Детский сад настоящего:

Пятница, 19.04.2024, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Формы организации жизнедеятель-ности ребенка в детском саду - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Формы организации жизнедеятель-ности ребенка в детском саду
Формы организации жизнедеятель-ности ребенка в детском саду
461119Дата: Пятница, 22.10.2010, 16:25 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Доклады
 
461119Дата: Четверг, 23.12.2010, 17:36 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Клеймёнова Инна Владимировна
студентка группы гр08-372зд
заочной формы обучения
Доклад (по дисциплине дошкольная педагогика)
Тема «Форма обучения»

Преподаватель:
Микляева Ю.В.

Москва – 2010

ПЛАН ДОКЛАДА:

1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ
3. ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
4. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
6. ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
7. ЛИТЕРАТУРА

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки– способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.
Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно—действенный и наглядно—образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ
В основе организации процесса обучения детей лежат ведущие принципы дидактики. Их использование обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями и возможностями детей этого возраста. Как и в школе, обучение в детском саду направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Оказывая воздействие на становление ведущих видов деятельности детей – игры, учебно—познавательной, трудовой, изобразительной, – обучение становится важнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка. Специфической чертой обучения в детском саду является взаимосвязь обучения с повседневной деятельностью детей, их игрой и трудом.
Определяющая роль наглядно—действенного и наглядно—образного мышления дошкольника выдвигает на одно из ведущих мест в организации обучения принцип наглядности. Его значение усиливается характером знаний дошкольника, основное содержание которых формируется на уровне представлений в результате непосредственного восприятия предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения деятельности взрослых. Очень важно знать, что в новой обстановке ребенок приучается выполнять общепринятые правила по примеру и напоминанию взрослого (педагога, воспитателя). Необходимо целенаправленно закреплять уже знакомые правила общения со взрослыми, такие как необходимость здороваться, прощаться, проявлять вежливое и доброжелательное отношение к знакомым, близким, родителям, воспитателю.
Принцип активности и самостоятельности связан с использованием таких приемов и методов обучения, при которых ребенок ощущает потребность полнее и глубже узнать окружающий мир. При этом он проявляет активное стремление к самостоятельным поступкам. Это выражается в том, что он настойчив в осуществлении задуманных дел, стремится научиться новым действиям, приобрести новые знания. Используя данный принцип, важно поощрять ребенка дошкольного возраста задавать вопросы о себе, о близких, об окружающем мире, а также развивать умение высказываться о себе, о своем настроении, самочувствии, о своих желаниях. Ребенка нужно поощрять к общению на познавательные темы со сверстниками и со старшими.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует прежде всего установления логики содержания с предлагаемыми знаниями, навыками, умениями. В процессе обучения систематичность и последовательность обеспечиваются четким планированием процесса обучения, разбивкой его содержания на отдельные части, установлением связи каждого этапа с другим, с содержанием обучения по другим разделам.
Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объемах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторяемости содержания при небольшом увеличении объема и усложнении. Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений.
Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме.
Формы различаются по:
– количественному составу обучающихся;
– характеру взаимодействия между учащим и обучающим (степенью активности и самостоятельности);
– способам деятельности (методам и приемам);
– месту проведения;
– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе.
Это место в свою очередь определяется характером образовательно—воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.
В детском саду используются следующие формы организованного обучения:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:
– на занятии идет освоение детьми определенного объема знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;
– они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;
– они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков.
Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием – в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.
Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся по следующим разделам обучения:
– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;
– развитие элементарных математических представлений;
– изобразительная деятельность и конструирование;
– физическая культура;
– музыкальное воспитание.
Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания» по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно—познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.
Программа каждого занятия предусматривает:
– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;
– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;
– объем навыков и умений, нужных для учебно—познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;
– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.
Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.
Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на занятиях, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации занятия предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним.
Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях:
– начало;
– ход;
– окончание.
Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале занятия:
– вызвать интерес к содержанию занятия;
– собрать внимание детей;
– раскрыть перед детьми учебную задачу.
Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:
– направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;
– расширением знаний;
– направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений.
При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно—проблемного характера, привлечением личного опыта детей.
Самостоятельная деятельность детей организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.
В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных детей.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим важным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно организуется по ее ходу.
Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д.
В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.

Литература
1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 1990.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

 
ИрочкаДата: Воскресенье, 10.04.2011, 11:54 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики

Доклад по дисциплине «Дошкольная педагогика».
Тема: Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах.

Выполнила: Соболева Ирина Леонтьевна
студентка группы 10/II-371-зД
Преподаватель: Микляева Ю.В.

Москва, 2011 г.

