Детский сад настоящего:

Суббота, 20.04.2024, 10:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Современные концепции дошкольного образования. - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Современные концепции дошкольного образования.
Современные концепции дошкольного образования.
461119Дата: Пятница, 22.10.2010, 16:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Доклады
 
LoyДата: Понедельник, 22.11.2010, 14:18 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Доклад по теме
«Методы научно – педагогических исследований».
(Рейтинг «Дошкольная педагогика»)

студентка группы 08/372зд
заочной формы обучения
Сорокина А.Н.

Преподаватель:
Микляева Ю.В.

Москва 2010

Общие педагогические подходы к воспитанию детей: системный, деятельностный, индивидуальный, личностно-ориентированный, гендерный, возрастной, социальный, онтологический, аксиологический, культурологический, синергетический, кибернетический.

1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования ("единицы") морального сознания, основные его идеи, понятия, "ценностные блага", выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно - наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Список литературы:

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . - М: Просвещение, 1989г № 5. - с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 
461119Дата: Понедельник, 13.12.2010, 16:56 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Сиротинина Юлия Александровна
группа 08/371зд

Преподаватель:
Микляева Ю.В.

(рейтинг по дошкольной педагогике)
КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В первой половине XX века получила развитие концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), названная педоцентризмом. Так же она была представлена в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половине XX века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика.
Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Понятия: опыт, природные "инстинкты" и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность - это главные категории педагогики Дж.Дьюи. Педагогика все свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет.
Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью.
Американский психолог К. Роджерс вводит понятие "полноценно функционирующий человек". Такой человек осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию. Это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути
В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью.
Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству.
Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого человека, выражать это понимание.
Эти два свойства обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.
В технике эмпатического общения разработаны такие приемы как: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание.
Представители школы гуманистического воспитания считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
1. Демонстрировать доверие детям.
2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.
3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
6. Быть активным участником группового взаимодействия.
7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.
9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
В качестве методов гуманистического воспитания при этом применяются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
В качестве основных приемов гуманистического воспитания можно выделить:
- воспитание доверием, заботой и уважением;
- воспитание ответственностью;
- воспитание творчеством;
- воспитание через здравомыслие,
- воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
-воспитание посредством обучения решению жизнесмысловых проблем.
Объединяет данные приемы то, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.
Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые три – через разум.
Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум должен участвовать в принятии решений и поведении личности.
Ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Требуется личностный подход в отношении к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.
Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
Из вышесказанного мы можем выделить следующий ряд основынх принципов, отражающих концепцию гуманистического воспитания:
- воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности;
- воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;
- воспитание должно проходить в процессе освоения воспитанниками культуры и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения;
- воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность
- воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с трудом, с опытом и жизнью воспитанника;
- воспитание надо осуществлять в коллективе и с помощью коллектива;
- в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника;
- в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.

 
margo431Дата: Воскресенье, 10.04.2011, 17:21 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тема: Основные положения этнопедагогики.

Выполнила: Андреева М.Н.
группа 10/373 зд

Преподаватель:
Микляева Ю.В.
(часть 1)

