Детский сад настоящего:

Пятница, 29.03.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Значение дошкольного возраста в развитии человека - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Значение дошкольного возраста в развитии человека (Значение дошкольного возраста в развитии человека)
Значение дошкольного возраста в развитии человека
Маргарита08Дата: Четверг, 07.04.2011, 19:43 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Тема: «Значение и уникальность дошкольного возраста в развитии человека»

Выполнила Серебрякова М.В.
Группа 10/375 зД
Специальность – 050707
«Педагогика и методика
Дошкольного образования
Преподаватель
Микляева Юлия Викторовна

МОСКВА 2011г.

Значение дошкольного детства в становлении личности ребёнка
“Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка», который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую ступень детства. Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, после которого те психологические новообразования, которые занимали место предпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть “таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей
В первые семь лет ребенок проходит через три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир.
Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно “переставлены” во времени.
Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. К концу первого года жизни ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела и извне, складываются начальные формы предметного восприятия. К концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.
Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.
Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется “социальная” улыбка, призывающая взрослого к ответной улыбке. Формируется чувство доверия к миру, образующее опору положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в последующей жизни.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.
Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между людьми, занимающими определенное место в его жизни (“свои” и “чужие”); осваивает собственное имя; формирует представление о “территории” собственного “я” (все то, что ребенок относит к себе, о чем сможет сказать “мое”). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.
Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управлений собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).
Развитие переживаний. Возникает чувство автономии и личной ценности (самоуважения), зарождается любовь к близким взрослым.
Отличительной особенностью ребёнка раннего возраста является высокая обучаемость. Только за первый год ребёнок осваивает такую массу умений, способов, знаний, что этот запас становится базой для его социальной жизни. Правда, этот запас приобретается обязательно в человеческом обществе и непременно с помощью взрослого. Важно помнить ещё об одной отличительной особенности – тесной взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности; невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечёт за собой замедление в развитии речи.
Важным приобретением раннего возраста является овладение ребёнком речью, развиваются психические процессы – память, внимание, мышление.
Ребёнок познаёт мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. Sensus – чувства) человек узнаёт о свойствах, качествах окружающего мира.
Ранний возраст – чрезвычайно важный этап в становлении личности человека.
В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. Умственное, эстетическое, нравственное, т. е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
Дошкольник активно познаёт окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. П.Я Гальперин отмечал, что «на основе поэтапной методики в 6-7 лет ( и даже в 5 лет)…умственные действия и понятия, которые по общепринятым стандартам отвечают уровню мышления в подростковом возрасте…» Эти данные говорят о высокой обучаемости детей дошкольного возраста.
Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные знания, но систему знаний. И если, как отмечал Л.С. Выготский, до 3 лет ребёнок учится по «собственной» программе (малыш не может воспринимать систему знаний и следовать за мотивом взрослого в обучении его), то после 3 лет мышление дошкольника уже достаточно готово к пониманию причинно – следственных связей и зависимостей, если они представлены в наглядно – образной форме. Если давать знания о простейших связях и зависимостях, дошкольники не только усваивают их, но и используют в своих рассуждениях, умозаключениях. Любознательность стимулирует ребёнка к исследовательской деятельности, экспериментированию (Н.Н.Подьяков). Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания.

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как. природный и рукотворный мир, “другие люди” и “Я сам”, к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
Волевое развитие. Ребенок избавляется от присущей более раннему этапу “глобальной подражательности” взрослому, может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и т. п.), формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих поступков. Эмоции становятся “умными”.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Эти возрастные новообразования представлены лишь в виде возможностей, мера осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.
Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!” Его цель—содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:
1. развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
2. формирование начал личности (базис личностной культуры);
3. развитие индивидуальности ребенка.
Содержание педагогической работы с детьми
Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.
Передача ценностей и средств активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989г. № 5. - с. 10-23
2.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 10 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

 
FuntДата: Суббота, 16.04.2011, 19:59 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский гуманитарный педагогический институт

ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Тема: «Значение и уникальность дошкольного возраста в развитии человека»

Выполнила: Робцева М.А.

