Детский сад настоящего:

Понедельник, 06.05.2024, 01:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 100 резервов                                                                                                                       
Главная Путешествие в страну мозаики - ФорумРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Путешествие в страну мозаики
Путешествие в страну мозаики
ElenaByanovaДата: Воскресенье, 07.03.2010, 14:43 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Весёлое путешествие в страну мозаики

Не каждый ребенок знает, что такое мозаика, и поэто¬му задает этот вопрос. Вот что об этом искусстве написал В.И. Даль в толковом словаре: «Мозаика — мозаичное или мусийное искусство и произведение его — искусство подра¬жать живописи набором мелких цветных камней и сте¬кол» .
Мозаика — один из основных видов монументально-декоративного искусства. Для работы используют галь¬ку, камни разных размеров, непрозрачное стекло — смаль¬ту, керамическую плитку и т. п. Эти материалы закрепляют на поверхности по определенному рисунку, узору. Мозаикой украшали и украшают главным образом наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, отделывают сооружения малых архитектурных форм - фонтаны, сте¬ны и др.
Мозаичные работы имеют древнюю историю. В Древ¬нем Египте мозаика из пластинок и кубиков из природ¬ных камней применялась для инкрустации различных изделий бытового назначения. В ней использовались так¬же и полудрагоценные, и драгоценные камни.
Исключительны достижения древнерусских художни¬ков Киева и Новгорода, создавших еще в X—XI вв. первоклассные произведения мозаичной живописи, фрагмен¬тарно сохранившиеся до наших дней. Вклад древнерусских мастеров мозаики в технику мозаичной живописи огромен. Киевские мастера-смальтовары, отличавшиеся для их эпохи искусством плавки и варки цветных сте¬кол, являются изобретателями современного, нового вида стекольно-каменных смальт. Созданная ими в X—XI вв. палитра смальт, отличавшаяся исключительным разно¬образием и богатством оттенков и тонов, красотой, изу¬мительной прочностью и стойкостью во времени, являет¬ся в мозаичной живописи наиболее совершенной.
Возрожденная во второй половине XVIII столетия русская мозаичная живопись обязана своим расцве¬том М.В. Ломоносову, положившему много труда на орга¬низацию, научно-исследовательскую и творческую рабо¬ту в области мозаики. Он не только воссоздал русскую монументальную и станковую мозаичную живопись, но и внес много нового и ценного в ее технику и материалы. М.В. Ломоносов не только сумел разработать рецептуру и технологические способы плавки и варки цветных сте¬кол, но и изобрел и сконструировал ряд приспособлений и станков для разрезания смальтовых заготовок, для шли¬фования и полирования мозаик. Им впервые был изобре¬тен способ горячего прессования стволиков смальт.
В XIX столетии, главным образом во второй половине, происходит дальнейшее развитие русской мозаичной живописи, и русские художники создают ряд первокласс¬ных мозаик. В этот период много ценного внесли в тех¬нологию изготовления материалов мозаичной живопи¬си, в частности смальт, выдающиеся мастера смальтоварения, инженеры-технологи П.И. Михайлов, СП. Пету¬хов и В,И. Селезнев,, много и плодотворно работавшие в этой области. Так была создана исключительная по свое¬му богатству палитра смальт, занимавшая, по свидетель¬ству современников, первое место в мире.
Настоящие мозаичные работы выполняют надолго, и этим занимаются специальные художники, но элементы мозаичных работ доступны и детям. Можно использовать для мозаичных работ разные ма¬териалы: бумагу, пайетки, горох, фасоль, крупы, мака¬ронные изделия, поролон, карандашные стружки, вату, фольгу, пластилин, бисер, журнальные иллюстрации.
Мозаичные работы развивают у детей усидчивость, аккуратность, точность, способствуют развитию зрительно-моторных координаций. Создаются условия для интеграции умственной и практической деятельности.