Основные положения этнопедагогики.
В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика.
Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.
Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.
Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу — междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это — самостоятельная отрасль научного знания. Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика — это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.
На наш взгляд, этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.
Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.
Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.
Племена были первой в истории человечества этнической общностью. Традиционная педагогическая культура племен уже включала в себя достаточно отработанные цели и идеалы воспитания, методы, средства обучения и воспитания. Целенаправленно формировались также эт-нопедагогические знания: об истории происхождения рода, о героических делах предков, традициях, обычаях. Молодежь знакомили с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (о защите сородичей, родовой земли, свободы даже ценой своей жизни; об уважении предков; необходимости быть достойными их и др.). Чувство связи с достойными героическими предками, осознание себя их соплеменниками, убеждение в необходимости принесения в жертву своей жизни во имя защиты родной земли и своих сородичей — все это становится неотъемлемыми элементами мировоззрения и этнического самосознания. Прослеживается тенденция этнизации народного воспитания, способствующая формированию самосознания и самобытности детей и молодежи. Воспитание пополняется элементами этнического содержания. Например, идеалы харизматических и культурных героев наделяются чертами, наиболее характерными для этого племени; вводятся специфические обряды посвящения во взрослую жизнь, выявляющие готовность защищать свое племя, зачастую включающие испытания на способность переносить физическую боль; своеобразные, приобретающие этническую окраску системы военно-физической подготовки и др. Вместе с тем целенаправленно формируются такие нравственные качества личности, как готовность защищать свою землю, свой народ, преданность своему племени, мужество, отвага, стойкость.
Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до н.э. возникли шумерские города-государства Аккад, Вавилон, Ассирия. Их населяли крупные этносы со своей неповторимой культурой. Постепенно происходила дифференциация этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. Формирующие государственные системы воспитания наследовали этнические характеристики, которые были развиты и усовершенствованы в новых условиях. Развитие письменности явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Ранние государства использовали в них опыт традиционного народного воспитания для формирования у детей и молодежи этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности защищать свою землю, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.
Обучение везде основывалось, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Древние источники свидетельствуют о достаточно большом объеме существовавших в то время этнопеда-гогических знаний. Немало часов отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению обрядов и ритуалов. Можно сделать вывод, что первичные этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.
Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих предков. Изучая культуру народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику. Одним из первых мыслителей, занимавшихся изучением и обобщением народной педагогической культуры, был выдающийся китайский философ Конфуций (551—479 гг. до н.э.). Он обогатил этнопедагогику такими мировоззренческими и этическими положениями: незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность и святость любого начинания, предпринятого предыдущими поколениями; в целях достижения социальной стабильности и высокой нравственности общества и, прежде всего, молодежи, должна браться за основу накопленная в прошлом мудрость; в воспитании детей и молодежи необходимо следовать культурным традициям, прежде всего, своего, а затем других народов; основой принципов построения совершенного общественного устройства является гуманность, соблюдение ритуалов и обрядов и практическое воплощение нравственных норм в жизнь; основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков, а также изучение классических трудов; культура и традиции развивают заложенные в человеке качества в нужном направлении.
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592— 1670 гг.) — гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.
И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными идеями, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа, с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе доступной для матерей методики обучения и воспитания детей.

Добавлено (10.04.2011, 17:21)
---------------------------------------------
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тема: Основные положения этнопедагогики.

Выполнила: Андреева М.Н.
группа 10/373 зд

Преподаватель:
Микляева Ю.В.
(часть 2)