В настоящее время в большинстве городских детских садов детей разделяют на группы строго по возрастам. Для этого есть достаточно оснований. Это прежде всего удобно нам, взрослым, так как облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Требования выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей, и требование выполнения программы обучения в детском саду, так же досконально разработанный педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей.
Под режимом мы понимаем твердо установленный, педагогически и психологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.
Ежедневно повторяясь, режим приучает к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно- гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Посмотрим примерный режим дня в детском саду детей разных возрастных групп (холодный период).
Режимные моменты Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика 7.00-8.30 7.00-8.30 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25-8.55 8.30-8.55 8.30-8.50
Игры, подготовка к занятиям 8.55-9.10 8.50 -9.00 8.55-9.00
Занятия 9.10-9.30; 9.40-10.00 9.00-9.25; 9.35-10.00; 10.10-10.35 9.00-9.30; 9.40-10.10; 10.20-10.50
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.00-12.10 10.35-12.25 10.50-12.35
Возвращение с прогулки, игры 12.10-12.30 12.25-12.40 12.35-12.45
Подготовка к обеду, обед 12.30-13.00 12.40-13.10 12.45-13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 13.00-15.00 13.10-15.00 13.15-15.00
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры 15.00-15.25 15.00-15.25 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50 15.25-15.40 15.25-15.40
Игры, самостоятельная деятельность детей 15.50-16.30 15.40-16.30 15.40-16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.30-17.50 16.30-18.00 16.30-18.00
Возвращение с прогулки, игры 17.50-18.15 18.00-18.20 18.00-18.20
Игры, уход домой 18.45-19.00 18.45-19.00 18.45-19.00

Организация жизни детей включает в себя отдельные режимные моменты.
1. Прием детей данных возрастных групп осуществляется воспитателями на улице (в теплый период) или в помещении. Опираясь на ранее усвоенные детьми пятого года жизни навыки культурного поведения (в виде простейших проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, приветливых форм общения и т. п.), воспитатель средней группы добивается, чтобы эти умения у детей совершенствовались, выполнялись ими самостоятельно, без напоминаний, приобретали более устойчивый и осознанный характер.
Ребята старшей и подготовительной групп, приходя утром в детский сад самостоятельно, без напоминания, здороваются с товарищами и воспитателями, прощаются с родителями.
После встречи детей в саду, воспитатели проводят утреннюю гигиеническую разминку, цель которой « разогреть» организм посредством движения. Продолжительность разминки в средней группе составляет 6-8 мин., в старшей- 8-10 мин., в подготовительной- 10-12 мин и состоит она из 6-10 упражнений различной направленности (ходьба, бег, прыжки на месте и др.) В результате улучшается питание тканей, органов организма. Таким образом достигается физиологическая активизация последнего, это-то и позволяет в оптимальном биологическом режиме прожить день. Иногда сочетают упражнения с водными процедурами- обливанием, обтиранием.
2.Организация питания. Дети рассматриваемых возрастных групп получают трехразовое питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать время, рекомендованное режимом жизни детей этих групп. Перед едой дети моют руки. В средней группе они это делают самостоятельно и аккуратно, правильно пользуются мылом, насухо вытираются , вешают полотенце на место ( под присмотром взрослого). Во время приема пищи они могут пользоваться ложками, пить из чашки, есть из тарелки, откусывать, жевать, но им трудно не брать в рот много пищи, не отвлекаться, не разговаривать во время пережевывания, есть все по порядку. Поэтому времени на еду требуется им больше, чем старшим детям. У детей старшей и подготовительной групп сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем. Пятилетки во время еды правильно пользуются вилкой, ножом, едят аккуратно, бесшумно, выходя из-за стола, тихо задвигают стул, благодарят взрослых. У «подготовишек» закреплены навыки культурного поведения за столом. В старшей и подготовительной группах назначаются дежурные по столовой, которые помогают взрослым.
3.Игре, как основному виду деятельности дошкольника в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Но по мере взросления ребенка игра усложняется, она приобретает все более творческий характер. Дети активно участвуют в разнообразных дидактических, досуговых и народных играх, организуемых воспитателем. Игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и т.д. составляют самостоятельную деятельность дошкольников, которая в режиме занимает 3-4 часа ежедневно.
4.Во всех группах предусмотрено время для занятий.
Перечень основных занятий на месяц (при работе по пятидневной неделе)
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Виды занятий Количество занятий
Неделя Месяц Неделя Месяц Неделя Месяц
Ребёнок и окружающий мир 1 4 1 4 1 4
Развитее речи 1 4 2 8 1 4
Художественная литература 1 4
ФЭМП 1 4 1 4 2 8
Рисование 0.5 2 2 8 2 8
Лепка 0.5 2 0.5 2 0.5 2
Аппликация 0.5 2 0.5 2 0.5 2
Конструирование и ручной труд 0.5 2 1 4 1 4
Физкультурное 2 8 3 12 3 12
Музыкальное 2 8 2 8 2 8
Общее кол-во 10 40 13 52 14 56

