деятельность специалистов разного профиля по диагностике, выбору образовательного и социального маршрута, проектированию индивидуальной образовательной программы, оказанию помощи в реализации личностных планов.
Обязанности социального педагога по патронированию семьи: изучение положения детей в семье в сфере образования и воспитания, определение степени сформированности интеллектуальных умений и социальных навыков. Социальные педагоги информируют, осуществляют прямое социальное научение, выявляют и корректируют влияние на ребенка социума.
Обязанности специалиста по социальной работе, осуществляющего патронирование семьи: обследование семьи, оказание ей социальной помощи, формирование благоприятного психологического тонуса взаимоотношений между членами семьи.
Логопед – в рамках своей компетенции осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей без психиатрического диагноза, или в случае обратимых нарушений психической деятельности (невротических состояниях).
Медицинский работник – обеспечение условий для адекватной медицинской поддержки.
5. Развивающая деятельность в рамках службы сопровождения предполагает работу по созданию дополнительных ресурсов развития в образовательном процессе (личностных, социальных, медико-педагогических и др). Основные задачи психолога – развитие рефлексивных способностей, личностных ресурсов участников образовательного процесса. Используемые методы и технологии: рефлексивная диагностика, активное социально-психологическое обучение, тренинги, консультирование
6. Консультирование Социально-педагогическое – предоставление информации по индивидуальным запросам родителей, педагогов, детей. Медико-педагогическое – предоставление информации в пределах своей компетенции по индивидуальным запросам;
Психологическое консультирование – профессиональное и личностное:
-управленческое консультирование – консультирование управленцев по поводу содержания и форм управленческой деятельности с позиций основных психологических теорий и концепций, адекватных конкретной управленческой задаче.
-профессиональное консультирование педагогов по поводу содержания и форм педагогической деятельности с позиции основных психологических теорий и концепций, реализации условий и механизмов развития личности ребенка.
-личностное консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, кругу друзей, школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.


Сообщение отредактировал МаНа - Вторник, 07.12.2010, 22:02
 
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » Концепция и технологии комплексного сопровождения в детском
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.