Первые научно-теоретические обобщения традиционного воспитательного опыта русского народа содержатся в письменном памятнике XI в. "Поучение князя Владимира Мономаха детям". Следование традиционному воспитательному народному опыту на Руси в повседневной педагогической практике и работе школ наблюдается до XVII в., однако далее четко обозначается тенденция отрицания всего русского, всего народного и предпочтения иностранного во всех сферах жизни, в том числе и в просвещении. В XIX в. передовые ученые, в частности, славянофилы, тщательно изучают традиционную народную педагогическую культуру, выявляют в ней лучшее и пропагандируют ее использование в образовательной практике.
Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания, а именно:
• обосновал один из ведущих принципов этнопедагогики, на котором должно строиться все содержание образования в школе — от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры;
• установил необходимость культурных международных связей, рассматривая их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя слепо заимствовать воспитательные системы у других народов, поскольку у каждого этноса есть своя особенная национальная система воспитания, т.е. определил, что каждый народ имеет свою особую систему воспитания и что нет общей для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории; определил, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; обосновал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих; воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным более чем что-либо другое;
• выдвинул принцип народности русской школы, под которым понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом, указал его источники, средства и практически воплотил эту идею в своей учебно-воспитательной работе, учебниках и научных трудах; ввел понятия "народная педагогика" и "народное воспитание", отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа, разработал содержание народного воспитания, включив в него изучение природы, поэзии, отечественной литературы, истории, географии, фольклора;
• рассмотрел вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью (народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях); показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа;
• обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении народной самобытности, так как он связывает отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое, является лучшим выразителем духовных свойств народа, его лучшим наставником и педагогом, учившим, воспитывавшим все новые поколения задолго до появления книг и школ; научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных, подчеркивал, что родной язык должен постигаться посредством изучения народной литературы, народных песен, творений народных писателей, живой народной речи; рассмотрел язык как средство не только познания природы, но и приобщения ко всей истории духовной жизни народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора и разработал методику его использования в учреждениях системы образования; разработал методику использования знаний по русской народной культуре в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования и внедрил ее в практику работы Гатчинского сиротского института и Смольного института благородных девиц.
В целом можно сказать, что российскими учеными дореволюционного периода, и в особенности К.Д. Ушинским, были разработаны основные теоретические положения этнопедагогики, определены главные направления и средства использования богатейшего наследил народной педагогики в воспитательном прогрессе учреждений системы образования.
После свержения монархии в России в феврале 1917 г. в основу внутригосударственного деления был положен этнический принцип. "Национальная государственность", "национальное строительство" провозглашались как важнейшее достижение новой этнической политики. Образовательная политика "нерусских народов" в 1920—1930-х гг. предполагала учет этнической культуры обучаемых. В связи с этим в системе народного просвещения была выделена самостоятельная категория учебных заведений — национальные школы. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания в этот период способствовали работы Г.С. Виноградова, И.Я. Позднеева и др.
Новый этап национальной политики в СССР начался с принятия в 1936 г. "сталинской" Конституции. Вместо учета национальной специфики как в административно-территориальном делении, так и в отношении этнических культур проявляется тенденция унификации.
Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.
В становлении этнопедагогики как науки следует отметить и заслуги В.А. Сухомлинского. Он определил народную педагогику как средство обновления и совершенствования своей учебно-воспитательной работы с детьми; охарактеризовал школу как "колыбель народа", "народный очаг воспитания", "важнейший центр духовной жизни народа"; разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); доказал, что школа лишь тогда школа, когда главный предмет в ней человековедение; определил главнейшую задачу школы — формирование у детей и подростков убеждений в высоком назначении человека, в том, что он частица бессмертного народа; подчеркнул — учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы (склоненная над прудом ветка, высокий пирамидальный тополь, песни соловья и др.), требующее труда отцовское плодородное поле, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного.
С середины 1970-х вплоть до 1990 г. в этнопедагогических исследованиях обозначились две тенденции: 1) этнопедагогика должна изучать и использовать в учебном процессе традиционную народную педагогическую культуру; 2) этнопедагогика — это основа, на которой должен строиться учебно-воспитательный процесс всех учреждений системы образования, направленный на овладение ценностями национальной и мировой культуры. В связи с тем, что основным языком обучения в эти годы был русский, перед системой образования национальных республик ставились задачи восстановления статуса родного языка и построения общего образования с учетом этнической специфики традиционной культуры коренных этносов. В образовательной политике этого периода четко обозначилась тенденция трансформации школы из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную с приоритетом родного языка и национальной культуры.
После распада СССР в бывших союзных республиках произошел резкий переход к обучению на родном языке. Изучение традиционной этнической культуры коренных народов было объявлено первоочередной и главнейшей задачей. В связи с этим резко увеличился удельный вес исследований национальных традиционных педагогических культур. Но начиная с 1996 г. наблюдается спад научных интересов к проблемам этнопедагогики. В какой-то мере сказалось то, что элиты стран СНГ осознали объективную необходимость в интеграции с Россией, исходя из своих национальных интересов, а не в размежевании с ней.
В России на рубеже XX—XXI вв. в исследованиях по проблемам этнопедагогики особое внимание уделяется трансляции родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания, определению этнического образования как открытой педагогической системы, выводящей носителей традиционной этнической культуры к общероссийской и мировой. При этом русская культура объективно остается для российских этносов единственным посредником с мировой культурой. В соответствующих научных работах преимущество отдается разработке таких аспектов: теория и практика семейной этнопедагогики народов России (Б.Ш. Алиева, Р.А. Алихонова, А.А. Григорьева, И.С. Портнягин, Э.И. Сокольникова и др.); этнопедагогическая подготовка учителей, преподавателей различных типов учебных заведений (Т.В. Анисенкова, Л.С. Берсенева, Т.В. Давыдова, А.Н. Яковлева и др.); этнопедагогическая культура народов России (М.Ю. Айбазова, С.П. Беловолова, В.А. Николаев и др.); разнообразные аспекты построения образования на этнокультурной основе разных народов (Д.М. Вердиев, М.Е. Ержанов) и др.
Преимущественное количество диссертационных изысканий составляют исследования проблем традиционного семейного воспитания. На современном этапе, в условиях сохраняющейся межнациональной нестабильности и возможного обострения межнациональных конфликтов особую актуальность приобретают проблемы разработки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и биокультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой — на национально-культурные и регионально-этнические традиции.
В регионах через возрождение народных традиций, обычаев стремятся формировать у подростков и молодежи принципы духовности, ориентировать их на усвоение общечеловеческих ценностей: мир, природу красоту, гуманность и т.п. Но эта работа все еще носит бессистемный, эпизодический характер и полностью зависит от инициативы и творческого потенциала руководителей учреждений системы образования. Оптимальное решение этих проблем во многом зависит от качества научных исследований и понимания, что глубинный смысл этнопедагогических знаний не в разъединении, а напротив, в единении российских народов, в преодолении межнациональных противоречий.
Список литературы
1. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 2004.
2. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.
3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
4. Загузов Н.И. Докторские исследования по педагогике и психологии (1937—1999 годы). 3-е изд., испр. и доп. М., 2000.