Cтудентка группы 10/374 з/д
Преподаватель:
Микляева Юлия Викторовна

Москва, 2011

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. Что это - достоинство человека или его недостаток? Надо ли стремиться, подобно сторонникам теории искусственной акселерации развития ребенка, к тому, чтобы сокращать детство и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника, а школьника во взрослого человека? Или же следует признать, что долгое детство - это важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития.

Ничто из того, чего достигли люди, не принадлежит отдельному человеку от рождения, но зато он может получить все в воспитании. Как говорил психолог А. Н. Леонтьев, "каждый отдельный человек учится быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему недостаточно того, что дает ему природа при его рождении. Он должен овладеть еще и тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества".
Объем программы социального наследования неудержимо растет. И восприятие этого растущего объема уже само по себе требует удлинения периода воспитания и обучения детей. Человеческое детство поэтому не только продукт эволюции, но и результат истории. "Физическое" детство человека - время, необходимое для его роста, - в общем остается неизменным. Длительность же "социального" детства зависит он того, насколько зрелым является человеческое общество. Собраны многочисленные свидетельства того, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития. И оказалось, что чем ниже ступень развития, тем короче отрезок детства, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда.

Психическое развитие ребёнка определяется условиями жизни и воспитанием. Под условиями жизни следует понимать всю совокупность обстоятельств, в которых живёт ребёнок, и прежде всего те общественные условия, в которых он развивается.
Говоря об условиях развития ребёнка, необходимо учитывать не только общие особенности существующего общественного строя. Важное значение имеют окружающие ребёнка — его родители, воспитатели и сверстники, те отношения, которые складываются между ними.
Отражение окружающих условий в мозгу ребёнка происходит в процессе его активного приспособления к этим условиям, в процессе его деятельности. Ребёнок является не пассивным созерцателем окружающей жизни, а выполняет в ней активную роль, принимает в ней посильное участие. Активное, деятельное отношение детей к окружающему помогает им яснее его осознать, глубже его пережить. Положительное влияние благоприятных внешних условий на психическое развитие происходит лишь при соответствующей организации жизни и деятельности ребёнка.
Бывает так, что в хороших условиях, у родителей, уделяющих много времени и забот своим детям, ребёнок обнаруживает плохие успехи в ученье, грубит старшим, страдает неряшливостью и ленью. На первый взгляд такие случаи представляются странными. Однако более внимательное их рассмотрение показывает, что при наличии многих благоприятных условий жизнь ребёнка организована неправильно: его балуют, освобождают от выполнения каких бы то ни было обязанностей, не приучают считаться с окружающими людьми, а в результате из ребёнка вырабатывается отрицательный тип эгоиста и лентяя.
Условия жизни ребёнка, характер его деятельности складываются не сами собой, не стихийно, они организуются и создаются путём обучения и воспитания. Ведущую роль в развитии ребёнка играет воспитание. Родители и воспитатели, передавая ребёнку определённые знания, организуя его жизнь и деятельность, развивают его психику, формируют его способности. В процессе воспитания необходимо учитывать некоторые врождённые свойства детского организма, в особенности тип нервной системы, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребёнка. Что касается способностей, то они не являются врождёнными. Для того чтобы сформировались способности к определённой деятельности, необходимы благоприятные условия жизни и соответствующее воспитание.

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,— педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.
 Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер,
Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их.
Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к происходящему.
В результате формируются начала экологического сознания.
 Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности.
Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывается значимость учения.
Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.
Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает чувство уважения к мастерству.
Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством.
Формируются начала духовности как свойства сознания.
 Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям).
Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.
Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им; передавать свои знания, опыт другому.
Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.
Формируются начала нравственного сознания.
 Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.
Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию.
Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает стремление действовать "как все".
Ценности переживания: чувство физической и психологической защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.
Формируются начала самосознания личности.
Детство - определенный этап в развитии человека, оно и сложилось как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания и умения.

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества, вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество.

Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени, человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми. И эта огромная программа выполняется за какие-то несколько лет!

Человеческая среда не просто условие развития ребенка, она - сам источник этого развития; в ней новое человеческое существо должно найти - с помощью взрослых - все то, что и составит его развитие. Ребенку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств. Ему нужна среда очеловеченная; ему нужно человеческое общество и человеческое воспитание.

