Детский сад настоящего:

Четверг, 26.12.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Сюжетно-релевая игра - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Сюжетно-релевая игра
SelenaДата: Среда, 03.03.2010, 10:05 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
К 2,6 годам ребенок обычно уже овладевает сюжетной игрой, а предстоит ему овладеть сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра отличается от игры сюжетной, прежде всего принятием на себя роли другого человека.
Эта способность перевоплощаться в другого проявляется у ребенка к 3 годам, если проводится соответствующая педагогическая работа.
Авторы программы «Радуга» рассматривают формирование у детей способности « превращаться в другого» как первый и самый важный шаг к овладению сюжетно-ролевой игрой. И считают необходимым проведение целенаправленной работы по подготовке детей к принятию роли, начиная с 2,6 лет.
Они предлагают такую последовательность превращений:
1. Знакомые и приятные детям животные и птицы
2. Интересные детям предметы, в первую очередь движущиеся (машина, паровоз)
3. Взрослые, чьи профессии имеют внешний атрибут.
Вхождение в образ животных и птиц.
Первая часть игры:
Взрослый показывает детям, как можно принимать на себя образ другого и как это легко и интересно.
а) Взрослый четко обозначает себя образом другого («Я буду лисой»)
б) Раскрывает образ, описывает внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешности.
в) Рассказывает, где персонаж живет, какой у него домик, как он называется (дупло, нока, берлога). Полезно показать картинку, на которой персонаж нарисован со своим домиком.
г) Знакомит с тем, чем персонаж питается.
д) Закончив рассказывать про персонаж, взрослый буквально в 2-3 предложениях сообщает детям, что остался без детенышей, что он без них скучает, очень хочет из снова их иметь. Затем задает вопрос: «Кто хочет быть моим... (бельчонком, лисенком)?»
е) Взрослый определяет, насколько дети вообразили себя «другими» и заодно помогает им утвердиться в новом образе. Для этого задает такие вопросы:
-Лисята, а где у вас ушки?
-Ну, а хвостики у вас есть?
-А нюхать-то вы умеете? А как, покажите.
Вторая часть игры:
Взрослый продлевает пребывание детей в образе какого-либо персонажа. Разыгрывает с ними ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий таких, которые позволяют удержать в игре большую часть детей. Затем организует логическое завершение игры.
Несколько советов:
1. Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно провести только первую ее часть.
2. Организуя вторую половину игры, не следует затягивать ее по времени. Дети должны получить удовольствие от игры, от общения с взрослым, а не перенасытиться. Иначе вы можете потерять свое влияние на детей не только в игре, но и в быту.
3. Целостный образа состоит как бы из четырех частей: внешний вид, где живет, что ест, что умеет делать. Воспитатель на первом занятии спрашивает у детей ¼ часть образа, на втором – 2/4 , на третьем занятии – ¾ , а на четвертом –4/4, при этом сам он каждый раз дает весь образец целиком
Пример.
Я – кошка.
У меня пушистая шерстка и мягкие лапки, а в лапках царапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки).
Живу я в доме, у людей. Лакаю молочко, сметану. Обожаю ловить мышек.
А знаете, что я люблю больше всего на свете - играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я его достаю лапкой. А еще.. Я люблю играть со своим хозяином – Петей. Он бегает от меня, а я ловлю бумажку на нитке, которую он дергает. Я поймаю бумажку, а он меня гладит по спинке, умницей называет. Мне нравится, когда меня ласкаю, я и мурлычу: - Мур, МУР. – Мяу.
Да вот беда. Уехал мой хозяин Петя к бабушке. Теперь я скучаю, не с кем мне играть. И котят у меня нет. Вот были бы котята, я бы поиграла с ними. Мы полазили бы по лесенкам, побегали бы за мячами и намяукались бы вдоволь Мяу – мяу, хочу, чтобы у меня были котята. Кто хочет быть моими котятами?.