Андреева М. мгпи гр10/473зд.
 
енотДата: Четверг, 14.04.2011, 20:21 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики
Доклад
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
Тема: «Основные положения Концепции дошкольного воспитания (1989)
Выполнила:
Филимонова Т.Н.
Студентка группы 10/372з
Преподаватель:
Микляева Ю.В.
Основные положения Концепции дошкольного воспитания (1989).

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.
Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Анализируя современное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.
Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР - центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состояли в следующем:
 охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);
 гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;
 раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении;
 обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
 радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.
Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление - основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят.

 
Муся)Дата: Четверг, 14.04.2011, 23:40 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
[font=Times]

Добавлено (14.04.2011, 23:40)
---------------------------------------------
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Дошкольная педагогика
тема:"Движущие силы воспитательного процесса"
выполнила:Кафарова Алеся гр.10/375зд
преподаватель:Микляева Н.В.
Движущие силы воспитательного процесса исследуются многими советскими психологами и педагогами (Н. И. Болдырев, М. А. Данилов, Ф. Ф. Королев, Г. С. Костюк, Г. И. Щукина, Б. Т. Лихачев и др.). В педагогической теории считают, что движущими силами этого процесса являются присущие ему противоречия.
Достижения педагогической теории, передового опыта школ и учителей обогащают педагогический процесс, но само внедрение передового опыта предполагает отказ от сложившихся, иногда хорошо отрегулированных, но устаревших по существу процессов, что вызывает противоречия между новым и старым.
Организация педагогического процесса строится с учетом его движущих сил: преодоления негативных явлений и фактов, утверждения позитивных тенденций. Так, неблагоприятно сказывается на воспитательном процессе несоответствие воспитательных влияний школы и семьи, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям школы. Серьезные затруднения в воспитательном процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении учащимися все возрастающей информации. Ограниченность учебного времени и практически неограниченный рост информации, необходимой для плодотворной и разнообразной деятельности, могут сказаться на перенапряженности нервной системы учащихся, их развитии. Вот почему становится необходимым развитие умения ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно пополнять свои знания. Комплексный подход к воспитанию предполагает обеспечение и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности. В практике же воспитания нередко недооценивается эмоциональное и волевое развитие личности за счет чрезмерной рационализации обучения. В результате может возникать дисгармония в развитии этих качеств, эмоциональная неразвитость, невоспитанность, разрыв между теоретически усвоенными принципами, нормами, ценностями и поведением. Противоречие между словом и делом нередко является следствием переоценки словесных методов воспитания и относительной обособленности их от практического поведения личности.
Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем возможностей их удовлетворения. Возникающее расхождение побуждает личность к активности, направленной на усвоение новых норм поведения, необходимых для удовлетворения этих потребностей. На разных этапах развития это противоречие проявляется и разрешается по-разному. Типичным его проявлением у школьников является расхождение между их стремлением активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития их физических и психических сил.
Существуют противоречия между уровнем развития личности школьника и образом его жизни, выполняемыми им функциями. Школьник как бы постоянно вырастает из сложившегося образа жизни и стремится к новому положению, к новым видам общественно значимой деятельности. Воспитание только тогда ведет за собой развитие, когда оно способствует реализации этих стремлений. Между объективными и субъективными аспектами формирования потребностей могут возникать противоречия уже потому, что осознание школьником своих новых нужд осуществляется не одновременно с изменением условий и не всегда соответствует им. Так как процесс осознания предполагает не только понимание, но и определенное эмоциональное отношение, то возможны противоречия между велениями разума и чувств.
