XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи. Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи способствуют формированию творческой личности, подчеркивает и то, что именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественных образов реконструировать и переживать ту или иную эпоху. Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в научный оборот в начале XXв в Германии. В нашей стране это понятие начало употребляться в начале 70-х годов прошлого столетия. Время заставляет нас искать в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет вырабатываться «инстинкт культуры». Что влияет на создание мини – музеев в ДОУ? - распад связи времен: разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в состоянии конфронтации. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания друг с другом. - дошкольные учреждения посещают дети разных национальностей; - наступление массовой культуры сводит на нет истинные ценности: на смену им приходят мимолетные, ложные, которые мешают формированию вкуса подрастающего поколения.
На первый план выдвигаются задачи помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности:
формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами; формированию визуальной культуры; Формированию навыков познавательной деятельности; развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.
Цели и задачи мини-музея:
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора у дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини-музеи.
Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».
Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма-раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы. Идеальных условий нет, если это не предусмотрено в проекте застройки детского сада.
Размещение мини-музея в групповом помещении.
Этот вариант представляет возможность выстраивать материал музея постепенно. По мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр. Однако, расположение мини-музея в группе имеет минусы. Доступ к нему имеет одна группа. Удаленность от раздевальной комнаты ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того родители других групп не имеют полного представления о работе музея. Кроме того родители детей других групп не имеют полного представления о работе данного музея.
Размещение мини-музея в раздевальной комнате.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, как и в группе. Кроме того у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Размещение мини-музея в изостудии.
На первый взгляд такой вариант размещения вполне уместен. Можно выделить пространство для экспонатов народного декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома). Но чтобы мини-музей не сливался с общим фоном изостудии необходимо проявить большие дизайнерские способности.
Размещение мини-музея в холлах.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В тоже время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Оформление мини-музея.
Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет зависеть от удачного расположения и привлекательности экспонатов.
Виды оформления мини-музея:
1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости
(музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).
2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже).
(музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).
3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы в мини-музее:
1. Беседы с детьми.
2. Экскурсии для детей и родителей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
5. Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
Калачева Олеся 09/372з