Департамент образования г. Москвы Московский Гуманитарный Педагогический институт Факультет педагогики и методики дошкольного образования
Доклад Предмет: Дошкольная педагогика
Тема: Движущие силы воспитательного процесса
Выполнил: Савенкова Н. П. Группа:10/ 375 З/д Проверил: Микляева Ю. В. Оценка: « »
Москва 2011 г.
Движущие силы воспитательного процесса
Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.
Диалектичность В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальная, психологическая, педагогическая. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; открытие новых психологических концепций – во всём характере и методике воспитания… Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Пример: в класс пришёл новый классный руководитель…, в классе случилось ЧП…, введён новый учебный предмет… - всё влияет на содержание и методику воспитательного процесса. Диагностичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития – человека (воспитанника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутренние [ это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его]. Внешние [ противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром]. Общие (универсальные) [ противоречия как источник развития каждого человека и всех людей]. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Индивидуальные [ противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека]. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог – теперь могу, не умел – теперь умею, не знал – теперь знаю… Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями Проявляется в общественном воспитании в виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов. Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства . Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней. Противоречии воспитания образуются между огромными, неорганическими возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества Авторитарные общества, сковывающие свободу, губят таланты, уродуют людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к мещане, в звено производственного процесса, в винтик общественной жизни. Демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создаёт реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков. Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.
ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ – интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость. ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог-воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей). Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педагогами тактики разрешения всех групп противоречий, учёта действия всех трёх общефилософских законов развития воспитательного процесса в целом и каждого элемента.
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы: 1.Формирование личности, управления её развитием согласно потребностям общества. И второе направление, как его сегодня называют 2.Гуманистическое, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этой основе – к социализации и самоактуализации. Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя – подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника – продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых. Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса – «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий». СИСТЕМАТИЧНОСТЬ Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.
ВАРИАТИВНОСТЬ «Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет актуализирована». (Австралийский психотерапевт В. Франкл) Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и тактических задач, средств, методов и приёмов их наиболее эффективной реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспитания и практической деятельности педагог развивает свою профессиональную педагогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникальнее и неординарнее, ярче эта позиция. Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно – безобразно», «добро – зло», «можно – нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксально, но много-много позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек – и равнодушие к игре. Почему так? В психологии есть психологии теория ассимиляции. Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя ОТНОШЕНИЕ: к позитивному – позитивное приятие их, а к негативному – отторжение, неприятие. Знание этих законов поможет правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды. ОПТИМИЗМ Процесс воспитания логично строиться как процесс оптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение. Мир чудесный, радостный, но и противоречивый – бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения. В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» – как наивысшая ценность. А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики: «Ни одного действия педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей; Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда Тосно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является всей системы средств; Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества; Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека – М.: Педагогика, 1986
2. Сластёнин В. А., Кашин В. П. Психология и педагогика: (Воспитания в целостном педагогическом процессе) – М.: Изд-во центр «Академия» - 2001
3. Пидкасистый П. И. Педагогика// Воспитание как педагогическое явление (глава 15) – 1995
Движущие силы воспитательного процесса
Сообщение отредактировал Надька - Вторник, 05.04.2011, 20:17
Выполнила: Лухт Елена Ивановна группы студентка 09/371зд Преподаватель: Микляева Юлия Викторовна
.
Москва, 2010
Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе. Что такое «воспитание»? Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке; каким же образом может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?» Любое знание, в том числе по теории и методике воспитания, существует и развивается на трёх уровнях: - Методологическом (логика, философия науки, занимающаяся осмыслением методов исследования воспитания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира) - Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория воспитательного обучения И. Гербарта, теория воспитательного коллектива А. С. Макаренко и др.) - Методическом (как прикладной уровень науки - организация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педагогической техники и т. п.) Движущие силы воспитательного процесса ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ - объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию. Воспитательный процесс определяется фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.
Добавлено (08.04.2011, 22:38) --------------------------------------------- ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальная, психологическая, педагогическая. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; открытие новых психологических концепций - во всём характере и методике воспитания… Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутренние противоречия это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и его потенциальными возможностями. Внешние противоречия это противоречия порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия это противоречия обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - теперь знаю… Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов. Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства. Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней. Противоречии воспитания образуются между огромными, неорганическими возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни обществ. Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.