Потребности личности могут формироваться и на базе отживших условий и устаревших форм общественных отношений, однако они могут в течение длительного времени (иногда и всю жизнь) побуждать человека к действиям, не отвечающим новым обстоятельствам. Даже в условиях строительства социализма у некоторых людей сохраняется потребность в личном обогащении, стяжательстве, праздной жизни, возникают карьеристские устремления и т. п. В формировании потребностей, таким образом, имеют значение не только внешние и внутренние условия, но и активное сознание личности, ее активная жизненная позиция.
В психолого-педагогической литературе принято классифицировать потребности как материальные, социальные и духовные. В процессе развития и обогащения общественных отношений огромную роль играет культура потребностей. Она является результатом сложного процесса направленного формирования всей мотивационной сферы личности и предполагает не только воспитание разумного отношения к удовлетворению материальных и духовных потребностей, но и обогащение системы человеческих потребностей, их социального содержания. К такого рода духовным потребностям относятся потребности в образовании, воспитании, политическом, эстетическом, общекультурном развитии.
В Конституции СССР в статье 20 впервые в истории человечества записано, что государство ставит своей целью расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности. Реализация этой статьи предполагает высокий уровень социальной активности личности, воспитание у нее потребности в собственном развитии и совершенствовании, в разносторонней деятельности в сфере труда, управления, культуры. Воспитание общественного долга, удовлетворение потребностей человека, реализация его прав невозможны без выполнения обязанностей.
Существует известное противоречие в осознании человеком своих прав и отношении к вытекающим из этих прав обязанностям. Диалектическое единство прав и обязанностей обуславливает развитие общества и каждого человека как единый и цельный процесс. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей в том, что право постоянно переходит в обязанность, а обязанность является необходимым условием реализации права.
Так, основное для социализма право на труд включает в себя право на выбор профессии в соответствии со способностями личности и потребностями общества. Реализация этого права осуществляется на основе материально-технической базы коммунизма, в результате чего преобразуется сфера труда, возрастает уровень его технической оснащенности и интеллектуальной насыщенности, преобразуются виды и формы трудовой деятельности. Вместе с ними развиваются и соответствующие способности человека. Таким образом, преодоление в сознании учащихся противоречия между отношением к правам и обязанностям имеет последствия для всей дальнейшей социальной жизни молодых людей.
Развитие эмоциональной и волевой жизни ребенка, осуществляемое в воспитательном процессе, также имеет свои специфические противоречия. Эмоции, например, по своим характеристикам выступают как противоположности: удовольствие — неудовольствие, радость — печаль, уверенность — сомнение и т. п. Единство и борьба этих противоположностей играют существенную роль в развитии эмоций, в переходе от ситуативных эмоциональных переживаний к устойчивым положительным чувствам. В этом процессе одни эмоции осознаются, закрепляются и преобразуются в чувства посредством других, им противоположных: смелость — через переживание стыда за некоторые свои действия и поступки, любовь к людям — через отвращение к их отрицательным чертам и т. д.. Задача воспитания заключается в том, чтобы содействовать правильному разрешению этих противоречий, укреплять социально ценные чувства, преодолевать противоположные тенденции.
В развитии личности всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление к устойчивости, к сохранению оправдавших себя связей и способов действия, с другой — необходимость их изменения под влиянием изменившихся задач, внешних и внутренних условий существования. Разрешаются эти противоречия путем выработки более совершенных способов регуляции взаимодействия индивида со средой.
Такими способами, по мнению Г. С. Костюка, являются обобщенные знания, системы обобщенных умственных операций, легко переносимые на разные ситуации. Подобного рода обобщения складываются и в развивающейся мотивационной сфере личности, обеспечивая правильное, устойчивое ее поведение в варьирующихся жизненных ситуациях, единство слова и поступка Разрешение противоречий в воспитательном процессе достигается путем совершенствования всех сфер жизнедеятельности школьника (учения, труда, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной и других видов деятельности), а также путем совершенствования отношений в сфере общения.

 
iradaДата: Четверг, 14.04.2011, 23:49 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент Образования города Москвы
Московский Гуманитарной педагогический институт
Кафедра педагогики.
Доклад по дошкольной педагогики
Тема: Методы педагогических исследований

Выполнила:
Аллахвердиева И. И.
Студенка группы…
10/373 зд.
Преподаватель:
Микляева Юля Викторовна.