Юдина Наталья 09/372 - 3

Сообщение отредактировал Selena - Среда, 03.03.2010, 10:07
 
НаталкаДата: Среда, 03.03.2010, 14:26 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Сюжетно-ролевая игра.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Это наиболее доступный и понятный вид игры. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Широкое использование в игре предметов-заменителей в дальнейшем позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем, символов и знаков.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Примерный конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада
Программное содержание:
1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»
Примерный ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль,
и машина мчится вдаль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городок «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью,
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный,
Со своей бригадой он,
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов,
И стройней и выше.
Говорят до облаков,
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

Ефремова Наталья группа 09/372 - з

 
KEN377Дата: Среда, 10.03.2010, 18:01 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Оборудование для организации сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

Сегодня ребенка окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и т.д. Все эти материалы и оборудование созданы взрослыми, для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания доступным и привлекательным для ребенка.
Однако ребенок всегда стремится к действию в роли взрослого. Поэтому особое место в жизни старших дошкольников занимает сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей, желающих в своей игре отразить окружающую их действительность, взаимоотношения между людьми. Такая игра становится особенно привлекательной, так как дает возможность самостоятельно, по-своему распорядиться своими интересами, наклонностями, способностями, воображением.
С развитием общества меняется и тематическое содержание сюжетно-ролевых игр. Дети стали играть "в спасателей", "автосервис", "в выборы", "в митинг" и т.д., но как бы ни различны были сюжеты игр – это всегда будет окружающий ребенка мир.
Различают следующие сюжеты детских игр:
Производственные ("магазин", "поликлиника (больница)", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
Бытовые ("семья", "детский сад", "домашние дела" ("стирка", "уборка", "приготовление пищи"), "на даче", "семейный праздник" и т.д.)
Общественно-политические ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

Для организации сюжетно-ролевых игр в старших группах можно использовать следующее оборудование.
Организация игр с производственным сюжетом:
Для игры "в магазин" желательно иметь следующее:
Набор "Супермаркет", в который включены витрина, зонтик, вывески, весы, ценники, денежные купюры, а также муляжи разнообразных фруктов и овощей (лимоны, лук, морковь, кукуруза, томаты, мандарины и др.)
Настольный набор "Магазин новый", который предусматривает оборудование рабочего места продавца на столе для игр, а также весы, кассовый аппарат, монеты, муляжи фруктов и овощей.
Весы игрушечные;
Кассовый аппарат игрушечный;
Набор фруктов (в корзинку упакованы муляжи инжира, сливы, груши, банана, клубники, абрикоса, мандарина, лимона, винограда зеленого и черного, персика, яблока).
Набор овощей (в специальном контейнере находятся муляжи картофеля, перца желтого, зеленого и красного), лука-порея, кабачка, кукурузы, томата, чеснока, лука репчатого.

Для игры "в больницу" ("поликлинику", "скорую помощь") предлагаются:
Игровая зона "Больница новая" (можно использовать для обозначения игрового пространства: пост медицинской сестры в больнице, регистратура в поликлинике, аптечный прилавок и т.д.)
"Больница игровая" (включает в себя следующее оборудование: ростомер, ширму, стол окулиста, кушетку, напольные весы)
Тележка доктора с инструментами (фонендоскоп, лоток, пинцет, шприц, разнообразные упаковки "с лекарствами", лейкопластырь, ножницы, термометр медицинский, молоток невропатолога и др.)
Игрушечный чемоданчик доктора (в нем находятся: лоток, ножницы, пластырь, гипсовая лангетка, баночка для таблеток, капсулы, шприц, фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких и др.)
Игрушка "Машина скорой помощи";
Детский телефон;
Разнообразные куклы и много другое.
Следует подчеркнуть, что от фантазии и интересов детей зависит во многом и развитие игрового эпизода, и распределение ролей и образов. Есть игры, которые усиливают желание ребенка выполнять роль взрослого. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор сюжета игры определяется степенью переживания ребенка, который хочет отразить свои повседневные впечатления в игре. В этом ему помогут следующие игровые комплекты:

