Детский сад настоящего:

Четверг, 28.03.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Сопровождения соматически ослабленных детей - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » Сопровождения соматически ослабленных детей
Сопровождения соматически ослабленных детей
SkalaДата: Суббота, 11.12.2010, 21:45 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Содержание психолого-педагогического сопровождения соматически ослабленных детей в ДОУ как направление профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей детского сада.

08/5773Д
Виноградова В.З. (воспитатель)

Снижение показателей здоровья, увеличение факторов риска в раннем развитии ребенка, неблагоприятные экологические и социальные условия привели к тому, что значительная часть детей в дошкольном детстве не в состоянии усвоить весь объем информации, предлагаемый инновационными программами нового поколения.
Известно, что у соматически ослабленных детей в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, т.е. позднее, чем у здоровых детей, формирование произвольных регуляций и эмоционально-волевой сферы.
Поэтому соматически ослабленные дети отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У детей снижаются контакты с окружающими, что приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых.
Все это требует организации психокоррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии.
Такую работу призван осуществлять педагог-психолог детского сада. Смысл его деятельности – в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем. Методом и идеологией работы педагога-психолога является сопровождение ребенка, а также организация взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе.
Работа педагога-психолога с детьми, требующими психологической помощи состоит из нескольких направлений:
• диагностического;
• профилактического, просветительского и консультативного;
• коррекционно-развивающего.
Целью психодиагностической работы является информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.
Приоритетным направление психодиагностики с одной стороны является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой стороны – определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту. По итогам комплексной диагностики выделяются группы «психологически благополучных» детей, а также детей, имеющих проблемы в развитии. Для выявления психолого-педагогического статуса ребенка педагогами ДОУ №55 «Радость» - центр развития ребенка взяты за основу в соответствии с реализуемой в детском саду программой «Развитие» Л.А.Венгера и гр. авторов, карты развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. В них включены показатели развития ребенка данного возраста по разным направлениям детской деятельности (игровая, продуктивная), двигательной сферы, умственного развития, социального развития.
Определив круг детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, по итогам коррекционного совета специалистами, участвующими в процессе сопровождения составляется индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку. Закрепляется ведущий специалист по реализации программы. Обязательным условием является согласие родителей участвовать в коррекционной работе, в реализации программы, что родитель подкрепляет своей подписью и датой ознакомления с индивидуальной программой коррекции. По содержательному аспекту индивидуальной программы определяются сферы помощи ребенку: лечебно-профилактическая, коррекционно-развивающая, профилактическая. Соответственно заполняют эту часть программы специалисты, которые участвуют в процессе сопровождения: врач, медсестра, медсестра ЛФК, педагог, логопед, психолог, воспитатель группы. Каждый специалист по своему направлению определяет проблему ребенка, технологический инструментарий (формы и средства коррекции), направления коррекционной работы, прогнозируемый результат, фактический результат по итогам работы.
Для качественного проведения коррекционно-развивающей работы и с целью оказания помощи специалистам в определении правильного направления коррекции творческой группой детского сада № 55 «Радость» была разработана Матрица участия специалистов ДОУ в сопровождении ребенка в коррекционно-развивающей работе с социально-личностными проблемами.
На примере проблемы «агрессивный ребенок» рассмотрим структуру составления матрицы. Определяется общее направление коррекции – оптимизация взаимодействия агрессивного ребенка с окружающим миром. Каждый специалист определяет свои задачи работы с этими детьми.
Задача психолога:
1. Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемыми способами.
2. Обучение ребенка управлению своим гневом.
Задача воспитателя:
1. Расширение спектра поведенческих реакций в проблемных ситуациях, снятие деструктивных элементов.
2. Развитие позитивной самооценки ребенка.
Задача музыкального руководителя:
1. Формирование осознания собственных эмоций.
2. Развитие понимания чувств других людей.
3. Развитие эмпатии.
Задача инструктора по физкультуре:
1. Формирование свободы движений, способствующих высвобождению заблокированных чувств.
2. Оптимизация тонуса мышц и обучение релаксации.
Содержание работы каждого специалиста отражается в программе сопровождения ребенка, где отражены формы и средства коррекции. Здесь же указана литература, которой можно пользоваться при отборе конкретного содержания. Разработаны и составлены картотеки игр и упражнений, тренингов, занятий и другого практического материала для всех специалистов, участвующих в сопровождении.
Отслеживание динамики работы с ребенком прослеживается в листе коррекционных занятий.
Принципиально важное направление работы психолога детского сада определяется в психологическом консультировании. Эффективность этой работы зависит от того, насколько удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество психолога с педагогами и администрацией ДОУ в решении различных задач сопровождения ребенка. В различных видах консультирования используются формы организации такого сотрудничества, которое делает педагога союзником психолога по вопросам успешного обучения и личностного развития ребенка.
Поэтому, с одной стороны, педагог-психолог призван консультировать педагогов по вопросам разработки и реализации программ сопровождения, которые соответствовали бы психолого-педагогическим и психолого-физиологическим требованиям к обучению и воспитанию детей определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям ребенка.
С другой стороны – консультирование педагогов по поводу проблем воспитания, развития, поведения и межличностного взаимодействия.
Так в работе с педагогическим коллективом широко применяются такие формы просветительско-консультативной работы как: семинары практикумы, тренинговые занятия, практикумы по общению, консультации, беседы;
Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
• информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
• обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью;
Таким образом, качество работы в комплексном сопровождении развития ребенка обеспечивается за счет интеграции деятельности всех специалистов ДОУ и родителей ребенка.

 
Форум » Дистанционные мероприятия » Комплексное сопровождение образовательного процесса в ДОУ » Сопровождения соматически ослабленных детей
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.