Список литературы:
1. http://www.glavsovet.ru
2. http://www.neuch.ru/referat/41140.html
3. http://www.egobaby.ru/index.php/razvitie/psihika/176-psihika

 
Larisa-NazДата: Вторник, 03.05.2011, 21:25 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Московский Гуманитарный Педагогический Институт
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Доклад по дисциплине " Дошкольная педагогика"
Тема:"Значение и уникальность дошкольного детства в развитии человека".

Выполнила:Назарова Л.Н.
студентка гр. 10-372 Зд

Преподаватель: Микляева Ю.В.

Москва 2011

Один из самых интересных, замечательных и особо важных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Внимание психологов, физиологов, генетиков и других ученых привлечено к дошкольному возрасту, поскольку период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, уникальным. Это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у детей в этом возрасте существуют громадные психофизиологические резервы и что в дошкольные годы, при благоприятных условиях жизни и воспитания, интенсивно развиваются различного рода практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться первые нравственные представления, чувства и привычки, вырабатываются черты характера.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали на то, что в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, и от того, как в этом возрасте осуществляется воспитание ребенка, во многом зависит его будущее.
Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании детей в период от рождения до поступления в школу. Чтобы понять маленького ребенка, который не всегда еще может объяснить словом, что он хочет, что его волнует, интересует, заботит, радует. Надо очень многое знать, уметь, понимать, чувствовать сердцем.
Дошкольный возраст называют самой первой ступенькой на пути формирования личности. О важности дошкольного периода в укреплении здоровья, физическом и интеллектуальном развитии, формировании психологических свойств, приобщении к культуре говорят многие специалисты в области детства. С раннего возраста маленький человечек стремится к самостоятельности, пытается познать все новое. Для ребенка-дошкольника значимо все. Но особенно важно, чтобы рядом с ребенком были взрослые, осознающие важность мира дошкольника, ведь именно от их грамотного поведения зависит его будущее.

В это время активно развиваются общие психические процессы и качества личности, приобретаются знания и умения, необходимые каждому человеку. К ним относятся восприятие, мышление, речь, воображение, память, а также любознательность, коммуникативность, компетентность в разных областях действительности. Психические качества не возникают спонтанно, а развиваются в ходе воспитания и обучения, опирающихся на различные виды деятельности: игру, изобразительную деятельность, конструирование, речевое общение, музыкальную деятельность и др.
Поэтому организация разнообразных видов деятельности, соответствующих возрасту ребенка, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении детьми коллективного и (по мере накопления соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, так как в них содержатся начала общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

Ребенок в период с дошкольного до младшего школьного возраста проходит путь от детского любопытства к любознательности, а далее — к исследовательскому интересу, характеризующемуся целенаправленной познавательной деятельностью.
Особенностью дошкольного периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Маленький ребенок очень «пластичен», сенсибелен, легко обучаем. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном было выдвинуто положение о решающей роли в психическом развитии ребенка условий жизни и воспитания, при которых происходит овладение детьми общественным опытом, приводящее не только к накоплению известной совокупности знаний и умений, но и к формированию человеческих душевных качеств и способностей.
Исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что дошкольники обладают значительно большими психофизиологическими возможностями, чем это предполагалось до сих пор, и что при определенных условиях они могут усваивать такие знания, овладевать такими способами умственных действий, приобретать такие нравственно-волевые качества, которые раньше считались недоступными детям этого возраста.
Вместе с тем полученные исследовательские данные говорят о том, что повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.

Во-первых, необходимо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. При построении педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ, необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляют перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.

Во-вторых, психолого-педагогические исследования доказывают, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста, если учение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного урока, а процессе дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности.

В-третьих, результаты психолого-педагогических исследований, проведенных в институте дошкольного образования имени А.В. Запорожца, позволяют сделать вывод о том, что подлинно развивающий характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие специфические для дошкольного возраста новообразования, как формы восприятия пространства и времени, наглядно - образного мышления, творческого воображения и т. д., могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни, воспитания ребенка.

В дошкольном возрасте закладываются и основы нравственности. Но при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, грозящий превратиться впоследствии в гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающих его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфическую детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую эффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.

Согласно этой концепции, оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимы, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которые войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, направленных на сохранение и улучшение здоровья.

