Детский сад настоящего:

Пятница, 27.12.2024, 01:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Дошкольная педагогика как наука - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Дошкольная педагогика как наука
461119Дата: Пятница, 22.10.2010, 16:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Доклады
 
DenaДата: Среда, 30.03.2011, 18:08 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики

Доклад
На тему: «Методы научно-педагогических исследований»

Выполнила:
Студентка группы 10/II-373зД

Демьянова Елена

Москва, 2011

Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе делать выводы об эффективности тех или иных методов и подходов к образованию.
Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от характера возникновения проблемы, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования, но на базе практического опыта. В ходе работы необходимо выявление причинно-следственной связи событий. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность-это такая связь явлений, при которой явлениё-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта- причинности. Выявление анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.
Собственно, методами педагогических исследований называют способы изучения педагогических явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их разнообразие можно разделить на 3 группы: практические методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Практические методы: изучение реального педагогического процесса в естественных условиях. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации и продуктов деятельности, опыта работы учителей; изучение педагогического процесса в измененных условиях — педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно следственные связи в наблюдаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.
Можно выделить следующие этапы наблюдения:
• определение задач и цели;
• выбор объекта, предмета и ситуации;
• выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
• выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись);
• обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование - заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник).
Изучение документации (личных дел, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
• теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования);
• методический (разработка методики исследования и его плана, программы);
• собственно эксперимент: проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
• количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Различают эксперимент естественный и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

К теоретическим методам относят: сравнительно-исторический анализ, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и профильных работ по педагогике; художественной литературы о школе, воспитании, учителе, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.
Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя. Систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических и цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Метод моделирования – это наглядная, образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул.
Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

 
ogonjokДата: Понедельник, 02.05.2011, 20:26 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Факультет педагогики и методики дошкольного образования
Доклад на тему: «Основные этапы становления дошкольной педагогики как
науки в России и за рубежом.»
Выполнила: студентка группы 10/371 з
Фетисова С.Ю.
Преподаватель: Микляева Ю.В.
Москва, 2011

Основные этапы становления дошкольной педагогики
как науки в России и за рубежом.

По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки.
I период – педагогические знания донаучного периода, систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой которой являются семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая отражение в афоризмах, крылатых словах, заповедях, сказках, пословицах и поговорках, традициях и обычаях народа.
II период – возникновение теоретических педагогических концепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в философских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим), чей труд "О воспитании оратора" долгие годы служил основным пособием по педагогике, по которому учили во всех риторических школах.
В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия – теологии. В это время возник томизм (по имени известного теолога Фомы Аквинского), который позднее нашел отображение в философской мысли ученых многих западных стран.
В эпоху Возрождения педагогические мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Рабле, М. де Монтеня, Т. Мора, Т. Кампанеллы, де Фельтре, Э. Роттердамского.
Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII в. английским философом Ф. Бэконом, который в труде "О достоинстве и приумножении наук", перечисляя существующие науки, назвал педагогику как отдельную от философии науку.
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г. г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А. Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.
Для детей от рождения до 6 лет предназначается "материнская школа
-выдвинул идею природособразности воспитания;
-созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни;
-обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;
-важной задачей воспитания детей до 6 лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;
-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;
Швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г. г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,
-основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;
-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;
-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;
-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;
-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;
-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.
Во второй половине XIX века немецким педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек – маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека – выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,
Абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами – строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г. г.) – итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.
Ее прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой вид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
-наряду с основной формой воспитания и обучения детей – самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму – индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.
Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики.
Этот период характеризуется также педагогическими идеями М. Ломоносова, Т. Шевченко, И. Франко, П. Грабовского, М. Коцюбинского, Л. Украинки, А. Герцена, В. Белинского, М. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Драгоманова, Н. Пирогова, Л. Толстого, С. Русовой, X. Алчевской и др.
III период – становление и развитие современной педагогики
как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов и психологов, как А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пистрак, С. Чавдаров, Г. Костюк и многие другие. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда и т. п.
Большой вклад в развитие современной педагогики внесли учителя-новаторы (Н. Гузик, Е. Ильин, М. Щетинин, В. Шаталов). Они выдвинули идею новых взаимоотношений с обучаемыми в процессе обучения и воспитания, разработали теорию сотрудничества педагога и учащегося, апробировали на практике идеи обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новые формы работы, формирования интеллектуального фона класса на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся – личность, индивидуальность со своими возможностями и задатками.
Таким образом, в своем развитии педагогика опирается:
- на педагогическое наследие прошлого (многие идеи ученых прошлых веков актуальны и сегодня);
- на современные педагогические исследования (они обогащают педагогическую мысль новыми идеями);
- на передовой педагогический опыт (дает возможность выявить определенные закономерности, выдвинуть новые теории, концепции).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. В XI в. В России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер. На Руси того времени очень ценились грамотные люди. В былине «О буйном молодце Василии Буслаеве» есть такие слова: «…мать дала его грамоте учить, грамота ему в науку пошла. Посадила она пером писать, письмо Василию в науку пошло. Отдала пенью учить, пенье в науку пошло». Уже тогда в России существовали мастера грамоты. Они учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание. В 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова. Примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту. «Домострой» обособлял домашний уют от окружающего мира, рекомендовал жестокие формы обращения с домочадцами (мужа с женой, отца с детьми). В детях воспитывались любовь к Богу, страх перед ним, беспрекословное подчинение старшим. Однако в «Домострое» были и позитивные положения. В нем давались рекомендации по воспитанию вежливости, по обучению домашним работам и ремеслам. В Юго-Западной и Западной России, которая впоследствии отошла Польско-Литовскому государству, образование развивалось более успешно и гораздо демократичнее. На основе религиозных братств работали школы, где учились дети разных сословий. В уставе школ указывалось, что учитель не вправе делать различия между бедными и богатыми, наказывать должен их не тиранством, а наставлениями: «Не сверх меры, а по силам; не буйством, а кротко и тихо». Эти школы отличали достаточно высокий уровень организации, график обучения, продуманная методика, другими словами, зарождалась классно-урочная система. Во второй половине XVII в. в Москве появились греко-латинские и грамматические школы. В 1686 г. открылась Московская славяно-греко-латинская академия. Эта академия считалась значительным образовательным учреждением, в ней обучались Ломоносов, Магнитский (создатель первого математического учебника) и другие крупные деятели. В России стало издаваться больше книг – учебных и домашнего обучения. Так, для обучения и домашнего чтения издавались «Потешные карты» (тексты по географии, истории, изображения природных условий, рассказы о занятиях жителей разных стран). Примерно в это же время Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям.

