Детский сад настоящего:

Пятница, 27.12.2024, 01:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возр - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возр
461119Дата: Пятница, 22.10.2010, 16:26 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 1331
Репутация: 9
Статус: Offline
Доклады
 
super-lvutinaДата: Среда, 06.04.2011, 00:25 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — лучше всего и легче выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает огромное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель служит опорой для развития мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает «действовать» во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению с помощью образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предметы с разных сторон. А это развивает важнейшую мыслительную способность человека, позволяющую представлять другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.

Помимо сюжетно-ролевой игры существуют и другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные).

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники), а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

А вот в игре-драматизации актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, фильмов или спектаклей. Задача такой игра состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно лучше и точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа.

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.

И все же игра не единственный вид деятельности в дошкольном возрасте. В этот период развиваются различные виды продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности способствует тому, что ребенок овладевает новыми навыками и умениями, а главное, учится представлять то, что он хочет сделать.

Особое внимание психологов и педагогов привлекает детский рисунок. Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное — получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением и в это время много говорят и жестикулируют, а потом часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали.

Еще одно важное отличие детских рисунков состоит в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представления о предмете. Вот почему иногда очень трудно бывает догадаться, что рисует малыш. Так, например, острые углы он может изображать в виде колючек, отходящих от овала, а мягкую шерсть кошки — в виде размашистых линий. Характер рисунков детей зависит от того, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Так, одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать. Младшие дошкольники рисуют человека в виде «головонога», у которого руки и ноги растут прямо из головы. Это значит, что в образе взрослого для ребенка главное — лицо и конечности, а все остальное особого значения не имеет.

У ребенка, как правило, нет потребности наблюдать натуру (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изображаемую реальность. Однако детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображения домиков, деревьев, цветов и пр. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны — это большая опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Вот почему важнейшей задачей обучения рисованию следует считать разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей.

Другим видом продуктивной деятельности дошкольника является конструирование — целенаправленный процесс создания определенного результата. В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов. Конструктивная деятельность имеет свои способы и приемы, т. е. особые операционально-технические средства. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.

 
aikaДата: Воскресенье, 17.04.2011, 10:42 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline

Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт
Кафедра педагогики
Доклад .
По дисциплине «Дошкольная педагогика»
Тема: Основные характеристики и сущность воспитательного процесса»
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
Выполнила студентка: Селезнева О.Н
3 курса, группы 10/ 374-зД
Преподаватель:
Микляева Юлия Викторовна
Москва 2011,

Неотъемлемым ядром педагогической деятельности образовательного учреждения является воспитание, которое рассматривается как целостная динамическая система. Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него конечного результата и разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.
Цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Становясь человеком, испытывает потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался.
В современной педагогической науке существует точка зрения, что целью воспитания является подготовка всесторонне, гармонически развитой личности. Конечно, необходимо стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребёнка, для его полноценного обучения и воспитания. Однако, как показывает исторический опыт, достичь идеальной цели воспитания невозможно. В воспитании детей дошкольного возраста ориентироваться на идеальную цель особенно необходимо. Если существует идеальная цель воспитания, то, вероятно, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в зависимости от целого ряда условий.
Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. А ещё реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические условия страны. Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребёнка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От неё зависят задачи, содержание, методы воспитания.
Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.
Решение задач физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического и правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях как раз и направленно на всестороннее и гармоническое развитие личности.
Воспитание направлено на формирование таких ценностных основ отношения ребёнка к действительности, которые помогают сформировать у него образ мира и себя в нём. Это прежде всего отношение к природе, «рукотворному миру» и явлениям общественной жизни (другим людям).
Всестороннее воспитание детей с учётом возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установления связей между разными формами самостоятельной и неигровой деятельности, протекающими в игровой форме.
Все задачи воспитательно-образовательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Помимо основных задач педагогического процесса в ДОУ выделяются дополнительные: экологические, патриотические, социальные. Задача взрослого – внимательного наблюдая за развитием ребёнка, не пропустить ростки того, что характерно и ценно именно для этого малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.
Достижение современной науке, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков свидетельствует о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формирование его как личности.
Условиями формирования личности ребёнка являются:
- целенаправленность воздействия;
- наличие определённой системы организуемых воспитательных воздействий и влияний;
- соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
- освоение социального опыта;
- развитие индивидуальности ребёнка.
Таким образом, воспитание как педагогический процесс - включает в себя реализацию комплекса организационных педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребёнка, а также выбор и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитательными задачами и сам процесс их реализации.
В воспитательной работе можно выделить три группы функций.
Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на воспитуемого: изучением индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; программированием воспитательных воздействий; реализацией комплекса методов и форм индивидуальной работы с ребёнком; анализом эффективности воспитательных воздействий.
Вторая группа связана с созданием воспитывающей среды: сплочением коллектива; формированием благоприятной эмоциональной атмосферы; включением детей в разнообразные виды деятельности; развитие самостоятельности.
Третья группа направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка: социальную помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; воздействие средств массовой коммуникации; нейтрализацию негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
С целью воспитания всесторонне развитой личности педагогу необходимо иметь определённый набор методов, направленных на развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической и экзистенциальной, а также самореализации. Поэтому если говорить о воспитании в широком смысле этого слова, то для умственного, сенсорного или другого вида воспитания необходимы не только частные методы воспитания, воздействующие на личность, но и методы обучения.
Выделяются пять групп методов педагогического воздействия на личность:
1) убеждение;
2) упражнение и приучения;
3) обучение;
4) стимулирование;
5) контроль и оценка.
В этом случае результатом обучения станет формирование культуры познания, полевой культуры (деятельно-практического отношения к миру) и культуры чувств.
По классификации Г. И. Щукиной, методы воспитания можно разделить на 3 группы:
1) методы формирование познания;
2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
3) методы стимулирования поведения и деятельности.
К первой группе относятся методы убеждения: рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, пример и др. Ко второй группе относятся методы упражнения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. К третьей группе относятся методы группы мотивации: соревнование, поощрение, наказание.
Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.
Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-первых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к восприятию окружающего мира и. т. д.), а во-вторых, социально-политические условия каждого общества, хотя и влияют на создание благоприятных или неблагоприятных условий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степени, всесторонне воспитаться не может.
И всё же, несмотря на видимость жесткой детерминированности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личности был бы невозможен, если бы на цель воспитания не оказывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, внеисторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доброта, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение со-чувствовать, содействовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например : нашему обществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яркой индивидуальностью, независимые.
Наука сегодня ещё не даёт ответа на вопрос, с каким «даром» пришел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдерживая одно развивая другое (выбранное взрослым), необходимо создавать условия, в которых бы ребёнок мог пробовать себя в разных направлениях.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.