В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Развитие личности в дошкольном детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, а также под воздействием доступных средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими его сверстниками и взрослыми людьми. В процессе развития личности ребенка-дошкольника доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Ведь именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Существует такое выражение: «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук». Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод, что период дошкольного возраста в развитии человека имеет очень важное значение. Этот период является уникальным, так как в детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Список литературы:
1. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия»,1998.

3. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 488 с.

 
НатальяЦДата: Среда, 11.05.2011, 19:50 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Департамент образования города Москвы
Московский Гуманитарный Педагогический Институт
Кафедра педагогики

Доклад
По дисциплине «Дошкольная педагогика»
Тема: «Значение и уникальность дошкольного возраста в развитии человека».

Выполнила студентка:
3 курса, группы 10/371 - з
Яцентюк Наталья Владимировна
Преподаватель:
Микляева Юлия Викторовна
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности.
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интел¬лектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощу¬щений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее. Интенсивно протекает физическое развитие. Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до 4-6см. в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10см. в год (период так называемого первого физиологического вытяжения). В этот период особенно важно правильное и обдуманное воздействие на ребенка, на формирование его мышечной и костной ткани, методами физической культуры. Кожные покровы в этом возрасте все более утолщаются, становятся эластич¬нее, количество кровеносных сосудов в них уменьшается, кожа становится более стойкой к механическому воздей-ствию. Поверхность кожи в пересчете на 1кг. веса у детей до 6-7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут лег¬ко перегреваться или переохлаждаться. К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скеле¬та в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обусловливает значи¬тельную нагрузку на скелет ребен¬ка. Поэтому необходим постоянный контроль за позой ребенка, его дви¬жениями и играми. Одновременно важно и воздействие методами физической культуры на указанный процесс развития. Важно, что физические нагрузки в этом воз¬расте необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним, в ходе физического воспитания необхо¬димо постепенно и осторожно. В конце дошкольного возраста заканчивается форми¬рование органов дыхания. Ребра посте¬пенно принимают такое же расположе¬ние, как у взрослых, развивается дыха¬тельная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким - к 7 годам частота дыха¬ний - 23-25 в 1 мин. Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и вы¬носливой. Увеличивается масса сердца, сила его сокращений, оно лучше при¬спосабливается к физическим нагрузкам. Фор¬ма сердца и его расположение стано¬вятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс - к 5 го¬дам до 100 ударов в 1 минуту, к 7 - до 85-90 в минуту.
Нервно-психическое развитие дошкольника достигает значительного уровня. Интеллектуаль¬ное поведение ребенка значительно со¬вершенствуется. Словарный запас посте¬пенно увеличивается до 2000 слов и бо¬лее. В разговоре дети пользуются слож¬ными фразами и предложениями; лю¬бят слушать чтение взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ о прогулке; уверен¬но начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предметы, живот¬ных. Уже достаточно определенно ребе¬нок выражает различные эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяют¬ся и развиваются черты характера, фор¬мируются моральные понятия, пред¬ставления об обязанностях. Дети пов¬торяют многие действия взрослых, поэтому взрослые должны сами строго выполнять все требования, предъяв¬ляемые ими к ребенку. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника, Л.С.Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), а изменением отношения между отдельными функциями. Центральной психической функцией, определяющей остальные процессы в дошкольном возрасте, является память. Мыслить для дошкольника - значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от воспринимаемой ситуации, что дает возможность устанавливать связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает. Воображение - одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Главная потребность дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.
Важнейшим новообразованием этого периода является также произвольное поведение, которое можно определить как поведение, опосредованное нормами и правилами. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, то есть создается предварительный образ своего поведения. Образ поведения, который может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или действий конкретного человека, выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образом, который становится образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания - одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения и т.д.
Таковы основные психические новообразования дошкольного возраста. Все они складываются, проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника.
На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Список литературы.
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2007
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов - М, 1999г.

Здравствуйте, НатальяЦ.
Вами был пройден тест "Дошкольная педагогика".