Добавлено (08.04.2011, 22:39) --------------------------------------------- Закон количественного изменения в качественные - интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость. Закон двойного отрицания - характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей). Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря умелому использованию педагогами тактики разрешения всех групп противоречий, учёта действия всех трёх общефилософских законов развития воспитательного процесса в целом и каждого элемента. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы: - Формирование личности, управление её развитием согласно потребностям общества. - Гуманистическое направление, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этой основе - к социализации и самоактуализации. Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировоспринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых. Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса - «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий». СИСТЕМАТИЧНОСТЬ Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д. ВАРИАТИВНОСТЬ Организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и тактических задач, средств, методов и приёмов их наиболее эффективной реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспитания и практической деятельности педагог развивает свою профессиональную педагогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникальнее и неординарнее, ярче эта позиция. Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно - безобразно», «добро - зло», «можно - нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксально, но много-много позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек - и равнодушие к игре. Почему так? В психологии есть термин - теория ассимиляции. Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя отношение: к позитивному - позитивное приятие их, а к негативному - отторжение, неприятие. Знание этих законов поможет правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды. ОПТИМИЗМ Процесс воспитания логично строиться как процесс оптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение. Мир чудесный, радостный, но и противоречивый - бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения. В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» - как наивысшая ценность. А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики: - «Ни одного действия педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей; - Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным, либо вредным; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является вся система средств; - Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества; - Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём». Также , Макаренко дал характеристику наиболее распространённых ошибок педагогической логики: - дедуктивное предсказание (когда делается предположение о полезности того или иного средства, метода, направления.., не проверенное наукой и практикой, и на этом основании строиться воспитательный процесс); - этический фетишизм (например, в первых документах единой трудовой школы запрещались всякие наказания, так как якобы «наказание воспитывает раба». А безнаказанность воспитывает хулигана, - утверждал А. С. Макаренко, - и в своем опыте, и в теории обосновывал разумную систему поощрений и наказаний); -уединённое средство (когда какое-либо средство объявляется «панацеей от всех бед» и на этом основании строиться весь процесс воспитания). В сегодняшней практике воспитания бытует немало своеобразных педагогических предрассудков типа: «свободное воспитание - это и есть гуманистическая педагогика», «школа должна быть свободна от воспитательного давления, её задачи - дать современное образование на уровне мировых стандартов», «воспитание реализуется в процессе обучения в школе и системе дополнительного образования в не её», «воспитательные задачи решаются через введения специальных гуманитарных предметов (психологии, человековедение, мировая и художественная культура, основы этики, культура речи, этикет и т. п.) - и только», «термин «воспитательная работа» себя изжил, он не имеет место в современной теории воспитания», «введение инновационных педагогических технологий - панацея от всех бед современной практики воспитания», «психология (и в частности психологические тренинги, психотерапия) вытесняет, заменяет специально организованную воспитательную работу в школ…». Можно было бы называть до бесконечности подобные предрассудки, именно они осложняют выстраивание истинной логики целенаправленного воспитательного процесса.
Добавлено (08.04.2011, 22:40) --------------------------------------------- Заключение Воспитанию у нас как-то не везёт. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что старый порядок вещей «давно пора бы похоронить, потому что именно от этого порядка зависит жалкое положение нашего общественного положения. Этот гибельный порядок можно выразить несколькими словами: канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание за дверьми заведения. Пока не вывернем на лицо этого кафтана, вывернутого на изнанку, до тех пор ничего путного не будет». Обратите внимание: воспитание за дверьми учебного заведения! Константин Дмитриевич настаивал, что воспитание, как и учение, должно стоять там, где ему прилично, и т. е. на первом месте. Но и сегодня в этом «гибельном порядке» мало что изменилось. Список используемой литературы: 1. Амонашвили Ш. А. Созидая человека - М.: Педагогика, 1986 2. Щуркова Н. Е.Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии - 1998 3. Пидкасистый П. И. Педагогика// Воспитание как педагогическое явление (глава 15) - 1995 4. Гуткина Л. Д. и др.Организация воспитательной работы в школе - 1996 5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ под редакцией В. А. Караковского и др. - М. - Пед. Общество России, 1999. - с. 264
Департамент образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт
доклад
по дисциплине: Дошкольная педагогика
тема:
«Движущие силы воспитательного процесса».