Список литературы.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

История дошкольной педагогики / Сост. Брынзарей Ю.Г. – Мозырь: РИФ «Белый ветер» - 1997.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр

Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И.
Б81 Основы психологии и педагогики: Курс лекций. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002. — 168 с.: ил. — Библиогр. в конце тем.

© Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001

 
natiДата: Вторник, 03.05.2011, 18:38 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики

Контрольная работа
По дисциплине «Дошкольная педагогика»
Выполнила: Жура Н.А.
Студентка группы: 09-371 зД
Преподаватель: Микляева Ю.В.
Москва, 2010 г.

Концепции гуманистического воспитания
Гуманизация целей и принципов педагогической работы с
детьми.
Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.
Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.
Учебно – дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. Цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми — «Делай, как я!». Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика — диктат и опека. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.
Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.
К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно «двойному стандарту» — «для себя» и «для тети».
Личностно - ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.
Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей):
его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает, «отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.
Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.
Охрана и укрепление здоровья детей
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.
Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Перестройка содержания педагогической работы с детьми
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Воспитание дошкольников
Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению .возможных отклонений от правила посредством «внушений», то личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
Обучение дошкольников
В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень «зрелости» тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно освоение.
Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.
Формирование культуры познания. По мере расширения ориентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.
Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.
Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д.
Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др.
Здесь — истоки рождения высших психических функций, зрелые формы которых появятся позже, в школьные годы.
Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует культуру познания.
Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы направленного преобразования мира — способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.
Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае — согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами ^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.
Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура чувств.
Единство воспитания и обучения
Условием такого единства является общий подход к отбору материала и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности. Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной дошкольной педагогики и психологии.
В основе — идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями — делами, встречами, играми, приключениями.
Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества.
Открывающаяся перспектива.
Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

 
SidДата: Воскресенье, 08.05.2011, 13:41 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Факультет педагогики и методики дошкольного образования
Кафедра педагогики
Контрольная работа
По дисциплине «Дошкольная педагогика»
Выполнила: Сидорова И.С.
Студентка группы: 10/371 - З
Преподаватель: Микляева Ю.В.
Москва, 2011 г.