Москва:2011г.

Методы педагогических исследований
Содержание
Введение
1. Методы научно-педагогических исследований
Традиционно-педагогические методы
Социологические методы исследования
Математические методы педагогических исследований
Заключение
Литература
Введение
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её - образование и обучение. Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс. Было время, когда она разрабатывалась на основе умозрительных филосовско - социологических построений, а педагогические идеи выступали как результат творческой деятельности выдающихся мыслителей. Однако начиная с18в. в наибольшей мере педагогику стали обогащать те ученые, которые сочетали теоретическую деятельность с практической воспитательной работой. Что в особенности относится к таким выдающимся педагогам, как Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Шацкий и др.
В настоящее время педагогические иследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперемент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической статистики и теоретического анализа педагогической идеи и др. Остановимся кратко на сущности каждого из этих методов.
Метод научно-педагогических исследований
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может использовать конкретная наука для познания своего предмета.
В современной учебной литературе дается такое определение: метод научно-педагогического исследования - это способ исследования психолого-педагогических процессов формирования личности, установленной объективной закономерности воспитания и обучения.
Для получения разнообразных сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения и воспитания подбирается оптимальный комплекс методов - методика исследования.
1.1 Традиционно-педагогические методы
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы
Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической политики. Сущность его заключается в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Главными его требованиями являются: определение задач, выделение объекта исследования, разработка схемы наблюдения; обязательное фиксирование результатов; обработка полученных данных.
Наблюдение этих явлений позволяют исследователю сделать выводы о том, что внимание учащихся во многом зависит от содержательности урана, что более высокие знания имеют активные слушатели. Так наблюдение создает почву для определенных теоретических суждений и умозаключений, которые подвергаются более глубокому изучению и проверке с помощью других методов.
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленения общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Он тесно стыкается с другим методом - изучение первоисточников, называемым так же архивным.
Это изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, результатов эстетического и технического творчества. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени».
1.3 Социологические методы исследования
В последнее время в педагогике активно используется социологические методы исследований: анкетирование, определение рейтинга, обобщение независимых характеристик.
Анкетирование - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросчиков. педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрого массового опроса учеников, учителей, родителей; дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. пройдя через первые неудачи и разочарования (в анкетах школьников «полный ажур», а реальной жизни - почти такое же полный провал). педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Для того чтобы получить правдивые ответы, надо задавать непрямые вопросы, чтобы ученик не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Социометрический метод - метод изучения групповой дифференциации, позволяющий анализировать внутреколлективные отношения. Этот метод позволяет делать срезы, характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Рейтинг является основной для построения разнообразнейших шкал оценок от не мерности отдельных учеников до моральных качеств и престижности профессий.
Метод обобщения независимых характеристик разработан русским психологом К. Платоновым. Предусматривает обобщение сведений об учениках, полученных из разных источников (учителя, родители, одноклассники, друзья и т.п.), сопоставление этих сведений, их осмысление.
Разновидностью данного метода является педагогический консилиум, который предусматривает обсуждение результатов изучения воспитанности учеников, оценивание конкретных качеств личности, выяснение причины возможных отклонений.
1.5 Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды:
- регистрация - определяет выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
- ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывание или нарастание показателей);
- моделирование - создание и исследование моделей. Это способ теоретического исследования психологических явлений через условное создание жизненных ситуаций, в которых может происходить деятельность человека. Результаты помогают познать закономерности поведения человека в определенных ситуациях.
- статистические методы - методы математической статистики, которые используются для обработки экспериментальных данных с целью повышения обоснования выводов. В педагогике и психологии они представлены описательной статистикой (таблицы, графики); теорией статистических выводов; теория планирования экспериментов.
Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраиваетстрогую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык.

Заключение
Подводя итоги краткой характеристики методов педагогических исследований можно сделать следующие выводы:
- современная педагогика как наука использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов для теоретического и практического исследования проблем воспитания и обучения;
- педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряются и новые методы, заимствованные из других наук - социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики. Ибо как писал И.П. Павлов - …с каждым шагом методики вперед как бы поднимаемся ступенью выше, с контрой открывается нам все более широкий горизонт с невидимыми ранее предметами.21 Подласый И.П. «Педагогика. Новый курс.» М., Владос, -С.59.
2 Цитата заимствована из книги: Подласый И.П. Педагогика. Новый курс - М.,
Владос, 2000. - с.44

Литература
1. Волновав Н.Н. Педагогика: Пособник. - К. : ВЦ “Академия”, 2001. - 576с.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 576с.