--------------------------
Во время теста набрано баллов: 30
Результат тестирования: Ваша оценка "Хорошо"
Адрес теста: http://pik100.ucoz.ru/tests/0-5-0
--------------------------

 
IriДата: Среда, 11.05.2011, 21:45 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Доклад по по дисциплине «Дошкольная педагогика»
на тему:
«Значение и уникальность дошкольного возраста в развитии человека»
студентки группы 09/372
заочной формы обучения
Турьяновой Ирины Юрьевны

Значение и уникальность дошкольного возраста в развитии человека.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольника, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания Отечества. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности, в том числе и развития одарённости.
По мнению А.М. Матюшкина, творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2–5 лет, когда закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя.
Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь.
В начале нового столетия стал другим и сам ребёнок дошкольник: у него
замечается повышенная активность, самостоятельность в познании, различных видах деятельности, коммуникации, и в то же время менее значимыми сегодня являются для него книги, заменяемые электронными игрушками, компьютером, мобильным телефоном. Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности ребёнка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств, которое предполагает выявление потенциальных способностей и развитие творческой одарённости, что обеспечит в дальнейшем полноценную жизнедеятельность.
В исследованиях зарубежных и отечественных учёных (К.А. Абульханова_Славская, А. Адлер, В.П. Зинченко, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и др.) заложены основы развития личности, в которых вскрываются источники внешнего, социального, и внутреннего, личностного, развития ребёнка дошкольного возраста. Целостность и многоплановость феномена развивающейся личности дошкольника заключаются в биологическом, психическом, личностном и социальном развитии и проявлении к концу возрастного периода таких новообразований, как самопознание, самоизменение, саморазвитие, что и закладывает предпосылки к развитию одарённости.
Период дошкольного детства в жизни человека объясняется прежде
всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным
созреванием организма и формированием психики: осуществляется быстрое физическое развитие, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, нарастает мышечная масса, увеличивается масса мозга. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества. В это время в полной мере могут проявляться природные задатки, обусловленные наследственными факторами.
Для дошкольного детства характерен психический феномен. Исследования учёных (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения, поэтому многие знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Возрастные особенности проявляются и в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является также развитие и большая пластичность нервной системы, что создаёт благоприятные условия для воспитания и обучения, формирования различных способностей.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребёнка 6–7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети демонстрируют достаточно высокий уровень умственного развития, включающий расчленённое восприятие, обобщённые нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, воспроизводить и создавать различные продукты творчества.
К моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит
интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребёнка снижается, в то же время он становится более
активным в поиске новой информации. Таким образом, дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная с совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти,
воображения и мышления повышают у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке всё более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребёнок 6–7 лет может стремиться к далёкой цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Всё это говорит о том, что дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития творческой и интеллектуальной одарённости ребёнка.
Социальный феномен, который характеризуется интенсивным присвоением ребёнком человеческого опытаво всех сферах жизни, формируется и
развивается в игровой деятельности. В игре происходит присвоение знаний, развиваются воображение, речь, простейшие формы логического мышления, ориентация на общечеловеческие отношения и действия, что позволяет дошкольнику осознать себя как личность. «К 3 годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё "Я", осознавая свою "самость", ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношение с ребёнком, но и он, вычленив (но ещё не осознав) своё "Я", начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми ... В период с 3 до 6 лет, осознав своё "Я" среди других, ребёнок стремится примерить себя к другим,
активно воздействовать на ситуацию; он владеет социальным опытом, социально зафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его социализации-индивидуализации».
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с
тем всё большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребёнка к тем или иным действиям. В поведении старшего
дошкольника отчётливо просматривается этап предварительной ориентировки. Игра требует заранее выработать линию своих действий, поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительных отношений с окружающими. Выполнение определённых правил и в более младшем возрасте служило для ребёнка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте
стремление к признанию становится осознанным, а определяющий мотив –
«вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов. Носителем норм и правил ребёнок считает взрослого, однако при некоторых условиях в этой роли может выступать и он сам. В таком случае его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Добавлено (11.05.2011, 21:45)
---------------------------------------------
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последствия своих поступков, предвосхищает их оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения нарушение этих правил ребёнок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6 лет начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребёнка: формируется система соподчинённых мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребёнку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающее желание. Одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий ребёнка
взрослыми. Дошкольник под влиянием этого процесса изменяется и совершенствуется в своих социально и личностно значимых качествах, таких
как ответственность, миролюбие, толерантность, самоорганизация. На
этой основе проявляется личностный феномен ребёнка дошкольного возрас_
та, который выражается в его способности к самопознанию и самоизменению. Рассмотрим признаки данного феномена.
К 3 годам ребёнок начинает выделять себя как самостоятельно действующего, относительно независимого от взрослого субъекта, и происходит это главным образом в игровой деятельности, ибо в игре и только в ней ребёнок принадлежит себе и действует совершенно самостоятельно, что создает благоприятные условия для проявления инициативности, активности, ответственности. Дошкольник проявляет себя как субъект игровой деятельности и в том, что способен в игре осуществлять рефлексию как универсальный способ построения отношения к собственной