Методы научно-педагогических исследований

Методы педагогического исследования - это способы изучения педагогических явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы
Он предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы.
Нужно изучить, его накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу анализировать по следующим параметрам:
1) как понимали ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;
2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т.д.;
3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить;
4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике;
5) как связано данное явление с другими родственными явлениями – основными и побочными;
6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление;
7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, какова их динамика.
Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющийся литературы должен опираться на анализ логический, структурный, фактологический, а не личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать. «Нельзя критиковать других на той плоскости, на которой сам не можешь стоять перпендикулярно» (Козьма Прутков).
Значение критического анализа литературы по проблеме: установление истины, выявления заблуждений, недоработок, подтверждение результатов исследования, определение задач исследования.
2.Метод моделирования
Он является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п.
3.Метод причинно-следственного анализа
Метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.
4.Педагогические наблюдения
непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должна быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену или с помощью телекамеры.
5.Беседа
Вопросно-ответная беседа или любя другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определ6нной целью, фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д.
6.Анкетирование и интервью
При этом необходимо соблюдать следующие требования:
- тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
- использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость;
- однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировки;
- использование открытых (иногда отвечающий может высказывать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);
- проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов;
- применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши доля самооценки).
7.Социометрический метод
Изучаются личностные отношения.
8.Метод рейтинга и самооценки
Он использует при оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки.
9.Метод ранговых оценок
При таком методе выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения).
10.Метод обобщения независимых характеристик
Этот метод повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива.
11.Метод педагогического консилиума
Коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводом.
12.Метод изучения и анализа документации
Продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучения тетрадей, классового журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.).
13.Изучение и обобщение передового педагогического опыта
Это дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки.
14.Статистический метод
В его пределах широко применяются следующие конкретные методики:
Регистрация – выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества;
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определения места в этом ряду объектов;
Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Основные градации шкал:
1) шкалы наименований (номинальные);шкалы порядка (или ранговые);
2) интервальные шкалы, шкалы отношений.
Шкалы наименований – самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Представляют собой наименования **** объектов. Единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет… пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников.
В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношение «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», Я «больше пятерок» и т.п.
«Сильные» шкалы – интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д.
применение элементарных методов математической статически для решения наиболее часто встречающихся на практике типовых задач по обработке данных:
1.Замена множества числовых значений измеряемого показателя двумя обобщенными величинами, выражающими наиболее типичное значение показателя и степень разброса значений относительно него, и их статическая оценка.
2.Определение статической достоверности различий между двумя однородными показателями.
3.Определение связи между двумя показателями и оценка статической достоверности (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977).
Рассмотрим эти задачи в указанной последовательности:
1.Пусть имеется n испытуемых, у которых измеряется некоторая характеристика определенного явления; в результате получается множество числовых значений выбранного показателя: x1, x2, x3… xn.
В качестве меры центральной тенденции (т.е. величены, вокруг которой группируются отдельные расходящиеся между собой значения показателя), представляющей множество данных одним числом, чаще всего используются три величены: средняя арифметическая, медиана, мода (последняя здесь н6 рассматривается, так как при небольшом количестве данных мода нестабильна).
Средняя арифметическая (М) в простейшем случае вычисляется по формуле: М=
Или, используя знак суммы, получаем
Где xi – числовые значения показателя;
n – их число (или количество испытуемых).

Этапы и логический аппарат исследования
1. Диагностический этап
1. Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса.
2. Определяется и анализируется противоречие. Например: противоречие между необходимости формирования познавательного интереса у школьника и недостаточно его развития учителями на практике.
3. Формулируется проблема, которая вытекает из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?
2. Прогностический этап
1.Определяется объект исследования, т.е. часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.п.).
2.Устанавливать предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект – процесс, а предмет - его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет – именно то, что исследуется. Например, объект исследования – процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования – психолого-педагогические возможности развития познавательного интереса у учащихся 5-го класса при обучении математике.
3.Формулируется цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например: выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении математики.
4.Выдвенгается научная гипотеза – развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. Это своеобразное в обобщенном виде исследование в уме. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположение не очевидно, его надо доказать. Посылкой для построения гипотезы является опора познания в науке. Гипотеза формулируется по типу: «Если …, то …» или «Чем…, тем …». Например: Если на уроках математики реализовать систему методов и средств, обеспечивающих переход от репродуктивного к творческому учению школьников, то можно повысить их познавательный процесс».
5.Сиавяться задачи исследования – это частные, сравнительно самостоятельные подцепи деятельности, направленной к общей цели исследования, к проверки гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя из состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. Их обычно 2 - 4. например: 1 – провести научный анализ состояния в теории и практике проблемы формирования познавательного интереса школьников; 2 – разработать методику развития познавательного интереса у учащихся5-го класса при обучении математики; 3 – определить последовательность включения отдельных методов и средств, обеспечивающих переход деятельности ученика от репродуктивной к творческой; 4 – обосновать и опытным путем проверить определенную систему методов и средств обучения, обеспечивающую успешное развитие познавательного интереса у учащихся 5-го класса на уроках математики.
6.Планируются методы и средства исследования – определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
3.Организационный этап
1.Определяются сроки и база исследовангия, в том числе контродбные классы.
2.Состовляет план эксперименталоьной работы: - изучение литературы и документации по проблеме; - разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности; - сбор и обработка эмпирических данных; - уточнение аппарата исследования (см. диагн6остический этап);
- организация экспериментального исследования : 1 – проведение констатирующего демонстрационного среза; 2 – осуществление преобразующего (формирующего или созидательного) эксперимента; 3 – изучение результатов деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов; 4 – проверка гипотезы контрольных констатирующим срезом; 5 – проведение отсроченного среза (при необходимости).
4.Практический этап
1.Оформление теоретического материала по проблеме.
2.Проведение эксперимента и анализ полученных данных.
3.корректировка методик и построчное проведение эксперимента.
4.Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
5.Обобщающий этап1.Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы. 2.Оформление демонстрационного материала (схем, таблиц).