 
TanaДата: Пятница, 15.04.2011, 11:16 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт

Доклад по дисциплине «Дошкольная педагогика»

«Общие педагогические подходы к воспитанию детей: системный, деятельностный, индивидуальный, личностно-ориентированный, гендерный, возрастной, социальный, онтологический, аксиологический, культурологический, синергетический, кибернетический».
(часть 1)

Выполнила: Медникова Т.Д.
Студент группы № 10/II-371зд. Курс 3.

Преподаватель: Микляева Ю.В.

Москва, 2011

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики.
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
- знание и понимание детей.
- любовь к детям.
- Основательный теоретический баланс.
- Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Системный подход основывается на понимании того, что каждый человек помимо обычных эмоций и чувств испытывает еще и определенные системные чувства в зависимости от своего «положения» в системе. Если он занимает «неправильное место», имеющее отклонение, это приносит и человеку, и окружающим дискомфорт и страдания.
Главное отличие системного подхода от классического заключается в объекте исследования. Им является не личность человека или его поведение, а система, в которую он входит.
Каждый из нас является членом различных систем.
Приведем пример: плохое поведение ребенка может быть следствием «конфликта лояльности», который возникает при «неправильном» разводе родителей. Пока семья была одним целым, ребенок знал, что может одинаково любить и маму, и папу. После развода он видит, что мама обижена на папу: она расстраивается из-за того, что ребенок хочет проводить время с отцом. Тогда ради мамы ребенок может отказаться от общения с папой и начать его игнорировать. Но при этом, согласно системным законам, он может начать злиться на маму, так как именно из-за нее ему приходится отказываться от отца. Кроме того, ребенок может начать выражать матери то недовольство отца, которое он сам не может выразить ей прямо. Например, за то, что она препятствует их общению. Результатом же может стать «плохое» поведение ребенка по отношению к матери, которое доставляет ей боль, и по поводу которого она обратилась к психологу.
Этот пример отлично показывает, что работать в данном случае следует не с ребенком, а с системой в целом. Она должна прийти к равновесию и адаптироваться в новой ситуации. Тогда и ребенок изменит свое поведение.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности ребенка как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.
Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в сад приходят не просто дети, а дети-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Вместе с тем не только теория, но и современная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.
В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.
Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. На основе деления современной психологией мужчин и женщин на четыре полоролевых типа появилось такое понятие, как гендерный подход.
Организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, преподаватели обрекают своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее.
Гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий, способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта, формировании гендерной культуры личности.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей
В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.

Добавлено (15.04.2011, 11:11)
---------------------------------------------
Доклад по дисциплине «Дошкольная педагогика»

«Общие педагогические подходы к воспитанию детей: системный, деятельностный, индивидуальный, личностно-ориентированный, гендерный, возрастной, социальный, онтологический, аксиологический, культурологический, синергетический, кибернетический».
(часть 2)

Выполнила: Медникова Т.Д.
Студент группы № 10/II-371зд. Курс 3.

Преподаватель: Микляева Ю.В.