Набор инструментов слесарный (дрель, клещи, отвертки, болты, гайки, различные крепежные детали, ножовка, молоток, защитные очки, каска, значки по технике безопасности и др.)
Набор инструментов столярный (молоток, тиски, дрель, пила, стамеска, отвертка, рулетка и др.)
Набор "Парикмахерская" (включает в себя различные расчески, фен, зеркало, резинки для волос, заколки, бигуди, мыло, шампунь, лак и др.)
Косметический набор (содержит бижутерию для куклы, косметическую сумочку, пудреницу, лак, различные расчески, заколки, резинки, зеркало, шампунь, фен и др.)

Организация игр с бытовым сюжетом
Детям всегда приятно играть в то, о чем они имеют наиболее яркие представления, поэтому нередко содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников определяется влиянием семьи. Этим объясняется многообразие сюжетов бытового типа игры: "на даче", "семейный праздник", "дома, после работы" и т.д., а игрушки побуждают возникновение игр, связанных с содержанием того, что оказало на детей впечатление в быту.

Во все времена девочки играли с куклами "в дочки-матери", а мальчики брали на себя роль папы. Это естественно, ведь именно семья дает ребенку первые впечатления об окружающем мире. Подражая домашней работе взрослых, дети учатся выполнять домашние обязанности: вытирать пыль с кукольной мебели, подметать пол "в своем доме", стирать кукольное белье, готовить обед, заботится о малыше - кукле. Для организации этого типа игр можно предложить детям следующее оборудование:
Набор детской игровой мебели (прихожая, буфет, кухонная плита, разделочный стол, стиральная машинка, микроволновая печь)
Наборы мягкой мебели (разнообразные диваны и кресла)
Наборы мебели для куклы (столы, стулья, шкафы для одежды и посуды, кровать)
Игровой набор "Кухня" (плита с духовкой, мойка, воздухоочиститель, кастрюля, сковорода, чашки, ложки, вилки, нож, тарелки, чайник)
Различные наборы кухонной и столовой посуды
Наборы чайного и кофейного сервизов
Наборы для стирки, глажки, сушки
и многие другие.

Клименко Елена 09/377-зД

Сообщение отредактировал KEN377 - Среда, 10.03.2010, 18:02
 
lisenokДата: Воскресенье, 14.03.2010, 13:48 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
"Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре"

Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя.
Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры.
Организация детского коллектива в игре - и предпосылка успеха работы, и один из её результатов. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива, а сформированность, наличие перечисленных выше качеств помогают установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

Существует два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:
через игровой образ;
через выполнение принятых в группе норм поведения.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Рекомендации для воспитателей.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важно расположить его к воспитателю, товарищам, облегчить переход к новым условиям жизни.
В групповой комнате должно быть достаточно игрушек, чтобы ребёнок имел возможность выбрать самую для него привлекательную.
Воспитателю необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый ребёнок, как каждый из детей относится к сверстникам, кто из детей умеет играть вместе.
Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для "игр рядом". С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми.
Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

- Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей.. Ребёнок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.
- В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.
- В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.
- Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.
- С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.
- Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. - ----Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.
- В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.
- Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.

Сорокина Олеся Михайловна 09/372-з

 
Len04k@Дата: Четверг, 25.03.2010, 21:02 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Педагогическое руководство сюжетно – ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте.
Руководство игрой не простое дело. Это тонкий и сложный процесс, требующий проявления такта, знания законов игры, понимания ребенка, уважения к нему.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства.
Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет , не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребёнка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребёнку.
Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. Тема игры – это явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себе различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придаёт роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребёнка, который его изображают. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребёнку и привлекающие его внимание.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д.
Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договариваться, создавать игровую обстановку и справедливо разрешать возникающие конфликты .