Литература

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 576с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990 – 576с.


МГПИ 10/471 - З
Сидорова Ирина Саяровна
 
БахусДата: Воскресенье, 28.08.2011, 02:36 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Я прчитала доклад "Концепция гуманистического воспитания". Всё очень красиво написано, а главное воспитатели выставлены как деспоты по отношению к ребёнку. Это заблуждение. Когда наши уважаемые учёные пишут разного вида разработки они забывают о том, что теория и практика очень далеки друг от друга. Возможно теоретики никогда не были в детском саду, а детей видели лишь на картинках. Гуманистическое воспитание подходит для родителей, которые занимаются воспитанием своего ребёнка дома или им занимается няня. А в группе детского сада, где численность детей с этого года будет доходить до 30 человек, не возможно дать ребёнку столько свободы и вовсе не ограничивать его действия. Приходите в детский сад, попробуйте недельку поработать в группе и применить хвалёное гуманистическое воспитание, боюсь, вы сбежите через день. Занятия в детском саду - это не школьный урок, а занимательная деятельность, которая включает в себя: сюрпризный момент, игровой момент, физкультминутку, момент заинтересованности и т.д. Всё зависит от возрастной группы и вида занятия. Не обобщайте пожалуйста, не все воспитатели наказывают, кричат и строят. Современные дети очень распущенны, потому что мы стали смотреть на заграницу, вот там как надо. Нет, не как надо. Вседозволенность и неорганизованность это бичь современной педагогики. Я не теоретик, а практик, работаю не с бумагой и книгами, а с живыми детьми и поверьте мне, современного ребёнка трудно чем либо удивить или заинтересовать. Сейчас, во многих регионах России перешли на подобный метод воспитания и обучения. Мне пишут педагоги о том, что всё это похоже на хаус. Дети слоняются по группе и всё им до лампочки, с воспитателем занимаются еденицы. Вот Вам пример из практики. Группа детей 4 лет в количестве 22 человек кое как размещается на ковре на предложение педагога прочитать сказку. Педагог садится перед детьми и начинает читать во всех красках и на все голоса. Через 2 минуты дети начинают брать игрушки, толкаться, расползаться, разговаривать, а 7 человек продолжают слушать сказку с интересом. Согласитесь, очень трудно читать вслух, когда рядом говорят и гремят игрушками. А воспринимать то что читают, не легче. В итоге, дети которые слушали начинают отвлекаться и обращать внимание на играющих детей. Педагог начинает сбиваться во время чтения. Как вы думаете, много группа усвоит или запомнит из прочитанного? Думаю что ничего, потому что на простые вопросы дети не могут ответить, они просто не поняли о чём им читали. Это практика, а не теория! Не надо смотреть на другие страны, наше образование не хуже. 15 минут организованного занятия не лишат детей детства, а привьют навыки обучения, которые в будущем пригодятся им в школе. Новая обязательная программа "Успех" (по ФГТ) под ред. Фединой - это тоже из области гуманистического воспитания. Только по этой программе через 4 года мы выпустим недоучек, детей не способных внимательно слушать, выполнять определённые задания, концентрировать внимание и выделять главное. Потому что в своё время, они не получили навыков к обучению, им было дозволено заниматься тем, чем им хочется, а в школе учиться надо, дети тяжелее будут адаптироваться и хуже учиться. За один год в подготовительной группе всему не научишь. Только время не вернёшь обратно, а это значит, мы выростим поколение физически крепких но не далёких (в умственном отношении) людей. Лучше чем у нас было, ещё не придумали!
 
461119Дата: Понедельник, 10.10.2011, 13:42 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Спасибо за интересный комментарий!
Только по поводу ученых и практиков ваши рассуждения тоже далеки от истины. Не все ученые - ученые, как и не все воспитатели - воспитатели...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.