деятельности. Д.Б. Эльконин отмечал, что в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым». Благодаря рефлексивным действиям ребёнок начинает управлять своим поведением, поступками, осмысливает свой опыт и планирует самоизменение. Рефлексивный компонент является запускающим механизмом самовоспитания дошкольников, его контрольно-ревизионным и аналитическим центром. Это свидетельствует о том, что ребёнок, создавая продукты творчества, может
совершенствовать свою творческую деятельность.
Гуманистические тенденции образования определили новый взгляд на детство как на развивающийся социокультурный феномен. Они обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизациция общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых.
Социокультурный феномен дошкольного детства проявляется в освоении культурных ценностей и нравственных норм, накоплении социального опыта. Педагогически ценным является признание в дошкольном возрасте приоритетов развития, суверенности душевной жизни ребёнка. Социокультурный феномен личности ребёнка дошкольного возраста представляет собой целостный процесс развития в виде последовательности формирования отношений: к деятельности, к взрослому, сверстнику, к себе.
Ценности саморазвития дошкольника при оценке отношения к деятельности заключаются в том, что ребёнок может осуществить контроль своей работы. К концу старшего дошкольного возраста вызревают предпосылки учебной деятельности как деятельности коллективной, выполняемой коллективным субъектом. В предшкольной ситуации развития существуют две ведущие деятельности – игровая (в форме индивидуальной деятельности) и учебная (в
форме коллективной деятельности).
При формировании отношения к взрослому устанавливается особый
тип общения со взрослыми – контекстное общение. Оно характеризуется высоким уровнем произвольности, умением видеть условность позиции взрослого. В реализации отношений со сверстниками ребёнок может организовать игру с товарищем, появляются симпатии, стремление подражать кому-либо из детей в группе, увеличивается количество сверстников, принимающих участие в совместной
игре.
По мнению А.Г. Гогоберидзе, ребёнок дошкольного возраста как субъект культурного саморазвития:
– во многом ещё потенциален, т.е. скрыт в истинных своих возможно_
стях и от себя, и от окружающих, поэтому познание его носит скорее
прогностический и вероятностный характер, что накладывает особую
ответственность на познающего;
– не всегда может сообщить информацию о себе, не всегда готов к участию в сложных психодиагностических процедурах, поэтому о нём и его возможностях свидетельствуют не его рассказы и результаты тестов, а его поведение, результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающей действительностью. Это требует от исследователя мира ребёнка тонкого подхода, высокого мастерства, истинной наблюдательности;
– принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто стал взрослым. Детство – это особые культура, отношения, мировосприятие, и оценивать их с «взрослых» позиций
проблематично, что обусловливает необходимость обязательного владения
инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение
фактов определяют постановку «диагноза», который может определить всю
будущую жизнь ребёнка;
– находится на этапе, когда человек развивается чрезвычайно стремительно. Познание ребёнка часто не успевает за его изменениями. Определить «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования – вот задачи педагогической диагностики.
Феномен целенаправленного развития или образования ребёнка приобретает новое качественное своеобразие. Это уже не просто процесс трансляции, передачи культуры в форме знаний и умений, а собственно погружение в культуру, которая становится открытой для обогащения
каждым субъектом. Становясь «центральным феноменом культуры» (В.В. Сериков), образование начинает взаимодействовать с ребёнком, а ребёнок – с образованием, в том смысле как человек творит культуру, а культура – человека (М.С. Каган).
По мнению Д.И. Фельдштейна, в дошкольном детстве формируется новая позиция ребёнка «Я и общество», которая обозначает переход от реализации потребности развивающейся личности в приобщении к обществу до определения своего места в обществе, осознания своего «Я».
При взаимодействии с различными индивидами и группами сверстников у
ребёнка проявляются разноплановые особенности его Я_концепции. В это
время начинает формироваться Я_реальное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я_реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным. Я_перспективное – модель, в которую может быть преобразовано Я_реальное в процессе реализации определённых потребностей. Таким образом, различные межличностные взаимодействия актуализируют у ребёнка перспективные составляющие его Я_образа и создают условия для стабилизации реального Я_образа. Одной из составляющих Я_образа ребёнка дошкольного возраста является самооценка, которая относится к центральным образованиям личности, в значительной степени определяя её социальную адаптацию, и выступает регулятором её поведения и деятельности. Формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном недифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается.
Дошкольное детство представляет собой особое состояние социального
развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка, в значительной мере проявляют своё действие. Именно в этот период происходит интенсивное «впитывание» ребёнком, «приращение» окружающей действительности, «запечатление» в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей, становление субъектного и социокультурного опыта. Именно в дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться личность ребёнка, воспитание в нём таких качеств, как нравственность, духовность, самостоятельность, социальная активность, инициатива, самопознание, поэтому данный возраст
ответствен за дальнейшую жизнедеятельность человека. Л.Н. Толстой в своё время говорил, что от рождения до 6 лет – целая пропасть, от 6 до 18 –
всего один шаг. По мнению А.З. Рахимова, смыслы, схваченные дошкольниками, проходят затем как фундаментальные запечатления, налагающие отпечаток если не на всю жизнь человека, то, наверняка, на значительную её часть. Учёный утверждает, что многие негативные качества личности отдельного человека объясняются недостатками воспитания в дошкольном детстве. Поэтому так важно обращаться к внутреннему содержанию ребёнка_дошкольника, к формированию его духовного мира и
на этой основе осуществлять творческое развитие, только тогда талантливый малыш будет в дальнейшем готов к творческой самореализации.
Таким образом, в современной педагогической науке понятие «дошкольное детство» рассматривается как многомерный феномен, имеющий биологическую и психическую основу и опосредованный социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребёнком культуры всегда носит деятельностный характер – он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, но выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к саморазвитию и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого. Данные факторы свидетельствуют о том, что потенциальные возможности ребёнка дошкольного возраста достаточно велики, и необходимо их развивать, создавая каждому дошкольнику благоприятное творческое образовательное пространство.