Горохова Елена 09/375
 
BazyukaДата: Понедельник, 29.03.2010, 20:10 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Как научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры?
Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют "ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.
После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.
Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.
Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.
И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.
Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности, последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" вашего малыша.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.
В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.
Базыкина Екатерина 09\373-3д


Сообщение отредактировал Bazyuka - Понедельник, 29.03.2010, 20:12
 
OlmeraДата: Среда, 07.04.2010, 08:23 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Организация игры в первой младшей группе

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. К трем — трем с половиной годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры — умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.
Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье. (Приведенные в этой главе рекомендации по организации игры могут использоваться по отношению к детям достаточно широкого возрастного диапазона: от полутора до трех — трех с половиной лет.)
Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
В психологических и педагогических исследованиях показано, что интерес к сверстникам обнаруживается у детей достаточно рано, уже в начале второго года жизни Однако, если не учить детей играть друг с другом, устанавливать содержательное взаимодействие, они могут неадекватно реагировать на действия сверстников, воспринимать их как угрожающие. Это нередко порождает неблагополучную эмоциональную атмосферу в группах, где есть дети раннего возраста, приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям детей (плач, крики и т. п.).
(Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые «катающиеся» предметы (мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Для проведения такой работы нужны скамеечка или банкетка (не менее полутораметровой длины) и мячик.
Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамеечки, сам встает у другого конца и обращается к ребенку: «Давай поиграем! Будем мячик катать!» Взрослый прокатывает мяч по скамейке к ребенку и стимулирует его ответное действие: «А теперь ты мне!» Достаточно 4—6 обменов мячом, чтобы ребенок освоил такого рода действия. Можно поиграть так со всеми малышами поочередно.
Чтобы переключить в дальнейшем детей на партнеров-сверстников, надо продемонстрировать им целостную схему взаимодействия. Для этого воспитатель может покатать мяч вдвоем с няней: «Ребята, посмотрите, как мы с няней поиграем!.. Кто теперь так хочет поиграть?
Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п.). Например, воспитатель предлагает двум малышам: «Давайте построим башню. Я положила первый кубик. Петя, теперь ты клади кубик, сверху. А теперь — Оля. Теперь опять Петя. Получится высокая башня. Ох, сломалась башня! Давайте, снова строить!» Таким же образом можно организовать совместную сборку пирамидки. Каждый раз воспитатель может организовать взаимодействие двух-трех пар детей.!
Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат — изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слезы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе. (Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем
Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что делает ребенок фактически, и то, что данное действие означает, какой смысл оно имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в разных по типу условных действиях. Например, ребенок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие «кормления» посредством игрушечной ложки, т. е. сюжетной игрушки-копии настоящей вещи. Ребенок может кормить куклу палочкой — действовать с предметом-заместителем, мало похожим на ложку. И наконец, он может лишь осуществлять движения, напоминающие «кормление» ложкой, — действовать с воображаемым предметом. Пока ребенок играет один, ему вполне достаточно подразумевать смысл осуществляемого действия. Но если появляется партнер — взрослый или сверстник, — он тоже должен понимать смысл этого действия. По степени «понятности» для партнера три типа игрового действия существенно различаются. Если действие с сюжетной игрушкой говорит само за себя, то смысл действий с предметом-заместителем и воображаемым предметом может быть не вполне ясен. Для того чтобы быть понятым партнером, ребенку нужно назвать, пояснить само игровое действие или условное значение предмета («Я кормлю», «Это у меня ложка»).
(Задача педагога — сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. В практике работы воспитателей наиболее распространенным приемом руководства игрой детей раннего возраста являются так называемые игры-инсценировки. Предполагается, что они способствуют расширению детских представлений и тем самым обогащают содержание самостоятельной игры ребенка. Кроме того, педагогами культивируется «игра рядом», т. е. ребенка приучают сосредоточенно играть, перенося в свою деятельность полученное из игры-инсценировки дидактическое содержание и не вмешиваясь в игру сверстника. Такие установки и приемы не вполне эффективны в плане формирования у детей игровых умений. Игра-инсценировка, по сути, рассчитана на решение дидактических задач; содержание, развертываемое в ней педагогом, «закрывает» от ребенка само условное действие. Культивирование же «игры рядом» замедляет появление у детей умений вступать в игровые контакты друг с другом, препятствует ориентации на сверстника как возможного партнера по игре.
Овладение ребенком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствуют о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.
В большой группе детей (20—25 человек) на формирование у них условных действий с предметом, умений развертывать двухфазные сюжеты воспитатель затрачивает 2— 3 месяца. В дальнейшем его совместная игра с детьми должна строиться уже на большем учете степени продвинутости детей в овладении игровыми умениями: менее продвинутые дети должны чаще втягиваться воспитателем в совместную с ним игру.
Реализуемое таким образом формирование у детей условных игровых действий соответствует общим принципам организации сюжетной игры: формирование условного игрового действия происходит в совместной игре взрослого с ребенком (детьми), где взрослый делает акцент на условном действии с предметом и начинает ориентировать ребенка на вербальное обозначение смысла этого действия, на обращение игрового действия к партнеру-сверстнику. Уже на этом этапе организация игры носит двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей.)

