Детский сад настоящего:

Пятница, 29.03.2024, 07:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМ - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМ
аленькийДата: Четверг, 09.12.2010, 19:22 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Подготовили: Якушина А.Е. группа № 573-зД, воспитатель,
Мокрова О.Н. группа № 573-зД, старший воспитатель,
Чукашева С.А. группа № 573-зД, старший воспитатель,
Дорошина О.А. группа № 573-зД, старший воспитатель

Крайне важной на современном этапе образования следует считать поставленную в концепции модернизации российского образования и, как следствие, в Программе развития системы дошкольного образования задачу о коррекционно - педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Объясняется это тем, что, несмотря на усилия медицинской науки, практического здравоохранения и образования, качественные показатели здоровья детей не улучшаются. Увеличилось количество детей со смешанными дефектами. У детей наряду с нарушением зрения имеются нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития.
Специфика педагогической помощи таким детям, прежде всего, заключается в её комплексности, коррекционно - развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учётом интеллектуальных и физических возможностей ребёнка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе с семьёй. Большое внимание в учреждениях для обучения и воспитания данной категории детей должно уделяться формированию коммуникативных навыков, художественно - эстетическому воспитанию, развитию физической культуры и спорта, формированию полноценной личности, преодолению социальной недостаточности. То есть важное место занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к самостоятельной жизни в обществе средствами образования.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение - система профессиональное деятельности специалистов, направленной на создание социально - психологических условий для успешного лечения и развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
В качестве основных этапов процессов сопровождения выступают следующие:
Диагностический этап, ориентированный на всестороннее изучение медико - психолого-педагогических особенностей конкретного ребёнка.
Поисковый этап, связанный с разработкой стратегии и тактики работы с воспитанником, выбор лечебной, образовательной, воспитательной, коррекционной стратегии. Одним из подэтапов является консультативно - проективный, в процессе которого специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами, и прежде всего с родителями (законными представителями) ребёнка, возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности использования той или иной методики. Логическим завершением этого этапа является распределение обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение сроков исполнения тех или иных организационных действий.
Деятельностный этап. Включает единонаправленнную скоординированную деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребёнком.
Рефлексивный этап - период осмысления полученных результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных динамической диагностики.
Организация работы с детьми требует акцента на некоторых значимых факторах, во много определяющих эффективность медико - психолого-педагогического сопровождения. Мы можем выделить несколько основных:
• необходимость дополнительных усилий по адаптации ребёнка в непривычных условиях;
• чёткое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и психологов;
• разработка индивидуальных маршрутов развития каждого ребёнка;
• адекватное ( соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;
• включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса;
• поддержка благоприятного психологического климата в учреждении.
Независимо от организационной формы психолого-педагогического и медико-социального (ППМС) сопровождения (консилиум, служба, центр) основные направления организационно методического обеспечения образовательной и коррекционной работы с детьми следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательно-коррекционного маршрута каждого ребёнка (включает в себя определение необходимых направлений коррекции и нормирование кратности индивидуальных занятий у каждого специалиста);
• разработка, уточнение с учётом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности работы с ребёнком;
Основные области деятельности специалистов сопровождения:
Учитель - дефектолог (тифлопедагог): педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции, социально - бытовой ориентировке, пространственной ориентировке в соответствии с избранными программами, определение и контроль индивидуальных условий развития ребенка;
Педагог - психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребёнком с учётом данных психодиагностики, проведение тренинговых, психокоррекционных форм работы;
Учитель - логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с ребёнком;
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима развивающих и коррекционных игр);
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, театральной, креативной терапии с учётом рекомендаций педагога - психолога, врача - психоневролога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала;