Литература
1. Гогоберидзе, А.Г. К проблеме познания и понимания ребёнка дошкольного возраста /А.Г. Гогоберидзе // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании : от теории к практике : сб. науч. ст.
по мат. междунар. науч._практ. Конференции 9–11 апреля 2008 г. – СПб.:Изд_во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008. – С. 10–18.
2. Лисина, М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника / М.И. Лисина //Психологиче_
ские основы формирования личности в услови_
ях общественного воспитания. – М. : Прогресс,1979. – С. 43–54.
3. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопр. психологии. – 1989. – № 6. – С. 29–33.
4. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир/ Е.В. Субботский. – М. :Просвещение, 1981. –290 с.
5. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн //Избранные труды : в 2 т. – М. : Изд_во Моск. психолого_социального ин_та, 2005. – Т. 1. – 568 с.
6. Чумичёва, Р.М. Ценностно_смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) / Р.М. Чумичёва [и др.] – Ростов/н/Д., 2005.
7. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребёнка_дошкольника / Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. –М. : Педагогика, 1966. – С. 254–292.
8. http://www.school2100.ru/

 
ChunchaДата: Четверг, 27.10.2011, 16:33 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте Юлия Викторовна.
Студентка Иванченко К.Ю. группа № 10-371 з/д
прошла тестирование по предмету "Дошкольная педагогика"
27.10.2011 в 16.25.32
под именем Chuncha результат тестирования 31 балл оценка "отлично"
 
ccbecbenedillisДата: Понедельник, 28.11.2016, 12:13 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.xseon.ru/ - рассылка Вашей информации по интернет-ресурсам
 
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Значение дошкольного возраста в развитии человека (Значение дошкольного возраста в развитии человека)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.