Меркулова Ольга 09\373-3д

 
lusia1973Дата: Вторник, 15.06.2010, 00:12 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Игра как средство нравственного воспитания.

Игра- одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Отношения между членами семьи вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям и переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек. Игровое хозяйство пополняется стихийно.
Правильный подбор игрового материала побуждает детей к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных интересов.
Но и при наличии достаточного количества игрушек в семье разрешается использовать в играх предметы домашнего быта. В играх эти предметы сохраняют свои функции ( из ложки кормят куклу, из стакана пьют) или приобретают новые ( стул служит кабиной машины, кроватью кукле и т.п.), развивая детскую фантазию, дополняя, обогащая сюжет, игровой замысел, содержание игры.
Не понимая педагогического значения детской игры, родители не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения.
Многие родители стремятся постоянно пополнять игровое хозяйство ребенка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребенку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре- значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Этим игровое общение отличается от повседневного, при котором родители выступают наставниками. Родителям необходимо знать, что совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг интересов семьи, эмоционально удовлетворяют взрослых и детей, дают возможность более глубоко понимать ребенка, целенаправленно осуществлять его развитие.
Работа с родителями по этой проблеме содержит следующее:
- помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, используя для этого игру;
- осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми;
- помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка в ходе игры. Работники детского сада стремятся разносторонне рассматривать проблему нравственного воспитания детей в игре, учитывая возрастные особенности детей, сочетая теоретические положения педагогики и психологии с анализом конкретных фактов воспитания детей в семье, опираясь на личный опыт родителей и одновременно вооружая их конкретными приемами педагогического воздействия на детей. Для этого воспитатель знакомится с условиями нравственного воспитания детей в каждой семье.
Наиболее эффективный и экономный путь изучения условий воспитания детей в семье-посещение семей. Оно позволяет детально проанализировать педагогические условия нравственного воспитания детей в игре, выявить лучший опыт, а также оказать конкретную помощь семье.
С родителями необходимо вести постоянные беседы о роли игры в жизни детей, ведь игра-ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которому подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых.
Все это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному вомпитанию детей, является подбор игрушек.
Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры.
Главное при покупке игрушки-их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.
Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет еще планировать игру. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.
Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их.
Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей нравственное вопитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в "семью", воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям.
Подготовка к семейной жизни молодых людей с дошкольного возраста-это воспитание чуткости, способности к сопереживанию, умения замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях. В игре он выражает свое отношение к ним, свои желания.
Отсутствие в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр детей и не способствует их нравственному воспитанию.
Педагог должен говорить с родителями о том, что семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Дошкольник стремится быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца или мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка-матери.
Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольников в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью.
Игра- одна из форм общения старшего дошкольника, в которой он активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях.

Васильева Людмила гр.375 з/д

 
olgaromaniuk883Дата: Пятница, 10.02.2017, 13:06 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
спасибо за статью
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.