Воспитатель с правом преподавания ритмики: реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро - и микропространстве. Реализация программ дополнительного образования с элементами танцевальной и креативной терапии с учётом рекомендаций педагога - психолога, врача - психоневролога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала;
Врач - педиатр: организация медицинской диагностики и проведение отдельных элементов диагностики. Объединение в одну индивидуальную, сбалансированную программу медицинского сопровождения полученных данных диагностики и рекомендаций врачей . Организация и контроль антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем. Контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.
Медицинская сестра общего профиля: обеспечение повседневного санитарно - гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур, индивидуальных рекомендаций врачей. Составление меню с учётом рекомендаций врачей, контроль и анализ выполнения натуральных норм продуктов. Контроль за качеством поступающих продуктов.
Инструктор ЛФК: проведение занятий по лечебной физкультуре по согласованной с врачом учреждения схеме;
Массажист: проведение массажа по согласованной с врачом учреждения схеме;
Основные направления работы с ребёнком определяются всеми специалистами на медико - психолого - педагогическом консилиуме.
При организации работы с ребёнком имеющим нарушением, приоритетными являются три области деятельности службы сопровождения:
• базовая и динамическая диагностики;
• организационно - методического и дидактического обеспечение образовательного и коррекционного процессов;
• организация взаимодействия с родителями и их обучение.
В качестве обязательных выступают следующие требования к организации диагностики:
• диагностика должна быть начинающейся с первого дня пребывания ребёнка в учреждении;
• комплексной (включающей в себя участие специалистов разного профиля и родителей, использование разных методов);
• динамической ( направленной не на скорейшее установление окончательных заключений, а на планомерное их уточнение с учётом особенностей онтогенетического развития ребёнка, степени адаптации и коррекционной работы).
С учётом данных требований возможно выделение ряда этапов в логике диагностического исследования, организация которого зависит от профиля, целей, задач и особенностей конкретного коррекционного учреждения.
1 этап - ориентировочный
Основные задачи:
• ориентирование в актуальных проблемах ребёнка;
• выработка гипотезы о причинах их возникновения;
• определение средств дальнейшей диагностики;
• определение подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции.
Основные методы:
Биографический - реализуется в ходе изучения документации ( психолого - педагогической - если ребёнок ранее посещал какие - либо образовательные учреждения или психолого - педагогические центры; медицинской - представленной родителями или полученной по запросу учреждений системы здравоохранения) и в ходе бесед с родителями (законными представителями) и близкими родственниками ребёнка;
Наблюдение ( в разных ситуациях деятельности ребёнка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, на занятиях, в игре, на прогулке и т.д);
Беседа с ребёнком и с родителями.
Результат:
систематизация первичных сведений о соматическом, нервно - психическом и психологическом статусе ребёнка, условиях семейного воспитания, степени ( и потенциальных возможностях) адаптации в детском коллективе, особенностях эмоционально - волевых проявлений, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
2 этап - углублённая диагностика и определение зоны ближайшего развития ребёнка
Основные задачи:
• изучение уровня развития психических функций (внимания, памяти, мышления, речи);
• изучение уровня развития зрительного восприятия;
• изучение особенностей эмоционально - волевой сферы и мотивационной готовности;
• изучение особенностей личностного развития;
• изучение объёма и характера знаний, умений и навыков соответственно возрасту т особенностям ребёнка;
• изучение характера жилищно-бытовых условий, семейных взаимоотношений и стиля детско-родительских отношений.
Основные методы:
• констатирующий педагогический эксперимент;
• экспериментально - психологический метод, реализуемый посредством использования стандартизированных психологических методик, опросников и анкет для родителей и т.п.
• высокоинформативные методы нейропсихологического обследования и методы медицинской диагностики.
Результат:
Анализ и обобщение полученных результатов позволяют оформить психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское заключения, представляемые на медико - психолого-педагогический консилиум с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребёнком и её согласования с родителями;
Разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных маршрутов.
3 этап - динамическая диагностика
Основные задачи:
• уточнение заключений;
• уточнение индивидуального коррекционно - развивающего маршрута;
Основные методы:
• формирующий педагогический эксперимент и др. указанные выше с учётом необходимости.
Результат:
Реализация оптимизированного индивидуально ориентированного подхода к обучению, воспитанию и коррекции ребёнка.

 
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.