Москва, 2011

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени.
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется «социальная» улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующей жизни.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
Развитие переживаний. Зарождается любовь к близким взрослым.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его "социальная эффективность", т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения.
Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является "социальное воспитание". Термин "социальное воспитание" появился в обиходе педагогической теории еще в начале XX в. Этим понятием отечественная педагогика стремилась обозначить новую область гражданского воспитания -- формирование социальной и политической активности личности, "развитие вкуса к социальной деятельности" (В.В.Зеньковский).
Идеи социального воспитания были активно восприняты в 1920-е гг. молодой советской педагогикой (Н.Н.Иорданский, А.Г.Калашников, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин).
Социальное воспитание открыто противопоставлялось отжившим дворянскому и буржуазному воспитанию и несло в себе классовую пролетарскую направленность: оно означало целенаправленное приспособление личности к идеологически организованной социальной среде. Но образовательная практика в рамках концепции социального воспитания сумела результативно решать вопросы школьного самоуправления, организации школьных кооперативов, объединений детей по интересам.
Современные сторонники социального воспитания не имеют единого определения этого понятия, а оперируют формулировками, где основной смысл выстраивается вокруг феномена социального:
-- воспитание подрастающего поколения в социуме, в гуще жизни;
-- целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации;
-- педагогическая организация приобретения воспитанниками личностного жизненного опыта, опыта поведения и деятельности;
-- педагогическая защита детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
-- педагогически организованное освоение личностью норм, ценностей, установок, принятых в обществе;
-- педагогическая поддержка творческой самореализации личности в социуме.
Онтологический подход рассматривает проблемы воспитания с точки зрения логики бытия (со-бытия) воспитателя и воспитанника в бытийном пространстве. При этом личность рассматривается как способ общественного бытия человека, имеющего заданную или найденную и самостоятельно избранную им позицию в жизни, которая и становится субъектной позицией воспитанника в системе его отношений к миру, труду, другим людям и
самому себе в ситуации собственного развития.
Таким образом, онтологическое понимание воспитания заключается в
следующем:
• воспитательный процесс -- это процесс возрастания субъектности
человека -- самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и
профессиональной среде;
• механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия;
• ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.
Аксиологический подход.
В воспитании аксиологический подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе в условиях его дестабилизированного, неустойчивого развития. Его сущность заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде. Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур стали специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации. Аксиологический подход предлагает превращение ценностей общечеловеческой и национальной культуры в личностные смыслы.
Культурологический подход.
В свете культурологического подхода воспитание исследуется в контексте культуры, как такая её часть, которая выполняет все основные функции культуры: интеграция людей, организация их жизнедеятельности, установления взаимосвязей поколений и коммуникаций в сообществе, создания условий для творческой самореализации и саморазвития человека, сохранения, развития и изменения системы ценностей, проектирования новых образцов культурной жизни и др.
Сторонников культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и "опытным путем", "между делом" осваивает культурные нормы и ценности. Главное -- взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание -- это "побочный эффект" всех самостоятельных исканий ребенка.
Сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять не только "кем быть", "каким быть", но и "как жить", т.е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы.
Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем. Педагог-фасилитатор не позволяет себе прямо организовывать деятельность и общение детей, контролировать и оценивать их поступки, управлять их поведением. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание ребенка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему.

Добавлено (15.04.2011, 11:16)
---------------------------------------------
Синергетический подход.
Термин "синергетика" ввел в научный обиход Герман Хакен и определил ее как науку, которая занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов и подсистем, сложным образом взаимодействующих между собой.
Позиция синергетического подхода отстаивает особую значимость внутреннего потенциала активности личности ребенка, дает возможность ощутить себя субъектом деятельности, т.е. он - человек, сложная устойчивая система способная к саморазвитию, самоорганизации и самовоспитанию. Кроме того, ученик-заказчик, кирпичик от прочности которого зависит прочность всего здания - общества. Поэтому в цепочке необходим разворот позиций: ученик -> педагог -> общество. Это значит, обучение и воспитание должно опираться на то, что
интересно и значимо для ученика. Главной задачей в педагогике стало создание условий для самореализации и саморазвития личности.
Главная задача синергетического подхода заключается в том, как управлять не управляя в классическом смысле, как малым резонансным воздействием подтолкнуть к саморазвитию личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
А.С.Макаренко использовал в своей практике поражающие неожиданностью ситуации, которые вызывали у воспитанников сильные чувства, борьбу мотивов, резкое изменение отношения к себе и окружающим. Выдающийся педагог обосновал этот воспитательный феномен как "метод взрыва" и обращался к нему, когда требовалась "перековка" личности.
Кибернетика (от др.-греч. κυβερνητική — искусство управления) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество
. В дидактике разработаны разные способы передачи учебной информации, известны разные подходы к их изучению, педагогическому анализу. Один из них – кибернетический. Педагогика кибернетическая – это педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации. Основное внимание уделено обратной связи в виде контроля за работой учащихся. В кибернетическом обучении информация представляется малонаглядно, в дискретной форме, на языке, формализованном для ЭВМ.

Список используемой литературы:

1. http://www.eduhmao.ru/info/1/3689/23067/
2. http://festival.1september.ru/articles/412419/
3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/07.php
4. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
5. Филонов Т.Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследования // Педагогика. 2000.
6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
7. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . - М: Просвещение, 1989г № 5.

 
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Современные концепции дошкольного образования.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.