Выполнила: Кривошеина Татьяна Валентиновна
студентка группы 10/371з Преподаватель: Микляева Юлия Викторовна
Москва 2011год
Движущие силы воспитательного процесса Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин. Современное воспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе позволяют достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. Так, отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своем развитии, приобретает новое качество. Воспитание — это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными системами воспитания. Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с ее притязаниями, желаниями, интересами, так как это придает процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности. В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона. Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является ее собственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя до определенной границы, они переходят в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного состояния в другое, появление новообразований. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, еще одного диалектического закона. "Отрицание отрицания" предполагает органический переход от одного этапа к другому. Аналогом "отрицания отрицания" в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и старение и так далее). Спиралевидным можно назвать и процесс воспитания. На каждом последующем этапе формирования и развития личности воспитанника происходит сохранение существенных ранее примененных его качеств и свойств, а возникшие новообразования, в своею очередь, становятся исходным материалом для образования еще более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические новообразования отрицают ранее сложившиеся, устаревшие. Движущие силы процесса воспитания - объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемыми педагогом. Разрешение этих противоречий через активность самого школьника способствует его развитию. Все противоречия делят на объективные и субъективные. Объективные: - Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки. - Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. - Между активно-деятельностной природой ребенка и социально – педагогическими условиями жизни. Субъективные: - Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. - Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса. Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. Движущие силы воспитания различаются в гуманистической и авторитарной концепции воспитания. Движущие силы воспитательных воздействий гуманистического типа несколько иные, нежели соответствующие движущие силы авторитарного типа. Если в авторитарном воспитании основное противоречие, на котором строится весь воспитательный процесс, состоит в разрешении альтернативы "могу - должен", то в гуманистическом - "могу - хочу". Гуманистическое воспитание характеризуется четырьмя основными движущими силами воспитания: 1) воспитательное воздействие должно "попадать" в зону ближайшего развития личности ребенка; 2) должна быть позитивно сформированная мотивация учения или установка; 3) право ребенка на свободу выбора и возможность смены видов деятельности; 4) создание особой атмосферы воспитания и жизни детей: атмосферы радости, добра, творчества и любви.
Более тонкое различие движущих сил в авторитарно-развивающем и гуманистическом типах воспитания заключается в том, что лучшие образцы авторитарно-развивающего воспитания строятся на разрешении противоречия "могу - буду - хочу", тогда как в гуманистическом воспитании основное противоречие будет выглядеть "могу - хочу - буду". То есть на любое "гуманистическое" воздействие у ребенка сначала должна появиться позитивная мотивация к выполнению действия, чего не требуется от авторитарно-развивающего воспитания. Именно это отличие и является наиболее уязвимым звеном в гуманистическом типе воспитания, так как постепенно появляющаяся положительная мотивация в процессе выполнения определенных действий в системе авторитарно-развивающего воспитания является психологически более устойчивым конструктом, нежели положительная мотивация гуманистического типа, появляющаяся еще до выполнения операции. Любой педагог-практик знает, что в принципе несложно одномоментно возбудить любопытство, интерес ребенка, однако поддерживать его на протяжении довольно длительного времени, за которое ребенок должен усвоить или освоить определенные действия, уже не так просто. Отработка умений и навыков зачастую рутинна и неинтересна, поэтому мотивация ребенка, ярко вспыхнув поначалу, быстро угасает. Требуются, во-первых, дополнительные стимулирующие меры для поддержания мотиваций ребенка, а во-вторых, иная организация процесса обучения в целом. Итак, движущие силы в системе гуманистического воспитания (ненасильственное и свободное), по мнению большинства ученых, занимающихся этими проблемами, не дают очень быстрых, наглядных и эффектных результатов продвижения, что гораздо характернее для авторитарно-развивающего воспитания, его сравнительно новых разработок, технологий. Гуманистически направленное воспитание предполагает получение отсроченных, перспективных результатов. Причем результаты эти не узко очерчены определенными рамками, как в авторитарном воспитании, а приравниваются, по существу, к процессу становления человека в целом. Таким образом, движущие силы воспитания – это основные принципы, стимулирующие и мотивирующие субъекта к достижению целей в воспитательном процессе.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет педагогики и методики дошкольного образования ТЕМА: Основные характеристики и сущность воспитательного процесса. Кандидат педагогических наук МГПИ Микляева Ю.В. Выполнила студентка: МЕЛЕХОВА А.В. Группа: 10/II-372-зД Москва 2011 г.
Основные характеристики и сущность воспитательного процесса. Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. Передаче опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействие людей: конкретное поведение, с одной стороны, и подражание этому поведению — с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений, В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имеющий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраняется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе. В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся. В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе. В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние1. Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга. Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения2. Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется прежде всего развитием личноcти педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились. Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса: —по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу; —по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность; - по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей; —по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга; —по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания. В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности. Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школьном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.
Добавлено (07.05.2011, 16:35) --------------------------------------------- ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет педагогики и методики дошкольного образования ТЕМА: Основные характеристики и сущность воспитательного процесса. Кандидат педагогических наук МГПИ Микляева Ю.В. Выполнила студентка: МЕЛЕХОВА А.В. Группа: 10/II-372-зД Москва 2011 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Краткое содержание вопроса Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса: 1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). 2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования). 3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). 4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности). В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, ,персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания. Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Принципы воспитательного процесса: принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; принцип адекватности системе социальных отношений; принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов; мотивация учебной деятельности; принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности; принцип педагогического оптимизма; принцип демократизации в воспитании. Закономерности воспитательного процесса: взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса; единство действий участников педагогического процесса; зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания; гармонизация личных и общественных интересов; обусловленность содержания педагогического процесса.