Детский сад настоящего:

Четверг, 25.04.2024, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Психологические основы применения средств наглядности - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Психологические основы применения средств наглядности
Психологические основы применения средств наглядности
jenivievaДата: Пятница, 13.05.2011, 21:26 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Доклад
по теме: « Психологические основы применения средств наглядности »

Выполнила: Белова Е.А
Студентка группы 10/II-373-з/Д
Преподаватель : Микляева Ю.В.
Москва, 2011

Все взрослые были когда-то детьми.Уже будучи взрослыми, люди обычно с особой теплотой и лёгкой грустью вспоминают то светлое время, когда они были маленькими.
Стремительный переход к постиндустриальному, информационному обществу, с особой остротой коснулся современного детства. Можно полагать, что современные дети уже не такие, какими были мы в их возрасте. Технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. Особо открытой и чувствительной группой в этом отношении, безусловно, являются дошкольники. Они больше всех восприимчивы к бушующим информационным потокам. Маленькие дети формируются в совершенно новых условиях, которых еще нигде и никогда не было. В первые годы жизни ребенок может очень многое усвоить, в этом есть ценность и прелесть дошкольного возраста и его хотелось бы выделить особо. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
К.Д. Ушинский провозгласил основные дидактические принципы, которыми и на современном этапе руководствуются педагоги, в том числе и дошкольного образования. По его мнению, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития и обучения на родном языке.
Доступность обучения (природосообразность) – содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения.
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала воспитателем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении самостоятельных заданий, при контроле усвоения учебного материала. Наглядность не сводиться к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с другой стороны, формирует представление о взаимосвязи изучаемых явлений с реальной практикой. В процессе обучения воспитатель использует различные методы и приемы. Методы обучения принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые. Наглядные методы занимают большое место в дошкольном обучении и широко используются при сообщении детям новых знаний, их применение связано с особенностями детского мышления. К ним относятся демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.). К пособиям для детей дошкольного возраста предъявляются определенные требования; они должны отвечать конкретным учебно-воспитательным задачам, соответствовать возрасту детей, быть красочными, художественными, привлекательными, качественно-выполненными. Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Большое место среди практических методов занимают упражнения в разных видах деятельности, в результате которых у детей формируются требуемые умения и навыки. В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Применение принципа наглядности при проведении музыкальных занятий в детском саду. Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Музыка – источник особой детской радости, она помогает ребенку осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. В детских садах на музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Для их эмоционального развития используются дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать достаточно сложные умения и навыки. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. При проведении музыкальных занятий принцип наглядности в обучении понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.
Организация музыкально-ритмических занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Для каждого упражнения, игры, танца выбирается наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально – двигательного задания. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.
Метод наглядности включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.). Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально – двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у дошкольников импровизации движений под музыку. Также дети знакомятся с различными музыкальными инструментами – духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) ,что позволяет им различать тембры разных музыкальных инструментов. Организация внимания детей во многом зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. Для развития устойчивости внимания на занятиях используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»).Кроме того, на занятиях обширно используются имитационно-образные движения «подсказанные» текстом русского фольклора, народными потешками («печем оладушки», игры с «ручками-птичками », пропевание уменьшительно-ласкательной формы своего имени и другие). Все это настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу в музыкально-игровой деятельности. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.
Замечено, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

 
Форум » Наш форум » Дошкольное образование » Психологические основы применения средств наглядности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.