В средней группе ежедневно проводятся два занятия общей продолжительностью 45 минут (включая перерыв). Занятия по рисованию и лепке проводятся по 2 раза в месяц, чередуясь. Занятия по аппликации и конструированию проводятся по 2 раза в месяц, чередуясь.
В старшей группе ежедневно проводятся три занятия, продолжительность каждого 25 минут, между ними два перерыва по 10 минут. Занятия по лепке и аппликации проводятся по 2 раза в месяц чередуясь.
В подготовительной группе ежедневно проводятся три занятия по 30 минут каждое, между ними два перерыва по 10 минут. Занятия по лепке и аппликации проводятся по 2 раза в месяц, чередуясь.
При подготовке к занятиям старшие дети самостоятельно раскладывают подготовленные воспитателем материал для занятий, убирают их, моют кисточки ,протирают столы.

Во время занятий с большой умственной нагрузкой (занятие грамотой, математикой) в старших группах, воспитатели должны устраивать физкультурные паузы, продолжительностью по 2-5 минут, позволяющие поддерживать у детей необходимый уровень работоспособности.
5.Ежедневные прогулки на свежем воздухе являются необходимым условием для укрепления здоровья детей. Каждый день дети должны гулять не менее 4-4,5 часов, поэтому она организуется 2 раза в день. В теплое время вся деятельность воспитанников должна проходить на участке.
При подготовке к прогулке дети пятого года жизни одеваются (в основном самостоятельно) под контролем взрослых. Некоторым может быть оказана необходимая помощь воспитателем и няней, а также другими детьми, хорошо владеющими нужными навыками.
Дети в старшей и подготовительной группах одеваются самостоятельно. После возвращения с прогулки они раздеваются и аккуратно складывают в шкаф одежду, сушат при необходимости мокрые вещи, ухаживают без напоминаний за обувью.
Гуляя на участке, дети старшей группы в весенний и осенний период вместе с воспитателем убирают мусор, в зимний период расчищают снег лопатами .Старшие дети в теплое время сажают цветы, поливают их, рыхлят землю.
6.В отличии от раннего возраста режим для детей в средней, старшей и подготовительной группах предусматривает увеличение продолжительности периода бодрствования, а длительность суточного сна уменьшается до 12-12,5 часов, из которых 1,5-2 отводится дневному сну. Дети всех трех возрастных групп должны обязательно спать днем. При его организации важно иметь в виду, что укладывание и подъем детей лучше проводить постепенно: в первую очередь укладывать тех, кто плохо засыпает, поднимать детей целесообразнее по мере их самостоятельного пробуждения. Благоприятная гигиеническая обстановка, свежий воздух в помещении также способствует полноценному сну воспитанников. Оптимальная температура воздуха в спальной комнате не превышает +18-19.

Показателями правильного составления режима являются отсутствие у ребенка отрицательных эмоций, соответствие деятельности возрасту, спокойный переход от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), хороший аппетит, глубокий сон, активное участие во всех режимных процессах и положительное отношение к ним.

Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.- 6-е изд., испр. и доп.-М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е издание, испр. и доп.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. Для воспитателя дет. сада/ А.Н. Давидчук, Т.И.Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. – М. :Просвещение, 1986.
4. Воспитание детей в старшей группе детского сада : Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост.Г.М. Лямина. – М.: Просвещение ,1984.[/b]

Сообщение отредактировал Ирочка - Воскресенье, 10.04.2011, 12:14
 
marygalkinaДата: Воскресенье, 17.04.2011, 16:25 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра педагогики

Доклад по дисциплине «Дошкольная педагогика».
Тема: «Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах».