Добавлено (07.03.2010, 14:43)
---------------------------------------------
Мозаика из цветной бумаги — это самый доступный вид мозаик для детского творчества и дети с удоволь¬ствием выполняют этот вид работы, всякий раз приду¬мывая, как лучше оформить ее. Это один из видов работ с использованием бросового материала, в том числе об¬резков цветной бумаги, которые зачастую просто выб¬расываются. Эти работы помогают воспитывать у де¬тей экономное отношение к бумаге. Цветную бумагу предварительно лучше нарезать небольшими полосками (0,5—1 см на 10—15 см), а за¬тем полоски разрезать на квадраты. Бумагу разных цветов не следует смешивать, а лучше положить в от¬дельные кучки по цвету. Сразу наклеивать кусочки не рекомендуется. Сначала надо уложить их по рисунку, посмотреть, хорошо ли получается, а затем приступить к наклеиванию. Наклеивание кусочков можно производить разны¬ми способами: либо намазать (не густо) небольшой уча¬сток рисунка и накладывать на него цветные кусочки, либо смазывать обратную сторону каждого кусочка бумаги. При наклеивании между кусочками необходимо ос¬тавлять небольшие просветы. Это придает изображе¬нию специфический мозаичный вид. Можно проводить мозаику, не вырезая кусочки бу¬маги, а отрывая их руками. Необходимо предупредить, чтобы дети отрывали не слишком большие и не слиш¬ком маленькие кусочки бумаги. Оторванные кусочки имеют неправильную форму, белые края.
Мозаика из кружочков цветной бумаги очень нра¬вится детям. Так как работы, выполненные с помо¬щью этого вида мозаики, красивые и интересные. Для создания такой мозаики хорошо пользоваться клеем-карандашом, так как он не оставляет пятен клея на бумаге. На кружочек легко нанести нужное количе¬ство клея. Так как понадобится большое количество кружочков, то делать их лучше, пользуясь приемом складывания бумаги гармошкой и одновременно выре¬зая несколько кружочков. Обрезки, которые будут оставать¬ся у детей, можно будет использовать для изготовле¬ния мозаики другого вида.
Мозаика из комочков бумаги. Предлагаемый вид работы очень интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки. Комочки скатывать можно двумя способами: 1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и складывается в комочек. 2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски ши¬риной 3 см, затем разрывается приблизительно на оди¬наковые части. Из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы. Цветные комочки рекомендуем приклеивать на клей ПВА. Комочки следует приклеивать плотно друг к дру¬гу, чтобы между ними не оставалось пустого места. При аккуратном выполнении ваши работы будут объемными и красивыми.
Интересен вид мозаики из пайеток и бисера. Работы получаются яркие и блестящие, а это очень нравится детям. Пайетки широко используются для оформления танцевальных и национальных костюмов и бывают разных форм и размеров. Существует несколько способов выполне¬ния мозаики из пайеток. Крепятся они либо клеем ПВА и «Момент», либо с помощью специальной лески для пришивания пайеток, а для самых маленьких детей лучше всего приклеиваются пайетки на пластилин. Когда вы решите воспользоваться вторым способом, то есть пришиванием пайеток к картону, то обязательно перед началом работы повторите с детьми правила об¬ращения с иголкой, ножницами и правила пришива¬ния пуговиц, так как пайетки пришиваются аналогич¬но пуговицам. Если вы решите крепить пайетки на пла¬стилин, то перед работой не забудьте обезжирить пла¬стилин, предварительно размяв и положив его на газе¬ту. Потом нанесите тонкий слой пластилина на то ме¬сто в работе, на которое вы хотите наклеить пайетки расположите их и слегка вдавите в пластилин. Вы мо¬жете выбрать любой из понравившихся вам способов.
Мозаика из фольги - это один из видов работы с бросовым материалом. Во всех шоколадных конфетах есть вкладыши из фольги, которые легко свернуть в шарики. Работы смотрятся объемными и красивыми. Фольга хорошо крепится на клей ПВА.
Очень нравятся детям работы из стружки каранда¬ша. Это одна из разновидностей работ с бросовым ма¬териалом. Очень оригинальной получается мозаика, которая изображает животных, птиц, пресмыкающих¬ся, насекомых. Данный вид работ - способствует разви¬тию внимания, мелкой моторики рук, наблюдательно¬сти, фантазии. Их можно делать как полностью из стружки карандаша, так и комбинируя с другими ма¬териалами. Вам понадобятся: наборы картона, цветной бумаги, карандашей, острая точилка, клей ПВА, гелевые ручки, фломастеры.
Мозаика из гороха, фасоли. Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох мож¬но приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. Рекомендую использовать клей ПВА, так как пла¬стилин оставляет жирные пятна. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками, лаком для ногтей.
Мозаика из круп. Для этого вида мозаики подойдут различные кру¬пы: пшено, рис, гречка, манка и т. д. Рекомендую выполнять работы с использованием клея ПВА, пластилина. Пос¬ле приклеивания крупы работу необходимо положить под пресс.
Мозаика из поролона. Поролон — мягкий, эластичный, пористый непроз¬рачный материал; бывает разного цвета; впитывает влагу; заменяет волокнистые материалы, ткань; исполь¬зуется для изготовления мебели, бытовых предметов (мочалок, ковриков и т. д.). Работы из поролона выглядят объемными и привле¬кательными. Дети их с удовольствием выполняют. Чтобы работы получились красивыми, нужно подобрать поролон яркого цвета. Для этого хорошо подойдут губ¬ки для мытья посуды. Кусочки поролона можно прикреплять с помощью клея ПВА и клея-карандаша, более трудоемкий про¬цесс занимает пришивание поролона.
С большим увлечением дети выкладывают мозаичные работы из ваты. Работы получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные шарики. Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и скатывать в шарики. Если шарики плохо скатыва¬ются, руки можно немного смочить водой. Ватные ша¬рики лучше всего приклеивать, используя клей-каран¬даш. Не следует сразу смазывать всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно раскрасить гуашью.
Изготовление мозаичных украшений из яичной скор¬лупы — дело не новое, но большинству людей этот вид работы неизвестен. Простота, новизна и декоративность мозаики раду¬ют каждого, а особенно детей. Занятие мозаикой про¬буждает в них фантазию, учит мечтать и эксперимен¬тировать, удовлетворяет их внутреннюю потребность украшать окружающее. Для мозаичной работы необходимы: картон, краски или гуашь, скорлупа яиц, клей ПВА, карандаши, кис¬точки для клея и красок, тряпочка. Начальный этап работы — подготовка скорлупы. Прежде всего, ее следует осторожно промыть теплой водой: на поверхности скорлупы есть малозаметный жир, и если его не удалить, краска будет ложиться неровно, а порою стекать со скорлупы. На практике проверено, что по своей технологии занятие мозаикой посильно всем детям. До выполне¬ния этой работы дети, возможно, и не знали, что скор¬лупой, которую выбрасывают, можно украсить картон¬ные коробки, поздравительные открытки, выполнить
из нее интересные, красочные картинки и многое дру¬гое. Окрасить скорлупу в нужный цвет можно кисточ¬кой. Окрашивая, надо стремиться, чтобы краска ложилась равномерно. Цвет красок и их тона подбира¬ются в зависимости от композиции.
P.S. Первые учебные работы должны быть простыми. Во всех работах сначала выполняется контур, а затем середина.

 
Форум » Наш форум » Психолого-педагогическая мастерская » Путешествие в страну мозаики
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © к.п.н. Микляева Н.В.