Выполнила: Галкина М.А.
Группа: 10/II-371-зД
Преподаватель: Микляева Ю.В.
Москва, 2011 г.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливает необходимость выполнения режима. Все процессы, протекающие в организме человека имеют определенную ритмичность, которая выступает как универсальная жизненная закономерность. Установлено, что организм человека в разное время суток представляет собой различную физиологическую, биохимическую и морфологическую систему.
Существует прямая зависимость между формированием биоритмов и укреплением здоровья ребенка.
Функциональной основой режима является система условных рефлексов на время, т. е, динамический стереотип (И.П.Павлов). Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребенка спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружаю¬щая обстановка, четко налаженная жизнь детей и ре¬жим.
Рационально, в соответствии с возрастом составленный распорядок дня ребенка который способствует формированию «ди¬намических стереотипов» поведения (ритуалов), приучает его своевременно ложится спать, принимать пищу, актив¬но бодрствовать.
Режим обеспечивает необходимый уровень физического и психического развития ребенка.
Рациональное распределение во времени и правильное взаимопоследовательное удовлетворение основных физиологических потребностей организма ребёнка (сон, приём пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности, способствует воспитанию организованности, целенаправленности и деловитости.
Распорядок жизни детей должен быть постоянным. Нарушение режима вызывает разрушение привычной системы поведения, что дети переносят очень болезненно.
При составлении режима необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также индивидуальные особенности.
Показателями правильно составленного режима являются:
•отсутствию у ребёнка отрицательных эмоций;
•уровень деятельности соответствует возрасту;
•ребёнок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот)
•у ребёнка хороший аппетит и глубокий сон;
•ребёнок принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Главными формами организации жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра, специфика которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.). Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребенка.
В детском саду ребенок приобретает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослы¬ми и сверстниками. Возможности обогащения этого опы¬та, определяющие и моделирующие содержание и развитие самодеятельных игр и занятий, расширяются в многообраз¬ной и доступной предметно-развивающей среде.
Все объекты предметно-развивающей среды можно раз¬делить на 9 классов, каждый из которых способствует раз¬витию у детей определенных навыков:
•Объекты для наблюдения.
•Средства изобразительной деятельности.
•Средства конструирования и моделирования объектов окружающего мира.
•Народные игрушки.
•Спортивные модули и игрушки.
•Крупные средообразующие модули.
•Сюжетно-ролевые игры и принадлежности.
•Дидактические игры.
•Аудио - и видео средства.
При создании определенных условий предметно-развивающая среда обогащает личностное развитие ребёнка, обеспечивая ему широкую гамму сенсорных впечатлений, возможность исследовательской деятельности, общения со сверстниками и окружающими людьми. С одной стороны личностное становление ребёнка возможно лишь при реализации принципа уважения к его мнению. С другой стороны, должны быть созданы условия для стимулирования развития способностей ребёнка, его самостоятельной индивидуальной деятельности. Для этого необходимо дать ему свободу выбора деятельности, соблюдать принципы функциональности, опережающего характера обучения, в игре ребёнку предстоит освоить человеческие отношения, способы общения, отобразить посредством замещающей функции мышления все значимые для себя роли самоопределиться в них.
При этом не следует смешивать процесс обучения с игрой – занятия должны носить развивающий характер, проводится в определённой системе.
Занятия занимают значительное место в организации жизни ребёнка в детском саду. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров.
В зависимости от возраста количество занятий в неделю и их продолжительность различна.
От 1,5 до 3 лет проводится 10 занятий в неделю. Длительность их составляет 8-10 минут. Занятия проводятся в первой и второй половине дня по подгруппам. В младшей группе - 11 занятий по 15 мин. В средней группе - 12 занятий по 20 мин. В старшей группе - 15 занятий по 25 мин. В подготовительной группе - 17 занятий по 30 мин.
Занятая, требующие повышенной познавательной активности, проводят в первой половине дня в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).
Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Продолжительность таких занятий так же различна в каждой возрастной группе. Младший возраст – 10 минут, старший возраст – 15 минут, для часто болеющих детей время сокращается. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического циклов должны занимать 50% общего времени занятий.
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Необходимо помнить, что обязательными режимными процессами являются
пробуждение и засыпание, прогулки и прием пищи, их следует выполнять в соответствии со временем.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12-12,5 часов, из которых 2-2,5 часа отведено дневному сну, для детей от 1 до 1,5 лет - 3,5 часа, но организуется дважды - в I и II половине дня, для детей от 1,5 до 3 пет - 3 часа однократно.
Минимальная продолжительность бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов.
Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-4,5 часов в день и организуется 2 раза – в утреннее и вечернее время.
Важно помнить, что неадекватные возможностям орга¬низма и психики детей нагрузки неизбежно ведут к болез¬ням, замедленному развитию и отклонениям в социальном развитии.
Литература:
1)Н.А.Виноградова. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (в схемах и таблицах). – М.:МГПИ, 2004
2)Настольная книга методиста детского сада. Честнова Н.Ю. Ростов н/Д: Феникс,2005
3)http://doshvozrast.ru
4)http://ldv.metodcenter.edusite.ru

 
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Формы организации жизнедеятель-ности ребенка в детском саду
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.